Архив номеров

    КАЛЕЙДОСКОП
  НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

КАК ОБЫЧНО, эта рубрика познакомит вас с календарными традициями русского народа, в том числе безвозвратно забытыми в наши дни, что само по себе весьма прискорбно. Но мы не должны забывать о своих корнях. Разумеется, церковь соблюдает многие традиции, но простой народ всегда имел свой субъективный взгляд на вещи, что сказывалось даже на некотором специфическом трактовании церковных праздников, в результате чего нами они рассматриваются как народно-церковные.

10 февраля, в этот четверг, православная церковь отмечает день памяти богослова Ефрема Сирина, прозванного в свое время Сирским пророком. Благодаря неустанному и глубокому самообразованию он стал одним из авторитетнейших проповедников раннего христианства. Однако с веками мудрость и доброжелательность Ефрема Сирина русские православные христиане перенесли на образ... домового, считавшегося хранителем домашнего благополучия; таким образом, день памяти выдающегося человека параллельно стал и днем, когда народом справлялись именины домового.
      В существование домового не только свято верили, но и находили немало доказательств его постоянного присутствия.
      Домовой активно участвовал в людской жизни - оберегал дом и даже, как верили, присматривал за маленькими детьми, если был доволен согласием в семье.
      Хозяева ценили своего домового, и если переселялись в другой дом, звали его с собой, бросив под печку старый лапоть или башмак: "Дедушка, садись в сани, поедем с нами". А в день именин, то есть 10 февраля, его по обычаю угощали кашей.
      На Ефрема Сирина весь вечер на посиделках посвящали забавным рассказам о домовых.
      А 14 февраля отмечали также весьма примечательный праздник - Мышиный день, совпадавший с церковным днем памяти Святого Трифона, мученика, пострадавшего за свою веру и зверски умерщвленного в 250 году.
      Именно этот день был избран для борьбы с крысами и мышами, в изобилии населявшими дома в былые (как, впрочем, и в нынешние) времена и наносившими существенный урон крестьянским закромам.
      По поведению мышей крестьяне предугадывали различные события в своей жизни.
      Мыши одолевали - перед голодом; покидали дом - перед пожаром. Немало было и очевидных предрассудков: например, если мыши надгрызут хлеб сверху, то дорог будет, если снизу - дешев, а если сбоку - будет средняя цена. Более всего остерегались, чтобы мышь не попала за пазуху - было верной приметой болезни. А если случалось, что мыши изгрызут одежду, - к смерти. Кроме того, верили, что, если на ночь что-то не убрать со стола и это погрызут мыши, - разболятся зубы. Но зато если съесть что-либо поеденное мышами, - зубы окрепнут (впрочем, проверять не советуем). И вообще, мышей считали "покровительницами зубов" - каждый молочный зуб ребенка старались кинуть за печь со словами: "На тебе, мышка, зуб репяной, а мне дай костяной".
      Таким образом, с мышами жили круглый год в полном ладу, кроме одного-единственного дня, который как раз наступает в грядущий понедельник.
      15 же февраля издавна отмечается такой известный и монументальный праздник, как Сретение Господне. В народе Сретение толковалось как встреча зимы с весной.
      "На Сретение солнце - на лето, зима - на мороз".
      В чем же суть праздника?
      Спустя 40 дней после рождения Иисуса Мария понесла младенца в храм, как требовал обычай, чтобы выкупить его у Бога, так как, по древнееврейским верованиям, все новорожденные принадлежали Ему.
      В Иерусалимском храме и произошло Сретение - встреча Марии с младенцем на руках со старцем Симеоном, посланником Бога. Он взял младенца на руки и произнес: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое ты уготовил..."
      Как и многие христианские праздники, Сретение отмечалось особыми хозяйственными заботами - в этот день определялись цены на хлеб. Если к этому дню они не поднимались, считали, что они не поднимутся уже до конца зимы. Кроме того, за Сретением уже виднелась скорая весна - пора новых трудов земледельца.

Алексей Глухов

 
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru