Архив номеров

    ЭХ, ДОРОГИ!
  ТРАССА Е-95
"Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкой в сухое время года, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроезжаемой".
      А. Радищев
      "Путешествие
      из Петербурга
      в Москву",
      1790 год

"ПО ШОССЕЮ, КАК ПО ПАРКЕТУ, БУДУТ ЕЗДИТЬ ЭКИПАЖИ"

Еще три века назад в дорогу между Москвой и Петербургом пускались лишь по приказу начальства да по самым неотложным делам. Те, кому предстояло столь дальнее, опасное путешествие, прежде чем отправиться в путь, посещали церковь, составляли завещание и навсегда прощались с родными. И только потом запрягали лошадей. Застигнутые в дороге ночью или непогодой, путники слезно проклинали час, когда решились на путешествие. А их молитвам вторил жуткий волчий хор, с аппетитом наблюдавший за возможной добычей из темноты густого леса. Все разговоры о том, что вот-вот огласят царев указ о начале строительства дороги между Петербургом и Москвой, служили путникам очень слабым утешением.
      Но долгожданное событие все-таки грянуло. В 1817 году из Москвы с песнями, как на великую битву, отправился в сторону Петербурга военно-рабочий батальон. Строительство велось с особой тщательностью и в течение первых трех лет скорее походило на подготовительные работы. В 1920 году, когда от Москвы само возведение новой дороги лишь набирало силу, в Петербурге произошло прямо-таки историческое событие. От верстового столба, вбитого возле Обуховского моста Фонтанки, первого сентября в путь до Москвы отправился почтовый дилижанс. 14 его пассажиров прибыли в белокаменную через пять суток после начала путешествия. В 1834 году окончательно завершились строительные работы вблизи Москвы. И сейчас федеральная дорога "Москва - Санкт-Петербург", имеющая официальное название "Россия", более известна в народе как трасса Е-95. Она протянулась почти на 700 км и соединила многие населенные пункты четырех областей - Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской. Асфальтовая лента дороги разбудила нетронутую красоту самых живописных уголков России. Кроме городов областного и районного масштаба вдоль трассы словно бисер рассыпалось множество маленьких деревушек. Их тихая, спокойная жизнь все чаще разбивалась сухим шелестом проезжающих машин и громким кудахтаньем вспугнутых кур.

В ПУТИ-ДОРОЖКЕ

За последние десять лет довольно резко возрос поток автомобильного транспорта на магистрали "Москва - Санкт-Петербург". Это отмечено и Федеральной дирекцией дороги, и отдельным батальоном ДПС ГИБДД УВД для обслуживания трассы Е-95, который, кстати, располагается в городе Твери.
      Автотранспорт, курсирующий по дороге "Москва - Санкт-Петербург", можно разделить на три категории. Первая - грузовые автомобили, количество которых растет прямо на глазах. Развитие коммерческой деятельности в России, и особенно в ее столицах, повлекло за собой спрос на более оперативное решение проблемы транспортировки товара, нежели железная дорога. В результате увеличилось число водителей-дальнобойщиков, бойко снующих на своих огромных машинах между Питером и Москвой.
      Во вторую категорию попадает весь личный транспорт россиян. В третью категорию можно включить пассажирские автобусы, транспортные средства искателей приключений, путешественников, грибников, дачников и других.
      Интенсивность движения по трассе Е-95 в Тверской области в среднем составляет от 14 тысяч автомобилей в сутки зимой и от 17 тысяч - летом. Так уж повелось, что именно наша область славится своей природной красотой. А потому летом выходные дни порой превращают автомагистраль в сплошной автомобильный поток. Народ разъезжается на отдых - лесные прогулки, сбор ягод, всевозможные пикники.
      Пропускная способность автомагистрали "Москва - Санкт-Петербург" достаточно велика. Еще в не столь далеком 1972 году трасса представляла собой по большей части двухполосное шоссе, по которому неспешно катили маленькие грузовички, старенькие "Победы", "Волги" и "Москвичи". С развитием экономики соцстроя интенсивность движения транспорта по магистрали "Россия" неумолимо нарастала. Местные, транзитные, заграничные перевозки грозили превратить трассу в сплошную пробку. Ее расширили до трехполосной. Но и этого оказалось мало. Именно средняя полоса, служившая в основном для обгона, являлась причиной огромного количества аварий.
      Реконструкция 1997-1998 годов расширила автомагистраль "Москва - Санкт-Петербург" на территории Тверской области до 4 полос. И это привело к заметному снижению числа дорожно-транспортных происшествий. Если в 1995 году на трассе Е-95 в пределах нашей области произошло 313 аварий со 118 погибшими, то в 1999 году - 252 ДТП и на 17 погибших меньше. А четыре первых месяца 2000 года принесли 34 аварии с 17 смертельными исходами. Грустно? Но даже эти цифры по сравнению с январем-апрелем 1999 года выглядят вполне оптимистично. Тьфу-тьфу - не сглазить бы!

ЛИХАЧИ, АЛКАШИ, КАБАНЫ И ДРУГИЕ НАРУШИТЕЛИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

В дорожно-транспортных происшествиях, случающихся на автомагистрали "Россия" по нашей области, велик процент участия пешеходов. За четыре месяца 2000 года около 40% ДТП - наезды на пешеходов. Вдоль трассы расположено немало крупных населенных пунктов. А уж крошечных деревень и вообще сотни. Где-то старушка, переходя дорогу, не услышала шум машины. Где-то пьяного мужичка, оторвавшегося от столба, заштормило на дорогу. А где-то бойкие юные футболисты устроили игровое поле прямо возле автомагистрали. Бывает, под колеса попадают зайцы, волки, кабаны и прочая лесная живность. Не так давно на 190-м километре, в районе деревни Поддубки, легковой автомобиль, мчавшийся на высокой скорости, буквально подрубил длинноногого лося. Тяжелая туша срезала всю верхнюю часть машины, водитель погиб. А в 1998 году произошел небывалый случай. В Вышневолоцком районе грузовой автомобиль наехал на косолапого мишку, который зачем-то решил перейти дорогу. Водитель пострадал не сильно, а вот медведю уже не суждено было вернуться обратно в свою лесную берлогу.
      Читать короткие нотации, штрафовать за нарушения, учить уму-разуму на дорогах - за такую работу сотрудникам отдельного батальона ГИБДД для обслуживания автодороги "Москва - Санкт-Петербург" нужно давать премиальные. Излишняя самоуверенность водителей, катающихся по трассе Е-95, частенько приводит к ДТП. Чаще всего они забывают простую истину - дорога не прощает ошибок. Только за один месяц из порядка 50000 (!) нарушителей спокойствия на магистрали "Россия" в Тверской области около 30000 привлечены к административной ответственности за превышение скорости, а попросту за лихачество. Лет пять назад в Конаковском районе произошла авария. Водитель не справился с управлением автомобиля в условиях гололеда и совершил наезд на дерево. Двое погибших. Сотрудники ГИБДД занимались ликвидацией последствий аварии, выгружали трупы из покореженного транспорта. Мимо проезжала "шестерка". Молодой человек, сидевший за рулем, с любопытством взглянул на столь жуткую картину и укоризненно покачал головой. А проехав место происшествия, он тут же увеличил скорость и через 300 метров... тоже врезался в дерево. Сам отделался сотрясением мозга, а вот его спутница погибла.

"ОТКУШАЙТЕ-С КОТЛЕТ "ПОЖАРСКИХ", ГОСПОДА!"

Трасса Е-95, воспетая доктором Кинчевым, любима не только им. Многие весьма заметные фигуры нашего общества предпочитают серое асфальтовое полотно железнодорожному для своих путешествий из Петербурга в Москву да обратно. На дорогу в среднем уйдет часов десять, если ехать, конечно, с соблюдением всех правил дорожного движения. Сейчас вдоль трассы "Москва - Санкт-Петербург" на территории Тверской области в промежутках от 10 до 50 км расположились 12 автозаправок, 9 охраняемых стоянок и столько же станций техобслуживания. К каждой точке сервиса примыкает площадка, где уставшие от километров дорог водители могут мирно передохнуть да перекусить в небольших пунктах питания. Среди них наиболее излюбленным местечком путников является кафе "Белый лебедь" в Торжокском районе. Там мастера кухни нашли рецепт котлет "Пожарских", которыми когда-то любил лакомиться Пушкин, приезжая в Торжок и останавливаясь в гостинице Пожарского. Теперь "Белый лебедь" вовсю тешит ими желудки своих посетителей, среди которых тамошние официанты частенько примечают звезд и звездочек политического небосклона, мира искусства и кино.
      Не исчезает и еще одно явление "сервиса". Готовые к труду и обороне русские автодевочки, как стройные березки, украшают автомагистраль. Бороться с ними бесполезно - штрафуют, отправляют в отделения милиции. Но... Проходит время, и представительницы нашего нищего общества выходят на заработки, позабыв о муже, детях, родителях и своем высшем образовании. Ведь спрос рождает предложение. И девочки это знают.

Наталья Шутова

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД для обслуживания автодороги "Москва - Санкт-Петербург" Владимира Киселева.

БЫЛА ТРАССА, СТАЛА ПРОСЕЛОЧНАЯ ДОРОГА

Как известно, с приходом к власти нового президента Владимира Путина начались разговоры о том, что часть властных полномочий столица нашей Родины Москва передаст Петербургу. Мол, и Дума Государственная в Питер переедет. И президент наезжает туда почаще, чем в другие областные центры вместе взятые. В связи с этим Тверская область получает шанс обратить на себя внимание. Ибо по пути из Москвы в Санкт-Петербург нас никак не минуешь.
      Нет, безусловно, Путин летает на самолете. И тверякам, чтобы привлечь его светлейший взор, остается лишь высаживать клумбы в виде огромных, видных сверху надписей. Да и те будут прочитаны лишь при ясной погоде. Но чиновники рангом пониже, которые тоже вынуждены мотаться туда-сюда, ездят на поездах и машинах. С поездами ясно: идея строительства высокоскоростной магистрали, столь яростно критиковавшаяся недавно, скоро обретет новую жизнь, и о ее вреде для экологии никто не вспомнит.
      А вот наша знаменитая трасса Е-95, воспетая звездами рок-н-ролла... Да, братцы, если Путину приспичит проехаться от Питера до Москвы на машине, он откроет для себя много нового. От Москвы до Твери дорога относительно прилична. Непосредственно рядом со столицей понастроено много красивых бензоколонок, где помимо бензина имеются автомойки, автосервисы, кафешки и - о чудо! - общественные туалеты. Ближе к Твери чудеса цивилизации постепенно сходят на нет.
      После Твери их вообще не видно. Вроде бы трасса реконструируется (хотя, по нашим прикидкам, даже после реконструкции она будет далеко не так широка, как подобает центральной трассе страны). И, видимо, в преддверии реконструкции соответствующие службы довольно долго не затрудняли себя текущим ремонтом. Во всяком случае, любая дорога до рядового районного центра гораздо ровнее. Яма на яме, кочка на кочке. Придорожные харчевни внушают ужас - кажется, что еда в них неминуемо обернется инфекционным отделением больницы. Рядом жарятся шашлыки, на которые оседает копоть и пыль дороги. Из чего они сделаны? Из мяса сбитых пешеходов?
      Хотя, казалось бы, чего проще: разместить вдоль дороги приличные кафешки, платные охраняемые автостоянки, кемпинги и мотели, в конце концов.
      Ближе к вечеру у каждого поста ГИБДД выстраиваются очереди большегрузных фур. Водители ищут у гаишников защиту на время ночлега. Некоторое время назад ночующие дальнобойщики так допекли жителей поселка Заволжский, что те написали жалобу в природоохранную прокуратуру: мол, чад от работающих двигателей и раскидываемый водителями мусор мешают им жить. Убеждены, дальнобойщики с гораздо большим удовольствием ночевали бы в каком-нибудь придорожном кемпинге. Кстати, еще недавно такой кемпинг был рядом с мотелем "Тверь". Теперь он снесен.
      А что касается мусора, его бы тоже с радостью выбрасывали в мусорные ящики. Но на нашей трассе их нет ни одного. Автор этих строк, купив кофе в пластиковом стаканчике при выезде из Твери, везла этот стаканчик до самого Вышнего Волочка и выкинула его в урну у городской администрации.
      У Выдропужска на обочине находится родник, по слухам, с необыкновенно целебной водой. Родник отмечен крестом, а у креста - пластиковые бутылки, стаканчики, пустые сигаретные коробки. Словом, обочины загажены донельзя.
      Туалеты на наших дорогах также считаются излишней роскошью. Хорошо, когда зелень и в придорожных канавах не плещется вода. А зимой, когда деревья не дают возможности укрыться от нескромных взглядов, да и вообще к ним не подобраться из-за сугробов? Бывалые путешественники пакостят в автобусных остановках.
      Трасса, которая могла бы быть гордостью области и очень солидным источником доходов, представляет собой жалкое зрелище. Может быть, если по ней начнут ездить хотя бы депутаты, она преобразится?

Мария Орлова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru