Архив номеров

    НА ЗЛОБУ ДНЯ
  ТВЕРИТЯНАМ ГРОЗИТ ПЕРСПЕКТИВА ПЕРЕСЕСТЬ НА МАРШРУТНЫЕ ТАКСИ

ЗА ПОСЛЕДНЕЕ время недовольных работой общественного транспорта в Твери заметно прибавилось. Людей можно понять. Имея на руках проездной билет, подчас они вынуждены пользоваться другими видами транспорта. Трамваи и троллейбусы часто вовсе не ходят.       Проездные обратно не берут. А отключают электроток в сети часто. И особенно на окраинах города. Пассажиру безразлично, из-за чего это случается и почему. Ему важно вовремя добираться на работу и домой.
      Поиски ответа на вопрос, можно ли надеяться, что все со временем наладится, привели меня в кабинет начальника ТТУ Сергея Калошина. Кресло это Сергей Демьянович занял в ноябре прошлого года. В коллективе перемены в руководящем звене управления заметили. Новый начальник взялся за дело с удвоенной энергией.
      Так говорят те работники, с которыми удалось побеседовать. Рассказали люди, что пообещал Калошин и сделал - в феврале всем прибавил зарплату. Но трудовой спор между коллективом и администрацией предприятия на этом не закончен. В трудовом договоре между ними на законном основании записано, что индексация зарплаты должна проводиться своевременно, не должна отставать от роста цен. Это условие не выполняется. Трудовой коллектив, а работают здесь сегодня 3 тысячи человек, ждет, присматривается к новому начальству.
      Между тем положение дел в ТТУ хуже, чем хотелось бы. Калошин доволен тем, как сработал коллектив в трудные дни затяжного снегопада. Весь подвижной состав был на линии. Люди работали, собирали выручку, хотя трудностей было много. Что же касается простоев по причине отключения электроэнергии, здесь не все в их власти. Хозяева сетей и поступающей в город энергии - предприятия Горэлектросети и Тверьэнерго. ТТУ числится у них в злостных неплательщиках. Закрыли прошлый год с трудом, не без помощи города. На сегодня долг за электроэнергию в ТТУ составил уже больше 30 млн. рублей. С учетом внебюджетных фондов (медстрах, Пенсионный фонд) набирается кругленькая сумма - 60 млн. рублей. Вопрос, где взять эти деньги? Предварительные расчеты показывают - при сегодняшнем раскладе дел, как бы четко ни работал транспорт, сколько бы контролеров на маршруты ни выходило, собранных средств, чтобы сводить концы с концами, недостаточно.
      Надо устранить ряд веских причин. Первая из них - это льготники. Получается, что на шее у ТТУ чрезмерно большой процент городского населения. Приведенные цифры показались весьма убедительными. Сегодня в Твери 110 тысяч пенсионеров-льготников, имеющих звание ветеранов. Еще 7 тысяч пенсионеров, которым это звание не присвоено. К ним претензий никаких. Первые ездят бесплатно согласно Закону "О ветеранах", за вторых платит ТТУ городской бюджет.
      Но, если в 1994 году общее число льготников в Твери составляло 48 тысяч человек, сейчас их стало 159 тысяч. Кто же они? Это представители многочисленных ведомственных служб, которых становится все больше и за которых их ведомства, находящиеся в Москве и в Твери, как не платили, так и не платят.
      Предложение упорядочить систему оплаты ведомственных льгот лежит в Государственной Думе без движения уже не один год. Взять на себя это бремя городской бюджет, конечно же, не может. Из областного бюджета ТТУ тоже ничего не получает.
      А между тем деньги эти для них не были бы лишними. Хорошо, что часть трамвайного парка благодаря участию города в проекте Всемирного банка реконструкции и развития удалось обновить. Но этого явно недостаточно. С троллейбусами положение день ото дня хуже. Сегодня, чтобы закрыть потребность города, требуется не меньше полутора десятка новых машин. А политика цен такова, что руководство ТТУ рискует: закажут резину для нескольких троллейбусов, которые не используются по причине изношенности колес, - оставят весь коллектив без зарплаты на 2 месяца. Вот и ломай тут голову, как поступить.
      Используя подвернувшуюся возможность из первых рук получить ответ и на другой важный вопрос, спросила, насколько опасны для пассажиров ситуации, связанные с замыканием и возгоранием транспорта. Особенно в сырую погоду, да если знать, что часть используемого парка изрядно изношена.
      Можно успокоить горожан. Такие ситуации в ТТУ считаются заштатными. Никакой опасности для пассажиров они не представляют. Да и устраняются легко. Трамвай, что стоял и дымил на виду у всех в самом центре Твери в один из непогожих февральских дней, через два часа уже снова возил пассажиров.

Анна Шуршалова

P.S. На прощание Сергей Демьянович сказал, что у него много претензий к депутатам. Верит, что в последний момент, как это нередко уже бывало, что-нибудь да сдвинется с места. Но если финансовое положение предприятия еще какое-то время оставить без изменений, закрывать одно из двух депо придется.

НЫНЧЕ В ШКОЛЕ ПЕРВЫЙ КЛАСС ВРОДЕ ИНСТИТУТА

ЭТИ СЛОВА из знакомой всем песни недалеки от истины. Для многих детей переход из дошколят в первоклассники дается с большим трудом. И родители это знают. Многие специалисты от педагогики озабочены тем, как помочь детям.       Есть интересный опыт обучения ребят на начальной стадии и у нас в Твери. В частности, весьма успешно работает в этом направлении логопед-дефектолог тверской школы №40 Инна Калинина. Лучше всего об особенностях работы с детьми на основе накопленного и систематизированного ею материала могут рассказать сама Инна Леонидовна и те, кто ее поддерживает.
      
      Инна КАЛИНИНА, логопед-дефектолог школы №40:
      
- Началом можно считать период моей работы в Мурманске. Здесь я оказалась после окончания учебы на филфаке ТвГУ и нескольких лет практики в школах и детдомах области. Мне предложили поработать в качестве логопеда в одном из пунктов, действующих при школах города.
      Это был 1984 год. Правила и требования в работе с отстающими детьми были расписаны в инструкции. За проявление инициативы, самостоятельности можно было заработать выговор. И тут я столкнулась с тем, что по-другому, как вносить какие-то свои придумки и упражнения, не получается. Представьте, что разговариваешь с ребятами, побуждаешь их делать что-то, а им это совсем не интересно. Контакта нет. Результаты минимальные.
      Начала искать и придумывать что-то свое. Помогали фантазия, интуиция и ответная реакция детей. Первое подтверждение, что я иду верным путем, получила лет через пять. Помню, как пришла в группу девочка. Училась уже во 2-м классе, но писала так, что простое предложение из четырех слов, одним из которых был предлог, невозможно было прочитать. Используя свои приемы и упражнения в работе с ней, мы добились, что через 2,5 месяца она написала контрольный диктант на твердую четверку.
      К 1994 году у меня скопилось много полезного материала. Это были и рисунки, и тексты для обучения технике чтения, все красочное, яркое, интересное, отобранное в процессе работы с детьми. К тому времени ко мне на занятия все чаще стали приходить учителя начальных классов. Успехи были налицо. При проверке знаний читали все хорошо. Есть государственный стандарт, по которому определяется уровень подготовки детей. Это количество слов, которые ребенок должен прочитать за минуту и еще ряд важных условий. Класс выглядел подготовленным.
      Именно учителя высказали идею о необходимости собрать и систематизировать накопившийся за время работы материал и даже попытаться создать нечто вроде отдельного пособия. Мысль осталась. И когда, уже после возвращения в Тверь, такая возможность представилась, первые 200 экземпляров в черно-белом варианте были изготовлены в университетском издательстве. Пособие решили назвать букварем.
      Новый учебный 1999 год мы начинали с занятий в первом классе по этому букварю. Но до этого уже был год работы с экспериментальным первым классом. Приходилось материалы и пособия ксерокопировать, тиражировать их какими-то другими способами, и все это доставляло и учителю, и детям много хлопот, снижало качество. Кстати сказать, молодая учительница Ольга Фирсова, первая взявшаяся за освоение новой методики, оказалась прекрасной помощницей. Результаты нашего труда, несмотря на то, что тогда еще не было учебника, были налицо. Сейчас начатое ею продолжает Екатерина Лучникова. С ней мы недавно проводили праздник букваря. Было много положительных отзывов, в том числе и от родителей.
      
      Татьяна БАБУШКИНА, заведующая кафедрой русского языка с методикой начального обучения Тверского университета:
      
- Наше время характерно тем, что сейчас выпущено много вариативных учебников для начальной школы. Часть из них уже утверждена Министерством, другие существуют как альтернативные. В начальной школе, где обучение детей ведется по традиционной системе, почти вся Россия использует букварь и азбуку Горецкого.
      Кроме этого есть еще целый ряд известных букварей, как бы получивших право гражданства. Появляются новые. Одного, обязательного для всех, нет. И это хорошо. Учителю важно работать с таким учебником, который нравится и ему самому, и детям. Это право учителя. И в этом залог успеха.
      Что на общем фоне представляет собой букварь, разработанный Инной Калининой? Методика, которую она использует, не нова, к ней в России обращались и раньше. Что бесспорно можно считать новым, так это сам учебник, подбор и расположение в нем учебного материала. Все в нем подчинено главной задаче, которую поставил перед собой автор разработки: научить детей читать и писать.
      Сегодня, к сожалению, урок обучения грамоте превращается в урок языкознания. То есть на детей сразу хотят взвалить множество языковых проблем. Однако не у всех учеников развито высокое абстрактное мышление, и поэтому научиться читать и писать и при этом освоить тайны языка многим детям не по силам.
      То, что предлагает Калинина, можно назвать обучением чтению по подражанию. Любая мама, любая бабушка, если решат обучить своего малыша грамоте, смогут воспользоваться предложенным ею методом. Это самый доступный способ освоения грамоты.
      Курс Калининой четко построен от простого к сложному. Ее азбуку характеризует множество тренировочных упражнений. Учителям, работающим по традиционным программам, приходится подбирать дополнительный материал, потому что на предложенном в учебнике объеме дидактического материала трудно научить детей хорошо читать.
      В букваре Калининой много разнообразных заданий. Много внимания уделяется технике чтения. Это бессмысленные словосочетания, когда надо отвлечься от смысла и сосредоточить внимание на технике чтения. Одновременно Инна Леонидовна подготовила и букварь для дошкольников. Она назвала его "Игробуквофонотека", или мини-букварь. Он еще не издан, но материал готов. Это как бы звено, с помощью которого можно легко переходить к основному букварю.
      Кроме того, в московском издательстве "Флинта" отпечатаны сборники упражнений по письму и чтению. Готовится к изданию книга "Мои друзья - слова из словарика".
      Учебные книги Калининой выгодно отличает от всех других то, что они не перегружают детей. Процесс учебы становится для них игрой, которая постепенно вводит их в процесс учебы и мир знаний.

Подготовила Валентина Черкашина. Фото автора

УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2000

28 февраля в Твери начался городской этап всероссийского конкурса "Учитель года - 2000". В этом году в конкурсе принимают участие 10 учителей - победители районных туров. Это учителя начальных классов, преподаватели химии, русского языка и литературы, математики.       Конкурс среди учителей проходит в несколько этапов. Первый этап - представление. Учителя демонстрируют уровень своих интересов, свои личностные качества. Второй этап - участие в конференции "Учитель XXI века". На этом этапе педагоги выступают со своими концепциями обучения, размышляют, каким будет и каким должен быть учитель XXI века. Далее следует самый ответственный и самый важный этап конкурса - это проведение уроков. Особенность этого этапа состоит в том, что урок должен проходить по строго отработанной схеме. Вначале учителя проектируют урок: каковы его цели и задачи, какое место в общем курсе занимает тема урока. Затем проведение самого урока с учетом запланированного и его анализ. Городской этап конкурса среди учителей проходит на базе средней школы №46. Выбор этой школы не случаен. Во-первых, из этой школы нет конкурсантов, во-вторых, в школе №46 реализованы все существующие программы обучения, и, может быть, самое главное - школу отличает высокий уровень обучения.
      Председатель жюри конкурса - начальник городского методического центра Михаил Арцев. В состав жюри входят также преподаватели школ города, специалисты управления образования, заведующий кафедрой методики русского языка ТвГУ профессор Валерий Волков и начальник методического управления ТГТУ доцент Михаил Коротков.
      Подведение итогов конкурса состоится 6 марта во Дворце детей и молодежи. Именно тогда мы узнаем, кто будет участвовать в областном конкурсе "Учитель года", который состоится в апреле.

Евгений Петренко

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru