Архив номеров

    ЭХ, ДОРОГИ!
  ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА НА КОЛЕСАХ
В детстве Лариса МАНЗЮК мечтала стать артисткой. Даже занималась в драмкружке. Потом, после полета Валентины Терешковой, как и многие ее ровесницы, хотела быть космонавтом. Девчонки-подружки пророчили, что у нее обязательно получится. Потому что была она самой смелой и решительной.

А проверили это, когда у них в школе ввели курс по обучению всех поголовно, включая девчонок, вождению автомобиля. Уже тогда было в ее характере что-то такое, что делало ее непохожей на всех. Как будто знала, как сложится ее жизнь, и готовилась к ней заранее.
      Время, когда они росли и взрослели, было пиком повального бегства молодежи из села. Как бы ни жить, где бы ни работать, лишь бы в городе. После того как поехала в город поступать в политех и провалилась, где только не работала. Рано вышла замуж. Муж рядом с ней казался хлюпиком. Брак распался. О продолжении учебы и говорить было нечего. Осталась одна с двумя детьми. Пока были живы родители, помогали. А жила она все это время в Твери.
      Пойти на курсы водителей при автобазе связи уговорили ее подружки, которые вместе с ней работали на химбазе. Во время обучения платили стипендию, а учиться надо было всего несколько месяцев. Все это ее устраивало. Первой ее машиной был "Москвич"-каблучок. Поручили ей развозить почту по городу. Так начался ее водительский стаж. А было это, когда Ларисе Манзюк не было еще и 25 лет.
      В таксисты она подалась потому, что всегда была в жизни человеком активным. А после того, как стала возить начальника одной из уважаемых организаций города, откровенно скучала. Привезешь из дома на работу и сиди, жди, когда его куда-нибудь вызовут. Это было не по ней. Правда, читать тогда пристрастилась. Возила с собой по нескольку книг. Начальство было довольно ею. До сих пор зовут обратно, хотя руководство уже сменилось, и не один раз.
      В Тверском таксопарке Лариса Манзюк вот уже 23 года. Поначалу ей, человеку по жизни доверчивому, приходилось нелегко. Училась на собственных ошибках. На работу потому и ходят, чтобы заработать. Слышала краешком уха, что самые выгодные денежные поездки в Москву. И вот подвернулась и ей такая возможность. Это сейчас она, пока хотя бы половину платы не внесут, ехать отказывается. А тогда действовала строго по инструкции. Трое молодых парней, уютно пригревшись, дремали, когда показались огни столицы. Хорошо, что вовремя их разбудила. Пассажиры едут, как оказалось, не в саму Москву, а к кому-то на дачу. Дело было зимой. Смеркалось рано. А они и дороги точно не знают. Пока искали, стало совсем темно. Дорога, как только съехали с шоссе, заснеженная, колеса буксуют. Наконец остановились. Один из пассажиров пошел проверить, дома ли тот, к кому ехали. Ушел и словно сквозь землю провалился. Лариса нервничает, в голове одно: дорогу не запомнила, придется ехать по следу. А тут и двое оставшихся окончательно проснулись. Сейчас, говорят, найдем первого - деньги у него, возьмем нужную сумму и заплатим. Ушли. Лариса машину оставить одну в незнакомом месте не может. Так и не дождалась.
      Спустя время уже ко всему привыкла. В какой-то степени даже стала психологом. Сразу чувствует, от кого чего можно ждать.
      Зато всегда готова помочь человеку. Даже если переплата не светит. Был как-то случай. Только подъехала к железнодорожному вокзалу, вдруг подбегает мужчина. В пижаме и тапочках. Отстал от поезда. Вышел на перрон, чтобы купить газированной воды для дочки. Ей 10 лет, не рискнул отпустить ее саму. И как чувствовал, что поезд тронется. Словом, отстал. Готов отдать все что угодно, лишь бы поезд догнать. Тут Лариса постаралась. Вот это была операция. Догнали поезд на какой-то небольшой станции. Обещал выслать плату за проезд по почте. Выслал. Конечно же, без гонорара. Откуда у простых людей сейчас деньги. Не впервой, выкрутилась. Важно, что помогла человеку, благо и ей приятно.
      Работа у таксистов сегодня и трудная, и опасная. Работают посменно. Смена с 8 утра до 6 утра следующего дня, о завтраках, обедах - забыли. Оставить машину ненадолго нельзя. Раз расписался за нее при выезде, что бы ни случилось, ты первый ответчик.
      При всех неприятных ситуациях во время смены первый ответчик - таксист. Ему могут и нагрубить, и обругать ни за что. А им, в свою очередь, это запрещено правилами. У них в парке такое правило: что бы ни случилось - виноват таксист. Даже разбираться не будут. Объявляют выговор. А это уже бьет по зарплате, которая у них сегодня всего 500 рублей.
      Это раньше по счетчику сдачу не брали. Что-то в течение смены в виде чаевых набегало. Теперь клиент ждет сдачу. Это в лучшем случае. А то еще и сжульничать может. Уйдет и не заплатит.
      А то еще и нахамят при этом. У таксиста - номер на машине, а про пассажира ведь ничего не знаешь.
      А случаи между тем у них в таксопарке были ужасные. Вся Тверь помнит, как хоронили молодого таксиста, погибшего во время ночной смены. А было все так: подвез компанию, где были и женщины, в поселок Элеватор. Кто б знал, что наркоманы. Оказалось, ехали получить должок, денег на выпивку не хватило. А там произошла драка. Двое против одного. Закончилась стычка трагически. Чтобы убрать нечаянного свидетеля, которым стал таксист, в безлюдном месте накинули ему на шею удавку, выбросили труп на дорогу и были таковы. Приехали на такси в Москву. Чтоб замести следы, машину сожгли. Захватили другую. Задержали бандитов уже в Ржеве.
      Поговорили тогда на поминках, посетовали на нелегкую жизнь таксистов, на том все и закончилось. Раньше у них в таксопарке женщин от работы ночью освобождали. Теперь об этом уже забыли. Да, по сути, из женщин-таксисток Лариса задержалась на этой работе дольше всех. Хочет доработать до пенсии.
      Старается о плохом никогда не думать. Пока, как она говорит, Бог миловал. О плохих людях не хочется помнить, старается забыть о неприятностях побыстрее. Бывают, как и у всех, радостные дни.
      В тот день, например, когда Лариса согласилась сфотографироваться, у нее было одно из самых радостных за последние годы событие. Сноха только что родила. Они с сыном ехали к ней, чтобы поздравить.

Валентина Черкашина. Фото Анаиды Джилавян

ЧАСТНИК ФЕДЯ РАЗВАЛИВАЕТ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

ФЕДЯ молод и энергичен. Коренной житель Твери. Зарабатывает на жизнь извозом. Специально для этого купил подержанную иномарку.
      До некоторого времени был водителем Тверского таксопарка. Отслужил там десять лет. Что почем и как работают тверские таксисты, имеет полное представление. Считает, что при порядках, какие сложились в ОАО "Тверское такси" на сегодня, рано или поздно все развалится. Знает многих, кто последовал его примеру. Потому что люди хотят и могут заработать.       Против директора "Тверского такси" Вячеслава Богданова он ничего не имеет. Вячеслава Ивановича выбирали еще при нем. Сам бывший таксист. У него сейчас около 1000 человек. И все не хватает. Федор решил уйти, когда понял: сколько ни старайся - все равно получается "на дядю". Ему хотелось работать и зарабатывать. А не ловить дуриков, с которых можно содрать. Раз сорвешь, второй. А потом ведь и нарваться можешь.
      Он решил действовать и поступать по-другому. Почему завел иномарку? Потому что пассажиру приятней ехать, если это машина, а не банка с гвоздями. Так называет он старые изношенные Волги, которые используют "официальные" таксисты.
      Во-вторых, Федор утверждает, что надо считаться с кошельком пассажира. К примеру, находится желающий поехать на такси в Москву. А что ему делать, если электричку отменили, а в автобус не сядешь. До Москвы из расчета, что плата за 1 км проезда 4 рубля, брать меньше 800 рублей невыгодно. Глаз у него наметанный. Идет к автобусу и предлагает взять трех пассажиров по 200 рублей с каждого. И, как правило, находятся такие.
      Что он при этом выигрывает - несколько позже. В условиях рынка ничего просто так не делается. Федя, похоже, неплохо соображает, что к чему. И в проигрыше не остается. Тут в самый снегопад повез на окраину города женщину с тяжелыми сумками и маленьким ребенком. А там улицы не чищены, пешком не пройдешь, не то что на машине. Взял ребенка на руки, донес до дома. Да еще и вещи помог перенести. Благодарная пассажирка сдачу брать не стала.
      Уважить пассажира для Феди - первое дело. Ничего тут зазорного для него нет. Когда едут на дальнее расстояние, у него в машине всегда найдутся для пассажира чай и кофе, а то и пара скромных бутербродов. Он не навязывает, просто предлагает. Пассажиры разницу тонко улавливают. Федя подход имеет. Зря он, что ли, работал в таксопарке. Наслушался разного. Мотал на ус.
      Как только скопились деньги, Федор купил себе пейджер. Как зачем? Теперь пассажиры, которых он раз или два подвез, предпочитают ездить с ним, а не с другими. Вызывают его по пейджеру. У него своя постоянная клиентура.
      Мало ли что человек может о себе наговорить. Решила воспользоваться случаем. Попросила довезти до своего дачного кооператива. Летом за проезд на такси я как-то заплатила 92 рубля.
      Подъезжаем, останавливаемся, говорит: 46 рублей. Даю 50 и спрашиваю, почему летом проезд обошелся мне вдвое дороже. А Федя разъясняет. Таксисты, как правило, в таких случаях берут в оба конца и заведомо себя наказывают. Он дал себе слово этого не делать. Его знают, верят, и он этим доверием пассажиров дорожит. Такой у него принцип: раз пассажира накажешь, он тебя несколько раз.

Анна Шуршалова

ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ТАКСИ ИЛИ НЕ ЗАПЛАТИЛ - ПАЛКОЙ ПО ЗАГРИВКУ

Принято считать, что лучшие психологи среди нас - таксисты и бармены. Ведь как бывает: когда ты точно знаешь, что видишь человека первый и последний раз, то, как правило, именно ему изливаешь свою душу. В силу специфики их работы кажется, что таксисты везде одинаковые: едете ли вы по 5-й авеню, петляете ли по улочкам Праги или же несетесь по маршруту "Южный" - "Юность" в нашей с вами Твери. Водители такси выполняют определенные функции: перевозят пассажиров или просто груз с оплатой по таксометру. Чаще всего мы их даже не замечаем, но именно они являются непосредственными наблюдателями драм или, напротив, комедий, разыгрываемых нами в салоне автомобиля.       Не так давно мы ехали из гостей с одного конца города в другой. Таксист нам попался на редкость разговорчивый и веселый, а так как путь был неблизким, и в придачу узнав, что мы журналисты, он предложил сыграть в игру "Такси ТV-6". Нам была отведена роль слушателей. И вот что он поведал.
      - Какой русский не любит быстрой езды? С детства я мечтал о собственной легковушке, а так как возможности купить ее не было, я подался в шоферы. Таксистом работаю вот уже 10 лет. Ничего, нравится. Порой такие истории приключаются.
      - Расскажите какой-нибудь смешной случай.
      
- Вот недавно моя смена выпала на праздник, на 23 февраля. Была уже поздняя ночь, когда поступил вызов из одного казино, а так как я был в тот момент недалеко от центра, на проспекте Чайковского, то оказался на месте через несколько минут. Вижу: выбегает парочка, как я потом уже понял, муж с женой, и оба навеселе. Сели они в машину, и мужик говорит: "Слышь, командир, моя тут колготки порвала. Ну, сам понимаешь, неприлично ей в таком виде в обществе расхаживать. Давай поищем магазины, в которых можно отовариться колготками". Понятно, что в такой час мы ничего не нашли. А так как жена оказалась дамочкой капризной, то поссорилась с мужем и пожелала отправиться домой. Но наш кавалер, по-видимому, не хотел мириться с одиночеством и, выпроводив супругу, сказал, чтобы мы поехали "еще в одно место". Из этого самого места он вышел в сопровождении уже другой женщины - эффектной длинноногой блондинки. Она была явно рада встрече. Самое смешное случилось, когда мы вернулись в казино. Молодая особа внезапно во всеуслышание заявила, что только что прожгла сигаретой колготки. Мужчина был просто взбешен и, ничего не объясняя спутнице, ледяным тоном сказал мне отвезти ее обратно домой. Девушка потом всю дорогу просила объяснить ей причину гнева ухажера.
      - Часто ли бывают такие комичные ситуации?
      
- Да, чего только не творят! По осени я подъехал к сауне. Стою. Жду. Внезапно из кустов в машину сиганули девицы прямо в простынях. А вот еще, например, если кого пьяных везешь, так те постоянно номера выкидывают.
      - А случается, что вас "кидают" на деньги?
      
- У меня редко. Вообще сразу видно по человеку, что от него ждать. А для таких случаев у меня специальная палка имеется. Если что - по загривку!
      - Ничего себе! С вами так интересно поболтать. В выходные мы были в Москве. Один столичный водитель такси, с которым нам довелось ехать, рассказал нам о скупости-щедрости наших знаменитостей. Так, например, Леонид Куравлев всегда переплачивает и никогда не берет сдачу. Шофер хвастался, что его пассажирами были Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Мирошниченко. А вот жаловался на Стаса Садальского, которого называл скупым. Да, водитель с гордостью рассказывал, что сам Брэд Питт работал одно время таксистом. Правда, ездил он на лимузине и развозил проституток по рабочим точкам. Все изменилось, когда одна из ночных бабочек познакомила его с преподавателем актерского мастерства. Так весь мир узнал Брэда Питта.
      
- У нас в Твери знаменитости живут, но работается и без них весело. Хотя бывает очень грустно и неприятно, когда приходится быть свидетелем личных трагедий и скандалов. Иногда люди рассказывают о самом сокровенном, наболевшем. Некоторые спрашивают совета. Девушки рассказывают душещипательные истории, супруги ведут перепалку, в которой порой проскальзывают пикантные подробности не для посторонних ушей, люди преклонного возраста любят поболтать "за жизнь", занятые люди интересуются ценами на бензин.
      
      Наше "эфирное" время подходило к концу, так как мы приехали домой. За время общения с этим человеком мы узнали гораздо больше о его профессии. Особенно врезались в память последние слова таксиста: "Я понял одно: крутя баранку, я имею возможность каждый день, каждый час соприкасаться с реальной жизнью, реальными людьми, реальными проблемами".

В такси ехали Елена Демина и Елена Круглова

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru