Архив номеров

    КУЛЬТУРА
  ТВЕРЬ РОМАНТИЧЕСКАЯ <>
Проблема романтизма является одной из наиболее актуальных в современной науке о литературе. Но, очевидно, она имеет не только литературоведческое, но и более широкое - культурологическое, мировоззренческое, жизненное значение, что особенно важно в настоящее время.       Совсем недавно на филологическом факультете Тверского госуниверситета прошла ежегодная научная конференция, посвященная романтизму. Это уже девятые Гуляевские чтения, названные в этом году "Мир романтизма".

Не случайно и название "Гуляевские чтения". Изучение романтизма в Тверском университете началось в 1972 году, после того как на кафедру истории русской литературы пришел доктор филологических наук, профессор Николай Александрович Гуляев. Именно он одним из первых советских ученых обратился к систематическому и всестороннему изучению романтизма. В Томском, Казанском университетах, а затем в Калининском пединституте Николай Гуляев объединил вокруг этой проблемы преподавателей, аспирантов, студентов и создал научное направление, получившее широкую известность в литературоведении нашей страны и за рубежом.
      После кончины Николая Гуляева в 1986 году исследованием проблемы начала руководить доктор филологических наук, профессор Ирина Карташова. Именно ей принадлежит заслуга в продолжении ставших традиционными романтических конференций.
      Каждый год они привлекают очень большое количество участников не только из России, ближнего зарубежья, но и из Германии, США, Италии. И с каждым годом число желающих принять участие в конференции растет, что свидетельствует, безусловно, о ее престижности. Заслуги же Тверской научной школы (Гуляевской) по изучению романтизма признаны и в нашей стране, и за рубежом. Вообще же история изучения этого литературного направления складывалась драматически. Романтизм не был закрытой темой, но в нем слишком много того, что, с точки зрения официальной, коммунистической идеологии, оказывалось неприемлемым. Это религиозные и мистические тенденции, идеализм как философская основа романтизма, вечная жажда совершенства и неудовлетворенность существующей действительностью, протест против косного, неподвижного и многое другое, что явно не укладывалось в нормативы советской жизни. В процессе многолетней работы в Тверском госуниверситете сложилось собственное представление о романтизме и способах его исследования.
      В этом году на конференцию "Мир романтизма" приехало около 100 участников из самых разных городов России.
      Ученые заседали в нескольких секциях: "Теоретические проблемы романтизма", "Международные связи эпохи романтизма", "Проблемы взаимодействия романтизма с другими литературными направлениями", "Романтизм классической поры" и "Исторические судьбы романтизма". Тематика докладов и круг исследуемых авторов - разнообразны. Хочется отметить, например, такие, кажется, чисто романтические доклады, как "О некоторых загадках романтизма", "О пользе сомнения", "О пользе эмиграции". Не обошлось и без несколько неожиданных совпадений: исследовательница из Пскова с фамилией Гоголева читала доклад о творчестве Гоголя.
      Ученый из Кракова В.Г. Щукин рассказывал студентам-филологам об изучении романтизма в Польше.
      Что ж, романтизм жил, романтизм жив, романтизм будет жить! И в этом немалая заслуга тверских ученых.

Подготовил
      Евгений Петренко

НАРОДНАЯ ПОЭТЕССА
Индивидуальное творчество - явление широко распространенное. Собиратели фольклора то и дело сталкиваются с данным фактом. И хотя непритязательные стихи, песни, предлагаемые им, в тематике своей отнюдь не примитивны, а даже порой идут рядом с большой литературой, вспомнить того же Спиридона Дрожжина, по форме они просты и наивны.

Сегодня хочется рассказать о женщине, поэтессе, одной из ярких представителей того направления в искусстве, которое принято называть наивным. Александра Семеновна Богданова живет в селе Татево Оленинского района Тверской области. Она закончила всего лишь два класса школы, всю жизнь работала и за это время накопила многочисленные тетради со стихами. О чем же ее стихи? "О жизни! Пойду поросят кормить, а с собой бумага и карандаш, - говорит Александра Семеновна. - Придет чего в голову - запишу, а не запишу - все забуду. Бывает, хожу и думаю, потом возьму и напишу. Даже иногда без черновика. У меня все как в жизни. Все, что думаю, то и пишу!" Такое поэтическое восприятие дает особое отражение действительности, слияние мышления и духовной деятельности. "Не могу не писать, - говорит Богданова. - Хоть некогда, а все найду минутку". За годы такие минуты превратились в папки, тетради стихов.
      
      Все дела у меня и забота,
      Не бываю свободная я.
      Вот недавно пошла на работу,
      Неужели голодная я.
      Я хозяйство смотрю и внучаток,
      Не могу почему-то успеть.
      А сколько дел еще не начатых!
      И песенку некогда спеть.
      Когда печку топить начинаю
      И другое занятие есть,
      Я, ходивши, стихи сочиняю,
      А потом мне их надо прочесть.

      
      Действительно, Александра Семеновна периодически читает свои стихи перед аудиторией. Без ее стихотворений не обходится ни одно мероприятие в селе Татево. Здесь следует сказать, что Татево - это культурный центр, имеющий свою давнюю историю. Здесь жил и работал знаменитый педагог и мыслитель XIX века Сергей Александрович Рачинский. Интересно еще и то, что в основанной им татевской школе в списке культурных мероприятий для учеников среди прочих пунктов, например, выставка книг, значится "творческая встреча с поэтессой А.С. Богдановой". Ни один школьный вечер не обходится без ее нового стихотворения. Примечательно, что дети села Татево воспитываются не только на классической литературе, но и на поэзии своей землячки Богдановой. Люди переписывают ее стихи друг у друга, поэтому с творчеством Александры Семеновны знакомы и жители других деревень.
      Особое место в жизни и творчестве Александры Богдановой занимает русский фольклор. Мать поэтессы - Александра Семеновна Крюкова - была замечательной исполнительницей народных песен. Естественно, что на эстетике творчества Богдановой это не могло не отразиться. Да и сама поэтесса не упускает возможности подтянуть, если где поют. "Сама-то я не певица, - говорит она, - а вот если где запоют, то я всегда пою, а как же?" Что же касается интереса к современному искусству, в частности, к советской эстраде и российской поп- и рок-музыке, то об этом сама Александра Семеновна говорит так: "Да, музыку-то я люблю. Вот серьезную музыку я не понимаю, честно скажу, Баха там всякого, а вот Майю Кристаллинскую, да, ее, Майю, люблю. Хиля, Лещенко, Кобзона и современную музыку люблю. Буланову слушаю, Киркорова". Любовь к песне перешла в новое качество: Александра Семеновна стала писать музыку на свои стихи. Это и вальсы, и лирические песни, и романсы.
      Интересно, что началом творческого пути Богдановой были частушки. Частушки о том, что волновало тогда еще юную Александру. В дальнейшем буквально каждое событие, ситуация находили отклик в ее поэзии. В песне "Репкино" мы видим трагическое событие - потерю малой родины. Село, в котором когда-то жила поэтесса, исчезло. "Пустующая деревня - это боль России, наша национальная беда", - говорит Богданова. Песня "Сорока" также имеет свою творческую историю. Однажды старший сын нагрубил Александре Семеновне, что очень сильно потрясло ее. Ей, матери, было тяжело слышать грубые слова от сына. Идея сыновней неблагодарности легла в основу песни. И дело здесь, конечно, не только в этом одном конкретном факте. Ситуация-то типична. "Это ж я не только про своего сына написала. Это ж часто такое бывает. Много я таких случаев знаю. Когда писала, про сына думала, а ведь это не только о нем".
      Главное в песне для Богдановой - это сюжет, ситуация. Она говорит, что в песне "надо, чтоб история какая-то была. А то сейчас поют, поют. Слова-то есть, да одни и те же. Заладят одно и поют".
      Разнообразие мотивов, широкий спектр поднимаемых проблем, общие идеи отдельных произведений определили такое явление в творчестве Богдановой, как циклизация. Появились циклы "Детям", "О детях", "Ветеранам" - это названия самой поэтессы.
      Нет, я не ставлю перед собой цели восхититься и восхитить всех наивным искусством, представителем которого является Александра Богданова. Однако это особый мир - мир естественный и прекрасный. При всем колоссальном богатстве русской литературы, думается, не стоит пренебрегать и той, другой литературой, что рождается где-то под боком, незаметно и наивно.

Подготовил Евгений Петренко

ОТ ЕЛЕНЫ ДО МИЛЕНЫ
Мода на имена существовала всегда. Особенно на женские. Попробуйте где-нибудь в людном месте громко крикнуть: "Лена!" или "Наташа!" Наверняка с пяток особей женского пола в возрасте 20-25 лет оглянется на зов. А вот в какой-нибудь ясельной группе детского сада на эти имена сейчас в лучшем случае откликнется одна девчушка. Если вообще откликнется! Зато с любопытством взглянет на вас парочка Настенек или Катюш. И все потому, что столь популярные в конце 70-х годов имена Елена и Наталья, со свистом сдали свои позиции в конце второго тысячелетия. На смену им пришли имена Анастасия, Дарья, Екатерина.

В 1979 году в Твери на свет появились 2564 очаровательных девчушки. 314 из них получили имя Елена. 266 нарекли Натальями. Именем Анастасия наградили всего 25 девочек. А Дашами стали и того меньше - всего 6 малюток. Сравните с цифрами 1999 года, когда в нашем городе появилось 157 Настенек, 89 Дашулек, всего 35 Наташенек да 34 Леночки.
      Фантазии родителей 1979 года хватило на 97 разных женских имен. Среди них, как уже отмечалось, самыми модными оказались Елена и Наталья. Не слишком отстала от них Ольга. Этим именем были названы 254 девочки. Кроме того, родители 1979 года произвели на свет 198 Светлан, 190 Юль, 186 Иришек, 138 Танюш, 124 Анютки и 109 Марин. Не забыли имена Оксана и Екатерина, каждым из которых назвали 86 новорожденных. Среди девушек, отмечавших в прошлом году двадцатилетие, можно было встретить 84 Марии, 51 Надежду и 32 Любови. Наиболее редкими именами, которыми были названы девочки 1979 года рождения, оказались Алевтина, Александра, Алеся, Алина, Альбина, Альфия, Ангелина, Арина, Асия, Ая, Виорика, Вита, Гилия, Земфира, Зинаида. Увидели свет необычные имена Гелария, Рина, Раксана, Иляна, Снежана, Лолита и Рада. Не найдут тезок среди своих сверстниц Зоя, Каринэ, Лейла, Элона, Лия, Наджия, Римма, Ульяна, Эльмира и девушка с популярным в Италии именем Сюзанна.
      В 1989 году к тверским представительницам слабого пола прибавилось еще 2446 девочек. Родители новорожденных придумали для них 123 разных имени. На первое место пробилась Екатерина. Это имя носят 198 девочек 1989 года рождения. Анна, Юлия, Ольга, по сравнению с 1979 годом, потеряли примерно по 50 родительских голосов. Зато Анастасия взлетела с 15-го сразу на пятое место. И теперь в городе здравствуют 154 Насти в возрасте 11 лет. Сдали свои позиции Ирина, Елена, Татьяна, Наталья, Марина, Оксана. Поплелись в конце списка Надежда и Любовь. На смену им пришло несколько имен, о которых родители в конце 70-х почти не вспоминали. Так, 1989 году сразу 85 новорожденных девочек назвали Дашей, 69 Аленой и 50 Ксенией. Среди экстравагантных имен конца 80-х можно назвать Изабеллу (которых в Твери в 1989 году народилось две!) и Марианну. Уж не телесериал ли "Богатые тоже плачут" повлиял на появление последнего? Ведь тогда родилась не одна, а 4 Марианны!
      Девочками с редкими именами, аналогов которым не отыскать среди их сверстниц 1989 года рождения, назовем Алиту и Апполинарию, Аю и Янину, Весту и Эрику, Злату и Салину. По одной 11-летней девчонки носят старинные, почти сказочные, русские имена Варвара, Василина, Марья и Василиса. Есть в Твери Глория, Марьяна, Милана, Юлиана, Рената, Марта, Нармина, Радмила и Эрна. В список редко встречающихся, а значит, наименее популярных имен затесались любимые нашими бабушками Зоя, Лидия, Нонна, Рита, Раиса, Тамара и Таисия. На смену им пришли новые для русской сторонушки Вилена, Ориана, Рафаэла, Стелла, Элиза и Фаридахон.
      Конец второго тысячелетия немало раззадорил родительскую фантазию. На 1539 новорожденных девочек пришлось в 1999 году 139 разнообразных имен. Самыми популярными из них стали Анастасия - так назвали 157 девчушек, Екатерина - 91 девочку, Дарья - 89, Анна - 88 и Мария - 75. Чуть в меньшем употреблении оказались Алена - 57 малышек и Юлия - 50 девочек.
      Из последних 20 лет именно 1999 год ознаменовался всплесками родительской любви к имени Елизавета. Им назвали 56 новорожденных. Сравните с 1979 годом, когда на свет появилось всего 4 Лизочки. Уверенно шагнет в новое тысячелетие имя Алина. Сейчас в Твери можно насчитать 50 девчоночек с таким именем, родившихся в прошлом году. Вернулись имена наших прабабушек - Полина и Арина. Полинами назвали сразу 40 новорожденных, а Аринами - 36 девчушек.
      Возможно, популярность обаятельной певицы Валерии отразилась на всплеске интереса к ее имени в конце 90-х. Этим именем назвали 49 новорожденных. А у Кристины Орбакайте в Твери живут 23 тезки 1999 года рождения.
      Кроме этого родители 99-го года называли своих дочек Александрами - 48 девочек. Столько же Викторий и чуть меньше Ксений.
      Окончательно не забылись имена Татьяна, Наталья, Елена, Ирина, Марина и Ольга. Среди "новых" имен - Софья и София, Ника и Милена. В хвостах плетутся имена Тамара, Таисия, Людмила, Алла, Валентина, Оксана, Евгения и Светлана. Всего 7 родителей вспомнили о Вере и Надежде да 5 - о Любови.
      К именам, которые встречаются в единственном экземпляре среди новорожденных 1999 года, отнесем Агату, Аделину и Аню. Здесь же имена Аида, Аксинья, Алевтина и Арзу-Ханум. Есть Виталия, Джорджия, Ева, Златослава. Сюда же затесались когда-то распространенные Галина, Лариса, Зоя, Нина, Нелли, Раиса и Инга. Сексуальный подвиг Моники Левински не оставил равнодушным к этому имени одних из тверских родителей. Есть тезки у певиц Лолиты, Лики, Сабрины, Каролины, Азизы, Дианы и Линды. "Нанайцы" подарили девчушке 1999 года рождения милое восточное имя Фаина. Ну а среди самых необычных для русской земли имен - Илаха, Иоланда, Русана, Стефания, Хейола и Севинг. Уж им-то точно повезло быть единственными в своем роде, точнее, в своем годе рождения!

Наталья Шутова

ПРАЗДНИК, СОГРЕВАЮЩИЙ ДУШУ
Дни славянской письменности и культуры проходят в этом году в девятый раз. Они стали для тверитян уже традиционными. В эти дни вспоминают и чествуют первых славянских учителей Кирилла и Мефодия. Благодаря им сегодня славяне стоят в одном ряду с "великими народами".

Кирилл и Мефодий происходят из македонского города Солунь, поэтому их еще называют солунскими братьями. Братья принимали активное участие в дипломатической деятельности Византии, совершая миссионерские поездки в Херсонес, Венецию, Болгарию. Особенно важное место в биографии солунских братьев занимает их моравская миссия, во время которой была создана славянская азбука - глаголица. Составленная с учетом особенностей греческого алфавита и содержащая некоторые дополнительные буквы, придуманные ее составителями, глаголица была позднее дополнена новой азбукой - кириллицей, с помощью которой был переведен целый ряд богослужебных книг. Кириллица получила широкое распространение в славянском мире. Так был создан первый славянский язык, повлиявший на формирование литературных языков многих славянских народов, особенно болгарского и русского.
      Именно под эгидой славянских первоучителей и проходит праздник. С каждым годом расширяется круг его участников. Как сказал в 1997 году советник посольства Республики Болгария в России Р.Г. Грозков, Дни славянской письменности и культуры - это праздник, который согревает душу каждого болгарина. Но организаторы праздника - научная библиотека и филологический факультет Тверского государственного университета - считают, что Дни славянской письменности и культуры согревают сердца каждого славянина, объединяют их, заставляют еще раз вспомнить о тех и о том, что роднит славянские народы.
      В 1997 году на Днях славянской письменности впервые побывали представители болгарского народа. И с тех пор тема русско-болгарских культурных связей постоянно звучит на этом празднике.
      В Дни славянской письменности и культуры проводятся самые разнообразные мероприятия. Уже стало традицией проведение среди школьников конкурсного диктанта "Грамотей", а также конкурсного сочинения по литературе, результаты которого будут засчитаны при поступлении на филологический факультет университета.
      Кроме того, проводятся библиотечные и краеведческие чтения, в которых принимают участие многие научные и культурные учреждения Твери: Тверской государственный объединенный музей, Государственный архив Тверской области, Тверская картинная галерея, высшие учебные заведения города и др.
      Кроме того, проводятся библиотечные, краеведческие чтения, каждый год кафедра истории русской литературы организует научные заседания. В этом году они были посвящены приближающемуся празднику 2000-летия Рождества Христова и носили название "Христианство и русская культура".
      В празднике активное участие принимает Русская православная церковь, ведь братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых, а в день 24 мая звонят колокола, служится литургия в честь равноапостольных учителей славянских Кирилла и Мефодия. В этот день состоится и крестный ход.

Евгений Петренко

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru