Архив номеров

    ВОЙНА И МИР
  ПРОБЛЕМА ПРО: КАК ВИДЯТ ЕЕ ТВЕРСКИЕ УЧЕНЫЕ

После президентских выборов в ноябре 2000 года США вплотную приступят к решению вопроса о создании на их территории "Национальной системы ПРО". Положительное решение будет для всей планеты означать скатывание в еще более страшную, чем в эпоху холодной войны, гонку ядерных, космических и прочих видов вооружений.
      Тверские военные специалисты предлагают свое видение возможной позиции России в снижении возникающей по инициативе США планетарной угрозы.

В последнее время официальные круги многих государств и мировая общественность встревожены, а средства массовой информации активно обсуждают повторное намерение администрации США приступить к созданию и развертыванию "Национальной системы ПРО".
      Перед Россией встал вопрос: какие меры она должна принять для сохранения своей национальной безопасности? Официальные лица намекают, а политологи и некоторые военные специалисты даже называют их. В основном это повторение выдвигавшихся в ответ на рейгановскую СОИ советских так называемых асимметричных мер. В отличие от понятных американских они полутаинственны, но в общем сводятся к дальнейшему совершенствованию стратегических ядерных сил (СЯС), как якобы наиболее эффективной и наименее затратной мере преодоления задуманной США системы ПРО.
      Логично ли это и всё ли здесь взвешено? США, которых мы не можем не считать возможным ядерным агрессором, намереваются создать оборонительную систему для непосредственного отражения чьих бы то ни было ударов по ним. Понятно, что это их прямая защита от любого ракетно-ядерного нападения. Российские же асимметричные меры по дальнейшему развитию и так достаточно развитых, а количественно даже избыточных СЯС, развиваются в направлении создания средств и способов преодоления оборонительных систем ПPO агрессоров, для обеспечения своих ракетных ударов пo агрессорам, а не для собственной защиты от ракетных ударов по нам. Эти меры не только плохо понимаются. Они ставят под сомнение подчеркиваемый нашей страной оборонительный характер принятых в январе и апреле 2000 г. "Концепции национальной безопасности" и "Военной доктрины" России. Многим представляется, что США защищают своё население, а вот Россия не щадит ни американское, ни своё население. Следовательно, она выглядит в невыгодном для нее свете.
      Российские официальные заявления, в том числе концептуальные и доктринальные о намерении в критических ситуациях первыми применить ядерное оружие в неядерных агрессиях против нас уже побудили США к вызывающему теперь у нас протест созданию "Национальной системы ПРО". А как они отреагируют на появление у нас возможности "асимметричными мерами" преодолевать их ПРО для успешного нанесения по ним ракетных ударов? Запугаем ли мы их, и они откажутся создавать систему ПРО? Или дадим ещё один аргумент в пользу форсирования работ по её созданию для парирования наших "асимметричных мер" и ядерных ударов первыми?
      По нашему мнению, поиски российских мер против американской ПРО надо вести не предвзято и однобоко, а беспристрастно, широким фронтом. Наряду с "асимметричными" мерами по совершенствованию ударных сил, средств и способов следует изучить и "симметричные" меры по линии оборонительных сил, средств и способов, чтобы выбить политические и моральные "козыри" из рук наших политических оппонентов и возможных военных противников.
      
В основе этого мнения два момента: во-первых, понимание того, что "массированные" ракетные удары американского и российского масштабов из рассмотрения надо исключить, а о "массированной" ПРО речи не вести. Во-вторых, заявление США о намерении создать не "массированную" ПРО против России, а лишь якобы ограниченную ПРО от других ракетно-ядерных стран. Ведь возможные масштабы ограниченных ракетных ударов будут начинаться с одиночных и небольших групп (серий) баллистических ракет (БР). Это дает возможность этапировать создание и развитие ограниченной ПРО с корректировками первоначальных решений по ходу их осуществления.
      Проведение таких работ, даже исходя из ограниченных экономических и научно-технических возможностей современной России, в первую очередь исключит её невосполнимое отставание в области военных и конструкторских работ по ПРО в будущем при их свёртывании сейчас. Отсутствие или даже отставание в создании такого задела ещё опаснее отсутствия системы ПРО.
      Эта система ПРО должна быть способна эффективно поражать сложные баллистические цели, каждая ракета-носитель которых имеет по несколько боевых (ББ) и ложных (ЛЦ) блоков, в составе ограниченных ракетных ударов (одиночных и небольших групп БР), давая России три выгоды.
      Во-первых, она надёжно парирует ограниченные ракетные удары любыми самыми совершенными типами стратегических БР, не выходя за рамки Договора 1972 г. по ПРО и протокола 1974 г., так как не превращается из объектовой (районной) группировки ПРО в запрещённую ими группировку (систему) ПРО территории страны.
      Во-вторых, она позволит и в массированном ракетном ударе уничтожением ограниченного числа (серии) первых БР оттянуть хотя бы на единицы минут поражение последующими БР основных органов государственного и военного управления. Это даст возможность более уверенно и надёжно принять решение на ответные действия.
      В-третьих, такое совершенствование стратегической ПРО, способной поражать не только стратегические, но и оперативно-тактические ракеты, согласуется с намерениями ряда государств тоже создавать так называемую "нестратегическую", оперативно-тактическую ПРО. У России она пока единственная, почти готовая для этого система ПРО, роль которой резко возрастает в связи с расширением НАТО на восток и с ракетно-ядерным усилением на её южных границах с реакционными режимами в окружающих странах исламского мира.
      Рассматриваемая "симметричная мера" России не только хотя бы частично решает военную задачу ПРО. Она улучшает и политическую позицию России в борьбе за сохранение Договора 1972 г. по ПРО как гаранта несоздания стратегической ПРО США против России и сохранения стратегической стабильности невозобновлением гонки вооружений. Это улучшение видится в следующем. России не надо брать на себя либо делить с США ответственность за пересмотр ("модернизацию") или ликвидацию Договора, после чего, несомненно, возобновится всеобщая гонка вооружений, не двусторонняя за амбициозный, но бессмысленный ядерный паритет, в конечном счёте многократно превысивший ядерную дастаточность для сдерживания сторон. Пока экономически, да и технологически более сильный и по его официальным претензиям "единоличный лидер однополярного мира", к тому же находящийся в более выгодном геостратегическом положении - США - упорно стоят на этом, Россия оказывается перед дилеммой: либо, заблуждаясь насчёт утраченного "равенства" с США, также упорно стоять на незыблемости всех положений не только Договора 1972 г. по ПРО, но и протокола к нему, серьёзно рискуя подтолкнуть США на односторонний выход из них со всеми вытекающими из этого последствиями, либо, реалистично оценив своё состояние, пока США идут на переговоры, аргументированно отстаивать вместе с другими государствами-единомышленниками сохранение существующего положения и недопущение возобновления гонки вооружений приемлемыми для России компромиссами, при сохранении основы Договора 1972 г. по ПРО и Протокола 1974 г. - запрещения создания и развёртывания территориальных систем ПРО.
      Суть первого компромисса, основанного на предпочтении в этой дилемме посылки, в следующем. Предложить США в рамках и Договора 1972 г. по ПРО и Протокола 1974 г., но с их корректировкой, ликвидировать имеющийся район ПРО с законсервированной системой ПРО на ракетной базе Гранд-Форкс (Северная Дакота) и создать и развернуть на Аляске один район ПРО договорного и протокольного типа (со 100 ПР). Назначение этого района ПРО США понимают и имеют его в виду в своих намерениях.
      Возможен и второй, но крайний компромисс. Сохраняя только Договор 1972 г., отказаться от более ограничивающего Протокола 1974 г. и согласиться на создание по два района ПРО со 100 ПР в каждом. При этом в отличие от Договора США могут создать его не обязательно в столице, а в любом другом месте без соприкосновения зон ПРО этих районов.
      Наличие одной или двух группировок ПРО по 100 ПР в раздельных районах ещё не будет представлять серьезной угрозы российскому ответному ракетному удару даже без "асимметричных" мер, так как в рамках Договора по ОСВ-2 его состав определён в 1000 и более боевых блоков, а по оценкам разных специалистов, для нанесения США неприемлемого уровня ущерба в предположении об уничтожении каждой ПР одного ББ при отсутствии территориальной системы ПРО нам достаточно от 200 до 700 боевых блоков.
      Эти компромиссы оставляют России полную свободу действий при попытках США продолжить развитие системы ПРО в более крупных масштабах, создающих реальную угрозу российскому ответному ракетному удару. Тогда уже никакие лозунги об угрозах "стран-изгоев" не прикроют истинное намерение США создать ПРО и от России. А Россия использует свое законное, равное с США и ничем не повязанное право. Не идя больше ни на какие компромиссы, Россия получит полную свободу выбора вариантов реагирования на истинное намерение США изготовиться к ядерной агрессии против неё, причём, не совершая после компромиссов никаких попятных шагов и мер.
      Выбор альтернативных мер парирования Россией развёртыванию США подрывающей её национальную безопасность системы ПРО должен осуществляться на основе комплексных оперативно-стратегических и технико-экономических научных обоснований с оценками по известным и важнейшим показателям "эффективность - стоимость - время".
      Надо учитывать не только сугубо экономические, но и политические аспекты современной проблемы ПРО как комплекской стратегической и оперативно-тактической системы.
      Для России с её окружением это более важно, чем для США на удалённом и изолированном океанами континенте.

Доктор военных наук, профессор Иван Ерохин, кандидат военных наук полковник запаса Николай Ромась

ПАМЯТЬ. 55 ЛЕТ ПОБЕДЫ НАД ЯПОНИЕЙ

Прошло 55 лет со дня первого в истории человечества варварского применения Америкой атомного оружия против мирных жителей Японии.
      И до сих пор не утихают споры по поводу этих событий, в том числе о роли двух атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.       9 августа этого года в утренних передачах несколько зарубежных радиостанций вдруг "вспомнили" об этих первых атомных ударах по двум второстепенным городам Японии (Хиросима - 400 тыс. жителей, Нагасаки - 200 тыс. жителей) и объявили, что именно атомные удары заставили самураев капитулировать уже через два дня, т. е. 11 августа 1941 года, а не 16 августа, как было на самом деле.
      Сравнительный анализ исторических фактов и событий показывает, что эти радиосообщения зарубежных радиостанций - сверхнаглая ложь.
      Обратимся к фактам истории войны с Японией. Эта страна - один из членов стран агрессивного договора "Рим-Берлин-Токио" - к началу 1941 года обладала хорошо обученной и вооруженной армией в 3 млн. чел., сильными ВВС и ВМФ. Неудивительно, что 8 декабря 1941 года Япония за 4 часа в Пирл-Харборе разгромила основные силы Тихоокеанского флота США. Американцы были в шоке, восприняли это как национальный позор и мечтали о мщении. США, имея вместе с Англией военное превосходство в авианосцах и авиации, линкорах, крейсерах, эсминцах и подводных лодках, не ответили сильным ударом. Видно, "знали силу" своих вооруженных сил. Но уже в конце 1941 года правительство США нашло, видимо, вариант отмщения: в декабре было принято решение о создании нового оружия - атомной бомбы разрушительной силы. Было выделено на эти работы 2 млрд. долларов и привлечено около 150 тыс. специалистов. Деньги "сняли", по всей вероятности, с договора о (помощь СССР) "Ленд-Лизе".
      В Америку на самолетах, кораблях, подводных лодках вывезли почти всех известных физиков, работавших в Европе над урановой проблемой. Доставили несколько тонн урановой руды из Чехословакии. Закупили. А вот как это сделали - до сих пор тайна: ведь цехи уже были оккупированы Германией.
      Физикам сообщили, что новое оружие - против Гитлера. И работа пошла быстрыми темпами, т. к. работали круглосуточно в лаборатории, НИИ, КБ и создавали атомную промышленность - вообще новую отрасль хозяйства США. Но история показала, что планы США были рассчитаны не на Гитлера, а на много лет вперед и совсем против другого государства.
      В результате форсирования работ в США к лету 1945 года была создана атомная бомба. 16 июля 1945 года в 05.30 утра в пустыне на 30-метровой башне был взорван заряд мощностью около 20000 тонн тринитротолуола. Испытания показали, что создано оружие невиданной ранее мощности и разрушительной силы.
      Ранее, в феврале 1945 года, на Ялтинской конференции президент США Т. Рузвельт заявил: "Мы отчаянно нуждаемся в СССР в войне с Японией". Он хорошо помнил, что в начале 1942 года японские войска захватили Филиппины, Сингапур и Индонезию. А американский десант японцы легко "сбросили" в море...
      Там же, на Ялтинской конференции, У. Черчиль и Т. Рузвельт добились согласия Верховного Главнокомандующего И. Сталина выступить против Японии.
      Надо отметить, что Япония всю войну держала на Дальнем Востоке в Маньчжурии и Китае миллионную отборную Квантунскую Армию, угрожая СССР. Только в 1944 году японцы 144 раза нарушали границу, 39 раз обстреляли нашу территорию, неоднократно на море останавливали и даже топили наши суда. Отвлекая силы с запада, СССР вынужден был держать 40 дивизий, ВВС, ВМФ на Дальнем Востоке. И вот с марта 1945 года началась скрытая передислокация наших войск на Восток. По оценке тверичанина маршала М. Захарова это была "крупнейшая операция второй мировой войны по переброске войск на большое расстояние до 9-11 тыс. км". А это - 42 дивизии, 26 тыс. орудий и минометов, 5500 танков и САУ, более 3800 самолетов. Был разработан и план войны. Кто знает, при наличии таких сил на западе, может быть, Берлин был бы взят уже в марте 1945 года...
      После конференции в Ялте с марта 1945 года американцы осмелели и начали регулярные бомбежки японских городов, и в первую очередь крупных - с населением в 1 млн. человек. Бомбардировщики Б-29 с авиабаз на о. Триниан и Марианских островов в ранние утренние часы наносили удары по городам. А 6 марта 1945 года "звездный налет" более 600 Б-29 на Токио превратил столицу (как ранее Дрезден в Германии) в пепел. Было сброшено около 3000 тонн бомб. Погибло более 200 тыс. жителей Токио.
      После кончины Т. Рузвельта 12 апреля 1945 года новый президент США Г. Трумэн в мае уже ознакомился со списком шести городов Японии - возможных объектов атомных ударов. Хотели уничтожить даже г. Киото - святыню японцев. Американцы наивно считали, что имеющимися у них двумя атомными бомбами они поставят Японию "на колени".
      На Потсдамской конференции в июле 1945 года Трумэн сообщил Сталину об испытании атомной бомбы и тайно подписал список 5 японских городов для атомной бомбардировки. Там же Америка и Англия опять просили о военной помощи.
      Атомный взрыв "Литл бой" ("Малыш") над Хиросимой 6 августа, разрушения и жертвы не произвели вопреки ожиданиям впечатления на Японское правительство. Было решено войну с США продолжать...
      Второй атомный взрыв бомбы "Фэт мэн" ("Толстяк") над Нагасаки 9 августа не изменил позицию премьер-министра Японии. Правда, в тот же день после вручения послом СССР Я. Маликом "Заявления правительства" о начале войны премьер Судзуки провел совещание Высшего Совета. Он поставил вопрос о капитуляции, который правительство не стало даже обсуждать. Война продолжалась. Третьей бомбы у США не было, и американцы 9 суток разбрасывали над Японией листовки с фотографиями Хиросимы. Что мог сделать простой японец, прочитав листовку? Да ничего! При этом США не бомбили Квантунскую Армию, порты Китая и Кореи. Нелепо, но хотели тысячами листовок победить страну?! И трехмиллионную японскую армию?
      А рано утром 9 августа Красная Армия под проливным дождем перешла в наступление в Маньчжурии и Монголии. Мощные бомбовые удары авиации (более 6000 самолетов), шесть расчленяющих сильнейших ударов с запада Забайкальского фронта (командующий маршал Р. Малиновский, нач.штаба тверичанин генерал М. Захаров), с северо-востока 2 удара Второго Дальневосточного фронта под командованием генерала М. Пуркаева и с востока три удара Первого Дальневосточного фронта маршала К. Мерецкова потрясли и деморализовали сильного противника - Квантунскую Армию.
      В результате 6-суточных боев были разгромлены основные силы японцев. Правительство Японии 16 августа приняло решение о капитуляции, о чем было сообщено СССР, США, Англии и Китаю.
      Но приказ о прекращении огня японцы в войсках не получили. Красная Армия продолжала наносить мощные удары, продвигаясь за сутки на 40-50 км в сложнейших условиях гор и пустынь, безводья, жары, пыли, испятывая трудности в снабжении. Лишь 19 августа японцы начали массово сдаваться в плен.
      За период операции американцы ни разу не бомбили Квантунскую Армию. А это - более 30 укрепрайонов, более 20 железнодорожных узлов, 12-15 портов, около 800 военных складов, десятки штабов. Этой помощи Красная Армия не получила (американские Б-29 разбрасывали листовки в Японии). Нашим войскам пришлось сделать все самим. А ведь это - потери, и немалые!
      Красноречивы и цифры потерь японцев: пленено 594000 чел. (в том числе 144 генерала), захвачено 925 самолетов, более 300000 винтовок, 17497 лошадей и 724 склада военной техники. Общие потери Японии - 674000 солдат и офицеров (не считая потерь на море).
      Примечательна оценка в конце августа 1945 года командующего ВВС США генерала К. Ченнолта: "Вступление Советского Союза в войну против Японии явилось решающим фактором ускорения окончания войны, что произошло бы даже в том случае, если бы не были применены атомные бомбы". Вот так!
      Факты показывают, что не атомные бессмысленные бомбардировки, а героические воины Красной Армии в тяжелейших боях победили Японию. Честь им и слава!
      С тех пор 3 сентября отмечается как День победы над Японией и окончание второй мировой войны.
      В Твери сейчас проживают 279 участников войны с Японией. Мы желаем всем фронтовикам крепкого здоровья, счастья и успехов во всем.

Ветеран ВС, Член Президиума Тверского городского совета ветеранов ВОВ и труда Игорь Красяков

НЕ ЗАБУДЕМ ОБ ОТХОДАХ. ОСОБЕННО О РАДИОАКТИВНЫХ

В период спонтанных катастроф, организованных актах терроризма и преступности следует помнить еще и о тихом, затаившемся, весьма опасном враге - радиоактивных веществах, по нерадивости человеческой вдруг обнаруживающих свои опасные свойства в неожиданных местах в непредсказуемые моменты.

В Тверской области радиоактивных отходов на удивление много. Хранилища отработанного ядерного топлива на КАЭС в Удомле переполнены. Конаковская ГРЭС каждый год накапливает до 20 тонн малоактивных отходов, в Твери на ТЭЦ-3 их набирается тоже немало. В системах водоочистки специальные фильтры поглощают соли радия-226, после срока их эксплуатации они изымаются из системы и хранятся в специальных местах. В системе здравоохранения для лечебно-диагностических целей используются радиоактивные йод, золото, кобальт. В Мигалове накопилось до 1500 тонн грунта, содержащего малоактивные радиационные отходы. Куда-то деваются радиоактивные препараты и вещества других лабораторий, производств, заводов, организаций, использовавших их в процессе своей деятельности. В общем, если этим заняться специально, то в Тверской области можно обнаружить множество мест, где до поры затаилась радиоактивная опасность. Один пример. В 1994 году при облете территории Мигалова специальной аппаратурой был с воздуха обнаружен точечный источник радиоактивности в котельной: кто-то по недомыслию выбросил туда заряженное то ли оборудование, то ли некий прибор. С тех пор подобные облеты нигде не осуществлялись - дорого, да и спецаппаратура уникальна, где ее добыть?
      В сознании людей укрепилось неверное представление о способе защиты от радиоактивной опасности: зарыть глубоко в землю, утопить в реке, в болоте. Нельзя этого делать! В земле рано или поздно подпочвенные воды донесут радиацию до человеческого жилья, это гораздо быстрее произойдет в случае захоронения в болоте, на дне реки. Мало утешает обещание хоронить в контейнерах - они не вечны. Нужна специальная переработка на специальном производстве, хотя, конечно, малоактивные отходы можно нейтрализовать своими силами, например, грунт или зольник "размазать" по территории при строительстве дорог.
      В Московской области под Сергиевым Посадом действует фирма "Радон", предназначенная для переработки отходов, однако сейчас туда отвозить накладно, поскольку государство отказалось финансировать транспортировку, а в местном бюджете своих проблем хватает. Вот и лежат тонны отходов, считающихся малоактивными, но нежелательными для нас, и что с ними делать - пока неизвестно.
      Есть в Твери отделение организации с названием "Отдел инспекций радиационной безопасности в Тверской области", его руководитель Владимир Рябчиков сожалеет, что в Тверской области нет пункта (или полигона) переработки малоактивных отходов, поскольку даже при наличии финансирования шахты под Сергиевым Посадом все равно откажут использовать для этих целей - они близки к заполнению. Следовательно, рано или поздно нашей власти задуматься об этом придется - в Тверской области нужен полигон по рекультивации собственных радиоактивных отходов.
      В этой связи примечательна дискуссия, развернувшаяся между депутатами Законодательного Собрания Тверской области 30 мая сего года по поводу обращения Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Российские парламентарии и сенаторы озабочены тем же, что и коллеги на местах: переполнением хранилищ ядерных отходов. Надо либо достраивать существующие, что потребует 6 млрд. долларов, либо сбросить эту проблему на те территории, где расположены АЭС, то есть в том числе и на Тверскую область. Для нас, думается, как и для других, это крайне нежелательно по всем аспектам этой проблемы. Следовательно, надо реконструировать и достраивать существующие хранилища, а деньги на это заработать. Как? Предлагается ввозить из других стран их ядерное топливо АЭС, перерабатывать у нас и возвращать обогащенное назад. По подсчетам специалистов, Россия на этих услугах может заработать 20 млрд. долларов - целый годовой бюджет!
      На бумаге все это выглядит прекрасно, но жизнь показывает, что часто разработчики забывают про овраги, а по ним ходить, да еще по такой опасной и малоисследованной территории, которая называется "обращение с отработанным ядерным топливом".
      В этой связи москвичи желают внести изменения в статью 50 Закона еще РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и советуются с законодателями на местах. Разумеется, те, кто непосредственно сталкивается с этой проблемой, например, главный инженер КАЭС В. Аксенов, высказываются за принятие законопроекта. Его поддержали депутаты А. Сахаров, А. Грибов, Е. Корниевский, сомнением поделились В. Данилов, С. Потапов, но голосование показало, что большинство поддерживает просьбу москвичей.
      ...А наша хаотичная жизнь нет-нет, да преподнесет неожиданные "подарки" в виде точечных источников радиоактивности вроде того, о котором недавно сообщили газеты - обнаруженном в поселке Радченко контейнере. Сколько их еще скрыто, выброшено по халатности - никто не знает. И в Твери почему-то исчезли ранее работавшие табло, регистрирующие уровень естественной радиации. Разве у нас все в порядке?

Борис Ершов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru