Архив номеров



    ОН СМОТРИТ НА МИР С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЁТА

    Художник Александр Угланов пишет древнюю, ведическую Русь. На его полотнах - седобородые старцы, зеленоглазые русалки, высокие расписные терема. 3 декабря в московском Манеже открывается масштабная художественная выставка «Русь древнейшая». Угланов – один из пяти представленных там авторов.
    
    Александр Угланов живёт на окраине Твери в маленьком деревянном доме. Сейчас там ремонт, и узкая винтовая лестница, ведущая на чердак, стоит без перил. На чердаке мастерская художника. Здесь лампа дневного света, часы с кукушкой, кисти в жестянках из-под чипсов «Pringles». На полу живописные коряги, а на столе - сказки Пушкина и тома по истории Руси. И, конечно, всюду расставлены холсты. Угланов в просторной клетчатой рубахе, с бородой и мечтательным взглядом похож на доброго современного Бояна.
    
    БЫТ, РЕКЛАМА И ОЧЕНЬ ПРАВДИВЫЕ СКАЗКИ
    - У вас необычная фамилия…
    - Да, это древняя русская фамилия. У Даля «углан» - это и «внебрачный», и «шаловливый». А с другой стороны – человек, который любит одиночество, часто уходит в себя.
    - А вам что ближе: шалости или одиночество?
    Художник смеётся:
    - Наверное, сначала «пошалить», а потом это осмыслить. У меня вся жизнь строится по этой схеме, то же и с картинами.
    - А как это?
    - Сначала напишешь картину, а потом вдруг натыкаешься на её точное описание! Вот мне был интересен сюжет: змей соблазняет девушку, и я создал картину «Искушение». А потом прочитал, что, оказывается, был такой змей Улан – демон-искуситель, и жил он в дупле. А я и дуб изобразил, и дупло это. Хотя раньше про него и не слышал.
    - Как вы это можете объяснить?
    - Есть мнение, что художник в минуты вдохновения подключается к Космосу. Вот тогда лёгкость появляется, и ощущения такие непонятные, будто тебя направляет кто-то. На самом деле творчество – лучший способ отрешиться от всех реальных забот. Я, например, не очень люблю быт. Вот ремонт – это что-то кошмарное! Но по выходным заставляю себя спускаться в этот мир… материальный. Вначале сложно, а потом даже радуюсь, когда что-то получается. Отстранившись на время, можно посмотреть на свои картины свежим взглядом.
    - Вы с детства ощущали своё признание?
    - Нет, в школе и 3, и 4 получал по рисованию. Я домашнее задание по этому предмету часто не выполнял. На опросе, пока учитель доходил до буквы «У», успевал быстренько сделать рисунок. А в 74-м году в Твери открыли художественное училище. Я как раз 7-й класс заканчивал и решил попробовать туда поступить. За год до этого записался в изостудию к Людмиле Георгиевне Юга. Конечно, на экзамене рисунок у меня был относительный, а о живописи я вообще ничего не знал. Юга подсказала: побольше краски разливай, получится живопись. (Смеётся.) Я много краски разлил и поступил.
    - А что дальше?
    - Полгода я рисовал афиши в горсаду, а потом подался в рекламу. В середине 80-х «рекламные» рисунки делались на бумаге и наклеивались на стекло. Вот продовольственный магазин: на полосе – название, рядом какое-нибудь яблоко нарисовано. Сейчас, конечно, реклама гораздо красочнее. Раньше все было по шаблону.
    - Да, не самое веселое занятие…
    - Да. А потом я стал делать таблички для предприятий: «Директор», «Завхоз», «Склад». Вот где скука была! Просто выключал голову и делал. А по вечерам занимался графикой: благо для этого много места не надо: стол 2х2 метра, лист бумаги и тушь.
    - То есть творческий поиск был всегда?
    - Да, это и помогало не киснуть. Я участвовал в областных выставках со своими пейзажами и натюрмортами. Приносил и сказочные сюжеты, но к ним отношение было такое… несерьезное. А сейчас оказалось, сказка - это такой пласт огромный! Ведь таким способом древние люди рассказывали о реальных событиях и героях. Конечно, эти сюжеты Боян какой-нибудь приукрашал, но всё-таки сказка – это правда! Я всегда ищу там отголоски давних событий.
    - То есть по сказке можно изучать историю?
    - Да, тем более в русской истории много белых пятен. У нас отсчёт идёт с Рождества Христова, это всего 2000 лет. На самом деле наше время – это просто семечка, проросшая из седой древности. И та, прежняя цивилизация, была гораздо более развитой. Недаром все древние пирамиды построены на одной широте и долготе и направлены строго с севера на юг. Наши предки знали природу лучше, чем мы. Они стремились к знаниям духовным: постичь себя, понять, что ты стоишь в этой жизни. А современные знания в основном материальны: заработал – получил – купил…
    
    МАНЕЖ, АФИНЫ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО
    - Ваш коллега по цеху – известный тверской художник Всеволод Иванов…
    - Да, мы с Севой вместе учились, а в 90-х стали чаще пересекаться: у нас нашлась общая «ведическая» тема. Всеволод отлично знает историю, он мог бы даже преподавать эту тему. А я воспринимаю больше чувствами. Неосознанно что-то беру, а потом оказывается, что так всё и есть. Наша команда – это Всеволод, я, наш тверской «продюсер» Николай Николаевич и Юрий Михайлович Медведев, который организовывает выставки в Москве.
    - Вот повезло: одновременно и Юрий Михайлович, и Медведев!
    - Да. Подготовка к выставке – это всегда мандраж... Тем более если это - Манеж, вторая площадка страны. Я эту публичную суету не очень люблю, но, с другой стороны, по выставкам узнают художника. Громкая слава мне не нужна. Достаточно, чтобы знали: есть такой Угланов.
    - А в Грецию вы разве не за славой поехали?
     - Да, был в моей жизни такой период: восемь месяцев я жил в Греции, недалеко от Салоников. Занимался творчеством, сотрудничал с галереями. Мне хотелось увидеть мир, заработать больше денег. В Афинах я выставлял сюжеты из греческой истории: акрополь, афинский дворик, девушки собирают виноград… Но греки на это не реагировали. В этой стране сейчас популярна декоративная живопись, все эти украшательства. Там всё шикарно: машины, огромные дома, церкви. Но это не моё. Когда вернулся, упал на русскую землю и её расцеловал.(Смеётся.) Такой путь нужно многим проделать, чтобы оценить своих близких и свою родину. Здесь этого не понять. А там это чувство возникает, вот именно - патриотизм.

    ХОРОМЫ, БАННИК И ВЫСОКАЯ МИССИЯ ХУДОЖНИКА
    - Вы изображаете Русь древнейшую. Сами хотели бы жить в те времена?
    - Мне интересен период Гипербореи. Этот материк, разделённый четырьмя реками, когда-то существовал на месте северного полюса. Там жили четыре народа, в том числе и наши предки. Когда произошла катастрофа, оледенение, они двинулись в сторону современной России. Артефакты доказывают, что жизнь в то время была на очень высоком уровне. На Таймыре нашли огромную пирамиду. На дне Ледовитого океана нашли пирамиду. На Кольском полуострове – огромные каменные кубы, явно дело человеческих рук. Но почему-то эти моменты замалчиваются. А ведь тогда нашу историю можно было бы читать совсем по-другому! Как художник, я смотрю на все с высоты птичьего полёта. Я уверен, что наше происхождение – не на земле. А теория Дарвина просто унижает человека. Однако по привычной истории уже написаны диссертации, защищены степени, изданы учебники. Никто не даст рубить это под корень.
    - Как вы свои взгляды отражаете в картинах?
    - В каждом полотне «зашифрованы» знаки и символы, передающие мое понимание того времени… Сейчас я работаю над серией картин «Хоромы». Там главная идея: единство человека и природы. Это идея того, древнего времени. Раньше, чтобы построить хоромы, долго выбиралось место: здание должно было гармонично вписываться в окружающий ландшафт, дополнять и украшать собой местность. Эта ниточка проходит через все мои картины: человек должен любить природу и воспевать её. У того человека, ведического, всё было одухотворено. Банник, домовой – везде присутствовала какая-то душа. Это заставляло людей по-другому относиться к природе, и это было правильно.
    - В каком цвете вы представляете древнюю эпоху, а в каком – современную?
    - Мне то время кажется очень красочным. Вот хоромы – это пышность, красота, пир души. И наше время – не черное, хотя на нас льется большой поток негативной информации. Но нам дано сейчас это время, и мы в силах сами сделать его ярким – достаточно просто заглянуть внутрь себя. А та эпоха ушла от нас очень далеко. Она превращается в сказку. Мы, художники, связываем эти две эпохи и открываем миру историю наших пращуров. Если люди посмотрят на картину и что-то изменится в их восприятии русской истории – значит, наша миссия выполнена.
    
    Любовь КУКУШКИНА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru