Архив номеров

    ДОСТОВЕРНО
  ЧЕМ ТАК СТРАШЕН СОПРОМАТ? Существует у студентов-технарей поговорка: "Сдал сопромат - можно жениться!" Но не каждому удается преодолеть важный жизненный барьер - экзамен по сопромату, многие спотыкаются на нем, кому-то приходится расставаться с мечтами о дипломе инженера и переквалифицироваться в гуманитария. Почему? Что это за такой ужасный предмет - сопротивление материалов? Или преподаватели - жестокие, бессердечные люди, или к сопромату нужны особые способности, не каждому данные от рождения? За ответом на эти вопросы мы обратились к заведующему кафедрой сопротивления материалов, теории упругости пластичности ТГТУ Владимиру ЗУБЧАНИНОВУ.

(ИЗ СПРАВКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
      В.Г. Зубчанинов - выдающийся ученый России в области механики деформируемого твердого тела, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ, академик академии проблем качества РФ, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств. Член научного совета Российской Академии наук по проблемам прочности и пластичности. Работает в Тверском государственном техническом университете с 1959 года по настоящее время. Заведующий кафедрой сопротивления материалов, теории упругости и пластичности с 1973 года, декан инженерно-строительного факультета (1975-77 гг.), ректор (1977-87 гг.), председатель Совета ректоров вузов города Твери (1978-87 гг.). Один из авторов энциклопедии "Машиностроение" Российской Академии наук. Автор известного учебника "Основы теории упругости и пластичности", ряда монографий и учебных пособий. Создал в Твери научную школу в области механики деформируемого твердого тела. Председатель докторского диссертационного совета при ТГТУ. Научные достижения профессора В.Г. Зубчанинова представляют крупный вклад в создание и развитие фундаментальных основ механики и создание новой техники. Специалист в области разработки, теоретического и экспериментального обоснования математических моделей процессов пластического деформирования, устойчивости и разрушения материалов и конструкций в условиях сложного напряженного состояния, нагружения и ползучести.)
      
      - Владимир Георгиевич, сколько студентов проваливают сопромат?
      - Ежегодно в среднем около 30% студентов не удается сдать экзамен с первого раза. Но им предоставляются возможности для пересдачи и в конечном итоге большинству удается в течение месяца получить положительные оценки. 3-5% студентов ежегодно отчисляются из вуза, так как не могут сдать сопромат. Трудности возникают из-за того, что в сопромате студент впервые встречается с так называемым физическим мышлением, которое требуется для освоения курсов математики, теоретической механики.
      - А может быть, преподаватели слишком придираются к студентам? Ну, не понял что-то человек, поставьте ему троечку, а он потом позднее все поймет и наверстает?
      - Нет, без сопромата дальнейшее изучение инженерных дисциплин невозможно. Без решения простейших задач расчета на точность невозможна деятельность инженера, эти расчеты необходимы ему на каждом шагу в повседневной работе в любой отрасли промышленности и строительства при создании и производстве кораблей, самолетов, ракет, автомобилей, пылесосов и т.д.
      - Владимир Георгиевич, вы работаете в политехе более 40 лет. Сколько студентов за эти годы прошло у вас обучение сопромату, если учесть, что вуз ежегодно выпускает несколько сотен инженеров?
      - Не только сопротивлению материалов, но и строительной механике, теории упругости, механике оболочечных конструкций и другим дисциплинам нашей кафедры. Если подсчитать приблизительно, то получается около 20 тысяч человек, и большинство из них работает в Тверской области. Бывшие студенты работают в областной и городской администрациях, различных промышленных и строительных организациях, силовых структурах города.
      - Выпускниками политеха являются вице-губернатор Ю. Краснов, председатель Законодательного Собрания области В. Миронов, руководители крупных фирм и банков. Вы помните, как учились, как сдавали экзамены эти и другие известные люди?
      - Вячеслав Миронов - ныне профессор, доктор технических наук, конечно, учился хорошо и сдал экзамен с первого раза. Помню, как сдавал нынешний мэр Твери Александр Белоусов, в начале 70-х годов он учился на вечернем отделении специальности "Технология машиностроения". И в день экзамена по сопромату у него как раз была свадьба, он женился и не совсем был готов. Я не хотел портить ему праздника и не поставил никакой оценки, мы договорились, что он придет в следующий раз. И в следующий раз он сдал на высокую оценку. Помню, как сдавал Александр Тягунов, он был очень активным студентом, вел большую общественную работу.
      - А как вы попали в Тверь?
      - По распределению. После окончания аспирантуры в Российской Академии наук мне предлагали три места: в Новосибирск - в Сибирское отделение Академии наук, в космический институт Королева в Подлипках под Москвой и сюда. Но здесь сразу предоставляли 2-комнатную квартиру, а мы с женой ждали появления на свет первого ребенка, и я выбрал Тверь. И не жалею. Здесь мне удалось создать научную школу в области механики. Подготовить около 30 докторов и кандидатов наук. На нашей кафедре 10 преподавателей, все имеют ученые степени, один академик, 3 члена-корреспондента Академии проблем качества РФ: Н. Охлопков, В. Володин и В. Гаранников.
      - Владимир Георгиевич, в декабре этого года вам исполнится 70 лет. Как будете отмечать?
      - На декабрь в нашем вузе намечено проведение V Международного симпозиума по устойчивости и пластичности. Общение с коллегами из других стран и городов будет для меня лучшим подарком. Будем подводить итоги развития механики в ХХ столетии.

Беседовал Александр Мошнин

КИМРЫ ВО ТЬМЕ
Медленно, но верно старинный волжский город Кимры погружается в средневековье. Вечерами его улицы окутывает непроглядный мрак. То здесь, то там в одиноких окнах появляется и вновь исчезает трепещущее пламя лучины или свечи. Серые замерзшие фигуры прохожих изредка освещаются автомобильными фарами. Их свет напоминает, что на улице все-таки не ХVI век.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ кризис пришел в Кимры не вдруг. Всевозможные отключения электроэнергии уже привычны для горожан. Проблема энергетических неплатежей давно стала хронической болезнью города. В энергетическом цейтноте оказались не только Кимры, но и вся Тверская область.
      Сами Кимры попали в особый черный список "Тверьэнерго" - дочерней организации РАО ЕЭС (в этот список заносятся все злостные неплательщики за электроэнергию). Согласно указанию Анатолия Чубайса, к таковым должны приниматься самые жесткие меры. По заявлению пресс-службы "Тверьэнерго" впредь электричество в долг поставляться не будет. Это известие повергло в шок население города и местное руководство. Кимрский мэр Леонид Кушнарев в режиме челночной дипломатии снует между районным и областным центрами, тщетно пытаясь разрешить разразившийся кризис.
      Сейчас в городе электроэнергия отключается в среднем на четыре часа в сутки - два утром и два вечером. В перспективе электричество будет отключаться на десять часов в день, хотя вряд ли это поможет исправить ситуацию - долг слишком велик. На начало текущего года предприятия и организации Кимр задолжали 13 миллионов рублей. Кроме этого за просрочку платежей набежало около сорока с половиной миллионов рублей.
      Город сейчас находится на грани энергетической катастрофы. При выполнении планов энергетических баронов могут встать многие предприятия, отключиться водозаборное и очистное оборудование. Население Кимр крайне раздражено отсутствием электричества, продолжающимися поломками электроаппаратуры, тем более что рядовые потребители электроэнергии расплачиваются по счетам регулярно. Что будет дальше, предсказать не может никто. В администрации ходят слухи о необходимости охраны рубильников, кое-кто предлагает дать по рукам жадным и безжалостным энергетикам. Большинство надеется на списание долгов. Предприимчивым можно посоветовать: начинайте бизнес на керосине и керосиновых лампах. Спрос будет большой.

Глеб Чистяков, г. Кимры

"ТВЕРЬГРАЖДАНПРОЕКТ": ИНЖЕНЕРЫ ПОД ДОЖДЕМ И БЕЗ СВЕТА
Начавшись когда-то с двух комнатушек в одной из башен кинотеатра "Звезда", проектный институт "Гражданпроект" разросся позже до огромного здания. И в "рюмке", ставшей, правда, вместо гостиницы тверской "пизанской башней", и в нашем Дворце спорта, и в "Бастилии" - универмаге "Тверь", да что говорить, практически во всех тверских послевоенных постройках есть вклад инженеров из "Гражданпроекта". Но перестройка внесла свои коррективы в работу организации. Будучи не в состоянии содержать огромное здание, институт отдал половину его под налоговую полицию. С приватизацией предприятий многие из них, например, ОАО "Тверское крупнопанельное домостроительство", создали собственные проектные отделы, куда перешла часть инженеров с Комсомольского проспекта. Тем не менее, проектная организация по-прежнему существует. Вот только как?

ЗАХОЖУ в здание, поднимаюсь по лестнице на 5-й этаж. Удивляет темнота длинных коридоров.
      - У вас что, светомаскировка?
      - Да нет, - отвечают мне на полном серьезе. - Мы вроде того сапожника без сапог. Уже шесть лет над нами течет крыша, причем все сильнее и сильнее, и неделю назад пожарные отключили освещение из-за опасности возгорания проводки.
      Догадливые инженеры растянули по коридорам бесконечные нити времянок и чертят при настольных лампах, позабыв о КЗоТе и рискуя испортить зрение. От чертежных досок провода тянутся дальше к плиткам и электрочайникам. Столовая в здании давно закрылась, да и не очень-то разобедаешься при такой зарплате по столовым да ресторанам. Сегодня оклад ведущего гражданпроектовского инженера со стажем - четыреста семьдесят рублей, а у рядового - и того меньше. Труженики чертежной выкручиваются как могут: берут административные отпуска и вперед на самую тяжелую и низкооплачиваемую работу - погрузку-разгрузку, лоточную торговлю или на ту же турецкую обувную фабрику. Кушать-то хочется, да и рисовать чертежики свои пальцем не будешь. Да-да. Чертежников никто не снабжает ни карандашами, ни ручками, ни тушью, хотя расходные материалы заложены в сметы проектов, которые они выполняют. Бумага, правда, пока своя, гражданпроектовская. Инженеры берут старые, пожелтевшие чертежи, переворачивают их изнанкой наружу и чертят по новой.
      Было как раз обеденное время. Женщина с кастрюлей подошла к большой луже на полу, в которую сочилась струйка воды с потолка, и подставила под нее кастрюльку.
      - Заботитесь о своих соседях снизу?
      - Не только. Воду отключили, не бежать же за ней в соседний дом.
      - А внизу тоже "Гражданпроект"?
      - Нет, там арендаторы. Вот думаешь, столько площадей мы в аренду сдаем. Неужели этой арендной платы не хватает на ремонт здания?
      - А ваших соседей, налоговую полицию, тоже заливает?
      - Да нет, они отремонтировали крышу, но только свою половину.
      Можно, конечно, допустить, что причина бед инженеров в бедности и неплатежеспособности заказчиков. Но, как выяснилось, сейчас проектировщики корпят над чертежами автозаправок и стоянок вдоль автодороги Москва - Санкт-Петербург. Золотое дно.
      - Дно-то оно, конечно, золотое, да только не для нас. Не нужны мы никому.
      - Как никому? А как же ваш генеральный директор Визовченко? Он-то что говорит по поводу такого вашего положения?
      - Трудно сказать, мы уже два года его не видели. Наверное, тараканов боится. В нашей развалюхе их тьма-тьмущая.

Борис Гуров

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru