Архив номеров

    ПУТЬ К ХРАМУ
  НЕВЕСТЫ ХРИСТОВЫ

Когда-то в Бежецке было 24 храма. Судя по сохранившимся дореволюционным фотографиям, особенным великолепием отличался женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Господи, как прекрасен, должно быть, был колокольный перезвон в пасхальные праздники!

ДЕНЬ ВЧЕРАШНИЙ

Когда-то в Бежецке было 24 храма. Судя по сохранившимся дореволюционным фотографиям, особенным великолепием отличался женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Господи, как прекрасен, должно быть, был колокольный перезвон в пасхальные праздники!
      Уроженка Бежецка игуменья Софья, вернувшись в 1869 году из Рыбинска, возглавила общину, в которой уединились монахини, чьим единственным желанием было служение Богу. Взяв в аренду у местного купечества 30 гектаров земли и получив в подарок от императрицы 150 гектаров леса на корню, община начинает создавать свое уединение, активно, на равных с мужчинами, трудится на строительстве своей обители.
      К началу XX века в общине было уже более четырехсот сестер. Это давало право считать монастырь одним из самых крупных в России. Самый большой из пяти храмов, построенных на территории обители, был храм Казанской Божией Матери. Этот белокаменный колосс был столь прекрасен и величав, что мог бы поспорить своим великолепием с самыми знаменитыми соборами столиц. Возможно, бежецкий женский монастырь и не смог бы стать столь большим, если бы его с самого начала не взял под свою опеку православный протоиерей Иоанн Кронштадтский, причисленный впоследствии к лику святых. Он не раз приезжал в Бежецкий уезд, проводил здесь службы.
      Но судьба уготовила монастырю не долгий срок. Большевики и им сочувствующие сровняли с землей не только его. Они постарались так, что в старинном Бежецке до сих пор взгляд остановить не на чем. До наших дней дошел без преобразований лишь Спасо-Кладбищенский храм и недавно восстановленная Крестовоздвиженская церковь, в которой еще не так давно был склад оптики. Сегодня на месте монастыря остались лишь стометровый фрагмент монастырской стены и три уцелевших здания, в одном из которых давным-давно разместилась городская поликлиника. На месте взорванного и разграбленного храма Казанской Божией Матери сегодня вырос кирпичный остов новой районной поликлиники, в своей архитектуре чем-то напоминающий храм. На этом дело и встало.

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

"Господи, спаси и сохрани! Матушка, прости меня грешную..." - это пошла сообщать о моем визите одна из послушниц. Я замешкался у двери, не зная, можно ли мне войти. Посреди дворика стоял новенький сруб, пахнущий свежей древесиной. Девочка лет восьми в черном платке и таком же сарафане засмеялась, увидев меня. За забором начинались могилы старого городского кладбища. Столетний каменный дом еще недавно был таким же царством мертвых. В 1994 году именно в этом доме, в двух крошечных комнатках, с приездом в Бежецк матушки Антонии забрезжила жизнь. Тогдашний настоятель Спасо-Кладбищенской церкви отец Александр Свитцов решил организовать при церкви богадельню, где одинокие старики и старушки, убогие и больные, могли бы в тишине и покое дожить свой век, получая тепло и заботу со стороны матушки Антонии и сестер.
      "Пожалуйста, входите", - это уже мне. Я прошел по коридору и очутился в небольшой комнате - келье основательницы и настоятельницы воссозданного бежецкого Благовещенского женского монастыря. Именно отсюда все и начиналось. Кровать, стол, стул, аналой, шкаф с православными книгами, иконы и телефон - вот и все, что в ней было. Но при всей аскетичности кельи, да и всего монастыря, здесь ощущался какой-то покой. Страхи и суетность, соблазны и хандра куда-то исчезли. Редкое душевное чувство.

МАТУШКА АНТОНИЯ

В прошлое воскресенье матушке Антонии исполнился 71 год. И хоть я гожусь ей во внуки, но в беседе нашей не было непонимания, связанного с этой разницей. Ясный взгляд, чистая, живая речь, здоровый оптимизм. Ну, конечно же, вера в лучшее, Вера с большой буквы - это именно то, что и делает матушку Антонию такой. В какой-то давнишней, ведомой лишь ей одной жизни была она машинисткой башенных кранов. Сама из Саратова. Там и постигала первые жизненные уроки Веры. Поняв всю бренность своей жизни, пошла она во служение Господу. В Саратове матушка 8 лет была помощницей и поварихой у архиепископа Саратовского и Волгоградского. Затем пути Господни привели ее в Ригу, где провела она три года в небольшом женском монастыре вместе с двадцатью послушницами. Видимо, там и познакомилась с отцом Александром, который раньше ее переехал в Бежецк. Он и пригласил матушку на тверскую землю.
      13 апреля 1994 года в стенах старого, не отапливаемого, кишащего крысами кладбищенского дома усилиями матушки Антонии был воссоздан бежецкий женский монастырь.
      "Бежецк - город с тяжелой энергетикой, - говорит мне настоятельница монастыря. - На каждом шагу мы встречали недопонимание и ничем не прикрытую злобу. Но с Божией помощью монастырь состоялся, окреп".
      Действительно, только Богу известно, через какие испытания прошла эта уже немолодая женщина, создавая обитель. Как призналась сама матушка, за шесть лет она трижды не выдерживала, приезжала к своему духовнику и просила простить ей ее слабость и отправить на другое место. Но протоиерей Михаил Труханов говорил, что послана она Богом. "Я очень много молился за матушку. В Бежецк она послана для изгнания бесов", - так писал протоиерей Михаил, автор восьми книг по богословию, человек нелегкой судьбы, подвергшей его испытаниям на долгие 15 лет в ГУЛАГе. И матушка возвращалась обратно. Здесь ее с нетерпением ждали сестры, которых на сегодняшний день не две, а уже тридцать. Они искренне любят свою настоятельницу и скучают, если она уезжает хотя бы на день.
      Еще в Библии сказано о великой силе молитвы, что лечит она. В Крестовоздвиженской церкви самым чудесным образом из-под закопченных стен начали проявляться фрески. Ныне росписи полностью победили мрак и вернулись из почти столетнего небытия и забвения. Четыре иконы в церкви источают миро. В маленькой келье матушки Антонии небольшая иконка Казанской Божией Матери замироточила с момента, когда ее подарили игуменье участники крестного хода.

ЖИТИЕ В ОБИТЕЛИ

Из тридцати послушниц в монастыре три ребенка. Одна девочка - круглая сирота. Под крышей одного общего дома собрались и стар, и млад. Младшей - семь лет, старшей, сестре Сергии, - 77. Всю жизнь она отдала служению Богу и с матушкой находится в Бежецке с первого дня. Разные судьбы приводят людей в монастырь. Но простых нет. И судьбы бежецких послушниц не исключение.
      У женщины погибает муж, оставив ее одну с четырьмя детьми, двое из которых уже взрослые и самостоятельные. Вдова принимает решение уйти в монастырь вместе с двумя младшими дочерьми после весьма неудачного второго брака. Немало поскитавшись по свету, они находят свое место здесь, где живут и поныне. Девочки посещают воскресную школу. Усилиями матушки удалось привлечь одного педагога из городской школы для преподавания математики.
      История другой женщины, в общем-то, типична для нашего сумасшедшего времени. Работала экономистом. Кризис лишил ее работы, а вслед за ней и мужа. Женщина поддалась пьянству, совершенно деградировала. Хотела свести счеты с этой жизнью, но остановилась и потянулась к Господу.
      Молодая девушка имела спившуюся мать. Пятнадцать раз ее сердце раскалывалось между монастырем и пьяной родительницей. Столько же она уходила из монастыря. Мать посчитала, что панель для ее дочери куда как лучше, чем обитель. Девушка сделала выбор. Теперь она здесь.
      В столь небольшом монастыре собрана вся география. Кто-то из Мордовии, есть из Татарстана и Чувашии, четыре послушницы приехали из Старой Руссы...
      У аналоя в трапезной денно и нощно послушницы читают неусыпаемый псалтирь. Они сменяют друг друга, но молитва, обращенная к Господу, не прекращается в этих стенах. Каждый день подъем в обители в 5.45 утра. Правда, я обратил внимание, что на будильниках стрелки звонка стоят ровно на пяти. С 6 до 8 часов - молитвенное правило. Затем сестры, которые служат или поют в церквах, уходят. А в 13 часов начинается трапеза, во время которой одна из монахинь читает псалтирь для всех.
      Сегодня в монастыре семь монахинь и четыре инокини, готовящиеся к постригу. Остальные послушницы лишь настраиваются духовно, приближая себя к этому важному событию. Конечно же, монастырь - это не место лишения свободы. Никто беглянок не станет разыскивать с милицией. Каждая сестра отвечает лишь перед Господом и перед собой, своей совестью. Именно поэтому силу этих женщин в черных одеяниях можно измерять в вере. И наоборот, душевная слабость вряд ли позволит вам добровольно пойти на многие лишения ради служения Богу.
      Матушка Антония пригласила меня в трапезную и предложила отведать монастырской еды. Всё оказалось довольно вкусным. Постные щи со своей сметаной (при монастыре две коровы и участок земли), пшенная каша и стакан молока. А какой вкусный хлеб пекут послушницы! За длинным столом трапезной присутствовали и те монахини, которые не ели. Пост прошел, но некоторые послушницы добровольно продолжают воздерживаться от пищи.
      Уныние - это грех, вот только некогда проявляться этому греху в монастыре. В перерывах между молитвами монахини сами себе шьют, кроят ткань, работают на участке, по хозяйству и делают многое-многое другое. Для отчаявшихся людей, которых приводит трагедия, печаль и нужда, монастырь не закрыт. Сестры помогают таким людям, проявляют сострадание и милосердие, кормят нищих, собирают для них белье.
      Накануне открытия монастыря, когда сестры убирали хлам из высвободившихся комнат, они нашли старую, вырезанную из дерева иконку. Надпись на обратной стороне гласила, что приносится икона сия в дар бежецкому Благовещенскому женскому монастырю Иоанном Преображенским. И это действительно чудо, что строитель Спасо-Кладбищенской церкви, захороненный с южной от нее стороны, дарил икону тому, дореволюционному монастырю и что была она обретена уже сегодня людьми, пытающимися воссоздать сию обитель веры, а вместе с ней и великую православную Россию.

Станислав Чернов, г. Бежецк Фото автора

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru