Архив номеров

    ПУТЬ К ХРАМУ
  ПО СЛЕДАМ ПРЕДКОВ

Обитатели Нило-Столобенского монастыря, отдыхающие горожане и рыболовы часто встречали этим летом на берегах Селигера отряд ребят в зеленых куртках с синими галстуками на шее, на головах - зеленые кепки. Ребята, возглавляемые взрослыми, помогали насельникам Нило-Столобенской пустыни в уборке территории монастыря, купались, ходили в походы. Верующие замечали молодежь на церковных монастырских богослужениях, серьезно и внимательно они слушали проповеди наместника Нило-Столобенской обители отца Вассиана.       Вот что сказал нам в беседе отец Вассиан:
      - Всецело поддерживаю движение православных следопытов. Последующие поколения глубоко усвоят православную веру.
      Мы, насельники монастыря, ребятами очень довольны. Мы их всегда рады принимать, хотя, конечно, удобств у нас никаких. Думается, и мировоззрение детей и подростков изменилось, они стали лучше понимать Святую Русь, прониклись духом православия.
      Ребята, работавшие и отдыхавшие летом 1999 года на берегу Селигера, входят в Дружину православных следопытов святого благоверного великого князя Михаила Тверского из школы №47 города Твери. Дружина насчитывает около 50 человек и входит в федерацию православных следопытов, созданную по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в 1993 году.
      Мальчики и девочки православной дружины 47-й школы изучают православие, знают молитвы, являются прихожанами храма Василия Великого в Васильевском.
      Члены дружины знают биографию своего покровителя великого князя Тверского Михаила, его деятельность, его мученическую кончину. В 1999 году уже шестое лето лагерь православных следопытов размещался на берегах Селигера, ребята многое почерпнули из общения с монахами обители, старшие следопыты помогали восстанавливать Нилову пустынь, все обитатели летнего лагеря участвовали в крестных ходах в память Нила Столобенского. В 1999 году группа дружинников побывала в Новгороде, познакомилась с культурой и памятниками древнего русского города.
      Духовному, интеллектуальному и физическому развитию детей и подростков служат летние лагеря, походы, овладение навыками выживания на природе.
       Разговаривал я со следопытом III разряда Колей Захаровым, руководителем патруля "Кошка" Светой Юдиной, другими следопытами. Восьмиклассник Коля Захаров, патрульный по должности, сказал:
      - Сначала меня привлекла форма дружинников - походная рубашка и синий галстук. Когда познакомился с дружиной поближе, мне стало интересно. Я из верующей семьи и здесь нашел себе друзей.
      3-7 следопытов объединяются в патруль, возглавляемый патрульным из числа членов патруля, а уже патрули объединяются в отряд. В дружине мальчики и девочки изучают православие, родиноведение (оно включает краеведение, культуру, историю Государства Российского), следопытство (историю молодежных организаций, символику, традиции), практику (походную и лагерную). В соответствии с уровнем подготовки, занимаемой должностью и обязанностями следопытам присваивается статус-звание - следопыты III, II, I разрядов, а взрослым лидерам - инструкторы и руководители. После сдачи на III разряд следопыт принимает Торжественное обещание, в котором есть хорошие слова: "Честным словом обещаю, что буду стремиться по мере сил моих исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам православных следопытов".
      Начальником Дружины православных следопытов святого князя Михаила Тверского является Дмитрий Рязанов. Закончил политехнический институт в Твери, занимался туризмом. Работал инженером на Центросваре и ходил в походы с ребятами.
      Тогдашний директор школы №47 Михаил Арцев предложил создать детско-юношескую организацию на базе школы. С 1991 года Дмитрий Сергеевич трудится в 47-й школе, занимает должность организатора по работе с молодежью.
      "Лидер Дима", как доверительно называют Дмитрия Сергеевича старшие следопыты, сплотил вокруг себя коллектив взрослых и детей всех возрастов. В лагере православных следопытов ему помогают мать батюшки Николая из Васильевского Надежда, семинарист Юрий Гагарин (учится в Сергиевом Посаде), Сергей Афанасьев (сейчас служит в армии). Матушку Надежду никто не заменит в работе с младшими следопытами. Среди лучших помощников следует назвать студента политеха, инструктора по катехизации Сергея Черноусова; студента-заочника истфака ТвГУ, инструктора по истории России и краеведению Андрея Белова; студентку ТвГУ Галину Белову.
      В работе дружины православных следопытов есть свои трудности и проблемы. В условиях современного безденежья Дмитрий Рязанов умудряется находить средства, закупать палатки и другое снаряжение для летнего отдыха детей.
      В конце нашей встречи Дмитрий Сергеевич сказал:
      - В 2000 году мы готовим важное мероприятие, проведем историко-военные ролевые игры "Русь изначальная" (IX-XI вв.). Они включают углубленное изучение православия, ознакомление с оружием, бытовавшим на Руси. Причем ребята сами будут изготовлять оружие.
      И, конечно, доставим в тверские церкви лампу с благодатным иерусалимским огнем из Крутицкого подворья. Эту акцию традиционно поручают православным следопытам.
      Вокруг Дмитрия Рязанова сплотился тесный круг взрослых людей, бескорыстно служащих детям.

В. Фадеев

ЗВОНЯТ КАШИНСКИЕ КОЛОКОЛА

Когда в Кашине начинала действовать церковь Рождества Христова, на ее открытие приезжал архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, служил литургию.       На сегодня в райцентре пять действующих церквей. А всего их в Кашине около десятка. В самом видном и красивом культовом здании в центре города (когда-то это был великолепного убранства собор) до сих пор проводятся дискотеки. Лучшего здания для городского ДК пока не нашли. Еще одна церковь занята под краеведческий музей. Почти рядом с ныне действующей Христорождественской церковью стоит обновленный с виду храм. Окна застеклены. На куполах кресты. Двери на замке. На здании табличка свидетельствует, что это памятник архитектуры XVI века, охраняемый государством. А слева на вбитом в землю колышке другая: "ТОО: участок №5". Территория вокруг церкви огорожена и превращена в склад разделываемых тут же пиломатериалов.
      Как удалось узнать позже, изнутри храм пуст. Прежде, чем открыть, нужно приобрести оформление - утварь, иконы. Все было растащено, и хорошо, если что-то еще сохранилось у верующих, успевших взять кое-что себе.
      В небольших приходских церквях службы бывают только по большим праздникам. Специально для этого приезжают в Кашин священнослужители из Калязина и Москвы. Где службы бывают чаще, так это в церкви Вознесения. В один из дней удалось послушать колокольный звон, разливавшийся до самых окраин.
      Интересна история церкви. Все другие закрывались, а она действовала. Не закрывалась даже во вторую мировую войну. Закрыли ее, как поведали верующие, по настоянию одного человека, и даже имя и отчество его еще помнят. Работала женщина директором местной фабрики под названием "Восходящая звезда". К несчастью своему, тяжело заболела. А дом ее стоял недалеко от церкви.
      Человеком она была влиятельным и с настырным характером. Обошла все нужные инстанции и добилась своего. Мотивировав требование закрыть церковь тем, что мимо ее дома часто проносят покойников на отпевание и это ухудшает ее самочувствие, напоминает о болезни.
      Сейчас это главная соборная церковь Кашина.
      А тогда, в мае, когда Владыка Виктор служил литургию в Христорождественской церкви, обедал он в доме у прихожанки этой церкви Антонины Хухко. Собрала у себя Антонина Ивановна еще двух старушек, и решили они так. На первое - суп из крапивы. У нее в огороде на солнцепеке - такой пышный куст. А на второе - свежие щурята. Похвалил тогда их Владыка, понравился обед. И то, как хозяйка свой дом держит. Потом, когда был в Кашине и пришлось задержаться по делам, даже как-то ночевал в ее доме.
      В доме вместе с кухней - три небольшие чистенькие комнаты. Дом старый и небольшой, но очень уютный. Строил когда-то своими руками ее отец. А сейчас Антонине Ивановне уже 77-й годок.
      Рассказала хозяйка дома, как сама пришла к вере. Впрочем, если быть точным, никуда от нее и не уходила. Корни ее семьи в деревне Прокофьево, что в 8 км от Кашина. В колхозе она работала только после школы. В 1939 году закончила семилетку - больше учиться в деревне было негде. А тут война. Возили на лошадях дрова для станции из леса. Сугробы - выше пояса. Лошаденки худые. Кто возил по 3 куба в день, тому давали паек. У них с подружкой пайка никогда не было. Жалея лошадей, 3 куба за день привозили на двоих. Обмакнут, бывало, домашний сухарик в воду, пососут, запьют водицей - вот и весь обед. Потом она была агентом по сбору налогов. Это очень пригодилось, когда отец перевез семью в Кашин. Антонина работала в торговой сети, большей частью сидела за кассой. Сколько что стоило, и сейчас может перечислить без запинки.
      В церковь ее брали родители, едва она научилась ходить. Семья была верующей, и это передалось детям. Церковь в их Прокофьеве действовала до 1951 года. Она к тому времени уже вышла замуж, родила сына. Крестили ребенка в деревенской церкви.
      Когда-то в их городском доме жило до 12 человек. Теперь вот осталась одна. Сын женился, переехал в Набережные Челны. Родителей давно похоронила. Работала всю жизнь не покладая рук. Ходила в церковь. Когда было мало времени - только по выходным.
      А потом случилась с ней беда. Проснулась утром, а подняться не может. Разбил паралич. Ни встать, ни одеться, ни воды с колонки принести. Врачей ей на дом вызвали. Медсестры добросовестные. Колют уколы исправно. А на душе тяжело от собственной немощи. Дурные мысли в голову лезут. Думала уже, что конец пришел. Никому не нужна со своей болезнью.
      В церкви, куда она аккуратно ходила все это время, ее отсутствие заметили. Пришли домой. По поручению батюшки начали выхаживать. Сам отец Богдан побывал в ее доме, беседовал, обещал отслужить молебен о болящей Антонине.
      После этого у нее сил словно прибавилось. Дело на поправку пошло. Только через сорок дней смогла она самостоятельно выйти из дома.
      Вот тогда и решила Антонина Ивановна активно помогать церкви. Восьмой год действует в их приходе церковь Рождества Христова, и ровно столько работает в ней Антонина Ивановна Хухко.
      Не пропускает ни одной службы. А еще ухаживает за такими же больными и немощными, как когда-то была и сама.
      Одна из ее подопечных - 91-летняя старушка. Живет в семье дочери и зятя, где о ней все пекутся и заботятся. Но больше всего радуется, когда заходит к ней Антонина Хухко. Таких, как эта бабушка, у Антонины Ивановны несколько.
      Сама Антонина Ивановна думает так. Прожила она хорошую жизнь. Дважды была замужем. Есть сын и две взрослые внучки. Но у нее даже в мыслях не бывает, чтобы оставить свой дом и переехать к ним в Набережные Челны. По-прежнему полезна людям, работает.

Валентина Черкашина Тверь - Кашин - Тверь

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru