Архив номеров

    ЕСТЬ ПРОБЛЕМА
  ХОЖДЕНИЯ ПО МУКАМ ИЛИ "ЗАБОТА". ТОЛЬКО О КОМ, ВСЕ ЖЕ?
Бюрократия и волокита в чиновничьей среде у нас, видимо, как говорят, испокон веку. Чтобы решить гражданину какой-то вопрос, надо лестницу инстанций пройти, от одного столоначальника к другому, к пятому-десятому походить, нервы потрепать. К тому же, в свой адрес такое выслушать... И официально заплатить, да еще и так дать - "подмазать".

Если недавно, при Советской власти, волокита, взяточничество и прочее законами карались (пусть и не всегда на деле), то теперь, с наступлением "реформ", при всей власти "демократов", все это расцвело, как никогда, пышным цветом.
      Конторы, фирмы разных мастей, их штаты теперь растут, как грибы. И оклады у каждого...
      Как народ измучить, погонять по инстанциям и в каждом случае навар иметь - здесь мы весь мир, видимо, перещеголяли.
      Остановлюсь на истории, касающейся квартирного вопроса.
      В свое время, в разгул чубайсовской преступной приватизации, государство Российское вроде бы позаботилось о народе: приватизируйте, люди, государственное жилье, собственностью вашей будет. А коль собственность - вы в ней полные хозяева: используйте, как хотите, продавайте, завещайте, кому хотите, прописывайте, кого вам угодно.
      Ну и клюнули многие на этот обман. И страдают теперь. Обслуживание - каким было, таким и осталось. Поборы со стороны разных госконтор такие, что и не снились. А процедурные вопросы и оформительские дела - настоящее издевательство над человеком.
      Казалось бы, поручите это дело либо коммунальной службе, либо нотариальной, либо паспортно-визовой. Словом, одной конторе чиновной. Но не тут-то было. Каждый норовит поживиться.
      Положение усугубляется тем, что ходить по конторам, стоять в очередях, собирать уйму документов разного калибра должны на равных и молодые люди, и больные старики. Издеваются, иначе не назовешь, в нашем государстве и над ветеранами войны и труда.
      История, о которой речь ниже, касается каждого, кто с этим сталкивается. В ней, как в зеркале: бесправие простого люда в клещах государства и его хищной административной машины.
      
      Несколько лет назад приватизировали свою государственную квартиру родители моей жены - Калининские Василий Иванович и Галина Ивановна. Он - участник войны, кавалер многих боевых орденов и медалей, почти 40 лет отдавший армии, подполковник в отставке. Она - труженица тыла. Обоим по 8 десятков с лишним лет. Приватизировали. И что дальше?
      Умер Василий Иванович нынешним апрелем. Казалось бы, любому понятно - владельцем квартиры становится жена (к тому же, кроме нее, там никто и не прописан, и не живет). Но нет! Государственным мужам надо все усложнить, запутать, погонять старушку по конторам.
      Сначала Галине Ивановне потребовалось предъявить справки, что она была женой Василия Ивановича. Затем - что она вместе с ним проживала, хозяйство одно вела. И в военкомате бюрократия цветет: чтобы получить похоронное пособие в Центре выплаты военнослужащим в "Южном", два раза сгоняли ее в домоуправление (и свидетельство о браке не помогло: "не той формы"). Вот и пришлось занимать на похороны, пока "кровные" не получила.
      А перевести квартиру на себя? Да, нотариальная контора на ул. Фарафоновой это решает (живет Галина Ивановна в Заволжье). Но... Решает, оказывается, когда им принесешь бумаги еще из 4-х контор. И начались хождения.
      Контора 1-я - горбюро технической инвентаризации (БТИ). Но там - запись для выезда техника на дом на 2 недели вперед (выезд - раз в неделю). Технический паспорт квартиры составлять - сразу на стол за него 120 рублей. Приехала техник - 5 минут работы. Получать - опять в БТИ, но еще через 2 недели. С собой иметь: договор о приватизации, свидетельство о смерти мужа с копиями.
      Контора 2-я - домоуправление. Надо взять справку о прописке и родстве прописанных. И непременно - с какого времени здесь поселились. Слава Богу, бесплатно (хоть здесь).
      Контора 3-я - районная налоговая инспекция. Такса тоже своя. И дни - только в понедельник и четверг. И только до 13.00. А справчонка эта действительна лишь 4 недели.
      И, наконец, контора 4-я. Оригинальная контора создана, со сногсшибательным названием: "Учреждение юстиции Тверской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Это на ул. Горького, 27. Здание НИИ-2, арендуемое этой новоиспеченной конторой.
      Так вот, в этом учреждении юстиции надо сначала выстоять очередь, чтобы записаться на очередь (извините за каламбур) для сдачи документов (не менее 2-х недель ждать). Есть там консультант: какие кому бумаги для них собрать, чтобы бумагу от них получить. Правда, консультант этот, запутываясь, к коллегам бежит консультироваться из кабинета в кабинет. Назвал перечень документов. Собрала их Галина Ивановна, пришла в положенный по очереди день сдавать, оказалось, что им от налоговиков справка не нужна, домоуправская - тоже, от БТИ - также не потребовалась (слава Богу, что БТИшная хоть нотариусу пригодилась - не зря 120 рублей платила).
      
      Четыре конторы-заслона одолела старушка, вконец измотавшись, поболев, правда, между делом (и все это - после похорон мужа).
      И вот (в положенный день и час) идет она в нотариальную контору, что на Фарафоновой. Все, последняя инстанция. Закончились муки. Но зря возрадовалась. Не тут-то было! Хотя и приняли всю массу документов (вроде бы, все!), но сказали: позвоните месяца через 3-4, в сентябре или октябре, скажем итог.
      А итог таков: между нотариальной конторой и упоминавшимся бюро техинвентаризации спор идет - кому подобные сделки оформлять. Вот и спорят: и одним, и другим хочется этот источник дохода держать в своих руках. Ну а клиент страдает.
      А если к сентябрю, пока спорят, изменится обстановка? Не дай Бог, вместо нынешней претендентки на владение квартирой надо будет кого-то другого оформлять. Тогда все снова начнется: сбор документов, хождения - все с нуля.
      А нельзя ли в этой "накрутке" что-то упростить, сократить? Все можно, но никому дела нет. Да и не нужно. Какой никакой, а доход. У каждой конторы - себе.
      Вот бы и подумать нашим городским властям, как простым людям помочь. А ветеранам - тем более. О них красивые слова говорить все научились.
      Но не надо все это власть имущим. "Хождения по мукам" горожан их не интересуют, а навар от этих путешествий людей по вальяжным столоначальникам имеют. И начальству, что у городского и областного руля, перепадает.
      А не кончится ли, господа, когда-то терпение у народа?

В. Цветков (постоянный читатель)

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СОБСТВЕННИКА. ПОДАРОК ОТ ЧИНОВНИКА
Зная о бесконечной череде формальностей, которые ожидают его родственников в случае печальных обстоятельств, 73-летний пенсионер (юрист по профессии) Николай Петрович Ананьев решил облегчить для них процедуру вступления в права наследования и законным путем зарегистрировать свою недвижимую собственность - половину деревянного дома в Затверечье.

Дело было в начале апреля. Не знал и не ведал Николай Петрович, какой дальний путь по лабиринту кабинетов уготовила ему чиновничья братия.
      В течение последних лет к дому была пристроена кухня. Поэтому сначала Ананьев отправился в БТИ, чтобы в связи с изменениями в жилищных условиях получить новый техпаспорт. Отстояв положенное время в очереди, он выяснил, что потребуется 2 экземпляра документов, которые будут готовы через 7-10 дней.
      В указанный день пенсионер вернулся в БТИ. После 2 часов ожидания рядом с такими же несчастными, как и он, в приемной, куда его направили за бумагами, сообщили, что Николаю Петровичу нужно в другой кабинет. Надо - так надо! Уплатив около 170 рублей, счастливый обладатель 2-х экземпляров техпаспорта пошел в "Учреждение юстиции по гос. регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" на улице Горького, 27.
      Здесь он записался в кабинете №109 на прием в 108 кабинет через 2 недели. Придя через две недели, Николай Петрович узнал всего-навсего, какие документы нужно собрать из Земельного комитета и БТИ, чтобы пройти регистрацию. Рассчитывая, что управится за неделю, Ананьев записался на очередной прием через 10 дней.
      Шел месяц май.
      В Земельном комитете пенсионера ожидал сюрприз, конечно, неприятный. Чтобы получить все необходимые документы, понадобилось предъявить копии техпаспорта и свидетельства о праве собственности на землю. Тут обнаружилось, что количество площади, проставленное в техпаспорте, не совпадает с указанным в свидетельстве. Поверить в то, что сжатые со всех сторон 2 сотки могли неожиданно вырасти, было гораздо сложнее, чем заподозрить ошибку при замерах, производимых работниками комитета. Тем более что размеры (якобы завышенные), записанные в техпаспорте, были указаны на основании соответствующего Постановления об отдаче в собственность земельного участка, номер Постановления в документе тоже значился. Но щепетильная сотрудница комитета наотрез отказалась исправлять ошибки и выдавать документы без предъявления самого Постановления и отправила Николая Петровича к начальству.
      Как в добрых старых сказках, лишь с третьей попытки удалось нашему герою застать желанное лицо. Начальство назначило недельный срок для выдачи документов. Но встреча все откладывалась то на завтра, то на послезавтра. Все дела, дела...
      Срок явки в регистрационную палату тем временем прошел. Опять отправился Ананьев в 109-й кабинет на запись. Отдохнув положенные 2 недели, он, наконец-то, сдал все необходимое в 108-й кабинет.
      - Ну вот, - улыбнулась сотрудница, раскрыв паспорт посетителя, - как раз 17-го июля получите подарок ко дню рождения. Придете к нам за свидетельством о праве собственности.
      Только рано радовался Николай Петрович и расслабился напрасно.
      В пятницу 14 июля он получает письмо из вышеназванного Учреждения, в котором его извещают, что-де имеется несовпадение размеров жилплощади. "Как же так? - думает пенсионер. - И справка от БТИ есть, и техпаспорт новый". Ан нет. Нужны неопровержимые доказательства.
      Все то же многострадальное Постановление, что потребовали в Земельном комитете.
      Не теряя ни минуты, Николай Петрович в тот же день побежал в Учреждение к эксперту. Тот сообщил, что нужно предоставить копию с Постановления о лишней жилплощади и заявление соседей, удостоверяющее (вот тут - внимание!), что они, соседи, не возражают против того, чтобы Ананьев зарегистрировал свою собственность. Какова интрига! Мол, может, оно и твое, а вот не захочу - и никакого свидетельства не получишь.
      Понятно, когда подобное согласие требуется для продажи недвижимой собственности, первоочередное право покупки на которую имеют соседи. Но здесь? Загадка для простых смертных.
      В случае Николая Петровича проблемы с согласием соседей, слава Богу, не возникли. И даже записываться для начала в 109 кабинет не пришлось - разрешили сразу прийти в 108, в понедельник 17 июля.
      И вот, в день своего рождения с заявлением, копией Постановления и другими документами гр. Ананьев пришел к "начальнику". Тот, просмотрев бумаги, послал Ананьева к эксперту (которая в пятницу сказала, чтобы в понедельник "подходил в 108 кабинет".) Недоумевая, зачем ему, собственно, к эксперту, Ананьев, уже простояв час в очереди (лучше делать, как скажут - а то и хуже может быть!), все-таки ослушался и подошел к рядом сидящему консультанту, который оказался "начальник" из 108-го!)
      Напомним, что пенсионеру нужно было просто отдать все бумаги. Но вот вопрос - кому?
      Эксперт говорит - к консультанту, консультант говорит - к эксперту, а сидят они за соседними окошками и прекрасно слышат и видят друг друга. Игра что ли такая?
      После повторного обращения к эксперту та отправила Ананьева в 3-е окошко. Документы наконец-то взяли, и секретарь понесла их к исполнителю. Вернувшись от исполнителя, девушка сказала, что нужно написать заявление о приостановлении регистрации до 21 июля, а то придется все начинать сначала.
      Насмерть перепуганный последними словами, пенсионер возразил, что заявление уже написано и сдано, девушка в свою очередь ответила, что, может, и написано, да потеряли, а написать второй раз - труд небольшой. И добавила, что согласия соседей можно было не спрашивать и заявление от них приносить не надо, но, в общем, и не лишнее.
      Подписывая очередную бумажку, Николай Петрович, окончательно осознал, что вручение подарка откладывается. Пока до 21 июля, а там, кто знает? И странно, но перспектива быть именинником целый год его почему-то не радовала.

Елена Афонина

P.S. История Н.П. Ананьева, пенсионера и участника войны, единичный пример, возможно, не самый яркий, из множества подобных случаев. В приемные дни десятки людей простаивают порой по нескольку часов лишь для того, чтобы сдать или получить документы, а это уже неразрешимая проблема, в которой не могут разобраться сами чиновники и без конца гоняют просителей по кабинетам. Вряд ли здесь стоит доискиваться глубинного смысла, когда существуют такие простые слова, как "произвол", "беспредел", "неразбериха". Так доколе, господа?
      Сами-то не устали?

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru