Архив номеров

    ДУША
  ВОЗДВИГНИ ХРАМ В ДУШЕ

Все-таки благодатное это место в селе Городня Конаковского района. Приезжая сюда, ощущаешь в душе какой-то свет, легкость. Видишь церковь с золотыми куполами на крутом берегу Волги, мелькающих галок над крестами, и кажется, что перед тобой картина пейзажиста-классика. А на противоположной стороне, через дорогу, зеленое деревянное здание. Это церковно-приходская школа. Раньше здесь располагалась почта. Благодаря усилиям священника отца Алексея (Злобина) строение, уже ветхое, было основательно переделано. Построена котельная, работающая на природном газе. Храм на это благое дело средств не жалел. И в 1996 году в православную школу пришли первые ученики.       Становление школы шло непросто. Сначала в 1990 году возникла воскресная школа, куда по выходным дням дети собирались для изучения Закона Божьего. Затем заботами и любовью отца Леонида (Водолазского), который служил в храме под началом отца Алексея, и матушки Татьяны была создана церковно-приходская школа. В первый год обучались 12 учеников - мальчиков и девочек. Потом количество убавилось до пяти, и в таком составе учились до лета 1996 года.
      Школа временно располагалась в церковной сторожке, что создавало некоторые неудобства. Хорошо, что там была кухня, где женщины готовили и обеды для детей, и просфоры для прихожан. Первыми учителями были Н. Виноградова и О. Зуйкина, сами верующие и постоянно посещающие службы в храме. Посещали храм, естественно, и ученики - в выходные и праздничные дни. Да и в школе: перед занятиями - молитва (вместе с батюшкой), перед обедом - молитва, по окончании занятий - опять же молитва. Иногда детей возили, как паломников, по святым местам. В частности, они побывали в Оптиной пустыни и в Сергиевом Посаде. Отцу Леониду удавалось находить и спонсоров, и транспорт для поездок. Конечно, нельзя сказать, что не принимал в этом участия и отец Алексей.
      С отъездом в Тверь отца Леонида и матушки Татьяны учителя и родители учеников пребывали в расстройстве: привязались душой к батюшке, да и будет ли и дальше существовать их любимая школа?
      К чести настоятеля церкви Рождества Богородицы отца Алексея ЦПШ не только не прекратила свое существование, но и расширилась, как я уже сообщал выше, получила почти заново перестроенное добротное здание.
      Я побывал в этой школе, поговорил с ее завучем И. Гнутовой. Она начинала работать, будучи студенткой ТвГУ, и вот не так давно окончила университет.
      Ирина Владимировна рассказала следующее:
      - В школе - 24 ученика. Кроме общеобразовательных дисциплин изучается Закон Божий. Преподает его отец Андрей, физкультуру - тоже он (ведет службы в храме вместе с отцом Алексеем). Матушка Наталья (Н. Преображенская) учит английскому. Далее дети изучают церковнославянский язык. Его преподаватель Л. Мещерякова приезжает из Твери, с кафедры теологии ТвГУ. Есть еще одна учительница - С. Коннова, которая ведет общеобразовательные предметы. И скоро, видимо, детей будут учить пению. При мне к завучу приезжала из Твери преподаватель музыки. Ее зовут Тамара Зейналова. Принципиальная договоренность с отцом Алексеем уже есть.
      При школе имеется столовая, где детям вкусно и бесплатно готовят милые, добрые женщины - О. Зуйкина и И. Назарова. Инна Владимировна - еще и за коменданта. Здесь она и живет.
      Церковно-приходская школа - особое учреждение, не похожее на обычную школу. В ЦПШ между всеми царит мир и согласие. Здесь детям дают не только знания, но еще учат добру и любви к ближнему, к Богу.
      В 1996 году в селе Городня побывал патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Он дал свое благословение на строительство в Городне православной гимназии на 120 мест. Строительство только начинается на месте сгоревшего клуба. Проходя мимо бетонного забора, я увидел табличку: "Строительство церковно-приходской гимназии на 120 учащихся ведет СМУ-1 ОАО "Тверское КПД". Начальник Уткин М.И. Начало строительства - 26/VI-99 г."
      Как говорится, с Богом!

Николай Капитанов

ГРОМКОЕ ДЕЛО

- МОЖЕТ быть, наденете наушники, - предлагает звонарь Вознесенского собора на Тверском проспекте, - а то у нас здесь очень громко.
      - Нет! - уверенно отказываюсь я.
      - Бам-м-м! - вступает в диалог - колокол.       
      ВМЕСТЕ с первым ударом огромного колокола уши наполнились гулом. Стоящие напротив пятиэтажки странно запрыгали перед глазами. Десятиминутный перезвон выбил из моей головы весь словарный запас, сохранив на всякий случай только два выражения: "Здорово!" и "Не оглохнуть бы!" А потом, чуточку придя в себя после слухового шока, я обратилась к звонившему - пономарю Александру КУЗЕНКОВУ.
      
      - Александр, ты здесь оглохнуть не боишься?
      
- Пока нет, хотя знаю, что большинство пономарей глохнут уже к 30 годам. За шесть лет работы звонарем я всего несколько раз надевал наушники. Мне трудно в них - нет чувства особой благодати и слияния со звоном.
      - Кто научил тебя звонить в колокола?
      
- В православной церкви существует традиция - в Пасху на колокольню пускают звонить всех желающих. Так и я несколько лет назад попал на колокольню. Тогда звонили молодые ребята - алтарники. Они же впоследствии преподали мне азы звонарского мастерства. Кроме того, сейчас есть аудио-, видеокассеты, пластинки с колокольными звонами известных храмов и монастырей. Это тоже хорошая школа.
      - Ты никогда не задумывался, почему церковь созывает прихожан именно колоколами, а не, скажем, барабанами?
      
- Раньше, еще в дохристианские времена, язычники созывали верующих ударами железной полосы (клепала) об деревянные доски (била). Но потом был найден самый совершенный способ созыва верующих к богослужению - колокольный звон. Само же изобретение колоколов, по преданию, приписывают епископу, жившему в конце IV - начале V веков. Он во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. И после этого велел отлить колокола, имевшие форму увиденных им цветов. С другой стороны, форма колокола - это перевернутая чаша. А чаша в православной церкви символизирует единение верующих в своих молитвах к Господу.
      - Чем достигается особая звучность и певучесть колоколов?
      
- Различными способами. Здесь и определенная пропорция сплавов, используемых для изготовления колокола. Важны соотношения высоты и ширины колокола, толщина его стен, правильность подвешивания колокола и способы прикрепления языка. Высокий уровень музыкальности колоколов ценится не только служителями церкви и православными христианами. В некоторых операх, таких, как "Жизнь за царя" Глинки, "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, и других, есть целые партии для колоколов.
      - Сколько действующих колоколов в Вознесенском соборе на данный момент?
      
- Восемь.
      - Где и когда они отливались?
      
- На Каменск-Уральском металлургическом заводе в 1993 году.
      - Среди колоколов Вознесенского собора у тебя есть любимый?
      
- Трудно выделить один - каждый из них любим по-своему.
      - У колоколов этого собора есть имена?
      
- Самый большой носит имя Александра. Он был так назван еще до того, как я пришел в звонари. А в целом, на Руси очень много колоколов с именами: Лебедь, Царь-колокол, Успенский... Все они - и малые, и большие - подобны живому голосу. Может быть, именно поэтому их во времена гонений православной церкви срывали в первую очередь, надеясь, что их отсутствие не сможет собрать людей на молитву.
      - Колокола одного размера имеют одинаковое звучание?
      
- Нет. Они индивидуальны. В мире нет даже двух одинаковых по звучанию колоколов.
      - В какую погоду колокола звонят звучнее?
      
- В пасмурную, особенно в туман. И в безветренную. Тогда звон концентрируется в одной точке, а затем равномерно разливается во все стороны.
      - И в сторону близлежащих домов в том числе? Не возникали конфликты?
      
- Было. Приходили, звонили, возмущались: "Мы тут выспаться решили, а вы трезвоните с утра пораньше". У таких людей звон всегда будет вызывать раздражение. Колокольный звон способен изгнать зло из души человека, если он, конечно, этого хочет, и тогда перезвоны становятся благодатными для восприятия. Кстати, учеными доказано, что особые колебания, исходящие во время колокольного звона, способны остановить размножение некоторых видов бактерий и вирусов. Именно поэтому, когда к Москве подступали чума или холера, разносился клич: "Бить в 40 колоколов". И эпидемии отступали.
      - Александр, что ты чувствуешь после перезвона, когда в заложенных ушах еще стоит колокольный звон?
      
- Восторг, радость и особый подъем!

Наталья Шутова

НА ФОТО: Вознесенский собор

ИСЛАМ КАК ОН ЕСТЬ В ТВЕРИ
Все мы с вами видели мечеть на ул. Советской, но мало кто побывал в ней самой. На днях я был там и беседовал с имамом Тверской соборной мечети Фянисом БИЛЯЛОВЫМ.

- Фянис Сямятович, скажите, как возник ислам на территории России, через какие этапы развития он прошел?
      
- Официальной датой принятия ислама на территории России является 922 год, когда Волжская Болгария - государство, находившееся на территории современного Татарстана, - приняло мусульманскую веру. Распространение ислама в России происходило ненасильственным путем, то есть болгары добровольно приняли ислам через арабских купцов, с которыми они вели активную торговлю. Далее ислам стал официальной религией Золотой Орды - это было примерно в XV веке. И после этого ислам начал распространяться на территории всей России. В то время возникли Крымское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство. Далее, если идти по истории, во времена Екатерины II мусульмане получают поддержку государства в определенных вопросах, и вплоть до 1917 года они имеют возможности и права исповедовать свою религию без каких-либо ограничений.
      И вот, уже когда началась перестройка, после 1985 года, мусульмане вновь смогли свободно исповедовать свою веру: стали строиться мечети, медресе (исламские учебные заведения). Но это еще не самое главное. А самое главное то, чтобы люди осознали и поменяли то мировоззрение, которое сложилось за эти 70 лет. То есть не формой мы должны руководствоваться, необходимо, чтобы было содержание.
      - А где сейчас ислам наиболее распространен?
      
- На территории России - в Поволжье, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Нижегородской областях. В Москве почти миллион мусульман. Много в Сибири. Да и вообще почти в каждом городе существуют мусульманские общины. В Москве, Казани, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде действуют медресе.
      - А у нас в Твери?
      
- У нас здесь тоже есть небольшое медресе, проводятся занятия по основам Ислама, изучению арабского языка.
      - Кто в основном приходит к вам?
      
- На занятия приходят татары, которые являются основным контингентом мусульман, проживающих в Твери; русские, принявшие ислам, и несколько человек с Кавказа. А что касается людей, собирающихся в нашей мечети на пятничную молитву, то это большей частью студенты-арабы, индусы, а также мусульмане - выходцы с Северного Кавказа. Этнические татары, к сожалению, не очень часто посещают мечеть, в основном только по праздникам. Есть несколько русских, которые приняли ислам, они тоже приходят на намаз (молитву).
      - Что вы можете рассказать об истории самой этой мечети?
      
- Мечеть была построена в 1906 году, всего за полгода - по тем временам грандиозное строительство за такой срок. Были купцы, которые спонсировали это, а также со стороны царя Николая II был внесен определенный финансовый вклад. Где-то до 1930 года мечеть работала, после чего была закрыта. Здесь был организован склад. В конце пятидесятых годов этот склад был переоборудован в кафе "Восток". Много людей ходило по инстанциям, ходатайствовало, чтобы мечеть была все-таки возвращена, и в 1992 году ее передали мусульманам. С того времени здесь проводятся регулярные служения, люди имеют возможность помолиться, обратиться к Всевышнему. И мечеть - не просто место, где люди поклоняются Богу, это место, где они могут собраться вместе, пообщаться друг с другом, поделиться своими переживаниями. Двери мечети открыты для представителей любых конфессий, мы всегда рады каждому, кто приходит сюда с миром.
      - Когда, наконец, будет завершен ремонт здания мечети?
      
- Ремонт идет, конечно, уже долго. Слава Богу, сейчас какие-то продвижения есть. Надеемся, что он когда-нибудь закончится. Пусть он и делается достаточно медленно, но мы должны довольствоваться тем, что имеем. А самое главное, как я уже говорил, - это содержание, что люди будут нести, выходя отсюда: добро или какие-то личные амбиции.
      - Напротив мечети сейчас строится костел. Скажите, как у вас складываются отношения с католиками?
      
- Вообще ислам сам по себе религия терпимая. И нас ни в коем случае не смущает то, что рядом строится католический храм. Мы только рады, что у них будет своя церковь. С отцом Ричардом, настоятелем костела, я близко не знаком, но иногда мы общаемся.
      - Как вы можете охарактеризовать с позиции правоверного мусульманина то, что происходит в Чечне?
      
- Моя точка зрения такова - бандиты должны быть наказаны. Что бы они ни говорили: "Мы ведем джихад, мы выступаем за истинную веру", - эти люди бандиты. А выступать за истинную веру нужно не оружием, не взрывами, не насилием, а добрым увещеванием. За то, что они делали, скажем, в Дагестане, они получают сейчас наказание Всевышнего. То есть к исламу их действия не имеют никакого отношения.
      - А что такое в действительности джихад?
      
- Как сказал пророк Мухаммед, "самый большой джихад - борьба с собственным нафсом", то есть с теми пороками и животными инстинктами, которые есть в нас самих.
      - Почему в мире так много террористических групп, прикрывающихся исламом?
      
- Это идет от того, что религия у большинства только на словах. Можно называть себя кем угодно: мусульманином, христианином, представителем другой конфессии, но если нет содержания, то это бессмысленно. Одно дело - придерживаться своей религии, другое - просто считаться таковым. И есть много организаций, которые, прикрываясь исламом, действуют вразрез с ним.
      - А какими качествами должен обладать настоящий мусульманин?
      
- Всеми моральными качествами: честностью, справедливостью, искренним и добрым отношением к другим. Как сказал Пророк, "только тот мусульманин, кто не причиняет вреда людям".

Василий Иванов. Фото автора

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru