Архив номеров

    СМОТРИ КТО ПРИШЕЛ
  ПАВЕЛ АРХИРЕЕВ: "Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЛИ ПРОШЛОЙ НОЧЬЮ"

И это не потому, что Павел - экстрасенс, ясновидящий или вуайерист. Он - фотохудожник. Ему не требуются сверхъестественные способности для того, чтобы узнать о вас всю правду. Он просто берет фотоаппарат и снимает, снимает, снимает, отщелкивая многие метры пленки. Несмотря на свою молодость, в тверской фотографической среде Павел давно зарекомендовал себя как профессионал своего дела.

Сегодня мы беседуем с Павлом. Совсем недавно он стал лауреатом конкурса "Молодые фотографы России", проводимого в рамках ежегодного всероссийского конкурса фотожурналистики "Интерфото-2000".
      - Паша, расскажи об этом конкурсе.
      
- Это был конкурс проектов фотографов в возрасте до 30 лет. Всего на конкурс было представлено 52 фотопроекта со всей России, из которых были выбраны 10 лауреатов. Теперь будет выставка, на которой будут представлены лучшие работы, в том числе и мои. Выставка будет проходить в Москве, в Манеже. Открытие состоится 23 августа в 17 часов. Приглашаю всех желающих.
      - Какой проект ты представил на этот конкурс?
      
- Мой проект тверитяне могли видеть совсем недавно на выставке "Фотоглазы", которая проходила в музее М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он называется "Я знаю, что вы делали прошлой ночью". Это проект клубных фотографий, над которым я работал осенью 1999 года около трех месяцев. Съемки проводились в тверских ночных клубах "Колба", "От заката до рассвета", "Сливки" и других. В проект вошло восемь фотографий.
      - Почему ты решил отослать их на конкурс?
      
- Просто ради интереса: посмотреть, котируются мои фотографии или нет.
      - А как ты пришел к этому проекту? Ты его вынашивал много месяцев или...?
      
- Пришел совсем случайно. Просто взял фотоаппарат и пошел в клуб: решил попробовать, что получится. Начал снимать. Потом, когда уже проявил пленки, понял, что получилось именно то, что я хотел.
      - Расскажи о своем проекте поподробнее.
      
- Я пытался показать жизнь ночных клубов и специфически "клубное" состояние их посетителей. Посредством фотографии я хотел и, думаю, у меня получилось, показать особый трансовый эффект, который производит электронная музыка - неизменная составляющая современной ночной жизни.
      - Чем отличаются твои фотоработы от работ других художников, посвященных клубной жизни?
      
- В отличие от многих современных фоторабот на клубные темы, я стремился акцентировать внимание не столько на визуально-световых эффектах (таких, как антураж и освещение в клубе), а, скорее, на эмоционально-психологическом состоянии гостей электронных party.
      - А что именно интересовало тебя как фотографа во время съемок?
      
- Сочетание подчас противоположных состояний, которое испытывают посетители клубов. С одной стороны - это детский страх перед темнотой и скованность от присутствия в большой толпе народа, а с другой стороны - предельная раскрепощенность и почти наркотическое воздействие все той же толпы, движущейся в одном ритме.
      - Почему в данном проекте ты не работал с цветом?
      
- По-моему, именно черно-белый формат помогает сконцентрироваться на психологизме, а именно это было для меня важно, когда я работал над темой.
      - Совсем недавно в Манеже, где меньше чем через месяц будут экспонироваться твои фотографии, выставляла свои работы известная фотохудожница Анни Лейбовиц, которая прославилась тем, что снимала знаменитостей. Не хотел бы ты, пусть в рамках Твери, заняться такими съемками и сфотографировать, скажем, Владимира Платова, Ларису Лелянову, Александра Белоусова, других известных личностей?
      
- Я думал об этом. Но такие фотографии - это особая стилистика. Я более склонен к социальной фотографии, несмотря на то, что и в том и в другом случае, как правило, это фотография постановочная.
      - Кто из фотографов является для тебя авторитетом?
      
- Безусловно, Стивен Сиверт, специализирующийся опять же на социальной фотографии. Особенно мне нравится его проект "Школьник - будущий вождь". Сиверт снимает индейца, который учится в колледже, в цивилизации. После окончания колледжа этот молодой индеец должен стать вождем племени. Стивеном Сивертом показано взаимодействие нецивилизованного человека, мирно сосуществующего с цивилизацией.
      Я тащусь от фоторабот Лорен Гринфилд, особенно от ее серии под названием "Время - вперед. Взрослею в тени Голливуда". В сфере ее интересов молодежь Сан-Франциско начиная от выпускников колледжа и заканчивая уличными бандитами. И это опять же моя любимая социальная фотография.
      - Паша, за разговором мы как-то не затронули твоего прошлого, что очень важно. Сколько лет ты занимаешься фотографией?
      
- Я занимаюсь фотографией восьмой год. Начинал в фотошколе тверского Дворца детей и молодежи, куда пришел в тринадцать лет. Моим учителем был и до сих пор остается Владимир Крупко. К нему я постоянно хожу, советуюсь. Иногда при обсуждении того или иного фотопроекта мы с ним так дискутируем, что все вокруг просто трещит. Конечно, я прислушиваюсь к его мнению. Если какая-то из моих фотографий на самом деле заслуживает внимания, он всегда об этом мне говорит. И он никогда не ошибается.
      
      Стремление Павла быть, что называется, в струе современного искусства не может остаться без внимания. В ноябре прошлого года на фестивале "Культурные герои XXI века", проходившем в Твери, он представил свой проект "Новые материалы к путеводителю по Твери". А буквально на прошлой неделе он участвовал в акции Темура Козырева "Антропофагия", которая проходила на Ленинградском вокзале в Москве. Кроме того, что Павел сделал довольно оригинальные снимки, которые Темур Козырев использовал для проведения своей во многом шокирующей акции, он опять-таки снимал, снимал, снимал, делая кадр за кадром. А иначе Павел не может - он фотограф, а это значит, что нужно суметь поймать именно то, одно мгновение, которое, как известно, прекрасно.

Евгений Петренко

КАК МАКСИМ ДУНАЕВСКИЙ СТАЛ ПОПУЛЯРНЫМ

С композитором Максимом Дунаевским, автором музыки ко многим художественным фильмам ("Д'Артаньян и три мушкетера", "Мэри Поппинс, до свиданья", "Карнавал" и др.), я встретился в развлекательном комплексе "Арбат", где он давал совместный концерт с Михаилом Боярским.

- Максим, вы считаете себя популярным композитором?
      
- Наверное, да. Я считаю, что признак настоящей популярности, а может быть, даже гениальности - это когда пьяные мужики в подворотне начинают петь твои песни. Скажу честно, добиться такой "признательности" очень не просто. Мне повезло: однажды утром я проснулся от того, что под окном изрядно принявшие на грудь граждане распевали мою песню из кинофильма "Д'Артаньян и три мушкетера": "Пырра-пырра-пырраааадуемся на своем веку, красавице и кубку, счастливому клинку..." В тот день я проснулся знаменитым.
      - Фильм "Д'Артаньян и три мушкетера" стал вашим звездным часом?
      
- Да, и не для меня одного. На Михаила Боярского даже спустя несколько лет после премьеры "Д'Артаньяна" показывали пальцем: "Смотри - "пора-пора" пошел".
      - А как вы думаете, эти подвыпившие горлопаны знают, кто автор исполняемых ими песен?
      
- Боюсь, что нет. Однажды я ехал в такси, и по радио включили мою песню в исполнении Любы Успенской.
      - Что-то про офицеров?
      
- Да. Я водителю и говорю: "Моя песня". А он у виска покрутил и говорит: "Ты что, мужик, это белогвардейская песня начала века, и имена ее авторов давно забыты". Вот так. Но я не в обиде. Мне приятно, что в течение многих лет люди любят мои песни, поют их за столом и просто напевают на ходу.
       - Максим, насколько я знаю, сейчас идут съемки нового фильма "Формула счастья"?
      
- Да, я написал к этому фильму музыку, и это будет первый российский музыкальный фильм за последние десять лет.
      - Кто снимется в фильме?
      
- Много разных актеров: начиная от корифеев, таких, как Наташа Андрейченко и Михаил Боярский, до кумиров нынешней молодежи - Данко и Юли Началовой.

Александр Константинов, специально для "Каравана", г. Москва

ЧТО БУДЕТ С КУЛЬТУРОЙ В XXI ВЕКЕ?

Об этом размышляют тверские художники в книге "Культурные герои XXI века" (М.: GIF, 1999. 192 с. 7000 экз.)
      В конце прошлого года культурная жизнь Твери ознаменовалась грандиозным по своей масштабности фестивалем современного искусства "Культурные герои XXI века". По окончании фестиваля, заключительный этап которого проходил в Москве, в свет вышла книга о фестивале и о его участниках, носящая одноименное название.

Композиционно книгу можно разделить на три части. Первая - это приветственные слова организаторов фестиваля и их размышления о судьбах современной российской культуры. Вторая - отчет экспертов, выступающих в роли феи, о том, как проходил фестиваль в самых разных городах нашей необъятной родины, - "Тут подоспела добрая фея". Третья часть - наиболее интересная - "Можно и мне примерить туфельку?". Здесь представлены участники фестиваля - их краткая биография и размышления о том, какой им видится культура будущего.
      Среди всего многообразия материала, который содержит книга, для нас основной интерес представляет то, как освещается в ней участие в фестивале наших земляков. В качестве эксперта в Тверь приезжал знаменитый поэт Дмитрий Александрович Пригов. "Верь, не верь, а - Тверь!" - так он назвал свою статью. Итак, что же пишет Д.А. Пригов: "В Твери явно ощущается недостаток критической массы деятелей искусства для того, чтобы породить некоторую регулярность культурной жизни". Среди участников тверского фестиваля Пригов отмечает Театр для детей и молодежи, который "не процветая финансово, стал одним из культурных центров города с неким оттенком даже клубности. Режиссура в театре вполне современна, в тренде". Кроме этого, "добрая фея" советует обратить внимание на проект "Изергиль" (Александр Константинов), хотя и "не гарантирует ему легкого и светлого будущего", и на инсталляцию Инги и Леши Аксеновых "Тибетская книга мертвых игрушек". В заключении же сказано: "Естественно, город полон напряжения между истеблишментом, представленным союзами художников и писателей, и молодежью". Ну а как же без этого! Это и есть жизнь, другой вопрос, что некоторые представители вышеназванных союзов, далеко, надо сказать, не бронзовелые, просто не могут или не хотят в силу каких-то обстоятельств понимать современное искусство.
      В третьей части книги "Можно и мне примерить туфельку" туфельку примеряют - Инга и Алексей Аксеновы, Темур Козырев, Александр Константинов и Лариса Лелянова. Как же они видят культуру будущего?
      Лариса Лелянова: "Мне трудно говорить об искусстве будущего, потому что я не считаю, что к искусству применимо такое понятие, как эволюция. Для меня искусство - это еще и какая-то мистическая форма общения друг с другом через поколения". А вот по мнению Александра Константинова, жизнь, искусство - это "бесконечное шоу. Как поет Лайза Миннелли, жизнь - это кабаре, старина". Темур Козырев считает, что в искусстве XXI века "еще явственнее станет деление на коммерческое (массовое) и некоммерческое (маргинальное) искусство". Инга и Алексей Аксеновы представили свое видение культуры будущего в стихах:
      Искусство-тире-океан.
      Глубже-тире-темнее "..."
      Впрочем, культура будущего, возможно, будет представлять и не совсем радостное явление. Более того, она может представляться неопределенно: бело-сахарно-космической или деструктивно-военизированной. Так она видится Славе Мисину из Новосибирска: "Понятно, что технологически человеку будут нужны только провиант, туалет и Интернет" (С. 138).

Сергей Бойцов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru