Архив номеров

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
  ОСОБЕННОСТИ ТВЕРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
(Продолжение разговора. Взгляд изнутри. Начало в №21 от 15 марта)

В статье "Особенности Тверской городской Думы" Б. Ершов поднял ряд важных проблем, по которым я хотел бы высказать свою точку зрения. Прежде всего, как это ни прискорбно, следует признать, что как по объективным, но и в значительной степени по чисто субъективным причинам городская Дума не пользуется должным авторитетом у населения. Особенно это грустно констатировать в эти дни, когда исполняется ровно 10 лет с момента создания (в результате действительно первых демократических выборов) городского Совета народных депутатов последнего XXI созыва, который сыграл очень важную роль в жизни Твери и правопреемницей которого в свое время провозгласила себя городская Дума.

ТОТ СОВЕТ действительно определял перспективу и стратегию развития города, обсуждал и принимал планы и программы в области социальной и экономической политики и осуществлял действенный контроль над исполнительными органами.
      Что касается характеристики нынешней Думы по составу депутатского корпуса (напомню, что в статье говорится о подразделении депутатов на "самостоятельных", "подкормленных" и "балласт"), сразу же хочу возразить, что "балласта" в Думе нет. Каждый депутат сам по себе является самодостаточной личностью, просто слишком разнятся интересы и цели, ради которых идут на выборы. И, может, действительно нужно всех депутатов поставить на службу своим избирателям, сделав городской парламент полностью профессиональным, чтобы народные избранники не лоббировали интересы своих фирм и предприятий? Хотя нет никакой гарантии, что среди депутатов, работающих в Думе на постоянной основе, не найдется таких, которые прежде всего будут делать свои личные дела. Поэтому представляется, что их общее количество должно быть достаточно большим, чтобы могли решаться и общегородские проблемы.
      Прочитав про группу "самостоятельных" депутатов, составляющих, как пишет автор, примерно одну треть от всей Думы, я вспомнил первое заседание Думы нового состава, образовавшегося после повторных выборов зимой прошлого года. Тогда, в соответствии с Уставом города, депутаты избирали также новое руководство Думы, и на должность председателя претендовали три кандидата (все трое были в свое время депутатами того городского Совета). Причем двое из них шли на выборы как раз под лозунгом усиления роли Тверской городской Думы. Провозглашали задачу интенсифицировать работу Думы и ее постоянных комиссий, активизировать деятельность по самостоятельной разработке нормативных актов, поднять авторитет Думы среди населения и ликвидировать унизительную зависимость законодательной власти от исполнительной, в которую она попала после 1993 года и из которой до сих пор не может выбраться.
      Так вот, в общей сложности за них проголосовали 11 депутатов, то есть ровно одна треть от всего количества.
      На основании этих данных, конечно, нельзя утверждать, что все остальные депутаты не захотели усиления роли Думы, вполне допускаю, что мог сработать лозунг "коней на переправе не меняют", который прозвучал на том заседании. К тому же и администрация города тогда сделала ставку на прежнего председателя, который ее очень устраивал.
      С тех пор расстановка сил в Думе принципиально не изменилась. Таким образом, можно предположить, что большинство депутатов вполне согласно с нынешней ситуацией, когда городская Дума не берет на себя ответственность за выработку стратегии развития города, а играет лишь роль посредника между населением и администрацией, которой сознательно передаются широкие полномочия. И не в этом ли причина того, что Дума производит впечатление слабого в политическом отношении органа власти?
      И неудивительно, что администрация, как отмечает Б. Ершов, становится все более и более руководящей и направляющей силой в Твери. Тем более что именно в руках администрации находятся реальные рычаги влияния (земельные участки под строительство, помещения под магазины и офисы, муниципальные заказы на работы или услуги и т.п.), а разработка местной нормативной базы, определяющей порядок предоставления этих объектов исключительно на конкурсной основе, проходит с большими сложностями. (Например, уже несколько месяцев прошло с тех пор, как глава города не подписал принятое депутатами решение о предоставлении земельных участков по конкурсу, а вопрос о преодолении вето даже еще и не рассматривался на заседании Думы.)
      Администрации и сейчас несложно провести через Думу любое решение, если его не обуславливать требованием закрытого голосования. И с другой стороны, нынешняя Дума не в состоянии заставить администрацию что-либо сделать, если она (администрация) этого очень не хочет. (Вспомним поручения, которые Дума давала администрации в области ЖКХ, транспорта, жилищной политики и т.п., так и оставшиеся невыполненными).
      Поэтому утверждение, что "Дума - сама по себе, а команда Белоусова - сама по себе", верно лишь отчасти. И эта ситуация, похоже, не изменится вплоть до новых выборов осенью этого года.
      Вообще-то, когда представительные и исполнительные органы местного самоуправления работают совместно на одну общую цель, это очень даже неплохо. Когда действительно имеется какая-либо цель, например, полная ликвидация ветхого и аварийного Жилищного фонда или строительство муниципального жилья. Тогда в выигрыше были бы все, и прежде всего жители города.
      Но если перспективы развития города не определяются, то о какой совместной работе может идти речь? И как в этом случае сделать выбор, какое зло будет меньшее: принятие непопулярного решения под знаком сохранения той или иной отрасли или сиюминутное чисто популистское решение в ущерб долгосрочным задачам городского развития?
      К слову сказать, во времена Тверского городского Совета народных депутатов успешно применялись различные методы совместной работы представительного и исполнительного органов власти. Например, регулярные совещания, проводимые председателем городского Совета с участием руководителей депутатских комиссий и заместителей главы администрации города, на которых обсуждались и вырабатывались как краткосрочные, так и долгосрочные вопросы социально-экономического развития города. Потом администрация готовила соответствующие проекты решений, которые впоследствии принимались Советом и воплощались в жизнь.
      Сейчас же подобной координации действий просто не осуществляется, поскольку на заседаниях депутатских комиссий и Думы в целом обсуждаются уже готовые проекты решений.
      И в заключение хотел бы отметить следующее. Если некоторые аспекты деятельности Думы, нашедшие отражение в статье, можно оспаривать или нет, то совсем непонятна сентенция относительно территориального общественного самоуправления. Что значит "замерли разговоры о территориальном общественном самоуправлении"? Наверное, Б. Ершов считает, что это плохо, а я вот убежден, что в данном случае это очень даже хорошо. Как в известной телерекламе: "хватит болтать!" - так и здесь - довольно разговоров, давно уже пора инициативным группам жителей организовать территориальное общественное самоуправление в своем квартале, дворе или целом микрорайоне, если есть на это желание или необходимость.
      К чести администрации города и Тверской городской Думы 1994 года избрания, в Твери уже лет пять имеется добротная нормативная база по территориальному общественному самоуправлению как самоорганизации граждан исключительно на инициативной основе и созданы все необходимые условия (можно даже сказать, режим наибольшего благоприятствования) для осуществления подобных инициатив. Сегодня каждому гражданину, обратившемуся в районный отдел по работе с населением с вопросом, что такое ТОС и как его организовать, не только дадут полные разъяснения и предоставят все необходимые методические рекомендации, но и окажут помощь в проведении общих собраний жителей по выборам органов ТОС. А все это потому, что содействие становлению и развитию территориального общественного самоуправления Уставом Твери отнесено к наиболее важным вопросам, которые призваны решать органы городского самоуправления.
      Или автор имел в виду, что не мешало бы депутатам в своих избирательных округах сыграть роль катализаторов по организации, например, советов микрорайонов с правом юридического лица? Но таким путем ситуация и развивается. Так, первые советы ТОС в поселке Химинститута и на "Рожденственских горках" организовались как раз при непосредственном участии своих депутатов. Вполне вероятно, что в ближайшее время подобным образом будут созданы и еще один-два органа ТОС.
      А в целом сама статья показалась мне очень актуальной и важной, поскольку затрагивает очень серьезную тему о роли Думы в системе городского самоуправления. Особый интерес она представляет в связи с тем, что в самое ближайшее время депутатам предстоит обсуждать поправки к Уставу города, касающиеся перераспределения полномочий между главой города, городской администрацией и, возможно, городской Думой. И чем шире и обстоятельнее будет обсуждение, тем большая вероятность того, что в результате будет принято правильное решение. Поэтому разговор по данной теме, несомненно, должен быть продолжен.

Валерий Миневич, депутат Тверской городской Думы

КАК ДЕШЕВО ВСЕ БЫЛО...

Уже первого апреля кошельки жителей города Твери начнут опустошаться в ускоренном темпе. Первый удар карманы испытают во время поездки в общественном транспорте. Стоимость проезда повышена с 1 рубля 20 копеек в трамваях и троллейбусах и 1 рубля 50 копеек в автобусах до двух рублей на любом виде транспорта. Месячные проездные билеты тоже дорожают. Карточка на один вид транспорта будет стоить 70 рублей, на два (трамвай-троллейбус) - 90 рублей. Те же услуги для студентов - 20 и 30 рублей соответственно, для учащихся - 15 и 20. "Благодарить" за новые тарифы следует депутатов Тверской городской Думы, принявших "черные" решения на своем заседании. Сгоряча депутаты чуть не ввели карточки для пенсионеров по 20 и 30 рублей, но потом вспомнили, что решением Белоусова пенсионеры в Твери ездят бесплатно, а отменить решение мэра они не в силах.
      Следующее испытание предстоит желающим посетить одну из муниципальных бань. На том же заседании думцы повысили банные тарифы. Помывка в бане 2-го разряда без пара обойдется теперь в 6 рублей вместо четырех, то же удовольствие с парной - в 12 рублей вместо восьми, а посещение душевого павильона увеличено с четырех до шести рублей. Пострадают и пенсионеры. Несколько лет назад город организовал для них так называемую социальную помывку - раз в неделю все муниципальные бани Твери пускали помыться по сниженной цене в 1 рубль 70 копеек. Неудивительно, что в банях в такие дни наблюдался полный аншлаг. Будет ли он продолжаться и после 1 апреля, сказать трудно. Ведь социальная помывка возросла в цене до четырех рублей. А ведь в баню неплохо бы прихватить и веник, и мыла кусок, так что чистота будет обходиться все дороже.
      Третий удар по кошелькам последует в конце месяца, когда придет время платить по квартирным счетам. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги благодаря гордуме возросли весьма существенно. Думцы приняли решение о повышении уровня платежей до 50% от затрат. Прежде было около 30%. Особенно ощутимо повышение оплаты за отопление и горячую воду - услуги, на которые больше всего нареканий. Кроме того, еще в феврале тверская мэрия примерно на 20% проиндексировала те же жилищно-коммунальные услуги. Говорят, что в целом квартплата возрастет в среднем на 70%.
      Правда, чтобы хоть как-то подсластить горькую пилюлю повышений, депутаты решили вернуть систему жилищных субсидий. Но практика показывает, что беготня за справками для получения субсидии не стоит копеечной поддержки, больше подметок стопчешь. Спохватившись, депутаты вчера немного поддержали бюджетников - приняли 5-процентное повышение оклада за счет городского бюджета, а также подтвердили 20-процентную надбавку, действовавшую ранее. Еще 20% обещает федеральный бюджет. Так что кому-то что-то повысят.
      Надо полагать, что 5-процентная надбавка ожидает и такую категорию работников бюджетной сферы, как муниципальных служащих. Сообщаем их оклады: глава города - 35 минимальных размеров оплаты труда (83 рубля 49 копеек), председатель Тверской городской Думы - 32, его заместитель - 22, председатель думской комиссии - 24, рядовой депутат - 19, руководитель комитета, управления, отдела - 22-24. Не надо думать, что заработки чиновников и депутатов ограничиваются окладами. Действует обширная система надбавок и даже премий. Так что пусть у простых горожан не болит душа за руководящих товарищей. Они в этой жизни не пропадут.

Марина Шандарова

СЕРГЕЙ БЫСТРОВ: "НЕ ХОЧЕТСЯ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ - ВПЕРЕДИ ВЫБОРЫ МЭРА ТВЕРИ"
Досрочные президентские выборы прошли в один тур. В общем-то, это было предсказуемо, хотя до последнего момента была определенная интрига: при подсчете голосов количество проголосовавших за и.о. президента Владимира Путина колебалось то чуть ниже, то чуть выше необходимых 50% избирателей. Лишь когда начался подсчет итогов голосования на Европейской части России, стало ясно -все-таки один тур, все-таки Путин. Тверская область проголосовала единодушнее соседей. Если в среднем по стране Путин набрал около 52% голосов, у нас за него проголосовали 57,94% пришедших на участки избирателей. Его основной конкурент, лидер коммунистов Геннадий Зюганов, набрал 27,79% голосов. Григорий Явлинский - 4,08%. Причем если в Твери процент проголосовавших за Явлинского достаточно высок - 9,02%, то в глухих районах он едва дотягивал до одного-двух процентов. Видно, как говаривал классик, "страшно далек он от народа".
      В столь высоких результатах и.о. президента немалая доля заслуг тверского штаба по выборам кандидата в президенты Владимира Путина. В понедельник, когда стало окончательно известно, под чьим руководством нам предстоит жить ближайшие четыре года, мы встретились с руководителем предвыборного штаба заместителем губернатора Сергеем БЫСТРОВЫМ. Несмотря на усталость, он согласился ответить на наши вопросы о Путине, о Тверской области, о себе.

- Сергей Алексеевич, вы довольны?
      
- Безусловно. В Центральном регионе мы показали лучшие результаты, за исключением родных для Путина Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Ну, может, еще Вологодская область нас немного опережает. Коммунисты тоже набрали голосов меньше, чем в среднем по России. Причем даже те районы, что на выборах в Государственную Думу 19 декабря голосовали за КПРФ, нам удалось вырвать из "красного пояса". Бологое, где живут мои родители, голосовало за коммунистов, но сейчас Путин набрал там 62% - и это несмотря на прокоммунистически настроенную администрацию. Спасибо тверякам: если по стране средняя явка избирателей на участки была чуть больше шестидесяти процентов, у нас проголосовало 70,22% населения.
      - Я гляжу на распечатку результатов выборов по районам - наибольший процент проголосовавших за Путина в вашем родном Фировском районе.
      
- Мои земляки очень хорошо проголосовали - Путина поддержали 75,5% избирателей. Чуть меньше - около 73% - в Спирове. Дружно поддержал Путина Вышний Волочек.
      - А были ли районы, где и.о. президента недобрал 50% голосов?
      
- К сожалению, это Кимры - 44,8%, Нелидово, Бельский район, где результаты Путина чуть лучше результатов Зюганова.
      - Что вообще мешало работе предвыборного штаба?
      
- Слабо помогало "Единство", пребывающее на территории области в стадии формирования. Не помогало местное МЧС - его начальника я видел лишь один раз, и то, когда сам его пригласил. Мэр Твери Белоусов три недели думал, возглавить ли ему городской штаб Путина, а когда в конце концов решил не возглавлять (штабом руководил глава Заволжского района Александр Конфоркин), время было упущено. Если бы "Единство", МЧС и городские власти Твери работали бы с нами лучше - процент проголосовавших за Путина был бы больше шестидесяти по всей области. Кому-то не нравилась закрытость в работе нашего штаба. Мы не всегда могли показать людей, сотрудничавших с нами. На начальном этапе работы в самом штабе было много не представляющих, зачем они сюда пришли, людей. Но в целом нам никто не мешал. Напротив, я хочу сказать спасибо всем тем, кто работал со мной, и штабам наших соперников - они вели себя очень корректно. Выборы проводились по новому закону о выборах президента, существенно ограничивающему деятельность предвыборных штабов. И, несмотря на это, мы отработали очень хорошо.
      - Как по-вашему, в чем причина столь низкого результата, полученного Григорием Явлинским? Неужели демократическая идея в чистом виде себя исчерпала?
      
- За все годы в политике Явлинский не сделал ничего конкретного. Критиковать может каждый, но работа - это совсем другое. Причем теперь критиковать будет сложнее - если раньше Ельцин и президентская семья предоставляли достаточно поводов к разоблачениям, то сейчас пришла новая власть. Думаю, мы придем к двухпартийной системе - в следующей Государственной Думе будут "Единство" и КПРФ. За третью партию я не ручаюсь.
      - Каково будущее путинского штаба? Вы распустите его сотрудников и все?
      
- Откровенно говоря, мы так сработались, что мне обидно, что штаб надо распускать. Большинство наших сотрудников, конечно, вернутся к своим повседневным делам, но политические процессы в области продолжаются. В этом году предстоят перевыборы всех, кроме двух, глав районных администраций, выборы главы города Твери. Безусловно, эти процессы надо как-то координировать и направлять. Тверская область и город Тверь находятся в плачевном состоянии. Областная администрация после выборов продолжает пребывать в стадии формирования - грядут большие изменения в кадровом составе. Поверьте, вам будет о чем писать и что анализировать. В городской администрации - то же самое, только там перестали работать в ожидании муниципальных выборов, которые состоятся осенью. А делами заниматься некому и некогда. В то время как в городе Твери уже просто становится невозможно жить. Здесь такие отвратительные дороги, что мне не только друзей из Москвы стыдно сюда приглашать - родственники из Бологого и то удивляются. Как снежная лавина нарастают долги. Например, федеральное правительство на 100% перечислило деньги на детские пособия, но этими деньгами городская власть расплатилась за газ. Так жить нельзя. И мне небезразлично, кто будет руководить Тверью.
      - Но, как я предполагаю, все эти выборы - прошлогодние в Госдуму, губернаторские, к которым вы присоединились после 19 декабря, президентские, вас очень утомили...
      
- Нет, тут не хочется останавливаться. За это время мы профессионально изучили все эти PR-штучки, научились применять предвыборные технологии на территории Тверской области и теперь можем запросто избрать кого угодно и куда угодно. А можем помешать избранию. Мы представляем определенную угрозу - нас побаиваются.
      - А сами не собираетесь баллотироваться в мэры Твери?
      
- Подумаю.

Беседовала Мария Орлова

СПРАВКА

БЫСТРОВ Сергей Алексеевич
      Родился 13 апреля 1957 года в деревне Поддубье Фировского района Калининской области.
      
      В 1982 г. окончил Киевское высшее военно-политическое училище;
      в 1992 г. - Военно-политическую академию им. В.И. Ленина;
      в 1992 г. - Российско-американский университет;
      в 2000 г. - Московский экономико-статистический институт.
      Кандидат психологических наук, академик Российской академии естественных наук.
      
      РАБОТА В ПРОШЛОМ
&NBSP&NBSP&NBSP&NBSP&NBSP&NBSP1974-75
- слесарь-автомонтажник войсковой части
      1975-76 - помощник станочника, раскряжевщик древесины Бологовского леспромхоза, г. Бологое Калининской обл.
      1976-78 - срочная служба в ВМФ СССР
      1978-1982 - курсант Киевского высшего военно-политического училища
      1982-1989 - служба в Краснознаменном Северном Флоте. Дослужился до заместителя командира атомной ракетной подводной лодки
      1989-1992 - учеба в Военно-политической академии им. В.И. Ленина
      июнь 1992 - декабрь 1992 - Главный штаб ВМФ РФ
      1992-1998 - работа в финансово-промышленных организациях, промышленных и охранных предприятиях г. Москвы
      1998-1999 - 1-й вице-президент общественной организации "Международная Федерация чемпионов Олимпийских игр", г. Москва
      июнь 1999 - председатель Совета директоров ЗАО "Финансово-инвестиционная промышленно-строительная корпорация "Исток России" г. Осташкова Тверской области
      с сентября 1999 - замгубернатора Тверской области
      февраль 2000 - нач. штаба В.В. Путина
      мастер спорта СССР по 5 видам
      чемпион СССР, чемпион 7-й олимпиады народов СССР по гребле.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОБЛЕМЫ кадрового обеспечения в высших эшелонах власти нашей области уже не один год беспокоят всю тверскую общественность. Новые назначенцы в областной администрации появляются в силу каких-то тайных подковерных игр. Иной раз они практически неизвестны жителям нашего региона, и о характере их деятельности можно судить лишь тогда, когда ими начинают заниматься правоохранительные органы. В общем, закрытый процесс кадровых назначений оборачивается закрытостью при принятии решений. Повлиять на ситуацию можно только тогда, когда все эти назначения и решения станут прозрачными. Поэтому в некоторых кругах региональных элит возник проект создания деловой игры под названием "Альтернативное правительство Тверской области". Фактически в альтернативное правительство может выдвинуться любой взрослый житель региона, который считает себя специалистом в той или иной сфере деятельности. Кроме того, он должен быть компетентен при принятии решений по тому или иному вопросу. В альтернативное правительство так или иначе следует привлечь молодые силы. Определенное участие там смогут принять финалисты всероссийского проекта "Золотой кадровый резерв России". Этим молодым людям, уже доказавшим свою состоятельность в деловой игре на федеральном уровне, будет полезно подтвердить свою квалификацию в качестве реальных ответственных сотрудников. К работе альтернативного правительства также следует подключиться состоявшимся предпринимателям, общественным деятелям, которые чувствуют свои силы и востребованность в своих проектах и программах, до сих пор пока не реализованных.
      Результаты работы альтернативного правительства будут регулярно обнародоваться через тверские СМИ. А на компьютерном сайте этой деловой игры будет проводиться рейтинговое голосование кандидатур, реально работающих сотрудников областной администрации и их альтернативных коллег. В итоге предполагается, что такое "социалистическое соревнование" между действительными и альтернативными чиновниками серьезно подстегнет первых проявлять большую ответственность при принятии решений. Кроме того, это даст возможность членам альтернативного правительства вникнуть в суть региональных проблем и из своего круга подпитывать кадрами действующую власть. Выгоды от создания альтернативного правительства очевидны и многочисленны. К реализации этого проекта неплохо было бы подключиться Тверскому союзу промышленников и предпринимателей, Тверской торгово-промышленной палате, а также всем заинтересованным организациям и структурам. Контактные телефоны: 48-91-20, 48-91-32.

Андрей Борисов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru