Архив номеров

    ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ
  БАЙКОНУРУ - 45!
Прошло уже 39 лет с тех пор, как мир услышал это слово. Много лет космодром был секретным объектом и о нем знали немногие. Теперь уже можно рассказать об этом уникальном творении ума и рук наших соотечественников, назвать некоторые выдающиеся имена создателей этого космодрома. И в том числе уроженца Торжка - разработчика и создателя стартовых комплексов ракет-носителей.

История Байконура началась 45 лет тому назад, когда встал вопрос о создании полигона, с которого можно было запускать новое поколение РН, космических аппаратов. И начать практическую, в интересах не только военных, но и народного хозяйства, эксплуатацию космической техники.
      В конце 1954 года правительство СССР приняло решение о строительстве нового космодрома. Государственная комиссия под председательством генерала Героя Социалистического Труда Василия Ивановича Вознюка приступила к выбору района. Обследовались Дальний Восток, Северный Кавказ и прикаспийские степи. Выбор пал на Казахстан - район Тюра-Там. Первым начальником полигона был назначен 47-летний генерал-фронтовик Алексей Иванович Нестеренко, который после войны руководил ракетным НИИ. Нестеренко вспоминал: "После Москвы первое впечатление - удручающее: степь, такыры, солончаки, песок, колючки, ветер, пыльные бури, множество сусликов и ни одного дерева!" Летом - жара до 40-45 градусов в тени, зимой - мороз 40-42 градуса.
      
      Строительство космодрома было поручено заместителю министра обороны Герою Советского Союза маршалу-фронтовику Митрофану Ивановичу Неделину, а непосредственно строил все на Байконуре известный Г.М. Шубников.
      Летом 1955 года в Тюра-Там пошли тысячи вагонов с материалами и техникой. Темпы работы - круглосуточно в любую погоду. Проектирование, изготовление и монтаж оборудования шли практически одновременно. К концу года уже были автодороги, технологические объекты и начато строительство первого "гагаринского" стартового комплекса. К апрелю 1957-го он был готов к работе.
      Первый запуск БР состоялся 15 мая 1957 года. Готовили ракету с марта и только 12 мая ее вывезли из МИКа на железнодорожной тележке, спроектированной и построенной в Калинине нашими вагоностроителями. На стартовом столе шли непрерывные проверки РН. Испытатели урывками отдыхали в "Банкобусе" (деревянный сборно-щитовой барак рядом со стартом). Кто окрестил барак "Банкобусом" (по ТУ он сгорал за 12 минут) - это тайна Байконура. 15 мая к 10 часам вечера РН заправили топливом. Затем команды "Минутная готовность!", "Протяжка" и "Старт". Ракета медленно начала подниматься над землей. И уже на 60-й секунде превратилась в маленькую точку. И вдруг на 90-й секунде полета - взрыв, мощный, яркий, потом разобрались: пожар на борту. Но запуск признали успешным, так как все системы выдержали испытания. На испытательных полигонах бытует поверье: если первая работа - авария, то дальше будет все нормально. Так потом и оказалось.
      Второй запуск мощной РН 21 августа 1957 года прошел успешно.
      В сентябре 57-го на полигон пришла документация с шифром "ПС" (простейший спутник). Через неделю завезли и ракету. Пошли срочные круглосуточные проверки РН и спутника. Подготовка шла непросто: пошли "бобики" (на жаргоне полигона - отказ, неисправность). Их выискивали, исправляли все вместе. 2 октября РН вывезли на старт, а над стартовым комплексом подняли красный флаг. 4 октября 1957 года весь мир узнал русское слово "спутник".
      Видевшие полет первого ИСЗ (все люди Земли в те времена выходили наблюдать спутник) в виде маленькой светящейся точки на небе не знают, что наблюдали не сам спутник, а последнюю ступень РН (она шла рядом с ИСЗ). Сам спутник увидеть было невозможно - слишком мал.
      Первый живой исследователь космоса отправился в полет через месяц после запуска первого ИСЗ. Из Тюра-Тама в космос ушла РН, во второй ступени которой находилась собака Лайка. Спутник отлетал 163 суток и дал важную информацию о влиянии космоса на живой организм.
      Первый космонавт планеты Ю. Гагарин стартовал на "Востоке-1" 12 апреля 1961 года. Перед этим он за 8 месяцев прошел в первом отряде весь комплекс подготовки.
      А в это время с 15 мая 1960 года по 25 марта 1961 года по решению С. Королева было проведено 5 запусков кораблей-спутников и в том чиле три с собаками на борту. В двух пусках успел полетать "Иван Иваныч" (манекен, облепленный датчиками).
      Не все полеты прошли нормально. Ю. Гагарин знал о неудачном пуске: корабль из-за неправильной ориентировки улетел в космос, а не пошел по траектории снижения к земле. Но Гагарин решил лететь.
      Космонавтов испытали и с помощью "ужастиков". По указанию С. Королева им показали 2 фильма: об аварии РН на старте (пожар, взрыв) и о системе спасения космонавта на старте. При пожаре РН капсула отстреливалась вверх и затем автоматически кресло с пилотом на парашюте опускалось вблизи старта. Ю. Гагарин посмотрел оба фильма и сказал: "У нас такого не будет!"
      А врачи-психологи и "ответственный за психологию" летчик-испытатель М. Галлай во время просмотра фильма смотрели не на экран, а наблюдали за космонавтами: какая будет реакция? Кому лететь первому? Обстановка была сложной: и полигонщики, и Гагарин знали о трагедии 24 октября 1960 года. В тот день при взрыве РН на старте погибли полигонщики и маршал М. Неделин с группой офицеров. Но оптимизм и мужество Ю. Гагарина победили и эту "психологию". Из всего первого отряда он оказался наиболее устойчивым к стрессу.
      Осенью 1960 года недалеко от старта вне жилой зоны были построены два маленьких домика. Один для генерального конструктора. А второй? Когда в маленькой комнатке второго домика поставили две солдатские односпальные кровати, уже несложно было догадаться о конечной цели этих приготовлений. И действительно, через два месяца на одной кровати спал перед полетом Ю. Гагарин, а на другой Г. Титов.
      Полет Гагарина прошел блестяще.
      
      Переименование космодрома произведено было под давлением внешних обстоятельств. В международной авиационной федерации при регистрации сразу трех первых космических рекордов: по продолжительности полета (108 минут), по высоте (327,7 км) и по подъему груза (4725 кг) - от спортивного комиссара подполковника И. Борисенко потребовали назвать место старта корабля. Слово "Тюра-Там" тогда было секретным. И вот кто-то придумал назвать место старта маленький поселок Байконур. Это название прижилось, и теперь весь мир знает космодром под этим именем.

БАЙКОНУР НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА

За 45 лет на космодроме было создано несколько десятков технологических и стартовых комплексов для сборки, подготовки и пусков РН "Союз", "Протон", "Циклон", "Зенит", "Энергия-Буран" и других.
      Лишь несколько тверичан знают, что наш земляк Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий, известный конструктор стартовых комплексов Всеволод Николаевич Соловьев родом из Торжка. Пройдя всю Великую Отечественную войну, он потом работал в СКБ и разработал СК "Радуга", "Космос", "Циклон" и "Зенит", которые до сих пор готовы к работе.

БОЕВЫЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ
Не так давно "Караван" рассказал о создании первой в мире экспериментальной системы противоракетной обороны (ПРО). Продолжаем наш рассказ.

В США в 60-е годы ускоренно осуществлялись шесть программ по созданию баллистических ракет ("Атлас", "Титан", "Минитмен", "Тор", "Юпитер" и "Полярис"). Ясно, что эти БР готовились для удара по СССР. Американские политики искусственно нагнетали обстановку в американском обществе и требовали добиться "равновесия страха".
      Решение о создании боевой системы ПРО Москвы было принято ЦК КПСС в конце 1960 года еще до первого испытания экспериментальной системы "А". Эскизный проект системы поступил в работу еще в октябре-ноябре 1960 года и в том числе на Сарышаганский полигон. Боевую систему обозначили шифром "А-35", и разработку ее продолжал тот же коллектив под руководством генерального конструктора член-корреспондента АН СССР Г. Кисунько.

ЯДЕРНЫЙ ЗАРЯД ВМЕСТО ОСКОЛОЧНО-ФУГАСНОГО

В первую очередь это касалось изменения боевого заряда. И если в США сразу же планировали в качестве боевого заряда применять ядерный, то в системе "А" успешно использовался осколочно-фугасный заряд. Теперь в системе "А-35" требовалось использование ядерного заряда на зенитной управляемой ракете. Это поставило перед разработчиками совершенно новые задачи. Неизвестно было, смогут ли станции дальнего обнаружения метрового диапазона работать в условиях высотных ядерных взрывов. Американские станции дальнего обнаружения, расположенные на Аляске, в Гренландии и Англии, к 1963 году уже были построены. А США провели серию ядерных взрывов в атмосфере Земли, и уже имели результаты оценок воздействия взрывов на свои радиолокаторы.

ОПЕРАЦИИ "К"

Советский Союз таких испытаний ранее не проводил. В октябре 1961 и осенью 1962 года по настоянию разработчиков системы "А-35" были проведены 5 ядерных испытаний с целью оценить их воздействие на радиотехнические средства.
      В 1962 году уже был готов проект договора с США о запрещении ядерных взрывов в атмосфере. Вполне понятно, что США пошли на подписание этого договора в 1963 году в том числе и с целью затормозить работы по созданию в СССР боевой системы ПРО. Однако наши работы продолжались полным ходом, и уже осенью 1965 года состоялась защита эскизного проекта системы "А-35". Председатель комиссии генерал П. Батицкий (огромный мужчина с громоподобным голосом) на итоговом заседании подошел к Кисунько и сказал: "Ну ладно, я тебе верю". С этими словами он обнял и поцеловал Григория Васильевича. Но оба они не предполагали, что боевая система ПРО войдет в строй только через много лет.

ХРУЩЕВ И КИСУНЬКО

Неожиданный эффект вызвал показ Н. Хрущеву цветного кинофильма об экспериментальной системе "А". После просмотра фильма он подошел к Кисунько и сказал: "Поздравляю вас! Вы создали первую в мире систему ПРО". И после короткой тирады задал вопрос: "А нельзя ли придумать чего-нибудь попроще?" Военные и разработчики восприняли это как приказ, и начался новый этап в разработке системы и муки творчества многих тысяч специалистов.
      Идея упрощения системы потребовала пересмотра всех принципиальных решений системы. В итоге эти трудности были преодолены.

КРИЗИС

Однако в процессе разработки системы возник кризис. Источником его явился проект "Таран", разработанный в КБ В. Челомея. Положение усугубилось еще и тем, что в КБ Челомея работал сын Хрущева - Сергей. Челомей использовал это обстоятельство в своих интересах, чтобы оттеснить на дальний план работы КБ С. Королева и Н. Янгеля. Особенно большой урон нанесен ведущему КБ С. Королева по двигателям. Надо заметить, что непотизм был распространен всегда и во всех странах. Вспомним, что в КБ-1 работал сын Л. Берия; в фирме Кисунько работали сыновья Д. Устинова и В. Суслова, дочь председателя военно-промышленной комиссии Смирнова. В итоге многодневного совещания Челомей одержал верх и его влияние в ракетной промышленности существенно расширилось.

КИСУНЬКО - ГЕНЕРАЛЬНЫЙ

На октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году Хрущев вынужден был "отречься от престола", а Кисунько вновь встал во главе проектирования и даже получил звание "Генеральный конструктор". Читателю вполне понятно, что борьба за "конструкторскую власть" не приносила пользы ни разработчикам, ни создателям боевой системы. А исполнители вынуждены были по многу раз прорабатывать различные решения сложнейших вопросов. И это длилось годами...

ИСТОРИЯ "АВРОРЫ"

В конце 1964 года Г. Кисунько приступил к проектированию территориальной системы ПРО "Аврора". Назначением этой системы являлось уже отражение массированного ядерного удара по Европейской части страны. То есть система ПРО приобрела уже принципиально новые качества: защита не только Москвы, но и Европейской части территории страны.
      В СССР летом 1967 года состоялась защита нового проекта "Аврора". В итоге продолжительных обсуждений и дискуссий комиссия не рекомендовала систему "Аврора" к внедрению. Все закончилось тем, что Кисунько был отстранен от руководства и сдачи системы "А-35". В 1975 году перед системой "А-35" опять встала новая задача: перехват сложной многоэлементной цели. Через два года была завершена последняя модернизация системы. В канун 60-летия Октябрьской революции (на 10 лет позже, чем Г. Кисунько обещал Д. Устинову) система была принята на вооружение Советской Армии. Возможно, по этой причине Кисунько в октябре 1977 года и не было среди награжденных правительством разработчиков системы "А-35".

США - ОТКАЗ ОТ СИСТЕМЫ ПРО

В заключение интересно отметить тот факт, что в США, несмотря на активные широкомасштабные работы по системам ПРО ("Найк-Зевс", "Найк-Икс", системы "Сентинел" с ПР "СПРИНТ" и "СПАРТАН", а в дальнейшем "Сейфгард"), решение в развертывании системы ПРО так и не было принято. А новый построенный и испытанный комплекс на базе "Грандфоркс" был законсервирован, и в дальнейшем исследования в США не велись.

Опять ПРО

И тем не менее, вызывают удивление сообщения в СМИ о возобновлении и активизации в последнее время американских работ над системой ПРО. Встают простые вопросы: не новая ли это гонка вооружений, в которую втягивают Россию? Не показатель ли это того, что безумие ХХ века будет продолжено и в XXI веке? Или это всего лишь способ противодействия экономическому возрождению России?
      
      P.S. В редакции известно, что ряд тверских ученых и некоторые организации работали и внесли свой вклад в разработку и создание системы ПРО. Интересно было бы прочитать их воспоминания об участии в этих работах и узнать их оценку событий 20-30-летней давности. Очень ждем ваших воспоминаний, уважаемые ветераны ВС!

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru