Архив номеров


    
    (ПОРТРЕТЫ ЕКАТЕРИНЫ II В СОБРАНИИ ТВЕРСКОЙ КАРТИНОЙ ГАЛЕРЕИ)
    
    Тверской императорский дворец, являющийся выдающимся памятником русского зодчества, одним из главных украшений Твери, своим рождением и расцветом, как мы уже писали в прошлых номерах, во многом обязан императрице Екатерине Великой. Не случайно, что в собрании Тверской областной картинной галереи, находящейся во дворце, хранится интересная и разнообразная коллекция изображений Екатерины II. Она насчитывает более двадцати портретов - живописных и графических, созданных как известными художниками, так и мастерами, имена которых утрачены.
    Несомненно, жемчужиной коллекции является коронационный портрет работы Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795), уже многие годы украшающий постоянную экспозицию. Императрица изображена сидящей на троне, в окружении атрибутов царской власти - скипетра, державы, Большой короны.
    В собрании галереи хранится ещё несколько коронационных и просто парадных портретов Екатерины II работы неизвестных мастеров второй половины XVIII века, повторяющих наиболее популярные и распространенные иконографические образы того времени: это «вольнье», в основном, копии с оригиналов Ф.С. Рокотова, С. Торелли, А. Рослина, И.-Б. Лампи-старшего.
    Большое распространение в это время получили аллегорические композиции, изображавшие императрицу в качестве покровительницы государства, армии, флота, наук, искусств, торговли.
    К числу наиболее известных относится портрет-картина Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 - 1822) «Екатерина II в виде законодательницы в храме богини Правосудия» (1783). Две копии с этого произведения находятся в собрании галереи.
    Программа портрета, разработанная, скорее всего, архитектором Николаем Александровичем Львовым, была изложена самим Левицким так: «Середина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на олтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользы Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоностный орел покоится на законах и вооруженный Перуном страж рачит о целости оных. В дали видно открытое море, а на развивающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю». Портрет был принят современниками с восторгом.
    Уникальным памятником второй половины XVIII, возможно, единственным из сохранившихся памятников такого рода, является панно написанное в технике гризайли художниками М.А. Казаковым и И.И. Сержанцевым. Оно украшало Триумфальные ворота в Твери, возведённые благодарными жителями города к приезду императрицы. Это произведение, так же как и портрет работы Д.Г. Левицкого, прославляет просвещенного монарха, жертвующего своим покоем ради блага государства и подданных. На полотне Екатерина изображена стоящей у жертвенника Юпитера, бросающей на него цветок мака. От фигуры Юпитера, находящейся в глубине, к фигуре императрицы идет надпись: «ты радование и слава мое».
    Вторая половина XVIII века - время расцвета камерного портрета. В собрании галереи есть несколько изображений Екатерины II, относящихся к этому направлению. Два профильных погрудных портрета, восходят к оригиналу известного итальянского художника Пьетро Антонио Ротари (1707 - 1762), работавшего в России с 1756 по 1762 год. На одном из них сохранилась подпись копииста - Дмитрий Родионович Возницын.
    К лучшим образцам камерного портрета относится хранящаяся в галерее копия, выполненная академиком Петром Семеновичем Дрождиным (1745? - 1805) с портрета написанного с натуры в апреле 1787 года в Киеве, во время путешествия Екатерины в Крым, Михаилом Шибановым (? - 1789), который находится в качестве «Живописца Его Светлости», при Г.А. Потемкине. Государыня изображена на нём в дорожном костюме и высокой меховой шапке. Атрибуты императорской власти отсутствуют. На прекрасно смоделированном лице лежит печать усталости. Однако, в гордой осанке, в постановке головы чувствуется царственное величие.
    Путешествие в Крым вызвало появление целого ряда произведений искусств. В частности, оно послужило поводом к созданию Жаном Жаком Аврилем (1744 - 1831) гравюры «Екатерина II, путешествующая в своем государстве в 1787 году». Её сложная динамичная композиция, буквально «перенаселённая» фигурами реальных лиц, аллегорических и мифологических персонажей, окружающих сидящую в колеснице Екатерину, олицетворяет Триумф Императрицы.
    Среди графических изображений, относящихся ко второй половине XVIII века, можно выделить портрет выполненный в карандашной манере (техника гравюры на металле, позволяющая получать оттиски, напоминающие рисунок карандашом, сангиной, пастелью французским гравером Луи Бонне (1743 - 1793) с рисунка Жана Луи де Вели (1730 - 1804), французского живописца и декоратора, прожившего в России полвека; очень выразительный силуэт работы Ф. Сидо - одного из основоположников этого вида графики в России; гравюру резцом и пунктиром А.Д. Савинкова.
    К более позднему периоду относится известная гравюра Н.И. Уткина «Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке», выполненная с оригинала В.Л. Боровиковского, представляющая императрицу в образе «казанской помещицы».
    Интересен и гравированный на стали О. Маем портрет, изображающий Екатерину II в одежде, включающей элементы русского народного костюма (стилизованный кокошник, душегрея и т.д.). Он воспроизводит оригинал кисти известного датского живописца Вигилиуса Эриксена (1722 - 1782), работавшего в России с 1757 по 1772 год. Художник не состоял на официальной государевой службе, но с 1762 года являлся фактически придворным живописцем, исполняя многочисленные портреты самой императрицы и её приближенных. В письме к М. Гриму Екатерина сообщала, что Эриксеном выполнено около тридцати её портретов в разных позах и костюмах, в живописи, пастели, миниатюре и так далее. А известный историк русского искусства Я. Штелин писал в своих записках, что «самые похожие и самые законченные портреты её величеств сошли с мольберта Эриксена».
    Коллекция портретов Екатерины II в Тверской областной картинной галерее продолжает пополняться и в наши дни, причём не только работами старых мастеров. Недавно в собрание поступила картина известного современного петербургского художника Н.А. Сажина «Её императорское величество Екатерина II на фоне обновленного Российского герба» (1998). Эта работа впервые была выставлена в галерее в 2003 году в рамках «Выставки одного произведения» из цикла «Новые поступления», приуроченной ко дню рождения Екатерины II.
    
    Мария ГАВРИШЕНКО
    
    P.S. Самое уникальное произведение, аналогов которому нет - Панно с Триумфальной арки. Размер его 196 на 214,5 сантиметров. После проведения всех необходимых реставрационных работ, оно будет представлено тверитянам и гостям нашего города.

    Еженедельник «Караван+Я» благодарит за предоставленный материал заведующего научно-экспозиционным отделом Тверской областной картинной галереи Владимира Биберина.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru