Архив номеров


    Согласно данным социологических опросов, 65 процентов россиян считают профессию учителя непривлекательной. Только 22 процента назвали её престижной. Увы, но это правда - в последние годы престиж профессии учителя неуклонно снижался.
    Сейчас власть, общество многое стали делать для того, чтобы эта профессия снова стала уважаемой. Однако понадобится время. Дело ведь не только в материальном стимулировании. Сегодня школьные учителя, даже молодые, начинающие, получают иногда не меньше вузовских преподавателей. Особое значение для педагогов всегда имела атмосфера уважения, почтения, которая была характерна для лучших учебных заведений, а также (что тоже очень важно) возможность творческого роста.
    О том, что должно поменяться в современной школе, чтобы слово «учитель» стало синонимом успешности, мы разговариваем с человеком, чьё первое образование – педагогическое. Долгое время он возглавлял Департамент образования Тверского региона, и сейчас, будучи главным областным финансистом, он не оставляет без своего внимания эту отрасль. Наш собеседник - заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак
    - Алексей Анатольевич, так почему, как вы думаете, профессия учителя перестала быть престижной?
    - Я бы так не сказал. На мой взгляд, здесь дело не в учителе, а в отношении к институту образования в целом, в его устроенности в новой идеологии успеха. Если раньше успешным считался тот, кто работал большим чиновником ЦК КПСС, то сегодня тот, кто зарабатывает приличные деньги. В те годы школы и институты решали по большому счету только одну задачу - они готовили человека к научной деятельности. Поэтому сегодня советская школа просто неприемлема в массовом порядке, это просто невозможно. Сегодня появились другие ценности - ценности капитала, частной собственности. И отношение к институту образования сильно изменилось, потому что в определённый момент все решили, что у нас про всё можно договориться: и про корочку-аттестат, диплом, про рабочее место и, соответственно, доход. Наверное, для первого этапа не очень цивилизованного накопления капитала, который присутствовал в разные времена во всех странах, это, может быть, и нормально. А вот для уже зрелого демократического общества - это ненормально.
    Существует ряд зарубежных исследований, которые подтверждают, что образование является главным дифференцирующим фактором, который влияет на будущий доход человека. Поэтому на Западе составляют рейтинги вузов, которые построены только на одном показателе - какой годовой доход получают в течение пяти лет выпускники.
    - Вы сами сказали: современная успешность - это способность к зарабатыванию денег. Наши учителя в этом плане отнюдь не состоятельные люди.
    - А школьный учитель никогда не был богатым человеком. В советские годы он зарабатывал 120-130 рублей, что уступало в размере зарплате инженера. Но к сожалению, именно сейчас получилось так, что перед учеником стоит, с точки зрения общества, не очень успешный, не богатый человек - учитель. Но это не значит, что авторитета к конкретному преподавателю нет. Пропадает авторитет к институту образования. Ведь на самом деле слово «учитель» - крайне ёмкое. Это гуру. Но внешние обстоятельства сложились так, что нечем стало удерживать это название.
    - Насчёт утраты авторитета к самому образовательному институту - согласна. Современная школа, увы, стала славиться не качеством знаний, а количеством так называемых поборов с родителей.
    - Учительство было вынуждено сориентироваться в новой экономической ситуации, таким образом и появилось большое количество «серых» схем зарабатывания денег. Конечно же, это не прибавляло авторитета профессии. Нам вообще сложно принять тот факт, что в процессе взращивания молодых есть что-то коммерческое. И наше общество не может к этому привыкнуть. Но при этом я точно знаю - у нас есть совершенно удивительные учителя, которые пользуются большим авторитетом как среди детей, так и среди их родителей. К ним приходят через много лет и говорят спасибо. Поверьте, таких учителей очень много.
    - Как в таком случае изменить отношение общества к школе, и что, в свою очередь, должна сделать школа?
    - Мне кажется, что последние лет пять мы достаточно активно пытаемся что-то изменить в лучшую сторону. Сошлюсь на собственный частный пример. Я своему ребенку пытаюсь объяснить, что для неё детский сад - это работа. Не знаю, насколько это правильно. Но отношение молодого человека к школе должно быть как к месту, где он, конечно же, не зарабатывает деньги, но он зарабатывает свой авторитет. И это зарабатывается не тем, что ты списал, не тем, что мама там за тебя договорилась, а только тем, как конкретно ты сработал. Человек должен понимать, что его личный успех зависит от того, как он учится.
    В свою очередь сама школа должна понять, что содержание предмета является лишь средством. Для примера давайте вспомним такие предметы как химия, физика, биология. Вряд ли кто из успешных, состоявшихся в других сферах людей сможет по прошествии лет десяти после школы решить хотя бы одну контрольную. И президент банка, и известный актёр, и руководитель какого-нибудь машиностроительного холдинга абсолютно точно получат двойку. Это значит, что целью обучения было другое: на содержании конкретного предмета научить человека решать задачи в самых разных отраслях, которые будут применимы в дальнейшей жизни.
    Я уже выступал с инициативой переписать задачки по математике. Ну почему мы до сих пор решаем их на примере наполняемости абстрактного бассейна? Почему мы то же самое не можем решить на примере, допустим, кредитного банковского соглашения? Это точно пригодится в жизни. Почему на уроках по теории вероятности мы не решаем задачки на примере выборов? У нас уже народ не особо понимает, зачем вообще ходить на эти выборы. Так давайте по теории вероятности им это объясним. С одной стороны, это простая учебная задача, а с другой - то, что будет необходимо в жизни.
    - Что конкретно делается администрацией области для повышения хотя бы материальной составляющей профессии?
    - Администрация Тверской области предпринимает ряд шагов, чтобы в материальном плане вывести эту профессию из аутсайдеров: это и стимулирующая система оплаты труда, гранты, конкурсы, другие поощрения. У нас порядка 15 процентов регионального бюджета идет только на образование. Согласен, что этого недостаточно. Но многократно и сразу увеличить заработную плату - нереально и невозможно. Наши расходы на образование соответствуют темпам развития экономики.
    - Каким образом 83 Федеральный закон, о котором сегодня так много говорится, повлияет на учителя, улучшит его финансовое состояние?
    - Уже сейчас успешный учитель имеет возможность самореализовываться, в том числе и финансово. Премии учителей в рамках фонда стимулирования достигают 100 тысяч рублей в год. На самом деле 83 Федеральный закон - это закон, который определяет возможности. Он позволяет школе легально зарабатывать деньги, не роняя тем самым имидж учителя. Если раньше внебюджетные доходы школы уходили в муниципальный бюджет, теперь эти деньги остаются в школе. Это разве плохо? Если ты факультативно преподаешь японский язык, средства, полученные от этой услуги, пойдут либо на оплату труда учителя, либо на оплату коммунальных услуг, на приобретение нового оборудования, на премии.
    В заключении я хотел бы сказать: у меня большое количество родственников: мама, папа, бабушки, дедушки - преподаватели. Они все очень успешные люди. Когда мы говорим об отношении к учительству, я не могу понять, как можно быть не успешным учителем, потому что у меня перед глазами были другие примеры. Нет большего счастья в жизни, чем заниматься любимым делом. Но им нужно заниматься от начала до конца с полной отдачей. А в этой профессии особенно нельзя быть средним. Учитель всегда должен быть только лучшим для своих учеников.
    
    Марина ГАВРИШЕНКО
    
    Уважаемые учителя, воспитатели, работники образовательных учреждений, ветераны педагогического труда!
    Поздравляю вас с Днем учителя!
    Всю жизнь мы с теплотой и благодарностью вспоминаем своих учителей - внимательных и требовательных, строгих и заботливых, помогавших нам постигать знания и причастных к нашим первым победам. Своим каждодневным трудом вы определяете судьбу многих поколений.
    Спасибо вам за доброту и душевную чуткость, за беспрецедентную преданность выбранному делу! Тверская область по праву гордится своими педагогами!
    Искренне желаю вам новых творческих достижений, уверенности в своих силах, здоровья и благополучия! И пусть улыбки детей - самая главная награда за ваш благородный труд - сопровождают вас на всем протяжении жизненного пути!
    
    Заместитель губернатора Тверской области Алексей Каспржак




    65 ЛЕТ НАЗАД, 2 СЕНТЕБРЯ 1945 ГОДА, ЗАВЕРШИЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.

    В этот день был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Верховный Совет СССР объявил 3 сентября «Днем всенародного торжества - праздником Победы над милитаристской Японией». Указ никем не отменён, но почти сразу забыт. Лишь в июле 2010 года принят новый закон, устанавливающий новую памятную дату - «2 сентября - День окончания Второй мировой войны».
    
    «Парламентское обсуждение нового праздника даже на фоне 65-летия Победы подавалось как отклик на локальную инициативу дальневосточников-сахалинцев или ветеранов флота», - говорит мой собеседник политолог Борис Подопригора, недавно побывавший во Владивостоке. По словам Бориса Александровича, парадокс состоит в том, что последние бои победоносной для нас Второй мировой войны мы не то чтобы забыли, но как будто бы их стеснялись.
    
    РАЗГОВОР ОБ ЭТИХ «СТРАННОСТЯХ»…
    пожалуй, актуальнее очередного подытоживания главной войны ХХ века.
    Борис Подопригора говорит:
    - Дальневосточная же кампания СССР по стратегическому замыслу и обеспечению, пространственному размаху и темпам нашего наступления, соотношению потерь не имеет аналогов в военной истории. Управление этой беспрецедентной воздушно-наземно-морской стратегической операцией соответствовало идеальной формуле военного планирования: «бить врага малой кровью и на его территории». Наступление Красной Армии велось в полосе 4430 километров, что равняется расстоянию от Северной Норвегии до Южной Греции. Отдельные фрагменты операции и по сей день кажутся фантастикой. Так, 6-я гвардейская танковая армия Забайкальского фронта за первые три дня наступления прошла 450 км и притормозила лишь из-за отставания тылов. Впервые при столь масштабной операции численность наступавших - около 1,2 миллиона и оборонявшихся до одного миллиона - была сопоставимой, а не 3 к 1, как того требует военная наука. Ею не то что пренебрегли, но большинство красноармейцев уже познали вкус победы в Европе. Их не нужно было ни обучать, ни мотивировать.
    Почему же столь успешной войне отводилось полстранички в школьных учебниках истории?
    - Начнём с глубинных, во многом мифологических причин. Историография, а заодно и «философия победы» во второй мировой формировалась в СССР при подчёркивании особо жертвенного вклада наших соотечественников, ставших основой антигитлеровского фронта. На этом фоне относительно бескровная для нас победа над Японией оказалась лишённой пафосно-трагического ореола Великой Отечественной. Не только в научном, но и «народном» представлении мы «победили как-то не так».
    Отсюда во-вторых: событийный ход всей дальневосточно-тихоокеанской кампании вызывает ряд разнообразных вопросов и у нас, и к нам. Даже на пике холодной войны мы признавали не меньшую роль США в победе над Японией, чего лишний раз делать не хотелось. 2 сентября её капитуляцию принимал даже не командующий советскими войсками, а представитель Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе Макартура генерал-лейтенант Кузьма Николаевич Деревянко.
    Та же конфронтационная эпоха надолго утвердила международное восприятие второй мировой по формуле: «Москва завоёвывала, Запад освобождал». Или - чуть примирительнее: «В Европе победили союзники, на Востоке - англо-американцы». В этих условиях политически гипертрофировался непреложный факт советского наступления на японские владения с последующими территориальными приобретениями СССР. Мы слишком долго искали, что, кроме встречных лозунгов, противопоставить японскому самооправданию, помноженному на западный информационный менеджмент. А тем временем весь мир уверовал, что «Токио проиграл войну из-за американского превосходства и русского вероломства». Не самая последовательная политика Москвы в отношении Южнокурильских островов /«вообще-то они наши, но два из четырёх можем и отдать»/, информационные потери от 30-летней конфронтации с Пекином и Сеулом, как и застарелая боязнь открытой полемики поставили нас в оборонительную позицию по целому ряду дальневосточных сюжетов. Поэтому и про август 45-го мы долгое время вспоминали скороговоркой.
    Имеет ли эта позиция свои плюсы?
    - Конечно. Не только в академических, но и политических кругах стран тихоокеанского бассейна - это не только Япония и Китай - жива «инерция памяти»: «когда Вашингтон действует совместно с Москвой, любой третий - лишний». Или - что весьма популярно в китайских, да и южнокорейских аудиториях: «Американцы воевали с Японией почти четыре года, а русские справились с ней за три недели». Кстати, большинство японцев ситуативно признают, что основной причиной капитуляции Токио стало вступление в войну СССР, а не атомные бомбардировки, о которых армия по существу не знала. Ибо «Япония могла сопротивляться столько, сколько просуществовали бы её сухопутные силы». А квантунская армия, сдавшаяся, что ни говори, нам, а не американцам, считалась главной надеждой Токио. К тому же 50-тысячные потери американцев на Окинаве показали, что их пехота менее успешна, чем авиация и флот, и что собственно Япония может превратиться в зону нескончаемой партизанской войны. Во всяком случае японцы в сравнении с американцами были более готовы к войне на истощение. И это ставит точку в споре о значении нашего вклада в победу.
    Назовем и третью причину «избирательности» нашей памяти. С укреплением позиций Н.С. Хрущева не только в научных, но главное - в военно-политических кругах Советского Союза на полвека возобладали участники и исследователи европейских сражений. При этом главный герой войны с Японией маршал Василевский отошёл от активных дел в немалой степени из-за репутации главного любимца Сталина. По сходной причине уже в новой России пытались откреститься от дня победы над Японией: ветеранам, мол, хватит и 9 мая, поэтому не будем прославлять ещё одну победу с профилем Сталина на медали…
    Трактовка эпизодов 65-летней давности нам важна не только как событийная канва одной из самых эффективных, а заодно и наглядных военных кампаний за всю историю страны. Ими задаётся правовая база сегодняшнего мироустройства в азиатско-тихоокеанском регионе. Здесь-то мы победили умением, опытом, а не числом и заградотрядами.
    
    Подготовил Александр ХАРЧЕНКО


----->
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru