Архив номеров

    ДОРОГА К ХРАМУ
  У НИКИТЫ ЧУДОТВОРЦА

"Бьем челом богомольцы и рабы Божии города Твери Затверецкого посаду церкви святого Никиты Христодавца мученика поп Мина Федоров со причетником и ниже подписавшимися тая церкви прихожанами..." Так начиналось прошение Мины Федорова 1739 года о построении "на старинном погосте,где и прежняя имелась", новой деревянной церкви святого великомученика Никиты с приделом св. вкм. Димитрия Солунского на месте сгоревшего 25 апреля 1737 года храма, на что и было получено разрешение архимандрита Митрофана. И в 1742 году церковь была полностью построена и освящена протоиереем Косьмою Симоновым.

"Дело о построении..." 1739 года - самый ранний документ по Никитской церкви, сохранившийся в архиве. Но первое упоминание о ней мы найдем в Писцовой книге Нарбекова 1628 года, где говорится о храме вкм. Никиты и "нескольких церковных местах при нем". Известно, что в 1677 году во дворе церкви жили поп Илья Трифонов и диакон Феодор Лукьянов.
      В книге Шишкова (интересно, что ныне церковь располагается на улице его однофамильца) от 1686 года сказано, что храм вновь построен Московским попом Антипою с прихожанами уже с приделом Димитрия Солунского, там же написано, что церковь "древянна рублени в уступ", с приходом 118 мужчин и 77 женщин, в то время над папертью высилась шатровая колокольня с 6 колоколами. Нужно заметить, что святой славный великомученик Димитрий Солунский был особо почитаем на Руси. Его считали покровителем славян и "отечестволюбцем", приписывали взятие Олегом в Х веке Константинополя его помощи.
      История Димитрия Чудотворца такова. Он был сыном Солунского проконсула, тайного христианина. После смерти отца император Максим поставил Димитрия проконсулом в Фесалоники в Македонии. Одержав победу над сарматами, обитавшими, кстати, на побережье Черного моря, император решил устроить празднество: его любимый боец Лий должен был бороться на копьях с христианами. Димитрий вступился за них и принял мученическую смерть от копий римлян осенью 306 года.
      В Твери было несколько церквей и монастырей во имя Димитрия Солунского. Так, отец Михаила Ярославича Ярослав Ярославич был венчан с Ксенией в селе Едимонове в церкви св. Димитрия. Почитание святого усилилось после гибели в Орде в 1325 году великого князя Димитрия Михайловича Грозные Очи, сына Михаила Тверского, тело которого было предано земле в приделе Тверского кафедрального собора.
      Через 20 лет после прошения Мины Федорова последовало прошение от священника церкви Никиты вкм. Карпа Стефанова о построении каменной церкви вместо деревянной. Говорилось, что на строительство "имеется в готовности и на погосте навалено бутового камня с удовольствием кирпича".
      Строительство закончили через четыре года в 1763 году, а 15 сентября будущего года, в день св. Никиты, храм освятил архимандрит Новоторжский Борисоглебского монастыря Феофилакт. В то время приход составлял "разночинных и посадских 49, а церковнослужителей 52 двора в том числе" (то есть всего).
      Житие св. Никиты интересно не менее, чем житие св. Димитрия. Замечательно, что оба великомученика, исторически не имевших никакого отношения к Руси, обрели здесь особое почитание.
      Св. Никита был воином, готом. Христианской вере его научил Готский епископ Феофилом, присутствующий на 1-м Вселенском (Никейском) соборе. Никита "из ревности к вере" обличил готского царя Атанариха в арианской ереси и гонении на христиан. За что был брошен в огонь. Он принял кончину в 372 году на территории нынешней Молдавии. День его памяти мы отмечаем 15 сентября.
      В Затьмацкой части Твери, в бывшей архимандритской слободке, против Христорождественского монастыря до литовского разорения существовал Никитский мужской монастырь. К 1774 году среди прихожан церкви было 229 мужчин и 226 женщин, храму принадлежал деревянный амбар, 3 усадебных места, а церковный капитал составлял 400 рублей в билетах казначейства и 6 рублей наличными. В храме было 3 престола и 2 теплых придела вкм. Димитрия и иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
      В 1802 году от прихожан церкви поступало много жалоб на местного дьячка Иларионова за то, что он во время службы "иногда хмелен бывает" и совершает кражи. Так, дьячок был уличен в краже рубля медными деньгами из церковной кружки. Но на суде сами же прихожане заступились за старика, вспомнив о его 6 детях и нищенстве.
      В 1820 году хлопотали об устройстве нового придела, но план этот был осуществлен много позднее: в 1874 под руководством священника Стефана Рождественского на средства, оставленные по духовному завещанию бывшим батюшкой церкви Ильей Осташевым. В тот же год было получено "дозволение" вызолотить иконостас, а в 1892 прихожане ходатайствовали о позолочении креста и главы церковной на средства старосты. Работы в церкви велись на протяжении всех 90-х годов прошлого века.
      Последний ремонт пришелся на 1926 год. С тех пор внешний облик храма не обновлялся, колокольню церковь утратила, но сохранила основные черты типичной культовой постройки XVIII века - столь распространенного на Руси "восьмерика на двухцветном четверике". Интересно, что некоторые старожилы приписывают именование церкви не чести готского святого, а памяти тверского купца Афанасия Никитина. Существует легенда, совершенно, впрочем, не соответствующая действительности, что путешественник уходил "за три моря" из устья Тверцы с места спуска от церкви, за что она прозвана в народе Никитской. Действительно, по Тверце проходил довольно оживленный торговый Вышневолоцкий речной путь. По берегам селился рабочий люд, кормившийся обслуживанием проходивших судов. Вдоль Тверцы по нынешней Затверецкой набережной тянулась линия каменных домов. Но позднее путь утратил свое значение, берег разорялся. Нынче мы, видимо, присутствуем при его возрождении, когда вдоль Тверцы вновь выстраиваются многочисленные особняки, ничем не напоминающие о старинных скромных домиках затверецких мастеровых.

Елена Афонина. Фото Анаиды Джилавян

ОСКВЕРНЕННЫЕ ХРАМЫ БЫЛИ СТЕРТЫ С ЛИЦА ЗЕМЛИ

Историки-искусствоведы свидетельствуют: если бы в Кимрах сохранились все дореволюционные храмы и другие памятники архитектуры, то сегодня этот город, несомненно, вошел бы в историко-архитектурный комплекс "Золотое Кольцо". Увы, годы безбожной власти безвозвратно изуродовали лицо города. На сегодняшний день в Кимрах сохранились лишь две церкви. Одна из них, построенная в имя Вознесения Господня, десятки лет работала как склад и начала возрождаться совсем недавно. О нелегкой судьбе этого храма, особенностях современной церковной жизни нам поведал настоятель Вознесенской церкви отец Алексий Шевчук.

- Отец Алексий, ваш храм на сегодняшний день второй по значимости в Кимрах. Однако о его истории простые горожане мало что знают. Когда этот храм появился в городе?
      
- Храм Вознесения Господня был заложен в начале прошлого века, в 1808 году. Благодаря значительным пожертвованиям храм был возведен в достаточно короткие сроки. В 1813 году здесь состоялась первая служба. Тяжелые для нашего храма времена настали после Октябрьской революции. Тогда Русская Православная Церковь оказалась не только в положении гонимой, но и стараниями властей расколотой на два лагеря. В двадцатые годы это проявилось в виде так называемого обновленческого раскола. (Обновленцы сразу признали советскую власть, перевели богослужение на современный русский язык, ввели множество других нововведений, выхолащивающих церковную жизнь. Отдельные обновленческие "священники" не брезговали совершать богослужение с сигаретой в зубах. - Прим. авт.) Большинство кимрских церквей были заняты в те годы обновленцами. Лишь в двух храмах города оставались приверженцы традиционного православия. Тогда их называли "тихоновцами", по имени патриарха Тихона, открыто выступившего против богоборчества. Истинно православным оставался Спасо-Преображенский собор и частично наша церковь, поскольку обновленцам все-таки удалось захватить центральный алтарь. Последующие события особым образом показали правоту веры сторонников чистого православия. Мученической смертью погибли настоятель Спасо-Преображенского храма отец Федор Колеров и двое прихожан этого храма. Ныне они причтены к лику святых. Но этот и наш храмы оказались единственными уцелевшими из семи кимрских церквей. Храмы же, захваченные обновленцами, все были стерты с лица земли. До сих пор в центральном приделе нашей церкви, там, где служили обновленцы, происходят странные события. То осыпятся камни, то стена просядет. Помещение никак не поддается ремонту. В конце тридцатых годов в Вознесенской церкви служил архиепископ Никифор Никольский. Здесь он находился как ссыльный. В 1941 году власти распорядились окончательно закрыть храм. 21 июня, за день до начала Отечественной войны, на дверях здания был повешен замок. Архиепископа Никифора "перевели" в еще более отдаленные края.
       После войны в Вознесенской церкви были обустроены всевозможные хозяйственные помещения. В 70-80-е годы здесь находились товарный склад и электроподстанция.
      - Отец Алексий, а как вы сами стали священнослужителем и попали в этот храм?
      
- Родился я в верующей семье. Был крещен еще в младенчестве. Правда, родители мои были не православными, а баптистами. Особой верой я в детстве не горел. От баптизма меня оттолкнуло лицемерие, наигранная, показная доброта друг к другу. Вот типичный диалог двух протестантов:
      - Аллилуйя! Здравствуй, брат!
      - Аллилуйя! Здравствуй! Спасен ли ты, брат?
      - Я-то спасен, а вот ты?
      - И я тоже спасен. Аллилуйя!
      Помимо этого в баптистской церкви напрочь отсутствует дух святости. Недаром многие ищущие настоящей веры люди перешли из баптизма в православие. Я знаю немало православных священников, бывших ранее баптистами.
      После школы прошел службу в Вооруженных силах на территории Афганистана. Злые языки утверждают, что там меня контузило и с тех пор, якобы, я и стал верующим. Но это чистой воды выдумка.
      В 80-е закончил исторический факультет Калининского государственного университета. Работал учителем истории, активно посещал храм. В Кимрах даже организовал подпольную Воскресную школу. На занятия собирались в подвале: в те годы иной альтернативы не было. Рукоположение в священники состоялось в 1993 году. Правда, первые два года служить пришлось не в Кимрах. В родную Вознесенскую церковь прибыл 1 мая 1995 года и с тех пор являюсь ее настоятелем.
      - Как проходит реставрация?
      
- Конечно, храм к середине 90-х оказался в крайне запущенном, полуразрушенном состоянии. Немало работ уже проведено, но еще больше предстоит сделать. Никаких "новорусских" спонсоров наша церковь не имеет. Все происходит лишь за счет своих собственных сил. Иконостас воздвигали сами попы, а иконы для него написаны священником Игорем Астаевым из села Ильинское. Кстати, стиль иконописи, выбранный отцом Игорем, необычен для современной церкви. В качестве образца здесь использована древневизантийская иконопись. Некоторые прихожане поначалу даже не могли привыкнуть к такого рода священным изображениям. Помимо священников в храме работают трое рабочих. Они занимаются как внутренней, так и внешней отделкой.
      Значительную помощь в изготовлении деревянных частей иконостаса, дверей нам оказало предприятие ВОЭК. Периодически помогают райпо, тверское предприятие "Строитель".
      Хотелось бы остановиться на важной церковной истине. Священник своей главной обязанностью имеет попечение о прихожанах. Как он заботился о своей пастве, будет спрошено Богом с него в первую очередь. Количество истраченных краски и кирпичей не будет никого особо интересовать. К сожалению, современный священник должен заниматься всем сразу. В прошлые века о благолепии церкви пеклись сами прихожане. До революции некоторые церкви целиком содержались за счет состоятельных купцов. Внешний вид храма всегда символизирует о любви местного населения к Богу.
      - Немало слышно о вашей работе с современной молодежью. Для чего и как это делается?
      
- Самая страшная болезнь кимрского подрастающего поколения - это наркомания. По некоторым признакам сейчас реальными наркоманами является треть кимрских старшеклассников. По сути, это означает в ближайшем будущем вымирание нашего города. Во многом это связано с новой молодежной идеологией, идеологией поколения "Пепси". Отсутствие духовных запросов, идеализация Золотого Тельца - бога денег и наживы, стремление к одним удовольствиям создают благодатную почву для деградации личности. Особенно на кимрской почве. Работы нет, учиться не хочется - все заменят наркотики.
      Как можем, мы стараемся бороться с подобным злом. Прежде всего путем вовлечения молодежи в активную деятельность. Основным направлением является сотрудничество с ассоциацией Юных Разведчиков. Эта организация была основана 1909 году как инструмент патриотического воспитания и физического развития подростков. В 90-е годы традиции Юных Разведчиков вновь оказались востребованными. В идеологической основе ассоциации лежат три идеи: патриотизм, духовное, нравственное здоровье и государственность.
      Для ребят из Кимр и Дубны мы проводим летние лагеря с специальными занятиями: выживание в экстремальных условиях, ориентирование, оказание первой помощи и многое другое. Вторая задача - это духовное воспитание. Детям прививаются основы православной веры, впрочем, среди наших воспитанников есть представители других религий. К ним отношение совершенно терпимое.
      Есть и другие формы занятий с молодежью. В центральной библиотеке города регулярно проводятся занятия библейского кружка. Его задача - изучение всеми желающими Библии и священной истории. Работает воскресная школа. Для ребят постарше существует кружок "Витязь".
      Сложнее всего даются отношения с общеобразовательными учебными заведениями. На сегодняшний день Министерство образования уже разрешило религиозное просвещение в стенах школ. Многие родители, познав ужас наркотизации молодого поколения, умоляют организовать духовное воспитание в школах, чтобы оградить хотя бы своих детей от наркотического дурмана. Но чиновники, неизвестно чего боясь, часто выступают против. Один из директоров кимрских школ откровенно заявил: "Пускай дети лучше будут наркоманами, чем будут стоять в церкви на коленях".

Глеб Чистяков. Фото автора
      Кимры - Тверь

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru