Архив номеров



    В ТВЕРИ ПРОБЛЕМА УТИЛИЗАЦИИ МУСОРА РЕШИТСЯ ЧЕРЕЗ ГОД

    Приближается зима. Первое, что вспоминается от прошлого холодного сезона - невыносимая вонь над городом со смердящей городской свалки. Еженедельник «Караван+Я» первым начал бить тревогу. Мы проводили «круглые столы», своими статьями практически в каждом номере пытались вместе со специалистами и экспертами найти пути решения и предотвратить надвигающуюся экологическую катастрофу. Не без наших усилий удалось добиться того, что со своей должности был снят тогдашний руководитель МУП «САХ» Сергей Котельников. Прокуратура приняла решение о закрытии свалки. Но появилась другая проблема - где будет новая свалка, и главное - как сделать её цивилизованным полигоном?
    На прошлой неделе тверская делегация посетила мусороперегрузочную станцию Владимира, где смогли собственными глазами убедиться в том, что нет ничего невозможного в деле утилизации отходов.
    Вот уже восемь месяцев во Владимире каждые 15-20 минут красные самосвалы забирают содержимое уличных контейнеров и увозят его на мусороперерабатывающий завод. Здесь, на конвейерной линии, весь этот хлам тщательно сортируют по фракциям: гофрокартон, макулатура, плёнка, пластиковые бутылки, стеклобой, алюминиевые банки. Тонны разнообразных отходов после такой переборки превращаются во вторичное сырье.
    Всё, что кому-то в одночасье стало ненужным, здесь способно обрести иную форму и ещё послужить людям. На свалку же везут лишь так называемые «хвосты» - отходы, которые пока не подлежат переработке. Да и эти «хвосты» после сортировки и прессования выглядят уже не так ужасающе: на полигон они попадают в виде брикетов, которые укладываются в мусорный котлован аккуратным слоем, засыпаются землей и утрамбовываются бульдозером. В итоге - нет «полиэтиленовых небоскребов», горы мусора и копающиеся в них бомжи уже стали вчерашним днем. Свалка благоустроена и приведена в порядок. Более того, при самом въезде на её территорию взору открывается ландшафтный дизайн: анютины глазки, маргаритки, декоративные хризантемы высажены в виде красно-желтого мусорогруза.
    - С моей точки зрения, во Владимире очень хорошо решен вопрос логистики, - говорит Шамиль Садеков, директор МУП «Тверьспецавтохозяйство». - У них простой заполненных баков в пять минут считается ЧП. Здесь совершенно четко понимают, где слабые стороны, где убирается территория, где нет. И исходя из этого разработан оптимальный маршрут движения уборочной техники. Кроме того, в настоящее время завод решает вопрос ценного вторсырья. Сегодня его выборка составляет только 20%, но есть возможность повысить эту цифру до 80. Несомненно, мы воспользуемся опытом владимирских коллег.
    Как известно, существующая сегодня под Тверью свалка не только не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, но и вполне реально отравляет жизнь тверитян. 26 июня этого года народному терпению настал конец. По решению суда, срок работы свалки продлили, но все же к 2012 году тверская городская свалка, которая находится на своем нынешнем месте еще с довоенных времен, должна быть закрыта.
    А это значит, что у власти на строительство мусороперерабатывающего завода, решение о котором было принято еще в 2007 году, осталось всего… 15 месяцев. Владимиру хватило и шести, чтобы организовать данный процесс с нуля. Тверь надеется запустить производство не менее быстро: к концу лета - началу осени 2011 года.
    Планируется, что будет создан универсальный комплекс, на балансе которого расположатся полигон, мусоросортировочная и мусороперестроечная линии, плечо доставки.
    Пункт перегрузки будет находиться в черте города: предположительно на территории ПТП-1, что на улице Шишкова. Сортировка будет происходить тоже по фракциям. С учетом экологической и экономической составляющих: алюминий и пластик, к примеру, хорошо расходятся на рынке и как нельзя лучше подходят для повторной переработки. Прочие же отходы нужно будет отбирать особым способом, чтобы не допустить горения на полигоне, который должен разместиться на территории Славновского сельского поселения Калининского района.
    Естественно, жители близлежащих деревень (а это около тысячи человек) новому полигону не сильно рады. Их можно понять. Люди боятся, что полигон будет напоминать действующую ныне свалку, с мусорными горами и полной антисанитарией.
    - Ничего похожего на свалку в районе Славного и в помине не будет, - уверяет Андрей Самойлов, представитель инвесторской компании «МЕЖТОПЭНЕРГОБАНК», заместитель руководителя проекта. - Это совершенно другой проект, обдуманный, успешно опробованный другими регионами. Здесь будут применяться абсолютно иные технологии. Отходы отбираются по категориям и проверяются на возгораемость. Кроме того, мы установим пресс, уплотняющий мусор. За счёт этого кислород будет высвобождаться. Меньше плотность, меньше пустот, меньше кислорода: огню негде распространяться. И ещё: тех 40 гектаров, которые планируются под размещение полигона, хватит надолго. Примерно на 80 лет вперед способна решиться «мусорная проблема» Твери.
    В настоящее время авторами проекта ведутся геологические работы и изучается воздействие полигона нового уровня на окружающую среду. Через две недели соответствующие заключения вынесут на суд общественности.
    Жителей волнует близость предполагаемого полигона к поселению. Но по СанПиНу допустимая норма - километр, здесь же до нового полигона будет два км. В принципе, этот вопрос отпадает сам собой.
    Беспокоит граждан и состояние грунтовых вод. По проекту «тело» полигона не должно доходить до них 2 метра. Проведенные же в Славном исследования показали, что здесь грунтовые воды протекают на уровне 10 метров. Как говорится, копать не перекопать.
    Запах, спросите вы? Проектировщики утверждают, что на тех современных полигонах, которые они посетили за время изучения мусороперерабатывающих технологий, каких-либо запахов не было вообще.
    Пользуясь моментом и находясь на территории рекультивируемой свалки Владимира, в поисках истины мы решили отправиться в близлежащее от неё село. По иронии судьбы деревня называлась Ново-Александрово (почти наша Александровка, подумали мы) и располагалась в 700 метрах от полигона. Спросив про возможные неудобства у продавщицы местного магазина, мы долго слушали её возмущенную речь про радиацию и пожелтевшую в связи с этим листву на кронах деревьев. А потом удивленно спросили: «И это от свалочного полигона?» - «Да нет же, от военного. Он тоже рядом».
    У нас в Славном военной базы, кажется, нет никакой. А значит, радиация и прочие ужасы, связанные с ней, жителям не грозят. Наоборот, у города появляется шанс выйти на европейский уровень решения проблемы.
    Но пока неясно, что тверские власти планируют делать с нынешней свалкой после её официального закрытия? Понятно, что гнить, гореть и вонять сама по себе она будет еще лет сто. Надеемся, что и эту проблему мы сможем решить. Наверняка и такой опыт в соседних регионах уже имеется.
    
    Екатерина НОВАКОВСКАЯ



    Тверские автоперевозчики вернулись с Всероссийской конференции, посвящённой транспортному развитию, которая проходила в Липецке.
    Тема конференции: «Внедрение новых технологий на автомобильном и городском пассажирском транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, интеграция с системами обеспечения безопасности».
    Тверскую область представляли участники Некоммерческого Партнерства «Тверской автотранспортный союз»: исполнительный директор НП «ТАС» Владимир Густов, генеральный директор ОАО «Тверьавтотранс» Александр Рукавишников, директор МУП «ПАТП-1» Сергей Коршунов и руководитель МУП «Городской электрический транспорт» Юрий Миненко.
    В ходе конференции обсуждались вопросы государственной политики в области обеспечения безопасности функционирования транспорта, реформирования городского пассажирского транспорта с использованием инновационных технологий, безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
    Своими впечатлениями о прошедшей выставке рассказывают тверские участники.
    Исполнительный директор НП «ТАС» Владимир Густов:
     - На конференции мы получили большой объём информации о том, что ожидает автопредприятия в ближайшее время. Самые болезненные приходятся на транспортное законодательство. Прежде всего, изменения касаются оборудования автобусов тахографами на всех маршрутах. В настоящий момент тахографами по законодательству оснащён только транспорт междугороднего и международного направления. Но это не единственное изменение, связанное с тахографами. Законодатель хочет, чтобы все аналоговые аппараты были заменены цифровыми. Кроме того, в ближайшее время будут внесены изменения в федеральный закон о транспортной безопасности, в соответствии с которыми на автоперевозчиков будут возложены обязанности по проведению мероприятий, связанных с обеспечением безопасности пассажиров на общественном транспорте. В том числе и проведение экспертиз уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, оборудование транспортных средств спутниковыми системами типа ГЛОНАСС. Ну и логично, что перевозчикам придётся заключать договора со специализированными охранными организациями, так как своими силами отслеживать оперативную обстановку на всех объектах транспортной инфраструктуры - нереально.
    В связи с этими изменениями будет меняться и Уголовный Кодек РФ, в котором будет установлена уголовная ответственность руководителям автотранспортных предприятий за несоблюдение транспортной безопасности. То есть в случае совершения теракта на транспорте, виновный будет уже найден. Возникает вопрос - а чем должны заниматься правоохранительные органы, если автоперевозчики, у который главная обязанность - перевезти пассажира из пункта А в пункт Б, занимаются обеспечением личной безопасности этого пассажира? К сожалению, в сегодняшней ситуации, когда предприятия с трудом сводят концы с концами, дополнительное финансовое бремя, связанное с исполнением этих требований, приведёт либо к увеличению тарифа на проезд (то есть финансовые затраты лягут на плечи пассажиров), либо к тому, что государству придется формировать целевые программы по дополнительному финансированию автотранспортных предприятий (в этом случае нагрузка ложится на местные бюджеты). В другом случае предприятиям не справиться, так как финансировать новшества неоткуда.
    Директор МУП «ГЭТ» Юрий Миненко:
    - Впечатления от конференции положительные, такие поездки всегда приносят много пользы, так как можно узнать опыт других муниципальных образований не только в решении общих для транспорта проблем, но и о новинках отрасли. Конечно, Липецк с Тверью сравнивать было бы неправильно - там другие условия, больше финансовых возможностей. В Липецке действительно внедряют новые технологии, властью реализуются программы по эффективному использованию транспорта. В Липецке в общественном транспорте используются валидаторы, люди пользуются электронными картами, ведётся учёт льготников. В свое время и у Липецка были большие проблемы с транспортом, как в Твери сейчас. Им пришлось сократить часть трамвайных маршрутов, были оставлены только магистральные пути. Этот вид транспорта со временем не приобрел большей популярности, чем у него была, однако администрация прикладывает усилия, чтобы сохранить трамвай, так как он является экологически чистым и безопасным. В Твери общественный транспорт в плачевном состоянии, предприятия транспорта не зарабатывают, а сводят концы с концами. Но позитивный опыт соседей, надеюсь, поможет реализовать наши планы по сохранению общественного транспорта несмотря ни на что.
    Директор МУП «ПАТП-1» Сергей Коршунов:
    - Поездка оказалась в значительной степени полезной. Больше всего, конечно, впечатлило отношение муниципальной власти к своим автотранспортным предприятиям. При таком же тарифе за проезд как в Твери - 10 рублей, - автопредприятиям компенсируют выпадающие доходы. За счёт этих средств предприятия могут проводить реконструкцию предприятия, внедрять новые технологии. За год муниципальным автобусным предприятием было закуплено 170 больших автобусов. На линию ежедневно выходит более 200 автобусов, штат насчитывает около 1500 человек. Это совершенно иная ситуация, нежели та, которую мы наблюдаем дома, в Твери. Надо сказать, что большинство муниципальных образований формируют программы поддержки общественного транспорта, скажем, как в Липецке компенсируют выпадающие расходы, либо увеличивают полную стоимость ЕСПБ, либо как-то иначе выстраивают механизм финансовой поддержки общественного транспорта. Руководители администраций городов приходят к логичному заключению, что нужно распределять маршруты на конкурсной основе, выбирая действительно сильнейшего игрока. Администрация Твери в этом году также закупила для предприятия автобусы в количестве 14 единиц, но эта цифра не сопоставима с 170 новыми автобусами.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru