Архив номеров

    К ДОСКЕ
  ВЫЖИВЕТ ЛИ ТВЕРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ Вряд ли кому-то нужно объяснять, в каком сложном положении оказалась сегодня российская средняя и высшая школа. Тем не менее, наши вузы не только выживают, но и пытаются развиваться. О том, как удается преодолевать трудности старейшему тверскому учебному заведению - Тверскому государственному университету, рассказывает его ректор Алексей КУДИНОВ.

ПЕРВЫЙ наш воп-рос был обращен в прошлое, в 1997 год, когда прини-малась "Программа по развитию Тверской области на 2003 год". Как известно, такие документы предполагают отдельные статьи по культуре, образованию и здравоохранению.
      Нас интересовало, какие пункты данной Программы предусматривали изменения в сфере вузовского образования в Твери и какие результаты уже достигнуты за прошедшие три года в соответствии с положениями Программы.
      - ТвГУ явился одним из основных разработчиков Программы по образованию. Одной из главных целей, поставленной перед школами и вузами, стало расширение образовательных услуг и укрепление материальной базы учебных заведений области. За последние несколько лет ТвГУ увеличил число предлагаемых специальностей более чем в 2 раза (с 14 до 35). Причем это касается основного приема, то есть мест, предусмотренных бюджетом. Только за последние два года был введен ряд новых специальностей, например, компьютерная безопасность, физика твердого тела, радиофизика, логопедия, музыковедение, открыты новые факультеты, среди них факультет управления и социологии и факультет психологии и социальной работы. Сейчас в ТвГУ 13 учебных факультетов.
      Открытие таких специальностей, как "Физика твердого тела" и "Радиофизика", свидетельствует о повышении интереса к естественнонаучным дисциплинам, этот факт подтверждает и динамика конкурса при поступлении.
      ТвГУ предоставляет новые возможности и в получении среднего специального образования. На базе университета действуют 3 колледжа: юридический, иностранных языков и управления и социологии. Платные услуги для всех, кто заинтересован в изучении иностранных языков, предоставляет лингвоцентр.
      Второй год при поддержке администрации области существует общеобразовательный лицей, работающий в гуманитарном и естественнонаучном направлениях. В ближайшем будущем планируется расширение приема в лицей до 100 человек.
      В рамках регионализации (еще один пункт Программы, предусматривающий развитие образования в области) был открыт университетский филиал в Ржеве.
      Это пока только первые результаты деятельности ТвГУ по Программе, в дальнейшем планируется постепенное расширение сети образовательных услуг ТвГУ и укрепление материально-учебной базы.
      - Хотелось бы узнать, как сегодня решается чрезвычайно актуальная для студентов проблема социального обеспечения. Например, проблема питания.
      
- Сегодня пункты общественного питания открыты во всех корпусах ТвГУ. Это буфеты в корпусах "Б", №4, №2, №9. Столовая в корпусах №5, №3. Кафетерий и магазин на Соминке и столовая во дворе главного корпуса университета. Новые экономические условия значительно осложнили организацию пунктов питания. Сейчас руководство университета занимается выработкой иных, чем прежде, путей для решения этой проблемы. Так, снижение цен удается осуществлять за счет взаимозачетов по оплате за энергоносители и аренду. Планируется объявить конкурс среди учреждений общественного питания для сотрудничества с ТвГУ. Предполагается, что более низкие цены без уменьшения прибыли для этих заведений возможно установить ввиду большого оборота.
      Администрация ТвГУ уверена, что наилучшим решением было бы создание единой системы студенческого питания для всего города. Огромную роль здесь смогла бы сыграть поддержка муниципальных властей, но пока все обращения к городской администрации этой поддержки не находили.
      - Помнится, несколько лет назад нечто подобное пытались осуществить наши предприниматели...
      
- Вы имеете в виду благотворительную акцию питерского бизнесмена В. Гусева? Эта акция носила разовый характер и охватила лишь десятую часть университета. Так что на помощь спонсоров рассчитывать не приходится. Пока вуз пытается самостоятельно искать выход из этой ситуации. Первоочередная задача - расширение столовой в корпусе №3 (ПМиК, матфак и физтех), которое уже давно стало необходимостью. Следующая проблема - положение на филфаке, где при увеличенном учебном дне (4-5 пар) нет возможности нормально питаться. Приказом ректора должен быть открыт переход, соединяющий здание филфака с соседним биологическим факультетом, где находится столовая.
      (Заметим, что Алексей Никифорович пообещал проконтролировать эту ситуацию.)
      - А как обстоят дела с медицинским обслуживанием студентов?
      
- Помимо известных студентам медпункта и стоматкабинета на Спортивном переулке, с 1999 года в здании общежития на улице Прошина открыт новый медпункт. Медицинским обслуживанием студентов занимается 2-я горбольница, существенную помощь оказывает ее главврач Морозов. Учащиеся ТвГУ имеют возможность льготного отдыха и лечения в профилактории поселка Сахарово, где существуют прекрасные условия для лечения гастрита и сколиоза. Турбазе "Чайка" в Селижарово министерство образования ежегодно выделяет средства для летнего отдыха студентов. В этом году сумма составила 100 тысяч рублей, в прошлом - 240 тысяч рублей.
      В корпусе "А" действует оздоровительно-профилактический центр. На его базе планируется открытие профилактория на 150-200 человек. Это создаст удобные условия для одновременного обучения и лечения, так как профилактический курс не предусматривает перерыва в учебном процессе.
      - Отдых и лечение, безусловно, важны, но для многих главный вопрос - повседневные бытовые условия. Я говорю о проблеме общежитий...
      
- Сразу скажем, что университету удалось сохранить все свои общежития. Кроме того, в 1999 году за свой счет вуз смог закончить обустройство 1/3 корпуса "А", ведется стройка на Соминке. Ежегодно на косметический ремонт администрация ТвГУ тратит около 500 тысяч рублей. Бюджетные средства не выделяются. Однако, несмотря на все трудности, в прошлом году среди студобщежитий Твери общежитие на Соминке и общежитие корпуса "А" заняли соответственно 1-е и 2-е места. Сейчас нами производится ремонт кухонь и электропроводки на Спортивном переулке. Плата за общежитие ТвГУ самая низкая в городе. Деньги за проживание поступают в центр социальной поддержки студентов, откуда они направляются по целевому назначению: для улучшения жилищных условий студентов. Центр занимается практически всеми вопросами, относящимися к социальному обеспечению студентов - питанием, здравоохранением, жильем, трудоустройством. Возглавляет его проректор по социальной работе А. Мухаметзянов. За последнее время по вопросу трудоустройства в центр обратилось около 800 человек. Вообще же за истекшие 10 лет, несмотря на все трудности, университет смог увеличить свою площадь в два раза. Сегодня главная задача - обустройство общежитий и библиотеки главного корпуса, строительство студенческого городка в поселке Соминка. Пока при помощи спонсоров (это 500 тысяч рублей) на Соминке строим стадион.
      Осуществление вышеперечисленных мероприятий сильно тормозит крайне низкое финансирование из федерального бюджета. С 1995 года вузы финансируются только по 2 статьям - это выплаты стипендий студентам и зарплат преподавателям. А готовящаяся реформа предполагает переход на полное самофинансирование. Это означает неизбежный отказ от бесплатного образования, к чему наша страна совершенно не готова. Но это тема уже нового разговора.

Елена Афонина

ШКОЛА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ: КАКАЯ ОНА? Профильное обучение российские школы стали вводить в конце 80-х годов, когда в нашей стране начали происходить глобальные перемены во всех областях жизни общества.

ВСОВЕТСКИЕ времена го-сударство многое решало за людей, и человеку не приходилось особенно за-думываться о выборе своего жизненного пути. Заканчивая обычный класс в средней школе, выпускник только тогда определялся с выбором будущей профессии. А дальше государство предоставляло рабочее место. Но такой порядок изменился. В новой ситуации ребята, заканчивая школу, не знали, куда же идти учиться дальше, и выбрать что-то для себя было очень сложно.
      И вот школа как важнейший социальный институт меняется вместе с жизнью. Во многих школах, чтобы сориентировать ребят, вводится профилирование с 9-10 класса. Но практика показала, что это слишком поздно. Почему же?
      Во-первых, сделав выбор раньше, школьник раньше может начать более углубленно и содержательно изучать интересующую его дисциплину.
      Во-вторых, двух последних лет обучения в профильном классе все-таки мало для того, чтобы определиться с выбором будущей профессии.
      Это зачастую приводило к тому, что молодой человек поступал на один факультет, потом переводился на другой, а после окончания вуза занимался совсем иным видом деятельности.
      Такие метания для уже довольно взрослых людей создают большое количество всяких трудностей. Когда выбираешь свой жизненный путь, хочется попробовать и узнать многое, но лучше это делать раньше, еще в школьные годы.
      Обо всем этом задумывался педагогический коллектив средней школы №12, понижая возрастную планку ребят, обучающихся в профильных классах, с 12 до 10 лет (с 7 до 5 класса).
      Мы попросили директора школы Галину ФИЛИППЕНКО рассказать о том, как изменяется школа, подстраиваясь к новым условиям жизни.
      - Уже в течение многих лет мы занимаемся вопросом самоопределения в образовательном пространстве, и в настоящее время наша школа является межшкольным центром профильного обучения.
      Мы считаем, что уже после окончания начальной школы с переходом на предметную систему обучения нужно заставить ребенка задуматься, что ему больше всего понравилось в школе, какая область знаний ему наиболее интересна, и тогда, исходя из профильной дисциплины, вывести его на будущую профессию. Таким образом, профиль - это не профессия, это та дисциплина, которая может помочь ребенку найти и реализовать себя в жизни.
      К этой мысли нас подвели сами дети. Ведь они начинают решать проблему выбора только тогда, когда она уже стоит перед ними. Сами они не всегда придут к ее постановке. Сейчас жизнь такова, что человек постоянно стоит перед выбором. И важно научить ребенка выбирать с детства.
      В процесс самоопределения необходимо вовлечь всех участников: учителей, детей, родителей.
      Учитель определяется, в каких классах ему работать: в тех, где его предмет находится на первом плане и изучается в качестве прикладного, или где он будет способствовать общему развитию. В соответствии с этим учитель строит программу изучения предмета.
      Самоопределение ученика проходит в три этапа: 1-й - по окончании начальной школы, 2-й - в период обучения в основной школе и 3-й - когда он выходит на финиш окончания образовательного учреждения.
      Иногда на первом этапе приоритет определения остается за родителями, которые оказывают большое влияние на своего ребенка. Под давлением родителей ребенок может выбрать профилирующей ту дисциплину, к которой у него нет ни способностей, ни интереса. Здесь большую помощь оказывают психологи, выявляя профессиональные наклонности детей с помощью тестирования.
      Я считаю, что необходима продуманность всего процесса развития ученика от первого класса до его выпуска из школы. Ведь не секрет, что в первый класс приходят дети с разными уровнями подготовленности к школе, поэтому нужно организовать учебный процесс так, чтобы дети могли развиваться, а не буксовать на месте. Поэтому очень важно, чтобы учитель знал, с какими детьми ему придется работать, и уже в начальной школе вместе с родителями развивал в ребенке ученическое самоопределение: каким ты хочешь быть, что тебе нравится, почему и так далее. Вот почему мы не считаем, что выбор учениками и родителями профиля в 5 классе - это ранний процесс. Тем более что выбор этот не жесткий, а плавающий. Ученик имеет право на изменение профиля на любой ступени обучения.
      Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что цель школы - не только дать ребятам широкий спектр образования, но и помочь им ориентироваться в различных направлениях профессиональной и жизненной деятельности.
      
      12 октября в школе №12 состоялась городская научно-практическая конференция на тему "Самоопределение личности в образовательном пространстве. Роль раннего профилирования в процессе самоопределения". В ней участвовали методисты городского методического центра, лаборатория "Теория и практика воспитания". Школа также приняла гостей из области, чтобы поделиться опытом со своими коллегами. Те из них, кто присутствовал на всероссийской конференции, проводимой в школе в 1996 году, отметили, что педагогический коллектив всегда работал на высоком профессиональном уровне, но рост его очень ощутим.
      В 2000 году состоялся первый выпуск классов, где было введено ранее профилирование. стопроцентное поступление учеников школы в вузы говорит само за себя. На основе достигнутых результатов можно сделать вывод, что нет границ в развитии школы и, продолжая улучшать систему обучения, надо выходить на новые горизонты.

Елена Бурцева

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru