Архив номеров

    ДУША
  ГДЕ НЕ СТУПАЕТ ЖЕНСКАЯ НОГА...
Маленькое облачко, застывшее над вершиной горы Афон, высшая награда за веру. Монахи говорят: "Это знак того, что сама Богородица здесь..." Афон - царствие монастырей и молчания, молитв и утешения, света и страдания. Ежегодно тысячи паломников стекаются сюда, чтобы соприкоснуться душой и телом с местом, благословенным Божьей Матерью. В числе сотни других паломников недавно ступил на благословенный полуостров и иерей Петр Вознесенского собора города Твери.

- Я РОС в христианской семье, - рассказывает отец Петр. - В детстве я нередко слышал об Афоне. Я жил, учился, работал и надеялся, что Господь мне предоставит возможность посетить Святую землю. В ноябре 1999 года мне была дарована духовная радость в действительности соприкоснуться с местом, где все пропитано благодатным почитанием Божьей Матери.
      Айон-Орос, или Афон - восточный отросток полуострова Халкидики, вдающийся в Эгейское море. Происхождение самой святой горы Афон уходит в ветхозаветные времена. Когда-то полуостров был уставлен мраморными идолами. Вершину Афона венчало изваяние высшего языческого божества, по чьему имени и дали название горе. На полуострове жили люди, поклонявшиеся своим языческим богам. Но античные философы, ученые, мыслители, посетив эту землю, говорили: "Великое место в мире, где можно созерцать Бога и общаться с ним". Именно на полуострове Афон они находили особое утешение и успокоение, рождавшее новые направления философии и науки. Распространившееся в Малой Азии христианство вскоре коснулось Греции. По необъяснимым в то время причинам на Афон стали стекаться христианские подвижники, монахи-отшельники. Они вполне мирно уживались с местными жителями, хотя верили в разных с ними богов. Но произошло чудо. Как гласит предание, в Сионской горнице в день Пятидесятницы собрались святые апостолы и Божья Матерь. На их собрание сошел Святой Дух и сказал: "Идите и проповедуйте Евангелие". Каждому апостолу был дан свой удел. Богородица, по благословению Духа Святого, получила Иерусалим. Однажды она отправилась в путешествие вместе с любимым учеником Иисуса Христа - Иоанном Богословом. Их путешествие длилось долго. Они посещали страны, где уже проповедовалось учение Христа. Когда они проплывали через Средиземное море, разыгралась сильная буря. Корабль мучительно искал пристанище и, будучи совершенно изнеможденным, прибился к острову Афон. Увидев сие, языческие боги возопили: "Мы не можем пребывать здесь от той славы, что исходит сейчас с корабля!" Услышав глас своего Бога, островитяне сбежались к берегу и радостно встретили Богородицу. Тогда она сказала: "Сие место будет свято, и я его буду охранять, потому что возлюбила его и сам Господь показал это место". Божья Матерь благословила остров и возвестила евангельское учение. Так началась постоянная подвижническая жизнь на полуострове Афон. В 963 году византийским монахом был основан первый монастырь. Чуть позже появилось еще несколько. Сейчас на полуострове длиной в 60 км и шириной до 9 км располагаются 20 монастырей, 12 скитов и около 700 отдельных келий.
      Вся жизнь на Святой земле заключена в неповторимом богообщении, стремлении к спасению и почитании Богородицы, а потому сильно отличается от мирского существования. На полуостров не допускается проникновение женщин. За всю историю существования Афона после пришествия на него Божьей Матери женская нога ступала сюда всего два раза. Впервые это случилось во времена правления византийского императора Феодосия. Он всецело верил в евангельское учение и щедро благотворил один из афонских монастырей Ватопед. Однажды его жена Пульхерия возвращалась из Рима в Константинополь. Она решила посетить полуостров, чтобы своими глазами увидеть деяния мужа на благо Бога и монастырей. Но как только Пульхерия переступила порог Святых врат, ей явилась Божья Матерь и грозно обратилась: "Женщина, что ты здесь делаешь? Почему решила ты помешать моим сподвижникам? Почему решила искусить их? Немедленно уйди!" Пульхерия не смогла ступить и шагу, будучи в трепетном состоянии. Она почла явление Богородицы за великую милость и благодать. Императрица отдала все дары монастырю и велела воздвигнуть часовню в честь Божьей Матери. Второе появление женщины на полуострове Афон произошло в 1839 году, когда турецкие войска нанесли сокрушительный удар Греческому государству. Правительство Греции, спасая стариков, женщин и детей, переправило их на Афонский полуостров.
      Сейчас опытные пограничники осматривают каждого туриста и паломника, чтобы под мужской одеждой не оказалась скрыта женщина. Был случай, когда зарубежная корреспондентка, переодевшись мужчиной, пыталась проникнуть на полуостров. Но она была разоблачена и судима греческими властями.
      Святая земля Афон как будто создана для подвижнической и отшельнической жизни. Горы, ущелья, пропасти - все в избытке. Роскошная растительность равнинных частей полуострова позволяет монахам питаться с земли. Изобилие фруктовых, цитрусовых, ореховых деревьев дарует полноценную пищу, богатые виноградники поставляют подвижникам прекрасные вина, а горные ручьи - вечный источник свежей, чистейшей, неповторимой на вкус воды.
      На полуострове нет животных за исключением тех, что используются в подсобных работах. Сюда не залетают птицы. Когда мы отплыли от пристани Уранополиса, за нашим паромом летели чайки. Весь путь по направлению к Афону мы кормили их. Но как только до полуострова осталось совсем небольшое расстояние, птицы отстали. На этой земле даже природа боится нарушить благословенную тишину. Ни крик птицы, ни рык зверей не отвлекают подвижников от молитвы. Каждый день монахов - небольшой шаг к спасению. Их будни до конца жизни расписаны святым законом. Ночи - для молитв. Монастыри Афона живут по византийскому времени, когда с заходом солнца наступает полночь. К этому времени подвижники сходятся на всенощное бдение. Службы длятся по 6-7 часов. В нескольких монастырях, где используется Византийское пение, время ночного богомоления достигает 12 часов. "Слава тебе, показавшему нам Свет!" - произносится с первыми лучами солнца, и это означает окончание всенощного бдения. Затем трапеза и несколько часов отдыха, когда монахи пребывают в молитвенном созерцании. После этого подвижники приступают к послушанию. Послушание - своего рода работа, имеющая духовное начало. Подвижники проходят послушание в садах, огородах, кузнице, столярных, иконописных и других мастерских. Кто-то работает на пасеке, кто-то выходит в море за рыбой, кто-то шьет одежду или готовит еду для паломников. Но каждое послушание - это тоже своего рода молитва во имя спасения души.
      Восхождение на самую высокую точку полуострова, гору Афон, - испытание сил и веры. Добраться туда можно только с помощью молитвы. Великое благо прикоснуться к стальному кресту на вершине, на высоте 2033 метра над уровнем моря. Ну разве цифра не символична? Бесчисленные дороги, тропы, тропинки, уходящие в никуда. Кельи, разбросанные по всему полуострову. Многие подвижники скрываются от людских глаз. Они годами живут в пещерах, на вершинах скал и в других непроходимых местах, питаясь тем, что дает им Святая земля. По словам старца Парисия, умершего шесть лет назад, на полуострове пребывают около 50 подвижников, скрытых ото всех. Некоторые живут, не выходя из своей кельи больше тридцати лет. Они полностью посвящают себя молитве во имя спасения своей души и всего человеческого рода.
      Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело - значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает - значит, монах перешел в другой мир с нераскаяными грехами. В этом случае закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тела, как правило, истлевают. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов. Все они разные. Некоторые черепа зеленоватого оттенка. По преданию, эти монахи, несмотря на подвижнический образ жизни, имели за собой грехи, в которых не хотели раскаяться. Есть черепа, сияющие необычным светом. Когда берешь такой череп в руки, овладевает страх, что держишь плоть подвижника, который молится сейчас у престола Господа.
      Среди монастырей Афона есть один русский монастырь - Пантелеймоновский. До революции в нем пребывало 2000 монахов и работало около 3000 тружеников, приезжавших на помощь в обустройстве монастыря. Революция принесла с собой гонения на православную церковь. Страдали семьи тех, кто оказывал помощь Пантелеймоновскому монастырю. Поэтому многие труженики покинули Афон и вернулись к родным. Монахи остались доживать свой век. Коммунистическое правление в России не позволяло пополнять ряды монахов в Афоне. И в нынешние дни в русском монастыре пребывают около 40 монахов. Слава Богу, сейчас многие люди приезжают сюда, чтобы помочь в реставрации монастыря и его уникальной библиотеки, пострадавших в 60-е годы от сильнейшего пожара.
      Мне встретился простой мирской человек из деревни во Владимирской области. После смерти жены он усиленно работал на своем приусадебном участке. Накопил денег и приехал на святой Афон. У него уже все визы просрочены. Спрашиваем, как он собирается попасть домой. Отвечает: "Я еще здесь побуду, а потом с Божией помощью поеду домой - готовиться к смерти". И такая радость в его ясных глазах. Невозможно описать!
      Всем монастырям, в том числе и русскому, всецело помогает греческое правительство. Оно не только выделяет денежные дотации на реконструкции, восстановление, сохранение уникальных монастырей, но и привлекает в святые земли паломников. Все делается для того, чтобы монахи молились за греховный род человеческий, а не занимались строительством или поиском денег на сохранение бесценных реликвий монастырей.
      Монашество - это очень трудный путь к спасению. К спасению не просто одной души, но к спасению человечества. И дай, Господи, чтобы на Афоне было больше подвижников. Дай, Господи.

Записала Наталья Шутова

ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ
Двадцать первый век тверская промышленность встретила хоть и незначительным, но подъемом. Хуже дела обстоят в сельской местности. Вырубаются, разворовываются леса, зарастают пахотные земли, стоят в руинах некогда прекрасные храмы. А между тем много лет назад, после великой смуты, когда страна изгнала интервентов и самозванцев, и в годы реформ после отмены крепостного права, развитие сельской инфраструктуры начиналось именно с церквей и монастырей, больших и малых. Крестьяне тянулись к божьим людям за защитой и советом. Монастыри обрастали поселениями, школами, что являлось базой для развития хозяйства. И государство по возможности стимулировало эти религиозно-культурные очаги. Может, и сегодня это единственно возможный путь развития русской, тверской деревни?

ТУТАНСКИЙ монастырь расположен в деревне Тутань на границе Торжокского и Калининского районов. Он был основан еще во времена Ивана Грозного, в конце XIV века, преподобным Ксенофонтием, учеником Сергия Радонежского. После смерти Бориса Годунова, когда по всей Западной Руси хозяйничали банды самозванца, поляков и литовцев, монастырь был уничтожен. Сожгли и окружавшие его деревни. Деревеньки вокруг Тутани тогда были небольшие - три-четыре домика. Деревни уничтожили, но их названия до сих пор хранят тамошние урочища: Ямища, Под Дубом, Концы.
      Согласно реформы Екатерины II все монастыри были поделены на три класса в зависимости от их величины и роли, которую они играли. Кроме того, большое число мелких монастырей не попали ни в один класс по причине малочисленности братии, ветхости построек и так далее. Те, при которых церкви были совсем уж ветхие, ликвидировали, а где церковь покрепче - преобразовали в приходы. Центром такого прихода стала и тутанская церковь, которая служила для бывших монастырских крестьян из окрестных деревень. В 1824 году в Тутани "тщанием прихожан" была возведена новая кирпичная церковь. Священником в новой церкви стал Илья Петрович Добровольский. Со смертью Ильи Петровича его младшей дочери Анастасии Ильиничне "пристегнули" сына бежецкого священника Александра Ивановича Судакова.
      В своих дневниках Александр Судаков описывает постепенное распространение грамотности по тутанскому приходу. Так, в XVIII веке грамотность была достоянием только членов причта села Тутани. В среде местного крестьянства едва ли был хоть один грамотный человек. Тому автор дневника находит множество примеров.
      В 1743 году прихожане церкви села Тутань подали прошение к "преосвященнейшему Митрофану" об определении к их церкви в дьяконы Флора Георгиева, сына священника села Тутани, а за неграмотностью крестьян прошение подписал "Нектарьевской пустоши поп Алексей Васильев".
      28 марта 1747 года крестьяне приселков Тутани и Заборовья сдавали рекрута. Нужно было им написать и подписать расписку о сдаче. Но в приходе не нашлось грамотного человека. Расписку написал и подписал "Тверской семинарии семинарист Димитрий Орлов".
      9 марта 1772 года расписку о принятии денег за рекрута написал за неграмотных крестьян пономарь села Тутани Лев Антонов.
      Более того, неграмотными были и все должностные лица, служившие при волостной конторе в тутанском приходе: десятские, староста и бурмистры. Автор дневника недоумевает: как объяснить то обстоятельство, что на протяжении XVIII века крестьяне прихода села Тутань не выучились ни читать, ни писать, хотя такая возможность была. Были же в приходе грамотные церковники. Последние, как известно, имели детей и учили их грамоте. Почему же не нашлось ни одного крестьянина, желающего отдать своего сына церковнику для научения книжного? Кто более был виноват здесь, крестьяне или причт? Автор приходит к выводу, что повинна была обоюдная "нравственная тьма": одним не хотелось даром учить, другим за деньги учиться. Доходило до абсурда. Крестьянин, получив письмо, не искал грамотного человека поблизости, а шел за 10 верст в другую деревню, чтобы там ему прочитали написанное. В письме могли быть такие семейные секреты, которые не должно было знать людям, живущим по соседству.
      Грамотность начала распространяться по тутанскому приходу лишь во второй половине XIX века. В связи с готовящимся освобождением крестьян от крепостной зависимости власти начали подумывать об их образовании. К сельским священникам были направлены запросы, заведены ли в селах училища и если не заведены, то почему. Пришел такой запрос и в Тутань, на что тутанский священник ответил следующее: "На указ Тверской духовной консистории от 29 февраля 1860 года за №2150 имею честь донести Вашему Высокоблагословению, что при нашей церкви безвозмездного училища нет, потому что занят бываю почти постоянно направлением треб в приход по многочисленности оного и потому не имею свободного времени для обучения крестьянских детей грамоте". После трех лет подобной переписки в Тутани все же открылась казенная школа от палаты государственного имущества. Занимались там около 80 человек. Однако в 1867 году школа закрылась из-за трудностей с помещением, так как располагалась она в доме священника. В то же самое время по окрестным деревням грамотные крестьяне стали открывать свои школы для небольшого количества детей. Например, в деревне Голыхино детей учил грамотный крестьянин Иван Мотылев. Занимались у него по 10-15 человек ежегодно, с оплатой по 1 рублю за зиму. Обучение во всех таких частных школах велось однообразно - по церковным книгам. Метод обучения был буквослагательный. Первые два года выучивались читать, а третий и четвертый - писать.
      В конце XIX века в приходе открываются церковно-приходские и земские школы, позволяющие охватить большую часть крестьянских детей.
      Тогдашние российские власти понимали, что для развития сельского хозяйства крестьянину необходимы определенные знания, и начали они крестьянскую реформу именно с создания сети учебных заведений, создаваемых в тесной связке, если можно так сказать, со школой нравственности - церковью. Но тогда, по крайней мере, духовная основа села - церковь - реально существовала. Сейчас же в большинстве тверских деревень мы имеем одни развалины храмов. Быть может, сейчас стоит начинать переустройство русской деревни, да и всей России, именно с восстановления деревенской церкви.

Борис Гуров

P.S. В статье использованы материалы из дневника тутанского священника протоиерея Александра Ивановича Судакова, представленные его внуком - тверским краеведом Василием Судаковым.

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ XIX ВЕКА МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В ПУСТЫРЬ

СЛОВНО стрелка ком-паса с севера на юг пролегает в Бежецке главная улица города Большая. В недавние времена именовалась она улицей Карла Маркса. Статус центральной улицы придает ей и то обстоятельство, что она закрыта для грузового транспорта. Большая - это визитная карточка старинного русского городка, его характер, если хотите. Она хранит тайны давно ушедших жителей, их облик и колорит. По обе стороны от дороги расположились старые двухэтажные дома купцов и разночинцев. В некоторых на первом этаже размещались торговые лавки и магазинчики, а второй был жилым. Был на Большой и ресторан, в котором находилась бильярдная. Затем в этом доме разместили столовую и кулинарию, а когда наступила приватизация, то здание в поисках более эффективных хозяев было отобрано у общепита. Ныне хозяин находится где-то в Молокове или Сандове, а здание давно пришло в негодность: вместо окон - пустые глазницы, кафельная плитка отодрана от стен, оборудование раскурочено.       Но есть на Большой дом, разрушение которого происходит на глазах. В прошлом этот дом купца Неворотина был самым красивым зданием в Бежецке. Он и сейчас как бы "охраняется" государством и находится на балансе и под "защитой" областного фонда охраны памятников архитектуры. Еще несколько лет такой охраны, и мы получим пустырь на месте этого дома.
      Морозы разрушают отсыревшую лепнину. В трещинах и пустотах галки обустроили свои жилища. Над фасадным балконом с грустью на все это взирают атланты, поддерживающие крышу, готовую рухнуть в любой момент - деревянные перекрытия давно сгнили.
      У областного охранника дома Неворотиных нет интереса спасать это великолепное строение. В революционном вихре в здании появились перегородки, серые тусклые коридоры разных контор, чем-то напоминающие владения Мышиного короля или ильфо-петровский "Геркулес" в "Золотом теленке".
      Во времена, когда районом руководил Владимир Платов, к нему обращались местные художники с предложением создать в здании на Большой, 45, картинную галерею, в которой они могли бы выставить свои работы. Идея эта Владимиру Игнатьевичу была по душе, но победа в губернаторских выборах слишком расширила круг его вопросов. Картины художников так и остались в сырых подвалах краеведческого музея да по домам. Полтора года назад из уст одного из замов губернатора мне довелось слышать такое предложение (уж не знаю, была ли это шутка). Он предлагал передачу дома Неворотиных городу для того, чтобы в нем проживала семья народноизбранного главы райадминистрации. Дом переходил бы в результате выборов победителю. А может, был бы приватизирован в качестве отступных? Вон Борис Николаевич как лихо себя не забыл!
      Как бы там ни было, но даже такой вариант был бы лучше нынешнего положения, когда речь идет о самом существовании этого памятника архитектуры.
      Сегодня дом на Большой имеет уставший разоренный вид. На первом его этаже расположен магазин дешевой одежды и пара управленческих отделов. Граждане с утра до вечера снуют по узорчатому полу, всматриваясь в кучи уже давно кем-то ношенного тряпья. На второй этаж ведет лестница, ступЅни которой выполнены под мрамор. Уж не знаю, сколько тысяч пар ног ступали по ней за более чем столетнюю историю дома, а только теперь здесь парикмахерская, занимающая небольшой уголок. Все остальное - безжизненная пустота, таящая тревогу. Без ремонта дом долго не протянет. Но на ремонт денег нет, а если бы и были, то без благословения областного собственника и шагу не ступишь.
      Вот такая петрушка получается, атланты. Русское "авось" надеется на ваш ресурс прочности. Уж вы-то не подводите. Крепитесь!

Станислав Чернов, г. Бежецк

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru