Архив номеров

    КУЛЬТПОХОД
  ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ. АКТЕР! ПРИШЕЙ ВЕШАЛКУ К СВОЕМУ ПАЛЬТО

Мы привыкли получать информацию о прошлом и настоящем храмов культуры от их руководителей или ведущих актеров.
      Актер разговорного жанра Рудольф Романов провел в стенах Тверского драмтеатра 60-70-е годы, посему ему легче оценивать прошлое и настоящее театра как бы со стороны, иметь свою неформальную точку зрения. Сегодня Рудольф Михайлович в гостях у газеты "Лоция".

- Рудольф Михайлович, расскажите об истории Тверского драматического театра.
      
- Калининский театр, в коем я имел честь служить, был хорошо известен каждому любителю театрального искусства нашего города, области, России, Украины, Белоруссии и любителям русского театрального искусства Прибалтики.
      До революции в Твери давали спектакли приезжавшие на гастроли актеры; спектакли игрались на сцене общественного собрания или на сцене дворянского собрания. Перед тверской публикой свое искусство являли корифеи театра Корша и актеры Малого театра.
      После революции здание общественного собрания было отдано под городской театр. Оно было реконструировано в 1934 году и прослужило до 1941 года.
      В 1922 году в Твери была создана постоянная профессиональная труппа. В 1951 году в городе было построено новое здание театра, которое мы с вами видим и сейчас.
      Коллектив Калининского драматического театра всегда имел свои, только ему присущие традиции, всегда был театром единомышленников, театром передового режиссерского поиска, первооткрывателем многих пьес современного ему репертуара.
      За долгие годы, порой в очень трудных условиях, Калининский драматический всегда оставался самим собой, постигал знания о человеке, раскрывая жизнь глубоко и тонко, углубляя сценическую правду, добывая ее ценой творческих усилий на ином уровне.
      - В какие годы вы работали в театре? Кто были ваши творческие учителя?
      
- Я учился и служил в Калининском драмтеатре с 1962 по 1975 годы. Учился я у великого педагога и мастера Г.А. Георгиевского, которому помогали обучать нас театральному мастерству актеры А.А. Вокач и А.А. Янсон.
      Жизни в театральном организме, тайнам закулисного бытия учил меня заведующий труппой Николай Потапович Пастухов.
      Для меня Калининский театр ассоциируется с театром Георгиевского. В чем была особая целеустремленность театра Георгиевского? Его самобытность, отличавшая его театр от других театральных организмов? Она всегда держалась на трех основах.
      Первая из них - приверженность к современной теме как главной теме репертуара. Через нее театр познавал жизнь, устанавливая связь с передовыми драматургами, которые наиболее остро раскрывали общественные процессы, отмечали вехи времени, утверждали новые черты народного характера.
      Основа вторая - стойкая, осознанная преданность реализму психологического мхатовского направления, реализму, направленному на познание внутреннего мира человека.
      Наконец, третья основа - активное, постоянное стремление создать театр единомышленников.
      Итак, современность как основная тема, страстная приверженность реализму, постоянные усилия создать театр единомышленников.
      Театр Георгиевского, как живой организм, переживал подъемы и падения, но всегда набирался сил и совершал новый творческий скачок, твердо и неукоснительно исповедовал принципы К.С. Станиславского, стремился к психологическому углубленному раскрытию заложенных в пьесах идей и характеров и на протяжении всех лет, когда он стоял у руля, оставался подлинно реалистическим театром.
      Театр Г.А. Георгиевского много работал с драматургами над созданием своего репертуара. Спектакли театра находили своего зрителя не только в нашем городе, но и в столице. Я помню, как на премьеры Калининского театра приезжали многие московские театралы.
      - Какие постановки Георгиевского вы считаете наиболее ценными?
      
- Назову лишь ряд работ, получивших признание критики и зрителей. В 1955 году труппа театра гастролирует в Москве, где блестяще принимается спектакль "В дни первой бури" драматурга Щеглова.
      И уже на следующий год (1956), москвичи увидели спектакль "Годы минувшие" Ветлугина. Эта работа была показана на столичной сцене в числе лучших премьер страны.
      Впервые с молодым драматургом Эдвардом Радзинским театральная общественность познакомилась, соприкоснувшись с работой театра "Глубокий тыл". Пьеса была написана по роману Б. Полевого и увидела свет на сцене Калининского театра под названием "До свидания, Анна!".
      В этом спектакле блистала любимица Твери, актриса Нина Гончарова, и тогда начинающая, делающая первые шаги на профессиональной сцене, Нина Хонина. Свою работу театр Георгиевского показал на сцене Кремлевского театра.
      Тогда еще не диссидент, а просто молодой прозаик Василий Аксенов дал инсценировку своего романа "Коллеги" театру Георгиевского и не ошибся. Спектакль был показан в Кремлевском театре в 1961 году, завоевав диплом первой степени на смотре спектаклей о современнике.
      На всероссийском смотре спектакль по пьесе Константина Симонова "Парень из нашего города" удостоился диплома первой степени.
      - Кто из актеров наиболее способствовал успехам Георгиевского?
      
- Коллектив театра Г.А. Георгиевского всегда имел свои, только ему присущие традиции. В этом ему всегда помогали артисты: Г.Л. Аннапольский, А.А. Андреев, В.П. Важнов, А.А. Вокач, А.М. Вольская, А.Ф. Годлевский, Ю.В. Горбунов, Н.В. Гончарова, О.В. Дроздова, К.К. Забелин, И.П. Лобанов, О.П. Лелянов, В.В. Лещев, Б.Н. Лонин, А.В. Пруссаков, Е.С. Пучков, В.К. Рассказов, М.П. Рыбаков, Е.М. Савельев, Л.В. Савельева, Ю.С. Слободин, Н.А. Тимофеев, А.А. Янсон.
      Я перечислил только тех, с кем работал, с кем общался на сценической площадке и за кулисами. Они ушли из жизни, но не должны уйти из нашей памяти. Я старался вспомнить всех, но если забыл внести в этот скорбный список памяти тех, кто умножал славу театра Георгиевского, - простите!
      Я специально опускал звания и прочие регалии многих из них, ибо я уравнял их, потому что они были равны на сцене, где рампа одинаково освещала народную артистку РСФСР Н.В. Гончарову и мастера эпизода Н.А. Тимофеева. А живые должны меня понять - их ежедневно видит зритель и своими аплодисментами воздает каждому то, что он заслуживает.

Беседовал Борис Гуров. Фото Анаиды Джилавян (c) "Лоция"

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru