Архив номеров

    К ДОСКЕ!
  УЧИТЕЛЮ ДОВЕРЕНО БУДУЩЕЕ СТРАНЫ

Говорят, что учитель - это не профессия, это призвание. Это утверждение вряд ли кто решится опровергнуть, особенно, если знает Давида Моисеевича Соловьева, учителя, всю свою жизнь посвятившего школе. Уже более пятидесяти лет Давид Моисеевич учит ребятишек математике. Совсем недавно он отметил свое восьмидесятилетие, но до сих пор успешно работает: он полон сил, энергии, желания нести детям знания. О нем наш сегодняшний рассказ.

Путь Давида Моисеевича к учительству начался в далеком 1937 году, со времен учебы на физико-математическом факультете Киевского государственного университета. Закончить учебу не позволила война. В 1941 году в составе добровольческой бригады Давид Моисеевич уходит на фронт. В 1942 году, после ранения, согласно приказу верховного главнокомандующего он был направлен для завершения образования. В условиях эвакуации он окончил Объединенный украинский университет в городе Кзыл-Орда, а в 1943 году - Рязанское артиллерийское училище.
      До конца войны находился на фронте, был дважды ранен. Победу встретил на Эльбе в звании гвардии капитана, а сейчас он гвардии полковник. Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", четырьмя орденами Польской республики.
      С 1948 года начал служить в системе суворовских училищ в должности старшего преподавателя математики. Работал в Курском, Уссурийском, а затем в Тверском суворовских училищах. Юных суворовцев обучал сорок лет - до 1988 года.
      В 1960 году Давиду Моисеевичу первому в системе суворовских училищ было присвоено звание "Заслуженный учитель РСФСР". 22 сентября исполнится ровно 40 лет, как он несет это по-настоящему заслуженное звание. Кроме этого, в рамках международной соросовской программы образования в области точных наук ему дважды присваивалось звание Соросовского учителя. Надо сказать, что это звание присуждается учителям высшей и средней школы по результатам опросов 90000 тысяч студентов по всей стране.
      8 лет проработал Давид Моисеевич в средней школе №6 (сейчас это гимназия № 6) и вот уже двенадцать лет работает в специализированной школе №17 с углубленным изучением математики.
      - Давид Моисеевич, не считали, сколько учеников вы выпустили в большую жизнь?
      - (Смеется.) Трудно перечислить, сколько я их выпускал. В суворовском училище выпускал с первого выпуска. А в школах... Разве только по числу фотографий можно сосчитать. И то это будет затруднительно: их у меня целый ящик.
      Рассматриваем фотографии самых разных лет - 68-й год, 78, 85... С них смотрят девчонки и мальчишки, закончившие школу. По-разному сложилась у них жизнь. Суворовцы по окончании училища, говорит Давид Моисеевич, выбирали для себя военную карьеру, оканчивали высшие военные училища и сейчас успешно служат в российской армии. На встречи выпускников, проходящих на площади Суворова в Москве, собираются военные от лейтенанта до генерал-лейтенанта...
      - Помните, как вы пришли в класс впервые?
      
- В 1948 году я пришел из войск в училище. Первая трудность, с которой я столкнулся, - нужно было отключиться от солдат и переключиться на детей. Математике тогда обучали семь лет - с 4 по 10 класс. Поскольку это были послевоенные наборы, то очень много училось детей фронтовиков, партизан, сынов полка. Ребятам нравилась воинская требовательность, дисциплина, педагогическая строгость. Все это способствовало успешной учебе, огромное число учащихся в то время оканчивали училище с золотыми и серебряными медалями. Когда я пришел работать в школу, то требования, предъявляемые к суворовцам, оказались действенными и там.
      - Давид Моисеевич, вы строгий учитель?
      
- Строгий (улыбается)! Строже меня не бывает. Выпускники 1975 года школы №6 несколько лет назад даже стихотворение сочинили:
      
      Как гром среди ясного
            неба,
      Как сокол, иль коршун,
            скорей,
      На наши обрушивал
            головы
      Сноп знаний, понятий,
            идей.
      Усы эти снились
            в кошмарах
      Вполне повзрослевших
            детей.
      Кто не дослушал, не понял,
      Не уследил за полетом
            бровей.

      
      - Такая строгость, воспетая даже в стихах, видимо, помогает и вам, и вашим ученикам в работе...
      
- Конечно. Для меня одним из основных принципов в моей работе является стремление научить детей самостоятельности, ведь только одной математики у них девять часов в неделю, а есть же и другие предметы. Требовательность во всех отношениях: начиная от порядка на уроке до учебной дисциплины. При таком подходе учащиеся успешно овладевают знаниями. Самое поразительное то, что их отличает невероятная способность работать самостоятельно.
      - У вас наверняка существует собственная методика обучения?
      
- Я сторонник двух форм обучения. Кроме очного образования в школе мои ученики учатся заочно четыре года в открытом лицее при МГУ на отделении математики. Дистантное образование является очень важной педагогической технологией в современной школе. Во-первых, это позволяет детям выработать навыки самостоятельной работы, умение работать с литературой, работать творчески. А во-вторых, это дает возможность подняться на такую ступень, которая позволяет добиться высокого уровня образования в условиях школы, а молодежи поступать в самые престижные вузы страны.
      
      Такая практика оказывается чрезвычайно действенной. Ученики Давида Моисеевича без подготовительных курсов и репетиторов поступают во все престижные вузы страны и, естественно, выбирают для себя специальности математического профиля. В минувшем году четыре человека поступили в МГУ, причем трех из них как победителей математической олимпиады МГУ зачислили в университет без вступительных экзаменов. Из 22 выпускников Соловьева в московские и питерские вузы поступили 14 человек, остальные успешно сдали экзамены в ТвГУ. Его бывшие ученики, а ныне студенты, учатся в вузах на отлично, сразу же включаются в научную работу. Благо опыт у них уже есть. Еще во время учебы в школе сколько было написано докладов, рефератов, сделано сообщений. Самое главное, за разговором замечает Давид Моисеевич, увидеть в ученике личность, индивидуальность, и тогда даже самый, казалось бы, лоботряс, если ему поручить подготовить к уроку доклад, свернет горы.
      Соловьев руководит методическим объединением учителей математики школы №17. Проводит для учителей города семинары, читает лекции, делится опытом работы. Им подготовлено несколько пособий для учителей математики, написана статья в журнал "Педагогический вестник".
      - Каким видится вам современный учитель?
      
- Главное, что должно отличать современного учителя, - это высокий профессионализм. Он должен постоянно повышать свою квалификацию, читать методическую литературу, знакомиться с новинками. Этим учитель будет только совершенствовать свое методическое мастерство. Немаловажно также найти рациональные приемы работы, или, по-другому, стремиться к рационализации учебного процесса: в строго отведенное время сделать максимум. Нужно изучать детей, знать их индивидуальные особенности. Конечно, учитель должен помнить о порядке и эстетике процесса преподавания. Красота - спутник любого процесса, и учитель не должен выполнять свою работу трафаретно, а подходить к ней творчески. К сожалению, мало выпускников вузов идут сейчас в школу, и главным образом из-за тяжелого материального положения учителя. Забота об учителе должна, наконец, стать одной из главных задач государства, так как учителю доверено будущее нашей страны.

Евгений Петренко

"ОСТАТОЧНЫЙ"ПРИНЦИП НЕДОПУСТИМ, КОГДА РЕЧЬ ИДЕТ О ЗДОРОВЬЕ НАШИХ ДЕТЕЙ

За последние несколько лет двадцать процентов призывников составили молодые люди с недостаточным весом. И практически у каждого медкомиссия обнаруживала заболевания желудочно-кишечного тракта. Я знаю об истинных причинах этой беды, потому как не первый год занимаюсь проблемой питания в тверских школах. И если поколение, рожденное в середине 80-х, еще можно назвать благополучным: в младших классах дети получали полноценное горячее питание каждый день, то сегодня, по моим данным, его получает лишь небольшой процент школьников. Причем двадцать процентов из них обязан кормить город - это категория льготников. Столько же учащихся питается за абонементную плату, остальные или набивают себе желудки пирожками или вообще не едят ничего. Общая тенденция такова - крайне малое количество детей могут восполнить затраченную энергию в течение дня, а следовательно, и сохранить здоровье. И уж конечно, в данной ситуации никакой речи не может идти об эффективности умственной нагрузки на уроках.
      В советское время было такое понятие - остаточный принцип. По нему обеспечивалось все то, до чего никому не было дела. В столовые завозили огурцы размером с хорошие торпеды, гнилые помидоры и мороженую картошку. Сейчас об этом и речи быть не может, но в нашем сознании понятие "остаточности", "второсортности" питания в столовых закрепилось достаточно прочно. А теперь - пример из реальной жизни. В свое время, когда я сам еще учился в школе, никакого разделения на "платников" и "бесплатников" не было. То есть, возможно, кто-то из учеников и не платил, но они питались вместе с нами. Теперь же, когда я прихожу в подопечные школы, то вижу совсем иную картину: где-то в уголочке, пряча ото всех глаза, сидят те самые "бесплатники", а мимо них с оттопыренными от "Сникерсов" карманами проносятся их "богатенькие" одноклассники. Я тогда еще подумал: как же мы любим навешивать ярлыки, вот ты - бедный, а мы нет, у нас есть деньги на сладкую булочку, а ты ешь свой салат из капусты. И опять вспомнил своего сына - ну кому захочется добровольно заклеймить себя бедным? В данном случае даже не работники столовой виноваты, ведь детей, питающихся бесплатно, не так уж и много, поэтому для них накрывают отдельно. Когда подобное разделение произошло, резко сократилось число учеников, питающихся по абонементу, дети стали стесняться сдавать деньги на "столовскую" еду, а те, кто питаются бесплатно, так и норовят прогулять разок-другой, чтобы стереть въевшееся клеймо нищеты.
      Однако выход из этой ситуации есть: необходимо перевести максимальное число учеников (в первую очередь младшие классы) на обязательную абонементную плату. Инициатива должна исходить прежде всего от директоров школ и классных руководителей. Могу привести такой пример: в 8-й гимназии директор своим волевым решением обязала всех собрать деньги на питание, свободная продажа была запрещена. На мой взгляд, этот директор реально заботится о здоровье своих подопечных.
      Некоторые директора меня спрашивают: почему вы сами не накормите всех наших детей? Что я тут могу ответить? Наше предприятие обслуживает 17 школ города, но не может работать себе в убыток. Ведь никакой прибыли мы и так не получаем. В целом ряде областей России общественное питание освобождено от большинства налогов. У нас в Твери нет никаких льгот, и, кроме того, мы платим немалые суммы за сертификацию столовых, за проверки СЭС и так далее. Более того, раньше общественное питание было отнесено к производству, и дорожный налог составлял 1,5 процента, потом налоговая инспекция сочла, что мы относимся к сфере бытового обслуживания, и налог был увеличен вдвое. Причем всю сумму пересчитали за год, а это немалые средства.
      Поймите правильно - мы не пытаемся уйти от налогов. Наше предприятие не государственное и мы просто обязаны их платить. Но вот что получается: в конце каждого года долг города предприятию "Лазурь" составляет около 500 тысяч рублей, при этом мы платим все налоги фактически из своего кармана. Конечно, город нам помогает: бесплатно предоставляет помещение, часть оборудования мы тоже получаем бесплатно. И в то же время я как-то должен выплачивать зарплату своим работникам. Мы всеми силами стараемся снизить стоимость питания: договариваемся о поставках сырья с сельхозпроизводителями, минуя посредников, отказались от одноразовой посуды, так как сейчас эти затраты нам не по силам. Но мы постоянно сталкиваемся с одной проблемой: законодательно интересы детей в городе не защищены - Думу этот вопрос, похоже, совсем не волнует. Сегодня крайне необходимо принять решение на муниципальном уровне и создать систему организованного питания школьников.

Игорь Аксенов, директор предприятия общественного питания "Лазурь"

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru