Архив номеров

    ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ
  ТВЕРСКИЕ УСАДЬБЫ: ХРОНИКА РАЗРУШЕНИЯ
В наше время вся культурная жизнь провинции сосредоточена в основном в областных центах. И районы таким образом ею как бы обделены. Совсем другую картину мы наблюдаем в XIX веке. Наряду со столицами (Москвой и Петербургом) самая настоящая, очень бурная жизнь проходила в деревне, в глуши - в усадьбах. И по своей интенсивности и качеству она не уступала центру.

Тверская губерния в силу самых разных обстоятельств оказалась очень богатой на такие очаги усадебной культуры. В нашей области насчитывается около 6 тысяч усадеб - от маленьких приобретенных имений до больших наследственных.
      Усадьба - это уникальное явление не только культурного наследия, но и хозяйственно-экономической жизни России. Почти все русские аристократические фамилии имели в Тверской губернии свои усадьбы, в которых были собраны настоящие жемчужины мирового искусства. Вот только один пример. Значительная часть экспонатов областной картинной галереи - из усадебных коллекций. Только в усадьбе Куракиных-Нарышкиных в селе Волосово Зубцовского района хранилось более 500 произведений живописи.
      Значительная часть усадеб - это особый хозяйственно-экономический комплекс. Члены аристократических фамилий не гнушались заниматься хозяйственной деятельностью. Почти во всех имениях были своя мельница, скотные дворы, сложные гидротехнические системы, различные заводы. И где это сейчас? Ответ на этот вопрос довольно прост. Сейчас этого нет. Большинство, если не сказать все усадьбы, находятся в плачевном состоянии. Наверное, больше всех повезло усадьбе Вульфов в Бернове. Там находится музей А.С. Пушкина, и деньги на ремонт хоть и небольшие, но выделяют. Перед юбилеем первого поэта России дом отреставрировали более тщательно: праздник как-никак государственный. Все остальные усадьбы, которые ко всему прочему являются памятниками архитектуры и культуры, влачат жалкое существование и постепенно ветшают, ветшают, ветшают. Вернее, ветшает то, что от них осталось. Денег на сохранение культурного наследия у государства нет, а пока по тому же самому Закону "О сохранении культурного наследия выкупать и продавать памятник нельзя. Сразу же вспоминается выражение, что памятник должен быть разрушен, иначе это не памятник. Некоторые из тверских усадеб (Чукавино и Знаменское-Раек ) ранее были сданы в долгосрочную аренду. Их арендовал тверской завод "Центросвар".
      Но брать в аренду большую усадьбу невыгодно. Слишком много денег нужно в нее вложить. О реставрации же разговор не идет, речь идет о ремонте. Так что при таком раскладе, если найдется достойный покупатель, усадьбы нужно продавать, конечно, предварительно выяснив цель покупки. Но такого закона, к сожалению, нет. А это было бы хорошее решение проблемы. В Чехии, Франции или в Португалии, например, исторические замки принадлежат частным лицам. В них не только находятся музеи, культурные центры - там живут люди. Безусловно, хозяева соблюдают целый ряд условий - нельзя изменять архитектуру, вырубать в парках деревья и так далее.
      Бедственное положение усадеб вообще, и тверских в частности, можно объяснить пресловутой социалистической системой, когда разрушались, ломались усадебные постройки для удобства колхозов и совхозов, когда вообще все, что было до революции, старательно сбрасывалось с корабля социалистической современности, как ненужное, вредное и антинародное.
      И поэтому сейчас вопрос о спасении усадеб - дело государственное. Здесь не обойтись только уровнем областной администрации. При всем том, что заниматься усадьбами - дорогое удовольствие, это идеальное средство вложения денег. Какой замечательный туристический центр можно было бы создать в любой из тверских усадеб! Под турбазу использовалась усадьба Знаменское - Раек, находившаяся в ведении ВЦСПС. А что же остальные? Усадьба современника Пушкина Великопольского Чукавино до недавнего времени была базой отдыха завода "Центросвар". Здания усадьбы И.И. Лажечникова - Коноплино - использовались психоневрологической лечебницей. Большинство построек имения Н.А. Львова Никольское - Черенцы не используются, а построенные Львовым крестьянские дома используются под жилье. В бакунинском Прямухине (Кувшиновский район) в советское время расположился колхоз им. Ульянова-Ленина (не знаю, существует ли он сейчас). В Грузинах же в доме Полторацких был дом инвалидов.
      Что и говорить, свой первоначальный облик усадьбы потеряли. Прекрасные парки с довольно редкими растениями, привозимыми хозяевами специально из-за границы, наполовину вырублены и заросли. Часть построек, особенно таких, как флигели, оранжереи, разрушены. Будут ли они восстановлены, неизвестно.

Евгений Петренко

P.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала искусствоведа Маргариту Железнову и Комитет по охране историко-культурного наследия администрации Тверской области.
      НА ФОТО: Усадьба Знаменское-Раек

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЯ И НАШИ ДНИ

Христорождественский женский монастырь был основан в конце XIV века по благословению святителя и чудотворца Арсения, епископа Тверского. В течение своего 600-летнего существования монастырь неоднократно подвергался разорению, но каждый раз восстанавливался. Главный монастырский храм первоначально был деревянным, и его несколько раз по мере обветшания строили заново. В 1763-1775 годах вместо него был построен новый каменный храм с двумя приделами. А когда обветшал и он, на вклад царской семьи при участии статской советницы А.А. Полторацкой в 1810 году началось строительство двухэтажного пятиглавого каменного собора. 19 сентября 1813 года почти до-строенное здание внезапно рухнуло. И на его месте в 1814-1820 годах стараниями игуменьи Аполлинарии архитектором В.П. Львовым построен соборный храм, существующий и поныне. К настоящему времени в монастыре сохранились еще четыре церкви. В 1805 году игуменьей Назаретой на средства графини А.И. Чернышевой была построена церковь во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя. Александр I для этой церкви пожертвовал паникадило. На монастырские средства в 1830-1832 годах игуменьей Досифеей выстроены Троицкая больничная церковь и примыкающий к ней деревянный больничный корпус. В 1881-1882 годах при игуменье Палладии была построена церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Она предназначалась для рабочих бумаго-прядильной фабрики, которая появилась вблизи монастыря во второй половине XIX века. Воскресенский собор и часовня при нем были выстроены при игуменье Калерии на средства монастыря и вклад Николая II в 1912-1913 годах, к 300-летию дома Романовых. Также в восточной части монастыря возвышалась трехъярусная колонна со шпилем, которую впоследствии разобрали приблизительно в 1930 году. Перед закрытием в монастыре проживали около двухсот пятидесяти монахинь и послушниц.
      В 1920 году монастырь был закрыт. Спасский храм, монастырские кельи, ризницы, трапезный и больничный корпуса - все было занято под жилье. Таковыми они остаются и поныне.
      И только 1 апреля 1999 года Священный Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в этой древней обители. А 16 августа того же года спортклуб "Спартак" и сауна, располагавшиеся в здании Христорождественского собора, освободили его и передали первым сестрам монастыря. 7 января 2000 года на Рождество Христово в этом храме состоялось первое богослужение.
      В данный момент в монастыре живут девять монахинь, сама настоятельница - матушка Лариса - и одна послушница. Им приходится жить в подвале храма, где сыро и душно, так как вентиляция работает очень плохо. Сестры из-за этого болеют. Одной женщине, собравшейся остаться послушницей в монастыре, пришлось уехать из-за того, что такие условия проживания оказались для нее непереносимыми. И только сейчас мэр Твери Белоусов обещал, наконец, передать монастырю одну из квартир в бывших монастырских корпусах. С едой тоже приходится нелегко, но прихожане поддерживают чем могут, а также монастырю помогает совхоз "Калининский".
      15 февраля этого года на центральный купол храма воздвигнут позолоченный узорчатый крест, это спонсировали генеральный директор Колпинского пищекомбината В. Гусев и П.Панкратов, предоставивший монастырю 70 метров проволоки, необходимой для крепления креста. Надеемся, найдутся еще спонсоры, так как монастырь нуждается в обширной реконструкции.

Василий Иванов. Фото автора

НА ФОТО: Главный храм монастыря. Воздвижение креста

ПОД ПОКРОВОМ БОГОМАТЕРИ

Такое название получила выставка в Тверской областной картинной галерее не случайно. И не только потому, что основной идеей выставки было показать образ Богоматери в ее многочисленной иконографии (это и определило ее структуру). Русские люди издревле считали свою землю "уделом Богоматери". С первых шагов христианской веры по русской земле Богородица заняла важнейшее место в их духовной жизни. Бесконечно число изображений Богоматери, написанных красками, вырезанных из дерева, камня, кости, отлитых из металла. Церковь празднует события ее жизни и события, связанные с ее священными реликвиями. Во всех концах русской земли появлялись свои чудотворные иконы.       Весь иконописный материал представлен по пяти разделам.
      В первом - иконы Богородицы, изображающие ее земную жизнь, каждая веха которой стала праздником для всего христианского мира: Рождество Богоматери, Введение во храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Положение во гроб, Успение Богоматери.
      Второй раздел выставки посвящен ветхозаветным прообразам и символическим изображениям Богородицы. Сюда вошли иконы, возникшие на основе текстов Ветхого Завета, главным образом, писаний пророков, провидевших и предсказавших явление в мир Матери Спасителя. Вот хотя бы некоторые сюжеты: Похвала Богоматери, Неопалимая Купина, Коронование Богоматери.
      Следующий раздел включает иконы, показывающие значение образа Богоматери в богослужении. Это деисусные композиции, выносные иконы, минеи.
      Немногие знают, что некоторые иконы создавались на основе церковных песнопений и гимнов. Так появились "О тебе радуется...", "О, Всепетыя Мати". Эти и другие иконы представлены в четвертом разделе.
      Заключительный же, пятый, раздел выставки составляет самая большая группа икон, получившая известность и почитавшаяся в разных городах и землях России. Среди них на выставке представлена икона "Богоматерь Федоровская" в серебряном окладе и шитых золотом ризах.
      В собрании галереи представлены произведения шитья, резьбы, ювелирного дела. Памятники прикладного искусства также донесли до нас изображения чтимых и чудотворных икон Богоматери. Многие иконографические изводы изображений Богоматери просуществовали ряд веков и сохранились в традиционном виде, включая позднюю металлопластику - старообрядческое медное литье.
      Древнерусское прикладное искусство представлено по такому же принципу, как иконописное. Весь материал группируется по разделам: первый - шитье (шитые оклады икон, церковная утварь), второй - резные по дереву и перламутру иконы, эмали, мелкая пластика и литье; третий - предметы богослужения (в том числе венцы венчальные с росписью, потир, дискос, оклады Евангелия).
      Всего на выставке показано более 100 произведений иконописи и декоративно-прикладного искусства. Причем некоторые взяты и из корпоративных (ЗАО "Хлеб"), а также частных собраний.
      Вот такой подарок к 2000-летию Рождества Христова сделали нам работники галереи: автор экспозиции - Ната Курочкина, художники-реставраторы Регина Венцкунайте, Зинаида Виноградова и Ирина Камардина. Отрадно, что выставка будет продолжать работать до конца года и каждый сможет найти для себя время ее посетить.

Подготовил Александр Константинов. Фото Анаиды Джилавян

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru