Архив номеров

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ 3АВОД НАБИРАЕТ СИЛЫ
История Тверского вагоностроительного завода насчитывает более 100 лет. Накануне перестройки на предприятии работало более 12 тысяч человек. Однако после непродуманной приватизации резко сократился сбыт, упало производство, началась борьба за контрольный пакет акций.
      В последнее время положение на заводе стало стабилизироваться: вовремя стали платить заработную плату, значительно погашены долги, завод как бы пошел на подъем.
      Какова причина улучшения дел на ОАО "ТВЗ"? С этим вопросом мы обратились к главному юристу - помощнику генерального директора ОАО "ТВЗ" по правовым вопросам Спартаку Сычеву, который работает на заводе более 20 лет, а в сентябре 1999 года ему Указом президента РФ присвоено почетное звание "Заслуженный юрист РФ".

- Спартак Андреевич, какие изменения претерпел завод после приватизации и есть ли надежда, что он снова станет флагманом пассажирского вагоностроения?
      - Вы правильно отметили, что Тверской вагоностроительный завод в течение длительного времени был единственным крупнейшим предприятием СССР по производству пассажирских вагонов на локомотивной тяге. Многие семейные династии трудились на заводе, передавая свой производственный опыт из поколения в поколение. Работа на заводе считалась престижной. Однако с началом распада СССР на заводе началось падение объемов производства и как результат значительные финансовые затруднения и сокращение работающих до 6 тысяч человек.
      В 1993 году в соответствии с Указом президента РФ от 1.07.92 №721 на базе Тверского производственного объединения вагоностроения было создано путем приватизации открытое акционерное общество "Тверской вагоностроительный завод" с передачей 42,5% акций от его уставного капитала акционерному обществу "Российский электротранспорт" (АО "Росэлтранс"). Передача 42,5% акций ОАО "ТВЗ" АО "Росэлтранс" - черная страница в истории завода и его коллектива. Она негативно отразилась на экономическом и финансовом положении завода.
      Передача акций была произведена в нарушение законодательства. На всем протяжении 4-летнего владения акциями ОАО "ТВЗ" она никоим образом не способствовала развитию предприятия, его адаптации к рынку, а лишь препятствовала администрации предприятия в стабилизации положения, втягивая ее в бесконечные судебные разбирательства.
      Факт незаконной передачи акций ОАО "ТВЗ" АО "Росэлтранс" был признан впоследствии Госком-имуществом РФ и Комитетом по управлению госимуществом и фондом имущества Тверской области. Однако все поданные иски решались арбитражным судом города Москвы в пользу АО "Росэлтранс".
      Администрация ОАО "ТВЗ" и коллектив предприятия принимали активные меры по изъятию у АО "Росэлтранс" незаконно переданных ему акций ОАО "ТВЗ".
      В результате активных действий, грамотных юридических обоснований нам удалось по ряду дел в Высшем арбитражном суде РФ добиться отмены незаконных решений арбитражного суда города Москвы. В том числе по принятому решению о незаконности собрания акционеров ОАО "ТВЗ" по избранию органов управления, ревизионной комиссии и генерального директора. А 27.07.98 года решением арбитражного суда Тверской области была признана незаконной передача 42,5% акций ОАО "ТВЗ" АО "Росэлтранс", и этот пакет акций был передан государству, в Мингосимущество РФ. С передачей этого пакета акций государству коллектив предприятия надеялся, что начнется новая эра в работе завода, произойдет его техническое перевооружение. Однако пока какой-либо помощи от государства мы не получили. Пришлось рассчитывать только на себя. Много сделал для завода генеральный директор В. Светлов. Ему пришлось возглавить завод в довольно сложное время. До Виктора Ивановича генеральным директором был А. Бураев. Он был неплохой мужик, в нем была какая-то самобытность и, если говорить прямо, какая-то коммерческая жилка. Но везде, как говорится, есть потолок. У Бураева потолок заключался не только в отсутствии надлежащего опыта работы в рыночных условиях, но и в недостатке образования. Он почувствовал, что в новых условиях он не в состоянии обеспечить нормальную работу многотысячного коллектива. И в 1996 году он подал в отставку. Это был сложный период для завода. Долг МПС составлял 215 млн. рублей (в деноминированных рублях), долг по ссудам банков 85,5 млн. рублей, долг поставщикам - 53 млн. рублей, а всего задолженность ОАО "ТВЗ" на 1.01.96 г. составила 420,8 млн. рублей. Количество изготовленных вагонов сократилось до 216 единиц. Отношения с МПС были сложными. В этих условиях от нового генерального директора требовались колоссальные усилия не только для стабилизации обстановки, но и для мобилизации коллектива на решение новых проблем, связанных с повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции, поиска новых рынков сбыта. За прошедший период многое в этом направлении уже сделано. Полностью ликвидирован долг МПС, ликвидирована задолженность банкам.
      Принятая правительством РФ программа "Разработка и производство пассажирского подвижного транспорта нового поколения на предприятиях России (1996-2000 гг.)" определила новое направление в развитии ОАО "ТВЗ". В течение 2-3 лет завод освоил ряд моделей нового поколения. В прошедшем году поставлено на производство две модели вагонов с отечественным электрооборудованием и кондиционированием воздуха. Следует отметить, что вагон, оборудованный комфортабельным купе для инвалидов, заслужил высокую оценку Всероссийского общества инвалидов.
      В настоящее время успешно прошел испытание скоростной вагон, способный развивать скорость 200 км/час. Планируется сформировать два состава из вагонов этой модели, которые заменят скоростной поезд "Аврора" (Москва - С.-Петербург).
      Коллектив завода работает над повышением качества выпускаемых вагонов, улучшением их дизайна, для чего используются новые наукоемкие технологии. С этой целью на заводе созданы участки порошкового напыления, лазерной и плазменной техники. Успехи завода налицо. Во многом это произошло в результате неутомимой энергии и мужества генерального директора В. Светлова. Следует отметить, что большое внимание ОАО "ТВЗ" в настоящее время уделяет администрация области и лично губернатор В. Платов. Однако, по нашему мнению, эта помощь может быть более значительной, особенно сейчас, когда администрация предприятия, коллектив, администрация области солидарны в части передачи государственного пакета акций области.
      Недавно Законодательное Собрание области приняло закон "О градообразующем предприятии". По имеющимся в законе критериями ОАО "ТВЗ" подходит под статус такого предприятия. Однако возможности этого закона для выхода завода из тяжелого финансового положения крайне ограничены. Хотелось бы получить соответствующие поправки, особенно по ослаблению налогового бремени с учетом необходимого перевооружения предприятия, разработки и освоения новой продукции.
      - Спартак Андреевич, мне известно, что до 1996 года вагоны, производимые заводом, непосредственно закупались МПС, а с 1996 года покупателем продукции вагоностроения стало ОАО "ПФГ Росвагонмаш". Как эти изменения сказались на ОАО "ТВЗ"?
      - Действительно, до 1996 года поставка пассажирских вагонов нашего завода производилась непосредственно Министерству путей сообщения РФ, в 1996 году коллегия МПС РФ приняла решение о передаче права на заключение договоров на поставку вагонов ОАО "ПФГ Росвагонмаш", которое в настоящее время владеет 24,5% акций ОАО "ТВЗ".
      ОАО "ПФГ Росвагонмаш" - коммерческая посредническая организация. В ее состав входят ряд предприятий железнодорожного транспорта и железных дорог. Отношение к ОАО "ПФГ Росвагонмаш" со стороны работников завода неоднозначно. С одной стороны, ОАО "ПФГ Росвагонмаш" оказывает помощь заводу, не допуская его банкротства, с другой стороны, по его вине мы имеем перебои с финансированием за отправленную продукцию, перекосы с ценообразованием. Следует отметить, что, имея значительные средства от реализации продукции вагоностроения, ОАО "ПФГ Росвагонмаш" ни копейки не вложило в развитие ОАО "ТВЗ".
      В настоящее время не решен вопрос с акциями, принадлежащими ранее ОАО "Росэлтранс". Между МПС и областью соглашения пока нет. Не пришли к согласию по этому вопросу и московские чиновники. Предлагается создание машиностроительной корпорации, куда войдут, по мнению Министерства госимущества РФ, ОАО "ТВЗ" и ОАО "Центросвар". Не будет ли это вновь "удавка" типа АО "Росэлтранс", покажет время. ОАО "ТВЗ" в 2000 году согласно принятому бюджету должно изготовить 372 пассажирских вагона с кондиционированием воздуха, а также принять участие в производстве капитально-восстановительного ремонта.
      По сравнению с прошлым десятилетием эта цифра небольшая, однако следует иметь в виду, что эти вагоны существенно отличаются по своему качеству и дизайну, и в 2001 году их количество предлагается увеличить. Тверской вагоностроительный завод вновь набирает силу.
      Однако для дальнейшего развития вагоностроения заводу нужна помощь. В этом мы надеемся на губернатора области.

Беседовал Сергей Иванов

НА КОНАКОВЬЕ ЛЮДИ ГИБНУТ ЗА МЕТАЛЛ
Буквально критическая ситуация складывается в Конаковском районе по причине массовых случаев хищения преступниками электрокабелей, проводов и прочих технических конструкций, содержащих цветной металл.

Воруют все - от дюралевых вентилей из канализационных люков до высоковольтных проводов районных ЛЭП стратегического значения. Показатели "производительности труда" конаковских "металлоискателей" измеряются уже не в мотках и килограммах, а в километрах и тоннах ценного провода. Хотя конаковскими назвать их можно весьма условно, ибо "цветной" бизнес уже давно не имеет административных границ, что подтверждают неоднократные задержания сыщиками городского ОВД по фактам подобных деяний бичей-вояжеров из сопредельных к району территорий. Кроме огромного материального ущерба как частникам, так и юридическим лицам прогрессирующий неовандализм создает угрозу здоровью и жизни не только самих исполнителей несанкционированных демонтажей, но и ни в чем не повинных граждан. Можно лишь представить себе последствия неожиданного отключения электроэнергии в больнице, на производстве, в какой-либо аварийной службе района и т.п. (печальные прецеденты общеизвестны). Особую озабоченность у конаковцев вызывают участившиеся случаи умышленного вредительства на железной дороге, сбои в работе коммуникаций которой чреваты выходами из строя светосигнального оборудования, нарушениями регулировки железнодорожных переездов и прочими отказами автоматики.
      В этом году в районе зарегистрированы уже два смертельных случая, связанных с попыткой страждущих обрезать высоковольтные провода. Погиб пораженный током подросток, решивший топором (!) перерубить находящуюся под напряжением ЛЭП. В другой трагедии бездыханный горемыка просто остался висеть на оголенных проводах. Кроме того, случайной жертвой оборванного преступниками кабеля стал сотрудник электромонтажного предприятия, выполнявший служебный осмотр электросети. На слуху у конаковцев и страшные истории об обнаружении обгоревших трупов с плоскогубцами в руках под опорами ЛЭП и вблизи прочих энергоблоков с признаками "загадочной" смерти.
      Да, меняются времена, нравы, хитрая русская выдумка соответственно. Ну кто бы мог додуматься лет эдак 10 назад залезть на фонарный столб и с умным видом пооткусывать на нем все провода? Да на такого даже дела бы заводить не стали. Просто, понимающе, сдали бы в психушку, и все дела.
      В чем же корень зла? По мнению многочисленной категории пострадавших, первопричина всех бед кроется в бесконтрольной работе различных коммерческих фирм, промышляющих покупкой лома цветного металла. Именно бесконтрольной. Общеизвестно, что в нарушение рамок полномочий (лицензий) предпринимателям "новой волны" глубоко наплевать, какой народный товар оприходовать - чеховскую гайку-грузило или увесистый блок межконтинентальной ракеты. Что называется специфика работы на местах. И только на местах, ибо дальнейший ход запутанной цепи транспортировки ценного металла может теряться в самых неожиданных точках всего евразийского континента, к примеру, на транслинии Конаково-Гонконг.
      Обойдя ряд инстанций, от налоговиков до электромонтеров, и сформировав консолидированный вердикт, все-таки удалось вычислить "стрелочника", в большей степени виновного в творящемся беспределе. Им оказался Отдел по борьбе с экономическими преступлениями при Конаковском ГОВД, непосредственно в функции которого и входит надзор за тем, что принимают на сомнительных фирмах - медные котелки или свежесрезанный провод президентской связи. А фирм этих, как оказалось, в районе совсем немного, а посему обэповцам и не заметить их нельзя. Было бы желание. Вероятно, блюстителям порядка, как и их поднадзорным, тоже до лампочки, кого "оприходовать": бабулек с табачным леваком или первоисточники фатальных исходов.

Илья Кон, г. Конаково

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru