Архив номеров

    НА ДНЕ
  ЭТО СССР ОБОЗВАЛ НИЩИХ БОМЖАМИ

Их дни не отличаются разнообразием, а счастье заключается в том, чтобы спокойно пережить промежуток времени от зари до заката. Для них роскошным рестораном служат мусорные баки, а уютной постелью - лестничные площадки. Они собирают бутылки и клянчат деньги у тех, кто смотрит на них свысока. Часто их просто не замечают, еще чаще - отворачиваются с демонстративным отвращением. А все потому, что они - бомжи, бичи нашего "культурного" общества, которому некогда задумываться над вопросом, какой злой рок скинул их на самую низкую ступеньку социальной лестницы. Мой собеседник - врач-психотерапевт Борис Чула - считает, что у большинства таких людей существует предрасположенность к подобному образу жизни.

- Везде и всегда существовали нищие, - начал нашу беседу Борис Самуилович. - Однако никому не приходило в голову называть их бомжами. Да и не придет по прошествии некоторого времени. Так как БОМЖ - аббревиатура советской эпохи, переводимая как "без определенного места жительства". Это была лишь графа привлечения к административной ответственности за порочащий общество образ существования. В то время считалось, что каждый человек обязан быть где-нибудь прописанным. Люди, не имевшие по каким-либо причинам прописки, а значит терявшие возможность устроиться на работу, автоматически прикреплялись к разряду бомжей. Их вылавливали, привлекали к ответственности и отправляли на нары сроком до полутора лет. Подобная "чистка" называлась профилактической работой и проводилась с целью избавить общество от потенциальных уголовных элементов. Вот только не задумывались "ликвидаторы", откуда вновь и вновь объявлялись бомжи. Повторюсь еще раз - нищие, из которых выходят те самые злополучные лица без определенного места жительства, существовали во всем мире с древних времен. Не имея постоянного пристанища, они передвигались из города в город, из деревни в деревню, и везде их встречали очень неплохо. Но не только потому, что жалели. Нищие выступали в роли своеобразных лекарей души. Подавая, люди надеялись, что когда-нибудь им воздастся за милосердное отношение к страждущим.
      - Наверное, поэтому нищие будут существовать всегда?
      
- Именно! Но трудно представить себе сидящим на паперти здоровенного "лба". Поэтому нищенствовать шли люди ущербные, юродивые, калеки, имеющие психические или физические недостатки. За исключением тех случаев, когда к нищенствованию приступали профессиональные жулики. Причиной же истинного бомжевания является дефект личности при тяжелых психических патологиях, типа шизофрении, это проявляется в апатии, стремлении плыть по течению и подбирать то, что осталось. Тяга к бомжеванию может обнаружить себя уже на начальных стадиях психических нарушений. Возможны дромомания - желание уйти из дома или "дранг" - ощущение маленькой щепочки, сплавляющейся по большой реке: где выкинет на берег - там и хорошо. Среди бомжей нередко встречаются люди пожилого возраста, страдающие старческими заболеваниями, такими, как склероз. Вышел старичок из дома за хлебом, а обратно дорогу найти не смог. Если у пожилого человека нет заботливых родственников, которые подадут в розыск, то он вскоре превратится в бомжа, пристроится к какой-нибудь кормушке, отыщет теплое местечко для сна и заживет новой жизнью практически без прошлого.
      - А какие категории людей кроме названных пополняют ряды бомжей?
      
- Есть среди бомжей определенный процент людей социально деградировавших - наркоманов, алкоголиков и тех, кто получил сильнейшую психологическую травму, выбившую из колеи. Есть те, кто стал жертвой жуликов и лишился своего жилья. Но в любом случае сложно говорить о нормальной психике. Ведь каждого человека бьет судьба. Однако далеко не каждый превращается из-за этого в бомжа. Кроме того, среди лиц без определенного места жительства нередко встречаются те, кто с успехом скрывается от уголовной, социальной или личной ответственности. Они позволяют себе опуститься до уровня бомжей, чтобы от них отстали кредиторы - не обязательно финансовые. Это как запои у хронических алкоголиков. Но пройдет некоторое время, и они вновь вернутся из своего состояния к реальной жизни.
      - Среди бомжей много тех, кто дружит со спиртным. Алкоголь - это неотъемлемая часть подобного образа жизни?
      
- Действительно, эти люди довольно часто употребляют алкоголь. Но, в отличие от хронических алкоголиков, предпочитающих становиться тиранами своих семей, истинные бомжи не склонны нарушать общественный порядок. Они лишь оскорбляют своим видом наше "цивилизованное" общество. Хотя в последнее время бомжи стали выглядеть лучше. Причина такого обстоятельства заключается в росте благосостояния народа - на свалки выбрасывается вполне добротная одежда и еда. Правда, конкуренция между бомжами выросла, да и бездомные кошки и собаки нередко их объедают!
      - Борис Самуилович, есть ли у истинных бомжей шанс вернуться к нормальному образу жизни?
      
- Есть. Из самого тяжелого состояния можно воспрять - были бы разум и воля. Если в человеке сидит болезнь, уничтожающая эти два качества, все равно существует шанс вылечиться. Тот, кто умирает бомжом, как правило, просто не сумел жить иначе. Его устраивало серое, безликое существование с абсолютно ограниченными интересами. Ему не нужны были ни работа, ни дом. Не так давно в "Сегоднячко" показали репортаж о почтальоне, живущем под лестницей. Брат выгнал его из дома, превратив, по сути в бомжа. Но почтальон не стал рыскать по помойкам и ударяться в алкоголь. Он собрал из картонных коробок уютную конуру и зажил в ней. Жители окрестных домов, которым он много лет подряд разносил почту, поделились ковриками, одеждой, едой. Ведь русский народ по природе достаточно сердечен и всегда готов прийти на помощь. Был бы только тот, кому присвоили звание бомж, опрятным на вид, аккуратным и не заразным.

Беседовала Наталья Шутова

МАКУШКА ЛЕТА. ПОРА ТРУДЯЩИМСЯ ПЛАТИТЬ ВОРЬЮ НАЛОГ С ОГОРОДА

Многочисленные российские селяне и дачники, вырастив на участках и огородах обычный урожай, с тихой ненавистью наблюдают расхищение результатов своих трудов. Август-сентябрь - время огородных воров.

С каждым годом племя огородных дармоедов продолжает размножаться подобно тараканам. И действуют, как и они, либо в сумерках, либо ночью, когда хозяева огородов спят, наработавшись днем. Откуда оно, гнусное ворье?
      Происхождение воров - двоякое. Более многочисленный слой состоит из местных дармоедов и захребетников, не имеющих ни кола, ни двора, не желающих работать, пьющих или колющихся. Обитают они либо поблизости от дачных кооперативов и сел, либо являются жителями крупных сел (в мелких деревнях красть нечего, да и сложно - они легко вычисляются). Некоторые обзавелись кучей детей, которых воспитывают в соответствующем духе согласно их принципу: "Когда от многого берут немножко, то это не кража, а просто дележка". В домах у них - шаром покати, даже хлеба часто не бывает, и чужая зелень с огорода их выручает от голодухи.
      Меньший по численности слой, особо характерный для крупных сел, это выселенные из столиц или крупных городов отбросы общества, его социальный кал, переделать который в более или менее нормальное человеческое состояние городские власти отчаялись. Поэтому их выслали на перевоспитание в провинции, в пустующие дома с заброшенными огородами, которые, по идее, алкаши и наркоманы должны обрабатывать. Как же! Ждите сто лет. Проще украсть, что они и осуществляют.
      Пора отказаться как от ханжеских сентенций, типа такой: ах, жизнь такая жестокая, эти бедные люди, раздавленные трудностями, нуждаются в поддержке и понимании. В чем должна заключаться поддержка? Им дают землю и дом - живи и работай, зарабатывай на хлеб сам. Да, жизнь трудна, но остальные люди на селе живут, растят детей, на вокзалах и возле церквей не попрошайничают: они трудятся. Если нет доходной работы - выручают скотный двор и огород, только трудись.
      В чем должно заключаться их понимание? Каждый человек - хозяин своей судьбы. Если он алкоголик, наркоман, то вину пусть берет на себя, а не перекладывает воровством свою вину на селянина или пенсионера на дачке.
      Огородное и дачное воровство остается практически безнаказанным. Милиции на всех не хватит, да и не соглашаются участковые разбирать такие мелочи, как сорванные пару кочанов капусты и десяток луковиц. Гуманные законы не позволяют совершать быструю и запоминающуюся расправу над пойманным негодяем - в случае нанесения вору увечья потерпевший хозяин может загреметь под суд. Полагается вора схватить, непременно с поличным, привести в милицию, которая должна отдать его под суд, в результате вор должен возместить убытки огороднику. Эта наивно-теоретическая схема является насмешкой над здравым смыслом. Разве может старик или бабулька угнаться за вором и схватить его? Разве милиционер осмелится осмотреть берлогу бомжеобразных поселенцев из Москвы, если они предъявят ему обвинение в нарушении закона о неприкосновенности жилища? Разве есть случаи рассмотрения судом дел об огородных ворах? И если такие случаи были, разве вор может рассчитаться с хозяином, если пьянь живет воровством?
      На селе, имеется в виду крупное тверское село, в котором живет не менее 500 человек, об огородных ворах люди предположительно знают - кто, когда и где что украл. Но на месте преступления схватывают редко, так как воры действуют затемно, на грани ночи и утра, и, кроме того, знают режим жизни селян. Воруют по графику, обходя постепенно многие огороды, срывая не все, а самое лучшее, приводя трудолюбивых хозяев в состояние тихого бешенства. Откровенно делятся соседи между собой, что "было бы ружье - застрелил бы гада или изувечил".
      Но пока что-то не слышно о крупных расправах. То ли лень устраивать облавы ночью на двуногих крыс, то ли у народа отбили охоту на самоорганизацию, но он пока терпит. Администрации сел не до этого: у нее более важные функции по составлению отчетов перед районным начальством и по сбору налогов, особенно с частных предпринимателей.
      Так что же делать беззащитному огороднику? Покупать ружье? Но оно дорогое, да и лицензия не дешевая. Заводить собаку? Но и ее воры как-то успокаивают. Ставить капканы? Отвечать за увечье придется. Дежурить каждую ночь? Сил не хватит.
      Вывод один - объединяться. Создавать охрану на добровольных началах. Требовать от администрации нанять охрану села на средства, которые уходят в районный бюджет. Проводить "разъяснительную" работу с проживающими неместными и местными подозрительными личностями. Власть нас не защищает - защитим себя сами.
      До революции мужики в деревнях насмерть забивали конокрадов, если таковые попадались, ибо конь для селянина был всем. И ни один жандарм или полицейский не мог дознаться, кто расправился с вором - была крепкая круговая порука в деревенской общине. Сейчас лошадей на селе - раз-два и обчелся. Но воруют и коров, ночью забивают их и продают мясо. Поди докажи, что мясо ворованное. Однако в дом подозреваемого не пойдешь - нельзя. И скрипит зубами хозяин от ненависти и желания расправиться без пощады...
      Если воровство на селе не остановить, то можем получить ситуацию 20-30-х годов эпохи комбедов, которые справных хозяев по наущению властей объявляли кулаками, имущество их грабили, самих отправляли в Сибирь, на Урал или на стройки социализма, а потом создавали нищие колхозы, где опять воровали, не особенно утруждая себя "общественно-полезной" работой. Нынешнее попустительство ворам медленно, но верно приводит к такому же одичанию сельского общества.
      ...Скоро на общественных полях предстоит уборка картофеля, зерновых. Вор переключится с частных огородов на бывшие колхозные. Но самые наглые и ленивые из них по-прежнему будут грабить соседа - зачем куда-то идти, ноги утруждать? Будем продолжать платить дань захребетникам?

Сергей Васенин

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru