Архив номеров

    В МИРЕ ЖИВОТНЫХ
  ЛЮДИ И ЛОШАДИ: РОМАН В СТИЛЕ ДРАЙВИНГ

В минувший уик-энд недалеко от базы отдыха "Дорожник" можно было видеть сколь любопытное, столь же и красивое зрелище. Зрители, собравшиеся на огромном зеленом поле, имели редкую возможность наблюдать за ходом соревнований на приз Ассоциации драйвинга России.

Для людей, не знакомых с понятием "драйвинг", поясним, что это соревнования лошадей, запряженных в повозку, как в одиночку, так и парами, четверками, шестерками.
      Управляют лошадьми сидящие на повозке спереди драйвер (с традиционным пледом на коленях), сзади - грум. И если первый выполняет непосредственно роль наездника, то второй - роль штурмана: подсказывает основные направления движения. За границей, где драйвинг проводится на больших скоростях, работы у грумма предостаточно - кроме всего прочего, он еще поддерживает баланс в движении. Соревнования драйверов проводятся в три этапа. Первый - выездка, на котором участники показывают, насколько выезжена лошадь. На марафоне драйверы проходят определенную дистанцию с весьма сложными препятствиями, в том числе и водными. Заключительная дисциплина - паркур - предполагает езду между специальными ограниченными воротами, выстроенными на поле в виде различных фигур. Ограничительные столбики снабжены лежащими сверху шариками. Каждый сбитый шарик, а тем паче столбик, прибавляет драйверу штрафные очки.
      Драйвинг очень популярен за рубежом. У нас в стране, как и многое другое, он распространения не имел, но вот теперь делает первые уверенные шаги.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Первые в России соревнования драйверов проходили год назад в Игуменке, нынешние - уже вторые. Их инициатором стал председатель Ассоциации драйвинга России Виктор Рышков.
      Участники же приехали из Москвы, из Питера, и, конечно, Твери. Состязались парные и одиночные упряжки в классе лошадей и одиночные - в классе пони. Были и выступающие вне конкурса.
      Как заметил Виктор Иванович, драйвинг, хоть дорогостоящий, но очень демократичный вид спорта. Здесь нет ограничений по весу и возрасту, нет запрета для участия в соревнованиях инвалидов. Для России драйвинг подходит как нельзя лучше, ведь основная порода лошадей в этом виде спорта - знаменитые орловские рысаки - выносливые и сильные животные с мощной нервной системой. Международной ассоциацией драйвинга для воплощения своей цели - сделать драйвинг олимпийским видом спорта - необходимо принять в свои ряды как можно больше стран-участниц. Поэтому взор этой организации обращен не в последнюю очередь и к России, где они согласны финансово поддержать развитие этого вида спорта.
      Жюри соревнований включало в себя судей из разных городов России. Председатель жюри - Гусман Минлебаев, фермер из Казани, частный владелец лошадей, а кроме того, имея 300 гектаров земли, он занимается выращиванием леса (столь необычное для нас направление фермерской деятельности в Татарстане - необходимый и прибыльный бизнес).

НА ПОЛЕ БРАНИ...

Конечно, идеально выполнить все дисциплины - задача не из легких. К соревнованиям тщательно готовились. Например, сотрудники одного из отделений милиции Москвы Андрей и Дмитрий в прошлом году присутствовали на соревнованиях как зрители. К этим начали подготовку лошадей еще в апреле.
      А пони Зодиак из Московского зоопарка в течение 10 лет своей жизни возит в повозке детишек по специально заасфальтированному кругу. Поэтому траву он увидел чуть ли не в первый раз уже на нынешних соревнованиях и поначалу заметно нервничал. Впрочем, к последнему этапу робость прошла, и Зодиак привел своего драйвера к победе - экипаж получил первое место в классе пони.

ВОЛЯ К ПОБЕДЕ- ПУТЬ К СЕРДЦАМ ЗРИТЕЛЕЙ

Победителями и обладателями кубка в классе лошадей в двойной упряжке стал экипаж "Каро-Простор" - клуба, в котором объединились каскадеры Москвы и Санкт-Петерберга.
      Наши тверские девчата (государственный конный завод в Чуприяновке) стали вторыми.
      Первое место среди одиночных экипажей завоевала команда КСК "Драйвер".
      А вот занявшая второе место команда того же клуба помимо серебряной медали, почетной грамоты и розетки для лошади Изауры получила приз зрительских симпатий, который можно назвать и призом "За волю к победе". Дело в том, что свой путь от Москвы до Эммауса Алексей и Дмитрий (о них мы уже писали выше) проделали в буквальном смысле своим ходом: в экипаже, запряженном парой лошадей. За лошадок ребята не беспокоились - такой переход был им по силам. Куда как тяжелее человеку высидеть в экипаже в течение многих часов. На дорогу в 180 километров у команды доблестных сотрудников милиции ушло 19 часов. Первый этап - 100 километров - за 12 часов с двумя остановками по 40 минут, второй - оставшиеся 80 километров - за 7 часов. Ну а после соревнований экипаж вновь покатил в сторону столицы.
      Андрей и Дима уже давно занимаются конным спортом. Андрей - наездник II категории, 11 лет работал в конной милиции, занимался практически всеми видами конного спорта.
      Стоимость перевозки лошадей к месту действия очень высока, но не отказываться же из-за этого от участия в соревнованиях.
      На зрителей такая целеустремленность произвела поистине огромное впечатление. Кстати, среди присутствующих можно было увидеть легенду нашего конного спорта - трехкратную олимпийскую чемпионку Елену Петушкову. Достаточно упомянуть, например, что за рубежом Елену Владимировну встречают ничуть не менее восторженно, чем президента Путина.
      Ряды именитых зрителей в заключительный день соревнований пополнили и депутат Государственный Думы Александр Шелехов и вице-президент Межрегиональной эргономической ассоциации России Владимир Львов.
      Все присутствующие остались полны впечатлений. Александр Шелехов, в частности, заметил, что у драйвинга в России, как у любого разумного дела, есть будущее. Тем более когда за дело берутся энтузиасты плюс основательная поддержка Виктора Рышкова.
      Следующие соревнования по драйвингу пройдут в августе в Москве.

Вера Моторина, фото автора

ОСЕТРЫ ИЗ КОНАКОВА ЖИВУТ ДАЖЕ В УРУГВАЕ

Многие слышали о "Трех пескарях" и других престижных столичных ресторанах, гораздо меньшему количеству людей удалось там побывать. Но почти никто не знает, что рыба, подаваемая в этих модных заведениях, привозится не с берегов Енисея или Охотского моря. Свежая осетрина и форель выращиваются в совсем недалеком Конакове. О таинственной жизни конаковских осетров и их хозяев мы беседуем с главным рыбоводом завода товарного осетроводства Надеждой Казовковой.

- Расскажите немного об истории вашего хозяйства.
      
- Конаковское предприятие по выращиванию ценных сортов рыб было создано в ноябре 1973 года. По сути, это было первое в Советском Союзе рыбоводческое хозяйство, работающее на отработанной воде. Местная ГРЭС имеет целый ряд систем, охлаждающихся проточной водой. Эта уже подогретая вода затем поступает на наш завод, где и служит средой обитания выращиваемых рыб. Подогретая вода позволяет поддерживать необходимый режим круглый год.
      Со времени образования наше производство стало экспериментальной базой Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства. Все теоретические и практические рекомендации мы получали из этого центра.
      Первоначально конаковский живорыбный завод был ориентирован на производство карпа. Предполагалось, что в течение одного года удастся реализовать три цикла воспроизводства этой рыбы. По плану производство должно было давать 300 тонн карпа в год. К сожалению, этим прогнозам не суждено было сбыться. Зимние температуры оказались чрезмерно низкими, что привело к слабому развитию и даже гибели карпа. Вместо запланированных трехсот удалось получить лишь сто тонн рыбы в год. С началом экономических реформ отрицательную роль сыграло резкое повышение цен на энергоносители. В зимний период наше производство особенно нуждается в тепле и электричестве. В январе, когда происходит созревание икры карпа, один только водяной насос потребляет 1200 киловатт в час. Как результат всех этих подорожаний, себестоимость производства карпа превысила допустимую розничную цену. Его производство стало нерентабельным. Попытка выращивать сома также оказалась не самой удачной. Более выгодно производство форели. Ее мы выращиваем и по сей день. Цикл роста этой рыбки длится с октября до апреля. За эти месяцы мальки весом 50 г превращаются в упитанных рыбешек по 350-450 г каждая. Ежегодный вес выращенной форели колеблется от 2 до 4 тонн.
      - Главная продукция вашего завода - это осетр. Расскажите, насколько сложно выращивать эту рыбу?
      
- Действительно, выращивание осетра - наше главное направление. Эта рыба, хоть и сложная в работе, но самая выгодная на сегодняшний день. В 1973 году первые наши осетры были выловлены в сибирской реке Лене. Четыре года подряд мы продолжали привозить сюда ленских мальков, проводя тщательный отбор и последующую селекцию. Значительную роль в этом без преувеличения сложнейшем процессе сыграл И.И. Смольянов, старший научный сотрудник нашего головного НИИ. Привозя из экспедиций личинки и икру, он заложил основу сегодняшнего рыбного воспроизводства. Некоторые осетры, выращенные в первые годы существования хозяйства, живы до сих пор. Самая старшая самка родилась в 1974 году, самая крупная весом в 18 кг - в 1976 году.
      - Как вы устанавливаете возраст и персональные особенности каждой рыбы?
      
- Все ценные самки имеют "клипсу" с личным номером. Эти "клипсы" используются в животноводстве, а мы применили их на рыбах. За каждым номером ведется ежегодное наблюдение. Учитываются возраст, плодовитость, качество выделяемой икры, болезни и многое другое. Благодаря этой информации мы можем отбирать наиболее перспективные экземпляры, прочие же отбраковываем.
      - Когда вы прекратили использовать природные личинки и перешли на собственное воспроизводство?
      
- Маточное стадо осетров было сформировано к началу 80-х. В 1981 году созрела первая икра. Сегодня процесс созревания икры осуществляется в специальных инкубаторах. После появления личинок будущие осетры перемещаются в небольшие ванны. Питание мальков осетра производится ежечасно. Корма, крайне дорогостоящие, приобретаются в Дании, Германии, Финляндии. Когда рыба взрослеет, переходим на отечественные марки кормов. Взрослая рыба питается 4-6 раз в день. Товарный вес рыбы в 0,5-1 кг достигается лишь через два года. Все это время осетры живут в больших ваннах с проточной водой (вода втекает в ванну с одной стороны и вытекает с другой). Для больших производителей осетров используется емкость под названием "бассейн Улановского". Там конвенция воды происходит по кругу.
      В течение двух лет жизни осетра его подстерегают разные опасности. Зимой, как уже говорилось, это холод, летом - жара. Последние годы летние месяцы побили все рекорды по количеству безоблачных дней и температур. При температуре +28, +300 С осетры начинают выпрыгивать из воды, для предотвращения этого над волнами мы помещаем заграждения. Некоторые рыбы не выдерживают такого температурного режима и погибают. Иногда причиной гибели рыб могут стать разные заболевания. На нашем производстве есть специалист-ихтиопатолог. В его обязанности входит осмотр заболевших рыб и терапевтические процедуры.
      - Известно, что помимо товарного осетра вы реализуете икру, предназначенную для его воспроизводства. Для каких целей это делается?
      
- Рыбное племенное дело - одна из сложнейших отраслей современного рыбоводства. Большинству хозяйств оно не под силу. Для получения качественных личинок и мальков нужны долгие годы селекции и кропотливой работы. Поэтому нашу икру приобретают не только отечественные хозяйства, но и зарубежные. Выращенные нами осетры живут в Португалии, Германии, других странах Европы. Некоторое время назад в передаче "Клуб кинопутешественников" был показан сюжет, рассказывающий о работе осетровой фабрики в Уругвае. Восхищенные корреспонденты, однако, не обмолвились, что оплодотворенная икра для уругвайского производства приобреталась в российском Конакове. Племенное дело не только выгодно, оно крайне необходимо для сохранения редких и исчезающих пород рыб. В частности, на нашем заводе выращивается байкальский осетр. Крупные партии этой рыбы отправляются на озеро Байкал, где пополняют сильно поредевшую популяцию.
      - Насколько коммерчески выгодно ваше производство?
      
- Цена килограмма произведенного осетра сейчас составляет 1151 рубль. Разумеется, по таким ценам рыбу могут приобретать лишь в столице. Там она в основном попадает в рестораны. Несмотря на высокие цены, особенно заметных доходов мы не видим. Всю прибыль "съедают" цены на электричество, корма. Зарплата персонала на производстве колеблется от 500 до 1100 рублей.

Глеб Чистяков

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru