Архив номеров

    ОБОРОННОЕ СОЗНАНИЕ
  "КОСМИЧЕСКОЙ МУХЕ - В ГЛАЗ!"
Из США последние месяцы поступают сообщения о новом этапе активизации работ по созданию системы противоракетной обороны (ПРО).
      В Твери в настоящее время проживают несколько инженеров, принимавших участие в разработке отечественной системы ПРО и в ее первых испытаниях.

Противоракетная оборона (ПРО) - это белое пятно в истории создания сверхсекретного оружия.
      Много десятилетий эта тема была запретной. Появление нового вида оружия - баллистических ракет дальнего действия - сразу же поставило вопрос о защите от него. Можно условно считать, что история создания ПРО началась с обращения в ЦК КПСС семи маршалов Советского Союза, участников Великой Отечественной войны с вопросом о создании средств ПРО. Это произошло в сентябре 1953 года. Вопрос в ЦК КПСС решился необычайно быстро, резолюция ЦК была следующей: "Доложить результаты через год". Работы были поручены сверхзасекреченному конструкторскому бюро №1. Главным инженером этого КБ был назначен Сергей Берия (сын Лаврентия Берии). КБ-1 прославилось тем, что всего за 8 лет создало мощную систему противовоздушной обороны Москвы.
      Сергей Берия, окончивший в 1953 году Ленинградскую академию связи, пригласил в Москву нескольких своих учителей: профессоров академии Г. Кисунько, Н. Лившица, А. Колоскова и других. По всей стране в КБ-1 собирались наиболее талантливые ученые, инженеры, конструкторы и испытатели.
      Однако история создания советской ПРО началась еще раньше - за 5 лет до начала работ в КБ-1. В секретном НИИ-4 Министерства обороны группа под руководством В. Можеровского уже провела исследование возможностей создания системы ПРО. Перед разработчиками этой системы встал целый ряд сложнейших, не имевших в то время решения проблем:
      - каким способом обнаружить маленькую головную часть баллистической ракеты в космосе, имеющую скорость до 3-4 км в секунду;
      - как измерить ее траекторию;
      - какой ракетой и как сбивать;
      - каким способом эту противоракету наводить на цель;
      - как управлять огромным и сложным комплексом.
      Всего через 3 года удалось решить все основные вопросы. Был спроектирован специальный огромный полигон в центре Казахстана (между озером Балхаш и Аральским морем). И в июне 1956 года военные строители приступили к созданию нового полигона в каменистой безводной пустыне Бет-Пак-Дала. Немногочисленные местные жители объясняли это название так: "Земля, забытая Богом и проклятая людьми". Некоторые говорили, что в переводе с казахского это значит - "чертова задница".
      Военные строители работали почти круглосуточно. Жили в землянках и палатках среди змей и пауков. Строили сразу все: автодороги, ЛЭП, прокладывали связь, возводили секретные военные объекты.
      В трех километрах от озера Балхаш был создан Научно-технический центр полигона, командный пункт и построен радиолокатор дальнего обнаружения баллистических ракет. В глубине пустыни были размещены стартовая площадка противоракеты с системой наведения, три радиолокатора точного наведения, размещенных в углах треугольника со стороной в 150 км.
      Коллектив ОКБ-2 (руководитель П. Грушин) создал сверхновую противоракету В-1000. Впервые в СССР, а возможно, и в мире, весь процесс обнаружения, сопровождения и перехвата цели был полностью автоматизирован с помощью цифровой вычислительной машины М-40. Руководил разработкой ЭВМ С. Лебедев. Все средства системы ПРО были связаны между собой многоканальными радиорелейными линиями.
      Вспомним, что в этот же период шла подготовка к первому полету человека в космос. Ясно, что нагрузка и ответственность на всех полигонщиках лежала огромная.
      К концу 1960 года (всего через 3,5 года после начала строительства полигона) система была готова к первому испытанию.
      4 марта 1961 года стартовала боевая баллистическая ракета Р-12.
      Головная часть ракеты выглядела как одиночная быстро двигающаяся светящаяся точка (как падающий метеор, но без светящегося следа). На высоте примерно 25 км в районе встречи по команде ЭВМ был произведен подрыв боевой части противоракеты. Головная часть развалилась на отдельные куски. Сигнал бортового радиомаяка пропал.
      В период перед первым испытанием системы "А" Сарышаганский полигон преследовала полоса неудач. То подводила одна из тысяч электронных ламп ЭВМ, то ошибались операторы стартового комплекса.
      И в день испытаний, 4 марта 1961 года, далеко не все шло гладко. Все было готово, дали "добро" на запуск ракеты. И вдруг - полный запрет на все виды радиоизлучений: какой-то иностранец ехал в поезде из Караганды в Ташкент. Боялись радиоразведки. Перенесли испытания на вторую половину дня (а ведь до этого все сидели в готовности к пуску уже более суток!). Но вот опять 30-минутная готовность. И вдруг снова отказ (при полете БР) на ЭВМ! Сгорел один из сотен предохранителей.
      За 3-4 секунды молодой лейтенант-программист нашел и заменил предохранитель.
      Опять запуск ЭВМ. И через несколько минут старт В-1000, а затем на табло - "подрыв цели!" Баллистическая ракета в полете уничтожена!
      О значимости этого успеха говорит тот факт, что даже спустя 39 лет на испытаниях 21 января 2000 года американцам не удалось сбить головную часть баллистической ракеты.
      А тогда, в 1961 году, наш Никита Сергеевич объявил на весь мир, что "...мы попадем мухе в глаз даже в космосе".

Игорь Романов

НА ФОТО: Система "А". Противоракета В-1000 на стартовой площадке

НАДЕЖНОСТЬ В АВИАЦИИ ПРИРАВНИВАЕТСЯ К УСПЕХУ
Очень скоро, 24 февраля, исполняется 5 лет авиакомпании "Конверс Авиа", которая базируется в Змееве под Тверью. В 1995 году ею были получены права эксплуатанта воздушных судов, и вот уже 5 лет, как говорят летчики, компания "на крыле". К моменту своего создания "Конверс Авиа" уже имела вертолеты, подготовленный и переученный летный и инженерно-технический персонал, а также она полностью удовлетворяла требованиям Федеральной службы воздушного транспорта России. Стоит заметить, что к настоящему времени авиакомпания уже является членом Международной вертолетной ассоциации, и это говорит о ее признании не только в нашей стране.

НО ВЕРНЕМСЯ к первым годам, времени создания авиакомпании. Организована она была на базе личного состава бывшей вертолетной эскадрильи Тверского авиапредприятия. Люди были переучены и подтвердили свою квалификацию. С первых дней работы и по настоящее время "Конверс Авиа" удовлетворяет требованиям безопасности и другим многочисленным требованиям. В этой ситуации, когда организация имеет двойственную подчиненность, зависит от двух федеральных ведомств, ей довольно сложно вести свой бизнес. И, тем не менее, сейчас у авиакомпании есть хоть и небольшая, но рентабельность. Это показывает, что за 5 лет удалось создать отлаженную работающую систему. Жизнь заставила сертифицировать свою собственную инженерно-техническую службу. Это оказалось дешевле. В компании сейчас работают опытные специалисты. В общем, людям удалось построить собственную авиафирму с небольшой рентабельностью производства.
      Ранее малая авиация всегда была дотационна. Сейчас нет не только дотаций, но и необходимых, позволяющих спокойно работать законов. Но вертолетчики из "Конверс Авиа" смогли в таких условиях выжить. В предыдущем году они участвовали в конкурсе, который проводило управление Лентрансгаза на право обслуживания линий газопроводов. И среди нескольких компаний победили. Было принято решение, и "Конверс Авиа" продолжит летать над газовыми линиями Северо-Западного региона, что заметно увеличит число планового налета. Конечно, это также стабилизирует жизнь авиапредприятия. Но не только над газопроводами летают тверские вертолеты. За последние год-два было много разовых, внеплановых полетов. Это, конечно же, и рейсы санитарной авиации, и службы МЧС обращались к вертолетчикам при поиске пропавших в лесах людей. Работали авиаторы и при химической обработке растительности на трассе газопровода. Иногда в отдаленные недоступные уголки области необходимо было привезти избирательные комиссии во время выборов. А иногда и высшее областное начальство - губернатор и его заместители - без вертолетчиков не смогли бы прибыть к нужному месту в дальних районах. В общем, вертолеты нужны, и на сегодняшний день в регионе они есть. Мало того, есть и большие возможности по расширению роли этого транспорта в жизни области. Но даже начальники отдела транспорта администрации области не всегда почему-то помнят о существовании в регионе малой авиации и конкретно авиапредприятия "Конверс Авиа". Конечно, всем известно, что час полета на вертолете - это дорого. Но и авиаторы несут огромные расходы. Сейчас вдвое подорожал авиационный керосин, резко возросли затраты, связанные с управлением воздушного движения (УВД). Не хочется загружать читателя цифрами, но один час обслуживания этого самого УВД стоит авиаторам более тысячи рублей. А сколько тогда будет стоить сам полет? Все же, повторюсь, "Конверс Авиа" имеет хоть и небольшую, но рентабельность. Это позволяет ремонтировать и обновлять авиационный парк. В связи с этим можно сделать прогноз на ближайшую перспективу авиапредприятия. И перспектива такова: сохранить нормальные отношения с Газпромом в лице "Лентрансгаза", а также систематизировать разовые заказы на полеты. Если в позапрошлом году они составляли около 5% от всех предоставляемых услуг, то в нынешнем году авиаторы планируют увеличить эту цифру в 2-3 раза. И технические возможности для этого есть. Московские турфирмы почему-то уже догадались заключить с тверскими вертолетчиками договор о том, чтобы доставлять в охотничьи угодья состоятельных клиентов, как наших, так и иностранных. Но в областных структурах пока не сформировалось четкое представление о том, какие же будут заказы авиаторам. А ведь помимо перечисленных работ в "Конверс Авиа" прекрасно понимают, что без них в области довольно сложно будет предотвращать, например, экологические катастрофы, осуществлять природоохранные мероприятия. В настоящий момент в организации задействовано лишь 50% техники, из восьми вертолетов есть потребность только в четырех. А недавно произошел еще и криминальный случай. Три вертолета компании были разграблены. Воры сняли с машин радиостанции, радиотопные сигнализаторы обледенения и некоторые другие приборы. Судя по снятым предметам, действовали они под чей-то заказ, так как в быту эти вещи неприменимы. Теперь авиаторам придется выкладывать круглую сумму на ремонт ограбленных машин. Но более принципиальны для работающих в "Конверс Авиа" не эти мелочи, а отношения, вернее, позиции различных чиновников. Если честно будет признано, что тверской регион бесперспективен для малой авиации, то это одно отношение. Если же признать обратное, что, кстати, с успехом подтверждает уже само существование авиакомпании "Конверс Авиа" - то это другое отношение, которое требует от властей определенных действий. А иначе авиаторы будут надеяться только на "Лентрансгаз" и еще на то, что вот пришел к руководству областной клинической больницы новый главный врач, может быть, мы ему пригодимся, может, от него будут заказы на полеты. Отношение к авиации и конкретно к малой авиации в нашей области пока же, мягко говоря, никакое. Показатель - продажа Тверского авиапредприятия частному лицу. В результате авиапредприятие перестало работать. Единственные примеры положительного отношения могут привести лишь сотрудники еще одной работающей в Змееве организации - авиационно-спортивного клуба Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО).
      Вообще-то в тверском АСК РОСТО, бывшем ДОСААФ, в минувшем году тоже отмечали дату, оканчивающуюся на 5. Только это было 65-летие аэроклуба. Из далекого 1934 года отсчитывает дни эта организация. В настоящее время она тесно сотрудничает с "Конверс Авиа", и базируются обе структуры рядом. Так вот, прошлый год для авиаклуба стал особым. Областная администрация, видимо, в честь солидного возраста пошла навстречу АСК РОСТО и оплатила ремонт самолета АН-2, с которого учатся прыгать начинающие парашютисты. Теперь у спортсменов опять есть возможность осваивать парашютную технику. За месяц после того, как самолет вернулся в АСК РОСТО, были подготовлены и совершили свой первый прыжок более 100 человек. Более 30 человек выполнили норму III спортивного разряда. В общем, жизнь опять стала налаживаться. К лету клуб будет готовить новых парашютистов. А сейчас, в межсезонье, большая часть специалистов клуба вынуждена работать в других местах. Ибо даже на подготовку специалистов к военной службе (а это одна из главных функций РОСТО) клуб не получает средств. И это при том, что сейчас парашютисты-десантники - одна из наиболее востребованных в армии специальностей. Их в первую очередь бросают в различные горячие точки. Но это, как говорится, разговор особый, и не с нашими чиновниками, а с Министерством обороны. У нас в области авиаклуб находится в областном бюджете в графе прочие расходы. Трудно перечислить все заслуги клуба за 65 лет. Для сравнения - 21 выпускник Тверского авиаклуба в годы войны за подвиги в небе стали Героями Советского Союза, в том числе три женщины. А летчик-истребитель Алексей Смирнов стал дважды Героем.
      Сейчас все по-другому. Пока нет закона о РОСТО, авиаклуб относится к гражданской авиации и, используя учебно-тренировочные самолеты, проводит необходимую для региона работу. Федеральная служба охраны лесов использует для патрулирования и обнаружения лесных пожаров самолеты ЯК-18 ТД, которые принадлежат клубу. Иногда эти машины используются для целей МЧС. Без летчиков и парашютистов клуба не обходится ни один День города. Показательные выступления являются одним из любимейших зрелищ каждого такого праздника начиная с 1980 года. 2 августа прошлого года на традиционном Дне военно-десантных войск специалисты РОСТО и "Конверс Авиа" работали вместе. Активная спортивно-массовая работа ведется не только в Твери. На юбилее Вышневолоцкого района в поселке Красный Май проходил красочный летно-парашютный праздник. В Вышнем Волочке всегда было особое отношение к парашютному спорту, там работает постоянный общественный инструктор, готовятся молодые кадры. В принципе, у нас еще осталась молодежь, интересующаяся авиацией, парашютным спортом. Но сейчас это далеко не дешево, аэроклуб готов делать все возможное, чтобы пропагандировать авиационные виды спорта.
      У него имеется небольшой, но работоспособный, отвечающий требованиям летной годности парк авиационной техники - многоцелевые легкомоторные самолеты ЯК-18 ТД, учебно-тренировочные пилотажные самолеты ЯК-52. Но самое главное, клубу удалось сохранить квалифицированный состав специалистов, имеющих большой опыт учебно-летной работы. Возглавляют его летчики-инструкторы I класса, мастера парашютного спорта. АСК РОСТО в состоянии сейчас готовить не только парашютистов, но даже обучать летным навыкам. Все эти возможности будут реализованы тогда, когда чиновники перестанут жалеть средства на молодежь. И тогда, как написала в своих стихах знаменитая летчица Марина Попович, кстати, почетный Президент авиакомпании "Конверс Авиа": "Никогда не кончатся полеты, если есть крылатая душа".

Борис Антропьев

ЧУДО ТЕХНИКИ НА ОКРАИНЕ КАЛЯЗИНА
При упоминании о городе Калязине, отдавшем в жертву "лампочке Ильича" свой исторический центр, прежде всего вспоминают "плывущую" по мутным водам колокольню, заросшие бредняком острова, где когда-то возвышались стены первоклассного монастыря, пустые корпуса тоже первоклассного санатория, возведенного и застывшего в конце теперь уже ушедшего двадцатого века.

ПЕРЕЧЕНЬ достопримечательностей этого города будет не полон, если не упомянуть об еще одном необычном сооружении нашего времени, которое по количеству металлоконструкций вполне может соперничать с Эйфелевой башней. Это антенна для дальних космических связей и устремленным в небо огромным, в форме конуса, металлическим зеркалом - в простонародье "вышка".
      Калязинцы, хотя и живут на стыке трех областей - Московской, Ярославской, Тверской - с железнодорожными и автомобильными развязками и традиционным водным путем, не избалованы благами цивилизации (горячей водой или беспрерывной подачей природного газа). Поэтому всегда взирают с надеждой на начало строительства нового объекта, рассчитывая получить высокооплачиваемую стабильную работу, протолкнуть в городские трубы горячую воду и газ, и с этим, наконец, избавиться от зависти к жителям рядом расположенных городов Кашина и Углича, у которых эти блага уже давно стали обыденностью. Но строительство и этого необычного, в чем-то фантастического объекта не исправило насущных проблем калязинцев. Космос стал ближе, а решение земных вопросов осталось на том же расстоянии. Молчаливая антенная тарелка, чутко слушающая бездонный космос, глуха к человеческим просьбам и жалобам.
      Почему эту гигантскую антенну решили построить в этих местах? Среди местных жителей сохранилось предание, что когда-то какой-то инженер-конструктор из Москвы приехал сюда порыбачить, побродить с ружьишком в окрестностях Калязина. По всей вероятности, рыбалка и охота удались, и, пребывая от этого в хорошем настроении, он решил почаще приезжать сюда, но еще при этом получать командировочные. Вполне разумно налаживать связи с космосом, при этом не лишаясь возможности получать блага и удовольствия от родной природы.
      На первых этапах монтажа антенны привлекались не только спецы из Москвы и Подольска, солдаты стройбата, но и калязинские мужики рядовых профессий: плотники, сантехники, каменщики, водители и так далее. Заполнив анкеты, они превращались в сотрудников Особого конструкторского бюро и делали общее дело вместе с ведущими инженерами в области космических исследований.
      Антенна уже несколько лет как научилась вращать своим зеркалом во все стороны света под разными углами. Но затянувшийся в России экономический кризис привел к сворачиванию многих исследовательских программ. Готовую к эксплуатации антенну смогли использовать лишь досужие, смекалистые японцы.
      Калязинцы с опаской теперь смотрят на это вращающееся чудо науки и техники, а продвинутые с помощью СМИ и умудренные житейским опытом пенсионеры, когда по экранам их телевизоров пробегают помехи, говорят: "Антенщики шалят, как бы чего не натворили".

Евгений Летов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru