Архив номеров

    ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
  ГОРОД - СТАНЦИЯ - ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Уже 150 лет город Тверь стоит на железной дороге. Мы настолько привыкли к шуму поездов, рельсам, шпалам, наконец, к специфическому железнодорожному запаху, что порой воспринимаем все это как явления природы. А между тем станция "Тверь" - важнейшее связующее звено между городом и внешним миром. Как живется нашим старым знакомым? Сегодня в гостях у "Каравана" начальник станции "Тверь" Олег Александров.

- Олег Ильич, что входит в понятие "станция "Тверь"?
      - У нас есть путейцы, локомотивное депо, вагонное депо, есть вокзал, СЦБ и связь, строители, ремонтирующие наши здания, и ОРС, который всех кормит. Все это отдельные структуры. В каждой структуре есть свой руководитель, свои счета и т. д. Начальник станции командует непосредственно "движенцами", остальные же подчиняются начальнику станции лишь в оперативном порядке. Это в том случае, если случилось что-либо экстренное и кто-то должен принимать решение.
      - Расскажите немного об истории станции "Тверь", о ее вокзалах.
      
- Открытие участка железной дороги Тверь - Вышний Волочек состоялось 150 лет назад, 12 июля 1850 года. В следующем году был открыт вокзал. Он типовой: такие же вокзалы в Спирове и Бологом. Наш вокзал один из старейших в России.
      - А правда ли, что тверское депо в скором времени будет расформировано, электрички отдадут станции Крюково, а товарные вагоны - Ховрино?
      
- Пока депо стоит на месте. Куда подвижной состав может быть отнесен, электрички, например? Они и были приписаны к Москве, и ремонт там проходили.
      - Все сейчас говорят о повышении цен на перевозки по железной дороге грузов и людей. С чем связано это повышение?
      
- Да, действительно, цены на грузовые перевозки уже подняты. Например, с 15 августа увеличена стоимость пользования вагоном, потому что в свое время министерство не продумало этот вопрос. Раньше, когда была высокая плата за простой вагонов, они не простаивали. Потом, когда ввели единую, по сути, мизерную плату за пользование вагоном - 50 рублей в сутки, предприятия перестали их разгружать, особенно в выходные и ночью, хотя раньше ночные разгрузки составляли 40% от всего объема разгрузочных работ. Теперь стоимость пользования вагоном в сутки составляет 250 рублей. Это также немного, но все же должно подхлестнуть должников, которыми в основном являются небольшие коммерческие предприятия.
      Идет разговор и о повышении цен на перевозки людей. Насколько - пока неизвестно. Вообще в этом году пассажирооборот увеличился в три с лишним (!) раза на всех направлениях как на пригородных, так и на пассажирских поездах. Это можно объяснить доступностью цен на железнодорожный транспорт. Так, свои цены поднял, например, "Аэрофлот", и часть его пассажиров оказалась у нас. В кассах появились большие очереди.
      Проблема очередей усугубилась еще и тем, что закрыли предварительные железнодорожные кассы на площади Капошвара. Почему город теперь не заинтересован в них - сказать сложно. Там, в центре, они были очень удобны, и люди к ним привыкли.
      - Каково современное финансовое положение железной дороги? Одно время фирмы-посредники расплачивались за перевозки векселями, отчего дорога несла убытки. Как обстоит дело теперь?
      
- Сейчас наши работники получают зарплату вовремя, один раз в месяц. Оплата же наших услуг идет теперь не векселями, а живыми деньгами, за исключением очень крупных предприятий, относящихся к РАО ЕЭС. Там идут взаимозачеты министерства путей сообщения непосредственно с РАО ЕЭС.
      - Кстати, о РАО ЕЭС: тверичи сильно страдают от отключений электроэнергии. Не грозятся ли энергетики обесточить и вас?
      
- Почему же не грозятся? Грозятся и отключают подстанции. Приходится выходить из положения. Наши подстанции взаимозавязаны. Если отключают, например, Лихославль, мы перебрасываем туда питание из Твери.
      Отключают нас из-за того, что дорога не всегда своевременно расплачивается с "Тверьэнерго". Устрашающая мера. Вообще отключения эти таят в себе большую опасность. Если станцию "Тверь" обесточить по-настоящему хотя бы на 30 секунд - пульт гаснет сразу, и дежурный по станции не видит, куда идут поезда. Сразу прекратится движение, потому что мы не сможем им управлять. А самое страшное, что поезд может в этот момент въехать не туда, куда надо.
      - У Октябрьской железной дороги в этом году сменился руководитель. С чем это было связано?
      
- Официально начальника дороги Кузнецова сняли за аварию на перегоне Турбино - Мстинский Мост под малой Вишерой. Такое решение принял министр Аксененко.
      - Не препятствует ли новому начальнику Октябрьской дороги Комарову его солидный возраст - 59 лет?
      
- Нет, он очень подвижный, мобильный человек. Никого с собой не таскает, ездит везде сам. Рабочий день свой Комаров начинает рано. В 6 часов он может появиться на любой станции, увидеть недостатки и отдать соответствующее приказание.
      - Наши читатели жалуются на частые отмены дневных электричек, с чем это связано?
      
- Это связано с "окнами", с проведением ремонта. Сейчас идет реконструкция линии Москва - Санкт-Петербург, после которой поезда, например, "Сокол", смогут ходить по Октябрьской железной дороге со скоростью 250 километров в час. Официально реконструкция должна закончиться 31 декабря 2000 года. Подобные работы на дороге проводятся очень редко. А пока приходится терпеть неудобства и пассажирам, и нам.
      - Еще один вопрос читателей: почему в электричках не предусмотрены туалеты?
      
- Так было всегда. Сколько лет существуют электрички - никто эти туалеты не открывает. Возможно, туалеты будут функционировать в вагонах пригородных поездов повышенной комфортности, которые уже появились на нашей дороге в районе С.-Петербурга.
      - Какие меры безопасности были приняты на вашей станции в связи с недавним терактом на Пушкинской площади Москвы?
      
- Мы провели совещание с руководителями узла при нашем линейном отделении милиции. Наша антитеррористическая комиссия не прекращает свою деятельность. Сейчас милиции и охране запрещены отпуска. У руководителей наших структур введены круглосуточные дежурства.
      - А были ли на станции "Тверь" случаи задержания реальных террористов?
      
- Нет, только телефонных. Как-то один человек опаздывал на поезд и сообщил, что он заминирован. Поезд пришлось проверять, а "шутник", оказавшийся, кстати, душевнобольным, был отправлен в сопровождении милиционера к месту назначения - в Санкт-Петербург. Когда нам сообщают, что заминирован поезд или вокзал, мы вынуждены перекрывать движение и возобновлять его лишь после проверки.
      Не меньше телефонных террористов вредят нам "диверсанты" - охотники за цветными металлами, кражи которых происходят ежедневно и еженощно. Каждый украденный кабель или трансформатор приводит к сбою движения. Дорога несет от этого убытки, а милиционера на каждом километре не поставишь. Наши узловые руководители уже обращались к Платову с просьбой запретить на территории области прием цветных металлов. Платов с нами согласился, но наша областная власть решила, что такой запрет будет противоречить Конституции, и закон о запрете приема цветных металлов принят не был.

Беседовал Борис Гуров. Фото Анаиды Джилавян

МЕЧТЫ О КИНО

27 августа - День советского кино, ставший неофициальным праздником для всех, кто имеет отношение к киноиндустрии в России. Старейший кинотеатр Твери "Звезда" со дня своего основания стал центром "главнейшего из искусств". Его история - яркая иллюстрация жизни киномира на протяжении последних 60 лет.

"Красивое здание нового кино, обрамленное зеленью городского сада, высится на берегу Волги... У двух касс театра, расположенных в нижней части круглых башен, толпятся очереди... Раздается звонок. Первые зрители переступают порог театра... Через минуту в фойе с бледно-зелеными колоннами заполнены ряды стульев, заняты мягкие диваны и кресла у круглых столиков.
       Ряды светящихся кубиков под потолком обливают фойе мягким светом. Журчит фонтан. На эстраде блестит черный лак откинутой крышки рояля и краснеют бока огромного барабана...
      Играют "Конармейскую" Бокраса, затем танго, блюз... Выходит пара танцоров. За ней - вторая. Третья, шестая...
      Часть зрителей в ожидании сеанса устроилась в плетеных креслах зимнего сада. Многие закусывают и утоляют жажду в буфетах, расположенных в башнях кинотеатра.
      После звонка четыре сотни зрителей поднимаются с мест и идут в зрительные залы - зеленый и голубой. На кассах - аншлаг. За шесть сеансов в течение одного вечера новый кинотеатр обслужил 2400 трудящихся города..."
Это строки об открытии "Звезды" из статьи в газете "Пролетарская правда" от 4 августа 1937 года. Само торжественное открытие прошло 31 июля. Тогда на фасаде здания горела реклама первого показа - фильма "Арсен".
      Кинотеатр был построен по проекту московоского архитектора В.Б. Калмыкова в стиле позднего конструктивизма. Четкость линий, геометричность и симметричность пропорций - типичные признаки этого направления, но в большей степени облик здания вызывает ассоциации с восточной архитектурой. Тому есть объяснение, своеобразная легенда из истории "Звезды".
      По преданию, проект театра утверждался самим И.В. Сталиным. В результате путаницы с датами было подготовлено 2 экземпляра документов и оба подписаны рукой Верховного. Уничтожить один из них никто не посмел. Тогда решили построить два одинаковых кинотеатра в разных городах страны. Близнец "Звезды" находился в Алма-Ате, для которой, видимо, и предназначался первоначальный проект, чем и обусловлены несколько экзотичные черты здания. Но, повторимся, это всего лишь легенда.
      Однако истинная история "Звезды" не менее интересна. Вспомним, что в годы своего расцвета при 100% заполняемости залов он принимал более 90 тысяч (!) зрителей в неделю и приносил в городскую казну за год более 3 миллионов рублей. Достать билет в "Звездочку" часто было непросто.
      Во время войны кинотеатр был частично разрушен. Но уже с начала 1942 продолжил показы. "Звезда" была не только любимым местом проведения досуга для всех возрастов и просмотра фильмов - работниками театра была организована немыслимая на сегодняшний день по своему размаху пропагандистская и образовательная деятельность в сфере киноискусства.
      Постоянно осваивались новые формы работы со зрителями: кинопанорамы, информационные сеансы, вечера творческих портретов, фестивали, ретроспективные кинопоказы. В кинотеатре демонстрировались программы фильмов Международных московских кинофестивалей.
      В разные годы на встречах с горожанами побывали звезды отечественного и зарубежного кино: Ю. Никулин, Е. Леонов, В. Лановой, С. Юрский, О. Янковский, С. Мишулин, Е. Моргунов, Ж. Прохоренко, М. Мастрояни, А. Тарковский и многие другие. Любимые артисты выступали за 20-30 рублей. Сейчас мы можем только мечтать о подобных вечерах и с грустью вспоминать прошлое...
      Заведующей "Звезды" Светлане Воронцовой, проработавшей здесь почти 27 лет, больше всего запомнились выступления Донатаса Баниониса и Алексея Солоницына, любимого героя Тарковского.
      Светлана Николаевна рассказывает, что годы ее прихода в "Звезду", середина 70-х, были не самым лучшим периодом для нашего кино: репертуар не представлял большого интереса. Пора расцвета пришлась на следующее десятилетие.
      В течение 1980 года было продано почти 1,5 миллиона билетов. С 1981 года работала программа "Экран повторного фильма". Ее задачей было донести до зрителя "трудные" фильмы. Сюда включались такие признанные шедевры нашего кино, как "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Восхождение", "Пять вечеров". При ПТУ, вузах, школах организовывались киноклубы и кинолектории. Особенно успешно работал факультатив при тогдашнем политехническом институте.
      В распоряжении дирекции находился огромный кинофонд, позволявший проводить серии тематических показов. Например, ретроспективы фильмов Н. Михалкова, А. Тарковского, недели детских фильмов, киноутренников.
      В конце 80-х стало ясно, что "золотой век" на исходе. На экраны прорвалась лавина зарубежного, зачастую не самого лучшего кино. Распалась единая мощная киноструктура во главе с Областным управлением кинофикации. Но самое страшное - кинотеатры стали терять зрителя. Постепенно исчезли клубы, лектории, перестали проводиться встречи. Частные прокатные организации занялись "сколачиванием" кинорепертуара. Наличие в зале 30 человек было праздником, да и теперь это неплохое количество. Но в последнее время заметно какое-то оживление - люди снова потянулись к большому экрану. Возможно, здесь играет роль улучшение репертуара. Ведущее место здесь пока занимает зал на Рыбацкой, демонстрирующий наиболее кассовые фильмы мирового кинопроката. "Звезда" старается не отставать. В сентябре нас ждут встречи с отечественным кино, понемногу возрождающимся после "глухих" 90-х, - на экраны выйдут "Особенности национальной охоты-2" с А. Булдаковым и "Русский бунт", снятый по произведениям Александра Пушкина.
      Трудно говорить о перспективах развития кинодела в нашей стране, полной непредсказуемых событий и удивительных обстоятельств. Но, чего греха таить, все мы, перекормленные американскими полуфабрикатами, истосковались по хорошему кино и по тихой размеренной жизни, неизменно сопровождающейся семейным походом на премьеру в воскресный день.

Елена Афонина

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru