Архив номеров

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
 
ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ: КТО ХОЗЯИН ЗАВОДА? История Тверского вагоностроительного завода насчитывает более ста лет. Накануне перестройки на предприятии работало более 12 тысяч человек. Потом было все: и борьба за контрольный пакет акций, и забастовки не получающих зарплату рабочих, и сокращение производства. Ситуация вроде бы стабилизировалась. И накануне обсуждения в Тверской городской Думе вопроса о присвоении вагоностроительному статуса градообразующего предприятия о положении на предприятии и вокруг него нам рассказал один из старейших работников завода. Поначалу он с радостью дал нам интервью, но потом по каким-то своим причинам не захотел, чтобы в статье фигурировало его имя.

- Какие преимущества получит ваш завод, став градообразующим предприятием?
      
- Смысл закона о градообразующих предприятиях состоит в том, чтобы крупным предприятиям, имеющим большой опыт и оказавшимся не по их вине в тяжелом положении, что-то дать. Что именно дать, пока никто не знает. Есть критерий, по которому предприятие признается градообразующим. Это численность работающих более пяти тысяч человек. А у нас сейчас работают более 5300. Было когда-то 12 тысяч, но и вагонов тогда в год выпускали 1200-1300. Сейчас в год мы выпускаем около 300 вагонов.
      Но, если проанализировать ситуацию, не все так плохо. На этот год планируется 419 вагонов. Теперь наши вагоны немного другие. У них изменились дизайн и окраска. Есть и принципиальные новинки. В прошлом году впервые у нас в России на заводе были изготовлены вагоны для инвалидов. Они уже ходят по нашим дорогам. Купейные вагоны делают для России немцы. Но тележку, по сути, главную часть вагона, немцам поставляем мы. И не было еще случая, чтобы наша тележка подвела, стала причиной аварии.
      - Можно ли сказать, что на сегодня завод окончательно вышел из кризиса?
      
- Самыми тяжелыми были для нас 1993-1994 годы. Мы тогда ушли с плана, но еще не пришли в рынок, и непонятно было, во что все это выльется. Менялись руководители. Вначале Пешехонова сменил Саверский, потом был Бураев. Бураев неплохой мужик. В нем была самобытность и имелась коммерческая жилка. До какой-то поры все это было нормально. Но везде, как говорится, есть потолок. У Бураева потолок заключался в том, что у него не было соответствующего образования.
      Мы провели приватизацию. 42% акций передали в созданную по инициативе Госкомимущества компанию "Росэлтранс". Смысл "Росэлтранса" был в том, что они должны были двигать электроподвижной состав. Уже здесь была первая ошибка, так как Тверской вагоностроительный завод занимался электричками постольку-поскольку. И "Росэлтранс" как бы оказался не у дел. А мы всегда работали в тесном контакте с МПС. Вдруг МПС перестало брать у нас наши вагоны. Они заявили: "Ваши вагоны нам не нужны. Теперь у вас есть "Росэлтранс", работайте с ними". Бураев попытался тогда восстать против диктата Министерства путей сообщения. Но его сразу придавили.
      - В это время министром был Аксененко?
      
- Аксененко был тогда лишь замминистра, но курировал Тверской вагоностроительный именно он. Кончилось тем, что Николай Емельянович заявил: "Я не хочу его (Бураева) видеть. Он мне не нужен!" У нас начался период очень сложных взаимоотношений. Не было работы. Квалифицированных рабочих направляли на стройки, на земляные работы, чтобы хоть как-то сохранить коллектив. По три-четыре месяца не было зарплаты. Если в свое время семейные династии были в почете, то здесь все вышло наоборот. В семье нет денег, потому что все работают на одном предприятии, где не платят зарплату. В результате сложившейся ситуации Александр Бураев решил уйти. Был совет директоров. Туда приехал Аксененко. Был представитель губернатора. Нажали на Бураева, и он сказал: "Я отказываюсь". Директором стал Светлов, который до этого был главным инженером (т.е. вице-президентом).
      Бураев подал заявление. Но потом отказался от него и подал в суд на то, что его неправильно уволили.
      Мышкин, президент "Росэлтранса", желая как-то выгородить Бураева, подал на нас в суд иск о том, чтобы решение собрания акционеров 97-го года было признано недействительным. В нарушение существующего законодательства дело рассматривалось московским судом, хотя должно было бы рассматриваться по месту нахождения предприятия.
      Было принято решение, что собрание акционеров было проведено незаконно, соответственно наблюдательный совет, ревизионная комиссия и генеральный директор также избраны незаконно.
      Получается, налоги с нас брать законно, а наши требования незаконны. Все направляемые нами иски отклонялись. И лишь на второй год, перед столетием завода, удалось решить вопрос в Высшем арбитражном суде. И оказалось, что собрание, директор и все прочее - законны, а "Росэлтранс" не имеет права на свое существование. Это произошло только в 1998 году. С этого момента началась более-менее нормальная работа. Светлову понадобилось много мужества, чтобы работать в такой ситуации. Но, несмотря на это, были разработаны вагоны нового поколения 41-76, 49-70, которые могут двигаться со скоростью более 150 километров в час.
      - А что стало с 42 процентами акций "Росэлтранса"?
      
- Мы добились, чтобы эти акции были переданы государству. Кому оно их передаст - вопрос пока не решен. Там несколько моментов. Аксененко настаивает, чтобы эти 42,5% акций были переданы, по сути дела, его коммерческой структуре "Росвагонмаш". Они существуют с 1996 года. Но я бы не сказал, чтобы они нам оказывали какую-то помощь.
      - А что с акциями "Экспресс Капитала", который в свое время скупил почти четверть пакета акций ТВЗ?
      
- Это тоже компания Аксененко. Все зависит от его позиции. Одно дело, если он будет считаться с интересами завода. Если же он будет блюсти только свои интересы, то завод будет на голодном пайке. Если судить с моей колокольни, то акциями могли бы владеть Госкомимущество (Управление имуществом Российской Федерации), область в лице губернатора области Платова и Министерство путей сообщения. Вот три крупных силы, которые могут решать наши вопросы. Отдать же все эти акции частной структуре, мне кажется, неправильно. Об этом много говорили. Даже профсоюзы вмешивались в это. Есть такой Трудов, председатель профсоюза работников машиностроения. Он писал письмо Путину. Но решения по-прежнему нет. Если отдать все 42,5% акций только МПС, то завода как такового не будет, мы станем как бы филиалом московской структуры.
      Давайте с вами заглянем немножко поглубже: кто такой Аксененко? Откуда он появился? Аксененко появился с Октябрьской железной дороги. Был рядовым работником, потом стал замначальника дороги. Потом перешел в МПС. Сразу же его, заместителя начальника дороги, назначили заместителем министра путей сообщения. Сейчас он вице-премьер, но будущий президент может и убрать его. Чем он тогда будет заниматься? Сейчас ему нужно создать структуру, при которой он сам мог бы безбедно прожить всю оставшуюся жизнь. Он и его семья. Конечно, он сейчас работает на себя.

Беседовал Борис Гуров

ПЕРВЫЕ СУПЕРМАГАЗИНЫ ТВЕРИ

В НЫНЕШНЕМ году торговая компания АНТЭК будет отмечать свое 10-летие. Поздравлять юбиляров будут в августе. А начиналось все так.       8 августа 1990 года в числе других вновь зарегистрированных фирм Твери была одна со звучным, но мало кому понятным названием в виде аббревиатуры из заглавных букв.
      Фирма появилась благодаря преподавателям Тверского политехнического института, самым инициативным среди которых оказался Николай Карпов. Пришли в нее люди от науки. Верили в идеалы перестройки, в то, что смогут зарабатывать себе на жизнь исключительно своим умом, не занимаясь торговлей. Фирма, как им казалось, должна была помочь им реализовать идеи программного обеспечения в области прикладных наук, областях автоматики и экономики.
      Был создан штат программистов. Вместе с преподавателями работали студенты, уже успешно зарекомендовавшие себя. Поначалу развивали научные направления, разрабатывали программное обеспечение для компьютеров. Торговля началась не сразу.
      Первым фирменным магазином АНТЭКа был магазин "Одежда" на улице Трехсвятской. Открывали его торжественно, при большом стечении народа. Говорили, что появление в Твери такого магазина - это начало новой эпохи в организации торговли Твери.
      Многое испортило 17 августа.
      Незадолго перед этим в АНТЭКе не менее торжественно вводили в строй действующих еще один фирменный магазин "Посуда". Вкладывая в него средства, рассчитывали получить отдачу. Кризис спутал планы. Теперь в этом помещении разместили магазин, где торгуют строительными материалами.
      Каждый новый шаг в развитии давался нелегко. Но от задуманного не отказались. После открытия в новом виде универмага на Привокзальной площади пришла уверенность, что главный успех впереди. Магазин стал одним из самых посещаемых в городе. Доказало правильность расчетов специалистов АНТЭКа и переоборудование магазина "Детский мир".
      После того, как взяли здание в аренду, был проведен капитальный ремонт. Торговые площади увеличились на целый этаж. Средств и труда было вложено немало. Теперь можно сказать, что работа не была напрасной. Сейчас это магазин, куда покупатели приходят семьями. Здесь есть товар для всех - и детей, и взрослых.
      Характерной особенностью в работе торговой фирмы, и это прослеживается на протяжении всего времени ее существования, является постоянный поиск и совершенствование форм обслуживания. Как только убедились, что секция повседневных товаров на первом этаже "Детского мира" людям нравится, приступили к созданию очередной. Такой же супермаркет открылся месяц назад в универмаге на Привокзальной площади.
      Сегодня здесь можно, не выходя из секции, купить любой товар из тех, которые горожане покупают ежедневно. Составляй список необходимого - и прямым ходом в супермаркет. Теперь их благодаря АНТЭКу в городе стало два.
      Качество предлагаемого здесь товара значительно выше, чем продается, к примеру, на развале. К этому обязывает марка торговой фирмы. А цены стараются держать примерно одинаковыми. Где ему удобней и выгодней брать товар, решает сам покупатель.

Подготовила Валентина Черкашина

НАПИТКИ ДЛЯ ДУШИ И ЗДОРОВЬЯ

ВИЗИТНОЙ карточкой хорошо известной производственно-торговой фирмы "ВИТЭКС" в Твери служит небольшое уютное кафе на улице Советской.       Привлекает завсегдатаев сюда само название кафе - "Вина Ставрополья". Если деловую беседу сопровождает дегустация неизвестного вам дотоле вина (а здесь их большой выбор), успех дела предрешен.
      Интересна и история становления фирмы "ВИТЭКС". Производственные площади на Скворцова-Степанова, 25, где сейчас находится объединение "ВИТЭКС", появились еще в 1936 году. Здесь работало производство по бестарному розливу традиционного русского напитка - кваса.
      С началом Великой Отечественной войны перешли на водку - для фронта. Первая настоящая линия розлива вырабатываемой здесь продукции в стеклянную посуду появилась в конце 40-х годов. Предприятие стало называться "Тверской винзавод" и производили здесь плодово-ягодные вина из местного сырья - клюквы, брусники, смородины...
      Так бы все и продолжалось, но в 1959 году винзавод на Скворцова-Степанова присоединили к Тверскому пивзаводу. Вскоре дополнительно к розливу вин здесь действовали линии по розливу безалкогольных напитков - лимонада: "Дюшес", "Тархун", "Буратино" и других.
      В те времена в Твери вряд ли кто знал, что есть в Ставропольском крае старинное село виноделов под названием Прасковея. К моменту, когда винодельческий совхоз "Прасковейский" был реорганизован в АО "Прасковейское" их будущий партнер в Твери - винзавод на Скворцова-Степанова - переживал второе возрождение.
      В 1992 году после приватизации Тверского пивоваренного завода бывший его цех стал самостоятельным предприятием. Было организовано товарищество с ограниченной ответственностью - ПТО "ВИТЭКС". Возглавил его Сергей Дорофеев.
      В 1997 году в селе Прасковея отмечали 100-летие со дня основания производства. Тверскому винзаводу, а значит, и его преемнику - объединению "ВИТЭКС" - в этот год исполнялось 55 лет. Оба предприятия выступали как партнеры. Год для обеих сторон был наиболее удачным.
      В числе 20 других винодельческих предприятий России по итогам 1997 года объединение "ВИТЭКС" было награждено призом "Золотой Орел". Учрежден он был международной программой "Партнерство ради прогресса", а вручали награду Дорофееву представители французской винодельческой организации.
      АО "Прасковейское" благодаря надежному партнеру в лице фирмы "ВИТЭКС" обрела надежные рынки сбыта. В "ВИТЭКСе" приложили немало сил, чтобы на тверском рынке появились хорошие виноградные вина и российские коньяки. Неуклонно повышая качество продукции, разрабатывая все новые ее виды, предприятие смогло выйти на рынки других областей, заметно потеснить конкурентов. И не будет преувеличением сказать, что сегодня фирму "ВИТЭКС" знают от С.-Петербурга до Дальнего Востока.
      Именно в 1997 году фирма "ВИТЭКС" вместе со своим ставропольским партнером ОАО "Прасковейское" открыла в Твери кафе, магазин и оптовую базу "Вина Ставрополья". Сегодня ассортимент предлагаемых на тверском рынке вин широк и разнообразен. Это замечательные коньяки различной выдержки, крепленые, марочные, красные и белые сухие вина, портвейны и зарекомендовавшие себя винные напитки из серии "Тверской сувенир". Все это широко представлено в магазинах Твери.
      Продукцию охотно берут все торговые точки города. Немаловажным условием при этом стало такое обстоятельство. Производитель рядом. Хорошо известен. Открыт для общения со своими потребителями. А накопленный опыт открывает прекрасные перспективы для развития взаимовыгодного сотрудничества.

Подготовила Валентина Черкашина

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru