Архив номеров

    ДУША
  ХРАМ В ЖИТЕЙСКОМ МОРЕ

На прошлой неделе храм Рождества Христова в Рыбаках упоминался практически всеми тверскими СМИ. Причиной тому послужила довольно неприглядная ситуация, сложившаяся вокруг одной из старейших церквей города: коммерческая фирма отказывается закрывать свои магазины и освобождать территорию храма.

Церковь Рождества Христова в Рыбаках находится в центре города, на улице Вольного Новгорода, близ ее пересечения с улицей Трехсвятской. В старину в этом месте жили рыбаки, отчего местность и была названа Рыбаками, или Рыбацкой стороной. О Христорождественской церкви, что на Рыбаках, упоминается в писцовых книгах Потапа Нарбекова (1628 г.). В писцовых книгах (1685-1686 гг.) сказано, что церковь и колокольня деревянные, "в клетку рубленные", в виде шатра, на колокольне 6 колоколов, в большем из них 20 пудов. В это время в храме уже был придел в честь святых апостолов Петра и Павла, но когда он был устроен - неизвестно.
      Деревянная церковь сгорела 5 апреля 1725 года. Причт и прихожане (а это 48 дворов купеческих первостатейных и средних, да разночинных два двора) в прошении выразили желание построить на свои средства церковь каменную. Освящение состоялось в феврале 1743 года. К сожалению, через 20 лет город, а вместе с ним и церковь, постигло новое несчастье. В страшный пожар 12 мая 1763 года храм сгорел, во время пожара внутри здания погибло более 30 человек, в числе их священник Алексий и дьячок Иоанн. Храм выгорел дотла, сохранилась только одна икона Божией Матери "Всех скорбящих радосте".
      В 1771 году был освящен возобновленный храм. В 1775 году на средства, пожертвованные Екатериной II, близ храма был построен каменный дом для причта. На церкви крыша была деревянная, но в 1814 году купец Петр Барсуков на свои средства покрыл храм железом. Позднее купец Кобелев помог в устройстве придела в честь св. Митрофана, в расширении церкви и пристройке паперти. В 1848 году стены приделов были украшены живописью. А в 1853 году церковь была сделана теплою и Христорождественский храм посредством арки соединен с трапезною (приделами). На средства купца Зверкова возобновлен иконостас главного престола, весь вызолочен, стены храма расписаны изображениями святых. В 1866 году был приобретен колокол в 330 пудов.
      Ежегодно 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, в Христорождественскую церковь совершался крестный ход из Спасо-Преображенского кафедрального собора. В прежние времена крестный ход совершался на второй день праздника Рождества Христова, но зимняя стужа и непогода были причиной перенесения оного на 29 июня.
      После революции церковь Рождества Христова в Рыбаках разделила участь многих православных храмов: колокольня была разрушена, а в здании церкви разместились тир, школа ДОСААФ, а затем магазины.
      В 1998 году члены Тверского союза православных мирян подали прошение архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору с предложением начать возрождение храма. Владыка благословил это начинание, и 20 августа 1998 года, в день обретения мощей св. Митрофана, возле храма был отслужен первый молебен.
      После 1995 года помещения храма арендовали фирмы "Лесма" и "Росток" во главе с руководителями Александром и Натальей Ремизовыми, здесь ими были открыты обувной и продовольственный магазины, торгующие продукцией российских производителей по социально сниженным ценам. Срок аренды истекал 31 декабря 1999 года, а 1 января 2000 года здание церкви официально передавалось верующим. Поэтапная передача началась еще 15 мая прошлого года. Почти 40% помещений отводилось прихожанам в качестве приписной церкви Вознесенского собора. Заметим, что таким образом арендующая фирма с уменьшением площади (до этого, кстати, ею не эксплуатируемой) уменьшила для себя и арендную плату, а также освобождалась от платы за землю, которая по соглашению о совместном использовании полностью передавалась религиозной общине.
      С наступлением 2000 года оказалось, что для переезда у магазинов отсутствовало подходящее помещение. Тогда, собравшись в комитете по историко-архитектурному наследию, руководители фирмы и представитель общины заключили неофициальное (!) "джентльменское" соглашение, выгодное для обеих сторон: фирма занимала помещения храма до 1 июля 2000 года, а община таким образом имела время подготовиться к ремонту церкви. Однако пусти лису в лубяную избушку. И к 1 июля магазины не выехали, более того Александр Ремизов выставил Вознесенскому собору счет на оплату коммунальных услуг, хотя, повторимся, все прошедшие полгода пребывания "Лесмы" под сводами храма было незаконно, и оплата коммунальных услуг входила в то "джентльменское" соглашение.
      Руководство фирмы сетует на отсутствие помещений для переезда и риск лишить работы сотрудников магазина. Председатель Союза православных мирян Сергей Дмитриев, являющийся также заместителем председателя гордумы, два раза предлагал Ремизову новые помещения (на улице Радищева и на улице С. Перовской), но эти предложения дирекцию не устроили. Других желающих сдать фирме "Лесма" помещения в аренду не находится.
      Теперь ситуация будет решаться в судебном порядке, что само по себе неприятно, не говоря о том оскорблении, которое нанесено чувствам верующих, готовящихся 20 августа отметить храмовый праздник. Мало кто ожидал, что радостное событие возвращения храма произойдет под аккомпанемент судебного приговора. Но, видимо, такова реальность мирской суеты.

Елена Афонина

P.S. История возвращения храма Рождества Христова в Рыбаках не единственная в своем роде. Этой статьей мы открываем серию публикаций о печальной участи нашего культурного наследия. В следующем номере читайте о церкви Никиты Мученика за Тверцой, где с давних пор разместился производственный цех.
      Автор статьи благодарит за предоставленные исторические сведения Павла Иванова, аспиранта факультета философии МГУ.

МОНАШЕСТВО - ЭТО БЕСКРОВНОЕ МУЧЕНИЧЕСТВО

Все романтические представления о монашеской жизни мгновенно разбиваются о стены тверского Христорождественского женского монастыря. Изглоданное временем строение, полуразрушенная паперть, холодные кельи в подвальном помещении... Основанный в XIV веке, монастырь не избежал жестоких надругательств красного террора - там, где монахини несколько столетий подряд преклоняли в молитве колена, соцстрой соорудил просторный спортзал. В подвале же, который служит пристанищем нынешним обитателям монастыря, комфортно располагалась сауна. Лишь в прошлом году (16 августа 1999 года) впервые за последние 80 лет порог Христорождественского монастыря переступила монахиня.

В МОНАХИНИ ЧЕРЕЗ ОТСЕЧЕНИЕ ВОЛИ

Архив Христорождественского монастыря хранит воспоминания о 84-летней послушнице, которая за много лет пребывания в нем так и не стала монахиней.
      Монахиня - это третья ступень иерархии женского монастыря. Взобраться на нее не так-то просто - весь путь испещрен тяжелыми испытаниями, способствующими отсечению собственной воли. Сейчас в Христорождественском монастыре живет всего одна монахиня, она же и настоятельница. Кроме нее в монастыре пребывают несколько насельниц, которые проходят испытание на способность к монашеской жизни. Насельница - первый шаг на пути к монашеству. Девушка, решившая посвятить себя служению Богу, обращается к настоятельнице с просьбой пожить в монастыре. Минует год или больше, прежде чем насельница наденет подрясник и станет послушницей. Ее послушание, смирение, кротость, борьба с греховными движениями сердца, труд и молитва - путь к следующей ступени монашества - иночеству.
      Постриг в монахини - обряд, близкий к таинству, совершаемый обычно после вечернего богослужения. "Это очень умилительное действо, - делится воспоминаниями матушка Лариса. - Зачастую он вызывает слезы у присутствующих при нем. Сестра с распущенными волосами стоит в притворе храма в одной постригальной рубахе и с крестиком на груди. Под трогательные песнопения она опускается на колени и буквально ползет к алтарю, где ее встречает постригающий священник. Сестра дает три святых обета - девства, нестяжания или нищеты, и послушания. Затем ей трижды вручаются постригальные ножницы. Это последние мгновения, когда инокиня может отказаться от своего намерения. Если же все три раза она возвращает постригающему ножницы, это является знаком того, что ее решение посвятить себя служению Господу окончательно. Затем сотворяется молитва и сестре крестообразно постригают пряди волос. Новоявленная монахиня получает другое имя в знак того, что она умерла для мира. Ее облачают в черные монашеские одежды и оставляют в храме на трое суток, в течение которых она должна беспрестанно молиться и совершать ежедневное причащение.
      Монахов называют земными ангелами. И их попытки вернуться обратно в мирскую жизнь заканчиваются трагично. Священник может отказаться от сана и сложить его. Монах - никогда. Покинув монастырь и вступив в брак, попав под власть богатств или став ослушником, он все равно остается монахом. Заблудшим, падшим, но монахом. И после смерти предстает перед Богом как монах, со всеми своими земными грехами.

БУДНИ И ПРАЗДНИКИ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Обитатели Христорождественского монастыря поднимаются с кровати в половине шестого утра. За редким исключением, когда насельница приболеет, она может продлить свой сон еще на часок. В шесть утра - молитва в храме монастыря. В девять - литургия в Воскресенском соборе. В 11 часов - трапеза. Меню в монастырской столовой составляют овощные блюда, каши, реже - рыба и молочные продукты. Мясо здесь не едят совсем. Постятся три раза в неделю: к среде и пятнице, являющимся постными для всех православных христиан, прибавляется день, посвященный ангелам, - понедельник. По завершении трапезы - послушания, а говоря мирским языком - работы по хозяйству, включающие уборку помещения, приготовление пищи, шитье одежды, огородные дела и многое другое. Со временем поле для послушной деятельности расширится. Обитатели монастыря хотят обзавестись серьезным хозяйством - приобрести корову, курочек, да огородик расширить, чтобы самим себя кормить... После послушаний - ужин, походящий своим рационом на полдник. А в пять вечера - служба, которую нередко посещают прихожане из близлежащих домов. Затем у жителей монастыря появляется свободное время, которое они могут посвятить себе. В 11 часов, после вечерней молитвы, монастырь погружается в сон.
      Воскресные дни отличаются от будничных отсутствием послушаний. Это время отдается чтению духовной литературы, прогулкам возле монастыря и даже дневному сну. Здесь нет гражданских праздников. Монастырь живет по старому календарю, и столь любимые нами, мирскими людьми, Новый год, 8 Марта всегда выпадают на периоды строгих постов. Церковные праздники отмечаются торжественной службой и утешением на трапезе в виде рыбки, фруктов или сладостей.
      "У нас нет ни радио, ни телевизора, ни газет, - говорит матушка Лариса. - Это может отвлечь от главной цели жизни в монастыре - очищение души от греха и наследования царствия небесного". В библиотеке Христорождественского монастыря богатый выбор духовной литературы, и она открыта для всех прихожан. И как знать, возможно, по прошествии некоторого времени кто-то из них переступит порог монастыря и искренне попросит: "Разрешите мне пожить здесь - я хочу посвятить себя служению Богу".

Наталья Шутова

P.S. Христорождественский женский монастырь благодарит за оказываемую помощь директора совхоза "Калининский" А.Ф. Оводкова и его сотрудников П.П. Серова, Е.А. Макееву, директора ЗАО "Хлеб" Н.П. Болгову, директора тверской нефтебазы Т.К. Лаптеву, директора Колпинского пищекомбината В.В. Гусева, директора "Сварметмаш" М.И. Поликарпова и директора "Водоканал" Б.И. Титова. Христорождественский монастырь также молится за то, чтобы мэр города Твери Александр Белоусов восстановил справедливость и предоставил хотя бы пока одну квартиру в бывшем келейном корпусе монастыря, за освобождение которого от нынешних жильцов епархия перечислила значительную сумму денег.

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru