Архив номеров

    ДУША
  ШИРКОВ ПОГОСТ

На северо-западе Тверской области, среди холмов Валдайской возвышенности лежат четыре верхневолжских озера - Стерж, Вселуг, Пено и Волго. Край этот, удивительно живописный, интересен и своей богатой историей. Здесь сохранились многочисленные материальные памятники - свидетели разных эпох.       На озере Вселуг находится один из самых красивых уголков Верхневолжья. С глубокой древности здесь существовали поселения и языческое капище, на месте которого находится в настоящее время Ширков погост, существующий вот уже три столетия.
      История названия погоста неизвестна. Остались безымянными и мастера, создавшие уникальный ширковский архитектурный ансамбль, памятник русского зодчества.
      Наиболее древний из сохранившихся памятников Ширкова погоста - деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа четверик на четверике. Такой вид храма некогда был очень распространен: подобная церковь существовала в середине XVII века в Ниловой Столобенской пустыни. По свидетельству священника Ширковской церкви с. Ильинского, которое относится к 80-м годам XIX века, церковь Рождества Иоанна Предтечи датируется 1694 годом. Имеет высоту вместе с крестом 45 метров, размер клети сруба в осях - 11,5х11,5 метра.
      За время своего существования деревянный храм неоднократно ремонтировался и дополнялся. В 30-40-х годах прошлого века с западной стороны его была пристроена колокольня (не сохранилась). В конце века деревянные венцы были скрыты под тесовой обшивкой, а осиновый лемех на куполе сменился металлическим покрытием.
      В конце XIX века Ширков погост стал крупным культовым центром на озере Вселуг. На несколько десятков километров вокруг не было церквей. Древняя деревянная церковь оказалась слишком маленькой; к тому же она не отапливалась, и зимой присутствовать на богослужении приходилось в тулупах и рукавицах.
      Требовался новый, более просторный храм. Местные жители начали строить новую каменную церковь с большими окнами и отоплением. Они не стали продавать деревянную церковь на снос, чтобы получить деньги на строительство. Они поступили проще и одновременно мудрее - назначили подушный сбор и таким образом за 7 лет собрали около 27 тысяч рублей, на которые каменный храм в погосте Ширково и был вчерне построен (то есть без внутренней отделки). Разрешение на строительство было получено в 1903 году, а в 1912 году храм был полностью построен.
      Создатель проекта, тверской губернский архитектор А.П. Федоров, выстроил новый храм в псевдорусском стиле, со сложным набором деталей и фрагментов убранства. Храм трехпрестольный. Главный, центральный престол во имя Рождества Иоанна Предтечи, южный - Рождества Христова, а северный - Богоявления (Крещения). Находясь неподалеку от деревянной церкви, новый каменный храм прекрасно дополняет панораму, усиливает звучание форм древнего памятника XVII века.
      К 60-м годам нашего века Ширков погост опустел. Церковь Рождества Иоанна Предтечи пришла в аварийное состояние: прогнили нижние венцы сруба, из-за протечек в кровле обветшали и прогнили углы четвериков, почти полностью была утрачена главка церкви. Было закрыто существовавшее вокруг церкви кладбище.
      В 1960 году под руководством А.В. Ополовникова был разработан план реставрации и восстановления первоначального облика этого памятника архитектуры. За три года (с 1974 по 1977 годы) в храме Рождества Иоанна Предтечи реставраторами из Осташкова были проведены реставрационные работы. Тогда же был восстановлен и шатер колокольни каменной церкви, который сгорел от молнии.
      Недалеко от этих двух храмов, под горой, над родником, в начале ХХ века местными мастерами на средства прихожан была выстроена деревянная часовенка. Сюда из церквей погоста направлялся крестный ход и совершалось водосвятие.

Подготовил Евгений Петренко

КАК ЗАПРЕЩАЛИ АННУ КАШИНСКУЮ
Посещая церковную службу, внимательный человек может заметить странное несоответствие. На некоторых иконах святые крестятся вовсе не так, как мы. В частности, вместо трех пальцев они слагают вместе два. Что же это может значить?

На самом деле в древности Православная церковь употребляла двуперстное крестное знамение (сложение указательного и среднего пальцев). Достаточно отметить, что изображения этого типа крестного знамения имеются в древних церквях Рима и датируются III-V веками.
      Сложение двух пальцев при крещении имеет глубокое символическое значение. Оно обозначает два естества, два происхождения Иисуса Христа - божественное и человеческое. Тем самым верующие исповедуют, что Христос был и Бог, и человек. Последующее совершение крестного знамения означает, что Богочеловек был распят на кресте и пострадал за каждого из нас. Остальные сложенные пальцы символизируют единство Святой Троицы.
      Наши предки крестились подобным образом вплоть до середины XVII века. Изображения двуперстия можно увидеть на многочисленных древних русских и греческих иконах Спасителя, Божьей Матери и святых. В постановлениях знаменитого Стоглавого Собора, проходившего во времена Ивана IV Грозного, говорится: "Аще кто двемя персты не благословляет, якоже и Христос... да будет проклят".
      Однако в 1653 году патриарх Никон заявил о начале церковной реформы. Единоличным решением он запретил креститься двумя пальцами. Древний обычай был признан "злочестием, скверностию, арменским смрадом и кукишем, душепагубной мудростию и даже неправославием". Целью реформы была унификация церковных обрядов на современный греческий образец. Вместо двух пальцев было предписано креститься тремя. Решение Никона произвело отрицательное впечатление на большую часть русского общества. Против сторонников старых обрядов начались открытые гонения. На стороне Никона откровенно выступила царская власть. В 1667 году придерживающиеся двуперстия и иных старых обрядов были преданы проклятию и анафеме. В течение последующих 200 лет память о двоеперстии всячески искоренялась. Временами преследования принимали варварские формы.
      Неприятная история сложилась вокруг имени святой княгини Анны Кашинской (день ее памяти мы отмечали в прошлое воскресенье, 25 июня). Святая Анна Кашинская, жившая в XIV веке, долгое время считалась покровительницей Кашина и пользовалась заслуженной любовью горожан. После реформ патриарха Никона защитники древнего православия стали указывать на мощи святой княгини, находившиеся в Кашине. Оказалось, что ее рука сложена, согласно старым обычаям, двоеперстно. Церковные власти решили замять дело. В 1677 году мощи были изъяты и замурованы в незаметном месте. Саму княгиню исключили из числа святых, а ее "житие" было объявлено ложным. Только в XX веке отношение церковных властей к двоеперстию меняется. В 1909 году Анна Кашинская была реабилитирована. В 1971 году на Соборе Русской Православной церкви двоеперстие и другие старые обряды были признаны равноправными с современными.
      В наши дни возрождается немало древнерусских традиций. Многие современные иконописцы стараются подражать старинным образцам. Иконы с изображением двоеперстия можно найти в любой церкви. Впрочем, большая часть духовенства относится к старым обрядам с подозрением.

Глеб Чистяков, г. Кимры

ОТЕЦ НИКОЛАЙ ИЗ ДЕРЕВНИ ВЛАСЬЕВО
Если послушать верующих, то самая посещаемая на сегодняшний день церковь в Твери и ее окрестностях - это Храм иконы Казанской Божьей Матери в деревне Власьево. Венчаться ли, креститься, почему-то все едут сюда. И непременно хотят попасть к отцу Николаю.
      О протоиерее Николае Васечко, настоятеле этой церкви и одном из старейших клириков Тверской епархии, рассказывают легенды. Тут как-то одна из сотрудниц редакции, прослышав, что отец Николай по общественным делам намеревается заехать к нам на минутку, решила его подождать и обязательно поприсутствовать при встрече. Рассказала свою историю.

Была у нее как-то в жизни полоса сплошных неудач. Плохо так, что уже готова была руки на себя наложить. Кто-то из знакомых посоветовал исповедоваться. И непременно во Власьеве. Испытала она тогда на себе такое энергетическое воздействие, что уходила с ощущением, будто на нее брызнули живой водой. Ощущения того дня вспоминаются и по сей день. А исповедовал ее сам настоятель церкви Николай Васечко. Вот и не верь после этого, что во время службы молодые прихожанки готовы влюбиться в протоиерея, несмотря на то, что ему уже семьдесят. А подтвердить это могут и те, кто вот уже третий год учится на факультете теологии ТвГУ. Это первая в России кафедра при госуниверситете. Большая заслуга в ее открытии принадлежит кандидату богословия Николаю Леонтьевичу Васечко. Он сейчас заведующий этой кафедрой. А готовят здесь учителей для общеобразовательных школ, которые будут формировать у детей такие понятия, как история религии и Закон Божий.
      Начиналась его биография так. Родился спустя 12 лет после свершения в России революции. До их села Оздов в Волынской области (Западная Украина) нововведения доходили медленно. Родители его были простые крестьяне, конечно же, верующие. С детства способный Николай раньше, чем пошел в школу, уже умел читать старославянские книги, которые хранились в их доме. Учился очень прилежно.
      Для него не было вопроса, куда идти после школы. Легко поступил в Волынскую духовную семинарию. А тут вскоре призвали на службу во флот.
      Всегда отличавшийся основательностью и усердием во всех делах, он быстро обратил на себя внимание. Пригласив как-то его для беседы как отличника боевой и политической подготовки, его спросили, что за музыкальный инструмент, которым он владеет (запись "Дух. академия" приняли за заведение, где учат духовой музыке). Оказалось, хорошо владеет балалайкой.
      Его послали-таки на курсы, после окончания которых открывалась для него карьера военного. При собеседовании на очередной служебной дистанции ему задали такой вопрос. Закончит обучение, а дальше куда? Он, не задумываясь, ответил, что намерен закончить обучение в духовной семинарии.
      После семинарии поступил в Московскую духовную академию и, закончив ее, получил степень кандидата богословия. В 1958 году был рукоположен во священный сан и с тех пор ревностно исполняет церковное служение на приходах Тверской епархии.
      За годы службы ему неоднократно поручались такие ответственные церковно-административные поручения, как выполнение обязанностей секретаря Тверского епархиального управления и настоятеля кафедрального Собора Твери. И всегда он справлялся с порученной ему работой с присущей его характеру основательностью.
      Одно из замечательных свойство характера отец Николая - он никогда не замыкался в кругу сугубо церковных обязанностей и проблем. И, пожалуй, разных по профессиям и роду занятий. Он доступен для всех. Всегда с готовностью откликается на предложения, активно участвует в общественной жизни региона. Доказательств тому масса.
      Это во многом благодаря ему в Твери появилась радиопередача "Спаси и сохрани". Николай Леонтьевич никогда не упускал возможности "вживую" выступить перед аудиторией на тему о духовно-нравственном воспитании личности, будь это воинская часть, учебное заведение или производство. Всегда легко находит общий язык, приводит самые убедительные примеры. Слушают его всегда с огромным интересом.
      Сегодня, когда в отношениях между церковью и государством оттепель, забот и дел у священнослужителя, как никогда. Скидок на возраст себе не делает. А удается ему задуманное потому, что он свято верит в то, чему себя посвятил. Он всегда искренен и открыт для окружающих. И это в нем подкупает.
      Всего два любопытных примера из богатой фактами и событиями жизни священнослужителя. Его добросовестность и основательность в подходах к любому делу передалась с генами его детям и внукам. Когда дочка пошла в школу и настало время принимать ее в пионеры, состоялся у него с классным руководителем вот какой разговор. Девочка - пример для всего класса. Но носит крестик. Учительница в затруднении. Галстук и крест на шее, по ее мнению, несовместимы. Обратилась к отцу с вопросом: как быть?
      В отличие от школьного педагога отец Николай проблемы в этом не видел. Подрастет, научится мыслить, сама решит. Пусть будет пионеркой. И в итоге оказался прав. Никакой фальши и недомолвок в отношениях в их семье никогда не было.
      Не отступил, не стушевался, когда у них еще во времена гонения церкви как-то вышел спор с ярым атеистом. Осмелился настоятель церкви предложить высокому чиновному лицу пари. Тот утверждал, что святая вода - хитрость церковников. Не иначе как воздействие ионов серебра, из которого сделан крест. Настоятель это отрицал, приводил множество разных доводов. В конце концов предложил освятить воду в обыкновенной деревянной бадье, но обязательно в Крещение, по канонам церкви. Затем поставить эту воду на хранение. Два года держали посудину с освященной водой на хранении. Вода - как слеза. Отец Николай выиграл пари. Считает, что всему должно быть свое объяснение. Возможно, когда-нибудь наука и сможет доказать это, связывая с влиянием космоса. Для него достаточно, что эти традиции проверены веками, не изжили себя. И это он называет Верой. Этому он учит и своих внуков. Василий, которому скоро исполнится 16 лет, в своем возрасте одинаково профессионален в двух направлениях. Отлично служит в церкви и разбирается в футболе. Ну а названная в честь бабушки внучка Танечка пошла в нее - мастерица на все руки.
      Кто близко знаком с деятельностью отца Николая, в шутку называют его генератором разных проектов и идей. Он умеет не только убедить других, заряжая их новой идеей, но и нацелить на ее осуществление. Именно так было, когда в 1989 году он взялся за восстановление тогда еще первого открывшегося в Тверской епархии храма во Власьеве. Сейчас это один из самых красивых и ухоженных храмов. Казалось бы, можно довольствоваться и этим.
      А отец Николай уже одержим еще одной важной идеей. Вот уже третий год как при его активном участии приступили к работе по созданию в областном центре паркового комплекса под названием "Древняя Тверь". Создан Тверской благотворительный фонд. Получено разрешение на отвод под эти цели участка земли площадью в 15 га. Это место при въезде в Тверь со стороны Москвы, недалеко от храма во Власьеве. Началась работа по устройству первой аллеи парка, венчать которую будет Крест Памяти. Есть идея воссоздать здесь в виде часовен облик первых тверских церквей, восстановить которые уже вряд ли возможно. Но это лишь малая часть того, что предполагается сделать здесь для возрождения в памяти потомков исторического и культурного прошлого Твери. Задача не из легких. Это дело многих лет и, наверное, не одного поколения. Важно, что идея уже находит отклик в душах и сердцах наших современников. В фонд уже обращаются с предложениями.
      А когда слушаешь, как об этой задумке говорит отец Николай, веришь, что это будет.

Валентина Черкашина

СТАРУШКИ ПРИ ДВОРЕ
В "Караване" №47 от 14.06.2000 г. мы начали новую рубрику, освещающую жизнь тверских дворов с ее простыми радостями и извечными проблемами. Предложили и нашим читателям поучаствовать в этом, объявив конкурс на самый интересный рассказ о вашем дворе или курьезную фотографию, сделанную в нем. Впереди вас ждут интересные дворовые акции и разговор о благоустройстве дворов с официальными лицами города, а пока - первый рассказ нашего читателя.

Испытывая острую жизненную необходимость жить отдельно от родителей, но не имея достаточного количества денег на то, чтобы купить себе квартиру, я поменял уже около десяти, снимаемых на месяц или два. И в этой вечной борьбе за улучшение жилищных условий как-то перестал интересоваться прилегающими к домам территориями. Лишь бы свалку под окном не обнаружить, да было бы куда машину поставить. То есть стал, как и большинство людей в наше время, с полным безразличием относиться к тому, что раньше не без гордости звучало - "мой двор".
      И вот однажды теплым летним вечером, направляясь в гости к своим родителям, я обнаружил около подъезда лавочку. Я точно помнил, что раньше ее здесь не было. "Надо же, благоустройство!" - подумал я и, сидя на новом архитектурном сооружении, решил выкурить сигаретку на сон грядущий. Присел, закурил, окинул взглядом двор, заполненный автомобилями друзей детства и старых соседских "тачанок", припаркованных на месте бывшей детской площадки, и подумал - дети выросли, игрушки стали побольше. Меня вдруг окатило полной тепла и покоя волной воспоминаний. "Боже мой, - думал я, - это же мой двор, сколько важных событий моей юной жизни здесь произошло. Первые шаги, первая драка, первая любовь, первая свадьба. Не моя, правда..."
      
      Весна. Конец апреля и первое теплое солнце, на котором греются местные старушки, а на оттаявшей асфальтовой дорожке ребятня уже третий день учит какого-то Валерку ездить на двухколесном велосипеде. При этом они все уже перепачканы зеленкой и основательно перебинтованы - асфальт оказался немного тверже снега. Старушки у подъезда живо участвуют в процессе укрощения "велика": то жалеют упавшего в очередной раз наездника, то кроют его чуть ли не матом, если последний сломал хотя бы одну веточку их любимой сирени. И в тот момент, когда здоровье молодого деревца становится, видимо, дороже собственного, или... Хотя я даже не могу себе представить это "или", потому что тут происходит невероятное. Баба Вера, дряхлая старушка лет семидесяти с лишним, подходит к ребятне, решительно вручает им свою палку и берет велосипед, приговаривая: "То же мне, науку нашел!" Затем на глазах у онемевшей ребятни бабка резво оседлала "Салют" и с гордым видом пионера-героя сделала на нем два круга по двору. После чего старушка обратно меняет велосипед на клюку и возвращается на лавочку к своим извечным беседам о несовершенстве мира. А обалдевшая ребятня на всякий случай переносит обучение Валерика на другую сторону дома...
      
      Как-то в нашем дворе играли свадьбу, и, естественно, местным старушкам о предстоящем мероприятии было известно раньше всех. (Похоже, что даже раньше, чем самим молодоженам.) Бабульки, в обыденной жизни самозабвенно страдающие склерозом, тут неожиданно вспомнили все подробности свадебных обычаев. Справедливо решив, что свадьба мимо двора, а тем более подъезда, не пройдет, и у них тоже есть шанс поразвлечься. И вот в условный день подъезд оказался перетянут шнурочками и ленточками, на каждом лестничном пролете старушками был установлен свой КПП, а на входе, переминаясь с ноги на ногу в ожидании жениха и невесты, уже стоял боевой отряд. Но бедные старушки знать не могли о том, что современная свадьба вопреки традициям не стала выкупать невесту, а молодожены, успешно преодолев рутину загса, давно уже мчалась в направлении ресторана. И было бы очень жалко видеть разочарованных бабулек, но ожидаемая ими машина с лентами и кольцами все-таки появилась у подъезда. Но на ней приехали не молодые, а сестра жениха со своим бой-френдом, решившие воспользоваться отсутствием дома всех. Однако отбить нападение бабушек, потративших несколько часов на утомительное ожидание, паре не удалось. Им пришлось пройти все круги свадебного ада, предназначавшиеся для жениха с невестой. Это была потеха на весь двор. Может, поэтому эта пара так и не поженилась...
      
      Уже давно догорела сигарета, а я все сидел на новой скамейке и думал, что хорошо, когда во дворе все вот так: есть лавочки с извечными бабушками, молодые сорванцы с рогатками, целующиеся парочки в зарослях кустов. Вот только песочницу надо снова сделать, а то ребятишкам играть негде, а у нас их с каждым годом во дворе все больше...

Игорь Иванов

ПАМЯТНЫЕ ДОСКИ - В ЧЕСТЬ ЗЕМЛЯКОВ
Кажется, что наконец произошел небольшой сдвиг в сознании и чиновников, и общественности Твери: теперь мы стараемся увековечивать не деятелей одной партии, не импортных знаменитостей, не заурядных революционеров и не сомнительной значимости события (15 и 50 лет Октября), а своих земляков, жизнь которых достойна подражания и украшает историю города.

24 и 25 июня 2000 года в Твери установлены сразу три мемориальные доски. В Мамулине, на улице имени Героя России подполковника Ильи Касьянова, погибшего в Чечне под Бамутом в ноябре 1999 года, установлена доска в его честь. На проспекте Калинина (думается, что рано или поздно проспект будет переименован), на доме №9 25 июня в 10 часов торжественно открыта памятная доска в честь Почетного гражданина Твери, известного краеведа Николая Алексеевича Забелина, ровесника ХХ века. Неподалеку, во дворе фабрики "Пролетарка", час спустя установлена доска в память тоже почетного гражданина Твери, всемирно известного балетмейстера хора им. Пятницкого, нашей бывшей тверской фабричной девчонки Татьяны Алексеевны Устиновой.
      Какие разные люди, какие разные судьбы! Но объединяет их одно: они наши знаменитости, прославившие и город, и тверскую землю. Эти события стали логическим продолжением ранее начавшегося процесса присвоения городским объектам фамилий известных земляков: строителя Тальвинского и ученого Каргина, что вызывает глубокое удовлетворение у тверичей.
      Городская власть охотно соглашается с подобными мероприятиями в дни проведения Дней города. А что, если нашей власти предложить воспользоваться проведением 2000-летия Христианства и возвратить в исторической части Твери все порушенные большевиками названия улиц, переулков, которые были связаны с православными храмами? Вот эти объекты:
      
      Исторические Названия, данные
      названия
советской властью
      ул. Воскресенская ул. Зинаиды Коноплянниковой
      ул. Сергиевская ул. Розы Люксембург
      ул. Екатерининская ул. Кропоткина
      ул. Козьмодемьяновская ул. Желябова
      ул. Скорбященская ул.Володарского
      пер. Владимирский пер. Студенческий
      пер. Знаменский пер. Свободный
      пер. Предтеченский пер. Беляковский
      ул. 1-я Никольская ул. С. Перовской
      пер. Соборный пер. Седых
      пл. Соборная пл. Революции
      ул. Желтиковская ул. Бебеля
      ул. 1-я Покровская ул. Революционная
      
      Право, есть над чем подумать и Думе, и администрации, и общественности. Почему бы Твери не взять хороший пример с Москвы и Петербурга?

Борис Ершов

ПИОНЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ..."ПО ПОНЯТИЯМ"
Высокий темно-зеленый забор, железные ворота со строгой табличкой "Посторонним вход воспрещен". За ними кирпичное здание с зарешеченными окнами. Далеко не каждый житель Твери знает, что эта двухэтажка, расположенная практически в центре города, прячет от обыденной суеты тех, кого именуют малолетними преступниками. На сегодняшний день в Тверском центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) пребывают 29 подростков со всей области в возрасте от 10 до 16 лет. Что будет с ними после выхода из этого заведения - предсказать сложно. Но пока ребята здесь, они сыты, одеты и вроде бы довольны своим существованием.

ИЗ ПРЕСТУПНИКОВ В ВОСПИТАННИКИ

Чтобы попасть в Центр временной изоляции, особой фантазии не требуется. Соответствующий возраст и наличие за плечами состава преступления практически обеспечивают дорогу сюда. На поступившего в ЦВИНП заводят личное дело, куда помимо постановления суда о помещении в это заведение вносят анкетные данные подростка и протокол личного осмотра. Последний документ представляет собой словесный портрет ребенка, в котором указывается все - от роста, веса, цвета волос до размера родимых пятен и шрамов, если, конечно, таковые имеются. В личное дело помещается и перечень личных вещей - так называемый арматурный список. Второй экземпляр такого списка вместе с указанными в нем одеждой, обувью и другим нехитрым имуществом подростка отправляется в шкаф, надежно запирающийся на ключ. Самого же хозяина временно отобранных вещей ведут в баню. После тщательной помывки и бескомпромиссной борьбы с обитателями волосяной части головы подростка облачают в казенную одежду. С этой минуты он может считать себя полноправным воспитанником ЦВИНП сроком на 15, 30 или же 45 суток.

СКОВАННЫЕ ОДНИМ РЕЖИМОМ

Тускловатый длинный коридор, три спальни, меблированные одними только кроватями, уютная столовая с иконкой и черным фортепиано в углу, игровая комната, класс для занятий, уборная - здесь проходит период жизни малолетних преступников, рассчитанный по часам и минутам.
      Центр временной изоляции, как и все детские учреждения, существует в соответствии с определенным распорядком дня. Подъем в восемь утра, зарядка, завтрак. Затем, если на дворе учебный год, двухчасовые занятия в школе. Хотя школа - это слишком громко сказано. Скорее, просто учебный класс. Но зато с самой настоящей школьной доской, расставленными в три ряда партами и большим глобусом. Учителя здесь тоже самые настоящие. Педагоги средней школы №36 по специальной договоренности с Центром временной изоляции обучают его воспитанников премудростям русского языка, математики, географии, истории, биологии и некоторых других школьных предметов. Несмотря на разновозрастность учеников, занятия ведутся по единой программе. Много внимания уделяется индивидуальному обучению, так как зачастую оказавшиеся в ЦВИНПе подростки имеют довольно смутное представление об алфавите русского языка и таблице умножения.
      В свои 10-12 лет они ни дня не сиживали за школьной партой. Именно здесь такие дети впервые берут в руки букварь, учатся писать свое имя и считать не по пальцам рук. Когда же в обычных школах наступает время каникул и приходящие педагоги отправляются на заслуженный отдых, их место занимают учителя в милицейской форме - наставники Центра временной изоляции. Классные чтения, тематические беседы, творческие часы - обязательный пункт распорядка дня воспитанников ЦВИНПа. Все это направлено на расширение кругозора подростков, развитие их логического мышления, творческой фантазии и умения излагать свои мысли.
      А самым любимым времяпрепровождением у подростков, находящихся в ЦВИНПе, является прогулка, хоть и проходит она под бдительным надзором всего личного состава Центра. Будучи на свежем воздухе, ребята могут поиграть в футбол, волейбол, полазить по снарядам, а если повезет - подобрать окурок, брошенный кем-нибудь на землю. Жаль, что покурить никогда не удается - зоркие глаза воспитателей быстро приметят непорядок. После каждой прогулки, ровно как и после посещения столовой, свидания с родными, воспитанников ЦВИНПа обыскивают на наличие всяческих посторонних предметов. Многое, начиная от упертых за завтраком печений и заканчивая переданными заботливыми родителями сигарет, прячется подростками в потайных карманах, подкладках одежды, носках и даже в резинках трусов. Но, видимо, воспитатели, работающие в ЦВИНПе, - ясновидящие. Найденные вещицы, к огромному огорчению ребят, всегда возвращаются туда, где им место: съестное - в столовую, ценное - на хранение в шкаф, а карты, зажигалки, колюще-режущие предметы - в мусорное ведро с дальнейшим сжиганием на глазах подростков и заполнением соответствующего акта уничтожения.

ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ

Каждое восьмое преступление в области - дело рук подростков. И темпы снижения детской преступности очень невелики. Может, поэтому еще долго не опустеет здание Центра временной изоляции.
      Нынешнему личному составу приходится много работать. За время пребывания воспитанников в ЦВИНПе их необходимо не только научить читать, пересказывать, писать письма, но и познакомить с элементарными правилами гигиены, приучить к аккуратности и навыкам самообслуживания. Всем этим подростки до поступления в ЦВИНП с успехом пренебрегали. А главная цель работников Центра временной изоляции - посеять в душах ребят зернышко нового мироощущения, которое, превратившись в крепенький росток, поможет им не вернуться на преступную дорожку. "Дети чаще не виноваты в том, что они совершили, - говорит начальник Центра временной изоляции, педагог с 29-летним стажем, Николай Васильевич Иванов. - Виновато все наше общество, что целый слой населения поставило на колени и обрекло многих детей на самостоятельное добывание средств для пропитания".
      Есть в ЦВИНПе рецидивисты, возвращающиеся сюда по второму-третьему разу. Но, переступая в очередной раз порог этого двухэтажного здания, они улыбаются. Да, здесь повсюду ходят строем. Здесь не положено иметь свою тумбочку и выходить куда-либо без надзора. Здесь смотрят на свободу сквозь черные пальцы решеток. Но именно здесь хотя бы на 5, 30, 45 дней не нужно заботиться о насущных проблемах - еде, одежде, ночлеге.
      Для многих воспитанников приемник действительно становится родным домом, куда они после "освобождения" зачастую обращаются за советом, а уходя на службу в армию, пишут оттуда: "Спасибо вам за все!"

Наталья Шутова, Фото Анаиды Джилавян

АМНИСТИЯ ВЫШЛА!
Предположительно, 670 осужденным срок скостят. И освободят от наказаний, не связанных с лишением свободы, еще порядка 5000 человек.
      Если сравнить с амнистией, проведенной в прошлом году, можно заметить, что цифры разительно отличаются друг от друга. Тогда на волю вышли всего 167 преступников и лишь 22 сократили сроки пребывания в колониях. Освободили от наказаний, не связанных с лишением свободы, около 1,5 тысячи человек.

КТО ОСВОБОЖДАЕТСЯ

Стоит отметить, что амнистия - это прежде всего проявление гуманизма со стороны государства к преступникам. Ее проведение стало практически ежегодной традицией, а к круглым датам - в особенности. Нынешняя приурочена к 55-летию Великой Победы, и постановление о ее применении было принято Госдумой сразу во втором и третьем чтении.
      Амнистию-2000 от всех предыдущих отличает не только огромное количество освобождающихся зэков, но и более широкий круг статей, по которым они выходят на волю. Это те, кто осужден впервые на срок до 3 лет. Также освобождаются беременные женщины и женщины, имеющие несовершеннолетних детей и детей-инвалидов. Будут отпущены на свободу инвалиды первой и второй группы, больные туберкулезом первой и второй группы диспансерного учета и те, у кого неотбытая часть наказания на момент прекращения действия амнистии (30 ноября) не будет превышать одного года. Таких, кстати, большинство. Расширен круг применения амнистии по возрастному признаку. Женщины старше 50 и мужчины за 55 будут освобождены при отсутствии ограничений.
      И, наконец, стоит отметить так называемый пункт "б" статьи 2 постановления "Об объявлении амнистии в ознаменование 55-летия Победы в ВОВ 1941-1945 годов", который вызвал наибольший общественный резонанс. Он гласит: "Освободить от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока лиц, награжденных орденами и медалями СССР или Российской Федерации". И дело вовсе не в том, что выйдут на свободу участники Великой Отечественной - их-то как раз единицы. Страшно то, что на свободе окажутся уголовники, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления - убийства, изнасилования и взятки в немереных размерах. Причем освобождаться они будут и в том случае, если сели недавно и дело находится еще на стадии расследования. То есть, если преступление совершено хотя бы за день до официального объявления амнистии.
      Учиненный Государственной Думой аттракцион неслыханной щедрости вызвал справедливое недоумение даже Генпрокурора России Владимира Устинова. В связи с этим представляется правильным решение Генеральной прокуратуры внести предложение в Думу по изменению чересчур гуманного постановления об амнистии. Любопытно, что в некоторых регионах (судя по репортажам центральных каналов телевидения) это предложение прокуратуры расценили как приказ и остерегаются пока выпускать на свободу самых опасных преступников. Как бы потом не пришлось ловить заново.
      У амнистии есть лишь пара положительных (и то не для всех) моментов. Она позволит разгрузить тюрьмы и зоны, что по логике вещей должно улучшить условия содержания преступивших закон граждан. И немного очистить совесть государства, которое взяло на себя определенные обязательства по содержанию осужденных и арестованных, но по ряду причин не в состоянии их выполнить.

ТУБЕРКУЛЕЗНИКИ, НАРКОМАНЫ И ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫЕ

Бесспорно, весьма бедственное положение в местах лишения свободы не лучшим образом сказывается на здоровье находящихся там людей. А уж больных - тем более. Недостаток питания (о качестве речь даже не идет) и отсутствие медикаментов лишь усугубляют их пребывание за решеткой. Поэтому Госдума проявила милосердие и решила освободить больных туберкулезом, включив в амнистию пункт о лицах, больных туберкулезом. Амнистия в лечебно-исправительном учреждении №3, что в Бологовском районе, уже проводится. Здесь стоит отметить пункт "д" статьи 2 того же Постановления, который гарантирует освобождение туберкулезных больных первой и второй группы диспансерного учета независимо от назначенного срока наказания и, следовательно, невзирая на то, по какой статье предъявлено обвинение. А их ни много ни мало - около 540 человек.
      ВИЧ-инфицированных и наркоманов амнистия коснется на общих основаниях - специальных положений для них не придумали. Но наркоманам сложнее, поскольку для их освобождения введены некоторые ограничения. Лица, проходящие принудительное лечение от алкоголизма или той же наркомании, могут быть освобождены только по прохождении курса лечения, по результатам которого суд должен вынести решение о снятии этого самого принудительного лечения. Если наркоман или алкоголик сумеет пройти специальный курс уже во время проведения амнистии, а суд, в свою очередь, успеет вынести положительное решение, осужденный также может оказаться на воле. Если, правда, он попадает под все оставшиеся критерии.

КОГО НЕ ОСВОБОДЯТ

Наряду с указанным выше все же можно выделить некоторые категории уголовников, которые не подлежат освобождению, независимо от имеющихся у них орденов и медалей. Во-первых, это злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания, а к таковым относятся и те, кто повторно совершил преступление в период условного срока. Им не помогут даже старые награды. Во-вторых, это особо опасные рецидивисты, осужденные по УК РСФСР и РФ. И, наконец, лица, освободившиеся из МЛС в порядке помилования или амнистированные после 1994 года.

ДЕЛО РУМЯНЦЕВА

Вернемся к пункту "б" статьи 2 Постановления об объявлении амнистии, поскольку он коснулся непосредственно Тверской области. Появление именно этого пункта гарантировало свободу заместителю губернатора Валерию Румянцеву. В свое время Румянцев получил медаль "За трудовую доблесть", которая по счастливой случайности вошла в перечень наград, обладателей которых выпускают на волю. Обвинение Румянцеву было предъявлено еще 30 декабря 1999 года. Правда, тогда ему вменялось только злоупотребление служебным положением, и в качестве меры наказания была применена лишь подписка о невыезде. И только спустя время его обвинили в получении взятки в крупном размере и в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Результатом чего стало распоряжение следователя взять Румянцева под арест. Но и тогда, на момент изменения меры пресечения, никто не знал о возможности такого пункта в Постановлении об амнистии.

МОГ ЛИ РУМЯНЦЕВ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ АМНИСТИИ?

Мог. Если бы был уверен в своей невиновности. Человек вправе требовать реабилитации в суде: хочу, мол, чтобы обвинительное заключение вместе с материалами дела перешло в суд. Если суд вынесет оправдательный приговор - хорошо. А если обвинительный - можно писать ходатайство о применении амнистии.
      Румянцев предпочел не доводить дело до суда. Он попросил применить к нему амнистию, будучи под следствием.
      Кстати, замгубернатора Румянцев, которому обвинение во взятке все же было предъявлено, может вновь занять свой высокий пост (конечно, если губернатор будет "за"), ведь решения суда по этому поводу нет. И никогда не будет.

Наталья Виноградова, Фото Анаиды Джилавян

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru