Архив номеров

    КАЛЕЙДОСКОП
  ЧЕСТНАЯ ГОСПОЖА МАСЛЕНИЦА Самым веселым, или, вернее, разгульным народным праздником с незапамятных пор на Руси слыла Масленица, совпадающая с так называемой сырной неделей (или мясопустом) православного месяцеслова. Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной и скорую гибель старухи-Зимы.
      И в наши дни еще говорят в народе о веселой да привольной жизни: "Не житье, а Масленица", "Что выше неба, что шире Масленицы", "В маслену - неделю пируешь, семь опохмеляешься".

НАВЕРНОЕ, только на этот праздник и раскрывалась вся широта и бесшабашность русского характера, что всегда поражало воображение зарубежных очевидцев. Так, один из иностранных гостей, посетивших Россию в 1698 году, с порицанием писал: "Масленица начинается за восемь дней до Великого поста. Всю неделю день и ночь продолжается обжорство и пьянство. В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности".
      Самым популярным масленичным развлечением даже до сих пор остается катание с гор, что впервые было отмечено иностранцами еще в 1472 году при Иване Грозном.
      Не миновало это и наши тверские земли. Можно даже отметить, что наш народ проявил в этой области своеобразную изобретательность. Санки были не у всех, а кататься хотелось. "Льдянки", "сявалки", или, как их еще называли, "говнянки" изготовлялись очень просто: круг коровьего навоза заливали водой и выставляли на мороз. Наутро все было готово.
      В старые годы каждый день Масленицы имел свои функции и название. "Встреча" происходила в понедельник, и застолье посвящалось началу праздника. Вторник звался "заигрышами", и в этот день начинали собираться масленичные игрища, не знавшие, что называется, ни ладу, ни удержу. Именно "заигрыши" были началом катания с гор и воздвижения снежных городков. Эти городки олицетворяли собой приют старухи-Зимы и в субботу на масленой неделе разбивались, для чего играющие разделялись на две партии - осаждаемых и осаждающих - и вели войну, кончавшуюся разгромом городка.
      Вместо осады последнего нередко устраивался (что до сих пор не вышло из обычая) кулачный бой, составлявший с незапамятных дней одну из любимых потех русского народа. Так, можно уже считать традицией ежегодные поездки историко-этнографического клуба "Белый волк" на Масленицу в Санкт-Петербург, где ребята, становясь в стенку против питерских борцов, уже который год одерживают победу.
      Наставала масленичная среда. В этот день народ после разудалых "заигрышей" начинал вовсю лакомиться масленичными яствами, оттого-то и звалась эта среда "лакомкою". Именно с нее начинали стряпать блины с самыми разнообразными и изысканными приправами. В четверг повсеместно готовые блины запивались, шел самый широкий разгул, откуда и название этого дня - "разгуляй-четверток", или "широкий четверг". Пятница слыла, да и теперь слывет "тещиными вечерками", в этот день полагается зятьям навещать тещ. В Рамешковском районе Тверской области об этом событии принято было даже напоминать заранее. Так, еще в среду молодежь изготовляла специальные палки-колотушки и ближе к вечеру ходила по деревням "выстукивать" Масленицу: стучали по стене или по окну каждого дома и выкрикивали слова припевки.
      Суббота зовется "золовкиными посиделками" (невестки приглашают к себе золовок). И пятница, и суббота посвящены в народе хождению по родне. Воскресенье, последний день Масленицы, носит несколько имен: "проводы", "прощанье", "условник", "прощеный день". В этот день помимо грандиозного гулянья и проводов масленицы родственники и друзья ходили друг к другу с "повинением", просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году. Поклоны и мольбы не считались унизительными: важно было получить прощение и установить близкие и сердечные взаимоотношения.
      Основным лакомством во все дни масленой недели были блины. С чем только их не ели: с маслом, медом, патокой, икрой. И пекли блины в каждом доме. За неделю съедались горы блинов, разумеется, под хмельную чарку. По свидетельству писателя Н.Г. Помяловского, один из петербургских извозчиков в первый день Масленицы в гостях у любезной кухарки, не вставая из-за стола, съел 70 блинов и выпил полведра сивухи. Разговору об этом рекорде было на всю оставшуюся зиму.
      Почему же именно блины стали символом Масленицы? На этот счет существуют две точки зрения. С Масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь, солнце наполняло энергией все живое, давало пищу, свет и тепло человеку. А круглый, пожаренный, снятый с пылу блин как раз и напоминал солнце.
      По другой же версии, менее известной в народе, масленая неделя до некоторой степени связана с поминовением по "прежде почившим", поэтому в это время и пекут блины, являющиеся необходимой принадлежностью поминок. Так, в некоторых местностях первый испеченный масленичный блин кладут на слуховое оконце - "для родителей", иногда при этом приговаривают: "Родители, вот для вашей душки блинок!"
      В воскресенье, которым завершалась веселая неделя Масленицы и в который сжигают соломенное чучело - символ уходящей зимы - старались подобрать, съесть все, что было настряпано за неделю. А остатками - блинами и другими яствами - угощали нищих. От Масленицы на следующий день не оставляли даже куска хлеба: если некому было отдать, выносили скотине. В первый понедельник Великого поста начинался уже иной образ жизни.

Ирина Тарасова

8 МАРТА И МАСЛЕНИЦУ ПРАЗДНУЕМ В КЛУБЕ "СЛИВКИ"

Неравнодушная к слабому полу творческая группа программы "Сливки" приготовила тверским девушкам суперподарок, который вы можете получить в их клубе непосредственно в Международный женский день. Праздничный набор включает в себя выступление брутально-заводного "Союза М" и торжокских голосистых прелестниц из "Ассоли", рэповый коллектив "Райм" с экзотическим чернокожим солистом, а также танцевальную группу "Mobile". Вам этого мало? А как насчет данс-программы, во время которой вас наверняка "не отпустит" с танцпола работа известных тверских ди-джеев Македонского и Исаева, а также московского гостя DJ Емели?       Да плюс ко всему праздничную программу будет вести совсем не обычная пара: Андрей Диментьев, ви-джей программы "Сливки", и самая загадочная личность радиостанции "Пилот", королева тверской версии ночного эротического шоу Ингеборге Шлагбаум. Правда, ее главная тайна останется нераскрытой - вы будете слышать только голос ведущей, а сама дива останется "за кадром" праздника. Вот вам и интрига.
      А теперь самое приятное и неожиданное: если 8 марта в 21.00 вы появитесь в клубе "Сливки" (микрорайон "Южный", киноцентр "Мир") в вечернем платье, то попадете на праздник, как Золушка на бал, совершенно бесплатно.
      Да, кстати, тем, кому одного праздника обычно бывает мало, напоминаем, что скоро Масленица. Современный вариант ее празднования вы можете увидеть 11 марта все там же, в клубе "Сливки". Народные гуляния начнутся в 12.00 перед киноцентром "Мир" и продолжатся в помещении клуба. Особенно рекомендуем появиться там почитателям пива "Афанасий". Поскольку настают теплые времена, любимый народный напиток снова становится актуальным. Конкурсы, шутки, розыгрыши - все будет вертеться вокруг него.
      Так что набирайтесь сил - нам предстоит нелегкая и ответственная праздничная неделя.

Оксана Смирнова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru