Архив номеров

    КУЛЬТПРОСВЕТ
  ЗДОРОВО, КОСТРОМА!

С выходом первого альбома группы "Иван Купала" "Кострома" всем остальным так называемым фольклорным коллективам, расплодившимся на нашей эстраде, остается только отдыхать. "Иван Купала" представили на всероссийское прослушивание самый настоящий русский фольклор. Невероятный успех, свалившийся на группу, можно объяснить тем, что в проекте традиционное русское искусство (пение) соединено с современными электронными аранжировкам и танцевальными ритмами. Причем электронная основа не становится определяющей, а фольклорная составляющая представлена самыми разными жанрами народного творчества - от календарной поэзии до частушек под язык. Придумали проект "Иван Купала" три питерских музыканта - Алексей Иванов, Денис Федоров и Алексей Румянцев.
      О прошлом и настоящем группы мы беседуем с продюсером проекта, музыкантом Алексеем Румянцевым.

- Мы познакомились десять лет назад на почве музыкальной деятельности. Столкнулись плотно с 1993 года, когда в Питере создавалось "Радио Шанс". Я был там программным директором, Леша Иванов - режиссером, Денис Федоров - звукорежиссером. А это было время, когда вышел дебютный альбом проекта "Deep Forest", который произвел настоящий фурор на музыкальном рынке. Успех "Deep Forest" вдохновил многих продюсеров, и начали появляться группы-подражатели, а в наши головы были посеяны семена, которые постепенно начали прорастать. Два года мы баловались подделками под "Deep Forest", но потом поняли, что эта музыка - материал для чего-то нового. Это огромное поле для деятельности. Нас часто сравнивают с этой группой. Нас это сравнение нисколько не удивляет и не обижает, поскольку "Deep Forest" - это наши учителя.
      Начали мы с песни "Галя" и провозились с ней полгода. Ее предложила, а потом и спела Лена Терновая, украинка по национальности, больше известная как оперная певица, работающая в театре оперы и балета имени Мусоргского в Петербурге. Конечно, сначала у нас не возникало желания включать все это в проект, потому что пока самоценностью песня не обладала. Продукт получился, несомненно, качественный, но к техническому умению нужно было приложить идею. И до 1999 года "Галя" пролежала в столе.
      В 1998 году мы записали фрагменты песен "Кострома", "Полоса", "Виноград", буквально по 15-20 секунд. Материал получался интересный.
      - Когда же родилась группа?
      
- Официальным днем рождения группы считается "черный понедельник" 17 августа 1998 года, в самый разгар дефолта. Представляете рынок, на котором мы работали тогда? Рекордс-компании закрывались из-за долгов, до артистов не было никому дела. И в это время мы записали "Кострому" и отвезли в Москву. На эту песню мы получили предложения от всех звукозаписывающих компаний - "ОРТ", "Союз", "Полиграмм", "Real-records". Начались переговоры со студией "Союз", хотя денег они обещали меньше, чем другие. Просто мы по-человечески понравились друг другу. Нам сказали: "Мы не понимаем в этой музыке ничего, поэтому не будем ничего навязывать" и позволили записывать альбом так, как мы хотели.
      - Как вы собирали материал для альбома?
      
- Материал собирали по-разному. Уже даже миф существует, что мы ездили по деревням с котомками и записывали песни, вошедшие впоследствии в альбом. На самом деле фольклорный материал альбома "Кострома", собранный подобным образом, составляет всего 25-30 процентов. Все остальное находилось по знакомым. Если бы мы ездили в экспедиции, то только на сбор материала ушло бы лет двадцать. Песни, включенные в альбом, записывались в разное время, в разных областях. Например, мы воспользовались записью звуков рожка, которая была сделана в 1932 году на механический валик. Или другой пример. В "Костроме" мы использовали записи ансамбля из села Дорожево Брянской области. Они сделаны в 1993 году, а уже с 1997 само село перестало существовать. Да и носителей традиционного русского фольклора с каждым годом становится все меньше и меньше.
      - Как отнеслись к вашей работе исполнители, чьи записи вы использовали?
      
- Большинство исполнителей слышали альбом. Ни у кого из них не возникло негативных эмоций. Негатив в основном исходит от, так сказать, хранителей традиций - преподавателей народных отделений.
      Песни, которые поют в деревнях старушки, - это музыка для узкого использования. Для многих она не представляет сейчас интереса. Для того, чтобы сохранить аутентичную фольклорную песню, сделать ее доступной для более широкого круга слушателей, необходимо перевести ее на современный язык. Конечно, звучание получается в итоге совсем другое.
      - Как были найдены солистки, работающие в группе?
      
- Объявили конкурс, развесили объявления, где только было можно. Именно так мы искали людей, которые владели бы аутентичным материалом. Кстати, во время этих поисков Алексей Иванов познакомился в Питерской консерватории с девушкой и женился на ней.
       В течение трех месяцев знакомились с фольклорными исполнителями. Основной критерий при отборе - идентичность исполнения, приближенность исполнения к оригиналу. В результате в Гнесинке мы нашли девушек, с которыми работаем сейчас. Несмотря на молодость, у них большой опыт, они обладают необходимым багажом знаний, могут воспроизводить разные песенные традиции.
      - Легко ли было воплотить ваш проект на сцене?
      
- Мы понимали, что воплотить на сцене то, что мы сделали на диске, будет очень сложно. "Deep Forest" давали живые концерты. У них были хорошие музыканты, инструменты. Они нашли двух вокалистов, мужчину и женщину, и дают концерты на материале трех альбомов, абсолютно ничего не понимая. Ведь песни звучат на самых разных языках. Для нас же понимание было жизненно важным.
      То, что мы показываем на концертах, - это минимум. В идеале, конечно, хотелось бы видеть не четырех вокалистов, а пятнадцать-двадцать. Сейчас мы отступаем от идеала.
      - Как реагируют зрители на концертах группы?
      
- По-разному. Так как сценическое исполнение отличается от альбомного, некоторые даже обвиняли нас в том, что на концертах "Иван Купала" поют под фонограмму.
      - А старушек не пытались привлекать к выступлениям?
      
- В планах была организация такого проекта. Мы пытались привлечь к участию в концертах аутентичных исполнителей - старушек. Очень долго репетировали. К сожалению, пока это сделать нереально. Все они не могут петь под электронную основу. Они не очень хорошо себя чувствуют на сцене. Вся энергетика, которой ценно их исполнение, теряется из-за того, что они не могут петь отвлеченно от всего остального. Им сложно вступить там, где надо. И потом, выступать приходится и ночью.
      Есть еще одна идея. В каждом городе существуют фольклорные коллективы. Во время гастролей хотелось бы задействовать их в выступлениях и делать совместную программу. Как они будут петь: акапельно или под свой аккомпанемент - их дело. Для зрителей это было бы хорошо. Но пока мы не знаем, как это сделать технически. Да и, честно говоря, в настоящее время мы этого не можем себе позволить.
      - Алексей, расскажите про готовящийся альбом ремиксов.
      
- Альбом ремиксов... Это рискованное мероприятие. Культура ремиксов у нас в стране извращена и не имеет ничего общего с мировой. У нас это поставлено на поток. Так что настроены мы были скептически.
      За дело взялся питерский музыкант Алексей Вишня, который делает нашу WEB - страницу. Он известен, прежде всего, своей песней "За пивом!", которую исполнила "Академия". Кроме того, он работал с группами "Кино", "Алиса", "Аквариум". Алексей просто взял и, никому ничего не сказав, сделал ремиксы на песни "Кострома" и "Коляда". Но это были не коммерческие ремиксы, они интересны прежде всего тем, что в них отчетливо прослеживается индивидуальное начало человека, который их делал.
      Мы ведем переговоры с группой "Руки вверх!". Часть наших поклонников за это нас просто распнет. Но ребята из "Руки вверх!" не такие тупые, они четко понимают, что делают. Когда они послушали альбом, то для ремикса выбрали пеню "Сваточки". В проекте также задействованы Ди-Джей Грув: он делает ремикс на песню "Кострома", "Авария" ("Брови"), "Новые композиторы", "Deadушки" ("Воротички").
      Всего планируется сделать около тридцати ремиксов, из этого материала будет выбрано 10-12 композиций, которые и войдут в альбом.
      - Стоит ли ожидать в ближайшее время выхода второго альбома?
      
- Говорить о новом альбоме в ближайшее время некорректно. Наиболее реальные сроки - это май-октябрь 2001 года. С начала октября будем собирать материал. На это понадобится минимум три месяца. Затем компановка. Для одной песни записывается 150-200 вариантов. Месяца два уйдет на запись инструментов и аранжировок. И это если работать 6 дней в неделю по 12-15 часов в сутки. Альбом "Кострома" записывался нами в состоянии аврала в течение полугода. Каждая песня из "Костромы" - это три недели реставрации и месяц записи.
      Но второй альбом обязательно будет. Мы перестанем работать тогда, когда почувствуем, что сказать нам больше нечего.

Евгений Петренко, Александр Константинов

НА ЗЛОБУ ДНЯ

ЗАБОРЫ ТЯЖКИЕ ПАДУТ...

На Студенческом переулке произошло событие для тверского студенчества в своем роде эпохальное. Непосвященным людям оно, конечно, таковым не покажется, но зато случившееся не укрылось от рассеянного взгляда нынешних студентов и до глубины души растрогало студветеранов. Что же заставило пустить слезу давно покинувших свою "альма-матер" студиозусов, по-склеротически подробно помнящих давнее университетское прошлое, и зацепило взгляд нынешних героев универа, в прагматично-динамичном ритме сегодняшней жизни не разменивающихся по мелочам?       Но, как гласит неизбежный журналистский штамп, обо всем по порядку. Недалеко от центрального корпуса ТвГУ на Студенческом переулке возвышаются напротив друг друга два четырехэтажных здания. Это корпуса "А" и "Б" университетского общежития, постоянно опоясанные лентами заборов, - знаменитая стройка века. И вот накануне 1 сентября сего юбилейного года часть заборов исчезла, обнажив прохожим облик корпусов. О нем, конечно, надо говорить отдельно, но даже его ужасающая цветовая гамма и высокая степень обшарпанности не омрачили нам праздника. И не думай, пожалуйста, уважаемый читатель, что мы отвлекаем тебя по пустякам: дескать, подумаешь, сняли какие-то заборы. Эти "какие-то заборы" стали здесь настоящим архитектурным памятником, поскольку стоят здесь уже более десятка лет. А сами попеременно ремонтирующиеся корпуса обернулись какой-то аномальной зоной: что-то здесь напутано с пространством и временем.
      Может быть, данное место и стало бы неплохой базой для практики студентов какого-нибудь строительного института, которые воочию наблюдали бы из своего общежития все нюансы профессии и тонкости мастерства. Но у нас же университет, товарищи, а не технический вуз, и подобных факультетов не имеется. А студенты-психологи, люди тонкой душевной организации, хотят иметь просто приличный вид из окна. Думаю, к ним присоединятся социологи, будущие управленцы, да те же преподаватели, в самом деле, которые на протяжении долгого времени взирали из окон на пейзаж, напоминающий последствия бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
      Высокую разрушительную силу имеет, между прочим, не только мощный и молниеносный удар атомной бомбы, но и постепенный, медленный процесс "подтачивания". Бывшая сотрудница университета рассказывала, что, случайно выглянув ночью из окна корпуса "Б" на знакомый до боли строительный пейзаж, она заметила, что работа кипит и под покровом темноты, правда, странная какая-то работа. Осуществлялся ночной процесс погрузки и увоза. Чего - разглядеть было трудно. Может, строительного мусора? А может, это вообще был сон?
      Хотя сон в общежитии корпуса "Б" имел свои особенности. Как известно, по причине ремонта студенты попеременно переводились из одного корпуса в другой, а в корпусе "Б" они вообще соседствовали с учебными аудиториями. Так что сладкий студенческий сон по утрам нередко прерывался стуком преподавателя в стену: "Подъем, на учебу пора!" И это истинная правда, есть свидетели. С преподавателем можно было столкнуться и в коридоре, чистя зубы, одеваясь на ходу, потирая заспанные глаза. Как трогательно!
      Стройка прочно входила в студенческую жизнь, была свидетелем будней и праздников. Никогда не забуду смелое восхождение друга Ильи с гитарой на высотный строительный кран после отмечания очередной важной для страны, а в особенности для желающих выпить, даты. Исполнить торжественную песнь требовалось с приличествующей высоты, бетонные плиты и горы кирпича никак не соответствовали масштабу празднества.
      Ну вот, а вы говорите "какие-то там заборы". И хотя с падением Берлинской стены сравнить их демонтаж действительно было бы слишком, но для нас это событие - благая весть. И помогая вчера выталкивать автомобиль знакомого аспиранта истфака с освободившейся площадки перед корпусом "Б", я уже по-другому взирала на окрестности. Жутко-пятнистые мрачные корпуса общаг казались уже не такими уродливыми. А воспоминания о студенческой жизни скрасят любые виды.

Оксана Смирнова. Фото Анаиды Джилавян

P.S. Левое крыло корпуса "А" постепенно заселяется студентами. В отличие от общежития на Спортивном там не блочная, а коридорная система. Интерьер комнат вообще не сравним - кто жил в корпусах "В" и "Г", может принять корпус "А" за многзвездочную гостиницу. Хочется надеяться, что процесс заселения будет иметь продолжение.

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru