Архив номеров



    ПОЧЕМУ ДЛЯ ТВЕРСКИХ МУСУЛЬМАН УРАЗА – БАЙРАМ НАСТУПИЛ ДНЕМ ПОЗЖЕ?

    9 сентября большинство мусульман всего мира отмечали большой праздник Ураза-байрам, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. Этот светлый праздник нравственного совершенствования, стремления человека к благочестию отмечается с 624 года, и по преданию именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник разговения продолжается три дня. В это время принято посещать могилы родных и близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.
    Начинается Ураза-байрам с утренней молитвы в мечети, и после проповеди и совершения намаза правоверные мусульмане садятся за праздничный стол, главным блюдом которого является мясо. Многие тверские мусульмане пришли в этот день к Тверской соборной мечети для того, чтобы встретить этот большой праздник по всем канонам ислама.
    Но каково же было их удивление, когда недавно назначенный имам Тахир – хазрат сообщил им, что празднование Ураза-байрама переносится для них с 9 на 10 сентября, хотя в Москве, Казани и большинстве других российских городов отмечали его 9 сентября. Те же, кто не знал об этом заранее, уже разговелись, совершив, тем самым, невольный грех. Почему произошло такое разночтение в датах, и как тверские мусульмане встретили праздник разговения, мы решили поинтересоваться у руководителей некоторых диаспор и общественных организаций. И вот какие получили ответы.
    
    Фарид Батыргареев, заместитель председателя Мусульманского религиозного общества Твери:
    - Конец священного для мусульман месяца Рамадан, время поста и воздержания, заканчивается с лунным месяцем, который продолжается 29 с половиной суток, и появлением на небе тонкого серпа нового полумесяца. Поэтому Дата наступления Ураза-байрам определяется как с помощью телескопов, так и невооруженным глазом, когда мусульмане во многих странах мира стремятся накануне вечером разглядеть на небе молодой полумесяц.
    В четверг, 9 сентября, Ураза – байрам отметили мусульмане Европы, Ливии, Ливана и Турции. А 10 сентября – жители Саудовской Аравии, Катара, Египта и некоторых других странах Ближнего Востока, лежащих на других широтах. Точную дату наступление этого праздника для каждой конкретной страны определяют заранее астрономы и специальные религиозные комиссии, но в их методиках есть некоторые разночтения.
    В России решение о дне празднования Ураза – байрам принимает Совет муфтий, но последнее слово остается за теми, кто отвечает в своем городе или регионе за свою умму – религиозную общину. В этом году имам Тверской соборной мечети Тахир-хазрат определил дату наступления Ураза-байрам 10 сентября, и те правоверные, которые регулярно ходят в мечеть об этом знали.
    Но даже те мусульмане, которые по неведению стали отмечать праздник разговения днем раньше, особого греха не совершили. Главное, чтобы три дня праздника стали для них, как предписывает Коран, временем совершения добрых дел и подведением итогов месяца Рамадан, когда каждому мусульманину предоставлялась возможность усовершенствовать свою душу и усмирить мирские страсти посредством соблюдения поста.
    
    Марат Бахтиев , председатель башкирско - татарской национально-культурной автономии Тверской области:
    - Прежде всего, хочу поздравить всех мусульман нашей области с наступившим священным праздником Ураза – байрам, очередным важным этапом в духовной жизни каждого правоверного. Пусть он будет отмечен добрыми делами в отношении своих друзей и соседей, вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Мы живем в светском государстве и об этом надо помнить.
    Что же касается переноса даты наступления этого праздника, то думаю, это не суть важно. Тот факт, что два из трех дней Ураза-байрама пришлись на субботу и воскресенье даже радует. Главное, чтобы эти разночтения в определении даты наступления праздника разговения не вносили раскол в мусульманское сообщество, не делили его членов по принципу землячества. Думаю, что все здравомыслящие люди с этим согласятся.
    
    Шухрат Мовланов, председатель узбекской национальной диаспоры Твери и Тверской области:
    - Наша общественная организация объединяет узбеков, проживающих во всех пяти среднеазиатских республиках, в том числе, и часть таджиков. И было очень больно смотреть на людей, которые приехали 9 сентября из разных уголков нашего региона в Тверскую соборную мечеть на праздничную молитву, и с удивлением узнали, что праздник Ураза-байрам не состоится.
    Почему? Потому что служители нашей тверской мечети решили перенести его на 10 сентября. Чем они руководствовались при этом? Вразумительных объяснений по этому поводу люди так и не получили. Нам говорили о каком-то звонке из Мекки, и интрига по поводу даты празднования Ураза-байрама для тверских мусульман сохранялась вплоть до 8 часов утра 9 сентября. Справедливости ради надо сказать, что накануне в мечети нас предупреждали о том, что дата уточняется.
    Но почему, в конечном итоге, нужно было противопоставлять Тверь Москве и Казани, где праздник разговения начался 9 сентября? Что мог решить один день? Или для Твери в Мекке сидят одни советники, определяющие дату, а для Москвы другие? Перенос праздника - вопрос очень щепетильный, затрагивающий интересы многих людей. Для тех, кто преодолев большие расстояния приехал 9 сентября в Тверь, праздник был испорчен еще и тем, что имама мечети на месте не оказалось, он срочно уехал в Москву. Многие мои земляки, трудовые мигранты, за месяц до праздника договаривались со своими работодателями об отгуле с тем, чтобы встретить праздник, как и подобает правоверным мусульманам, с молитвы в мечети.
    И что же? По сути, им просто наплевали в душу, лишив праздника. Многие, я честно скажу, плакали, стоя у мечети. Я считаю, что пора заканчивать с географической и астрономической путаницей, пока она не завела нас в тупик и не привела к далеко идущим последствиям. Думаю, Аллах не разгневался бы, увидев, что тверские мусульмане встречают праздник Ураза-байрам вместе со своими московскими братьями по вере. Тем более, что полумесяц появился на небе одновременно и для нас, и для них. Наоборот, только возрадовался бы этому. Я считаю, что в будущем году подобных обид и недоразумений быть не должно. Играть на вере людей, руководствуясь при этом своими личными амбициями или какими-то другими соображениями, просто не допустимо.
    
    Светлана АВДЕЕВА



    Никогда бы не подумал, что на двухчасовом заседании людей в галстуках на тему инноваций-модернизаций можно не уснуть. Но недавно друзья затащили меня в Завидово на всероссийский форум "Умное производство". Погода была отвратительная, и очередной дождь пришлось пережидать на "круглом столе", где серьезные дядьки обсуждали вопрос: как нам родить свой собственный "Сапсан"?
    Дело вот о чем. В Твери уже 112 лет скорее жив, чем мертв, огромный вагоностроительный завод (ТВЗ). В лучшие времена на нем работали 10 тысяч человек, теперь - на порядок меньше. Сюда же нужно добавить еще 200 предприятий-поставщиков разного калибра. Итого - огромный кластер, заточенный под производство вагонов, почти четверть промышленного производства области. В 2008 году эта армада произвела 1200 вагонов, в 2010-м - вдвое меньше, хотя на ТВЗ дважды приезжал Путин и давал много денег. В результате падения производства вагонов бюджет недополучает налоги, а трудящиеся - рабочие места. В общем, хреновая ситуация на ТВЗ. По крайней мере, если бы в моем семейном бюджете были те же показатели, я б уже давно бегал по потолку и пытался хоть что-то изменить.
    Но в случае с тверским вагоностроением бегает по потолку почему-то не бизнес, а региональная власть. По крайней мере, руководство ТВЗ пришлось чуть ли не силком затаскивать на этот "круглый стол". А когда открыл рот его ведущий - заместитель губернатора Тверской области Анатолий Боченков, я сначала подумал, что ослышался. Это был тот невероятный случай, когда власти прямо так и заявили бизнесу: "Чего изволите?" Если быть точным: "Проблемы завода - это проблемы области. Мы готовы лоббировать ваши интересы на любом уровне - вплоть до Путина и даже Ангелы Меркель. Только объясните, что вам надо для успешного развития".
    - Нам нужны заказы от РЖД, - ответил директор ТВЗ Александр Василенко. - Это единственный наш заказчик.
    И все, что он говорил на протяжении следующих двух часов, сводилось к нехитрой логике: мы - огромное предприятие, поэтому государство обязано нас загрузить.
    - Но мы больше не можем ходить в правительство с одним и тем же лозунгом: "Дайте!", - возразил заместитель губернатора. - Мы должны предложить новые идеи, предъявить какие-то амбиции.
    Тишина. Пятый класс, конец четверти. "К доске выходит..."
    - В стране назревает развитие скоростного железнодорожного сообщения, - начинает подсказывать Боченков. - Немцы уже поставляют нам "Сапсаны". В Сочи скоро будут ходить электрички нового поколения. Понятно, что мы не в силах конкурировать с Siemens или Bombardier. Но мы можем вписаться в этот процесс. Зарубежные производители вагонов активно ищут возможности локализации производства в России. Это одно из условий сотрудничества с ними РЖД. А у нас в регионе есть все, что для этого нужно. Нам есть, что предложить европейцам. Ну?
    - Сотрудничая с зарубежными поставщиками, РЖД загоняет себя в зависимость от них, - на рациональное предложение власти еще один представитель вагоностроительного бизнеса ответил патриотическим монологом. - Что такое "Сапсан"? Это разработки Siemens 20-летней давности. Но даже для эксплуатации этих составов в полную силу нужны высокоскоростные магистрали. Пока их в России нет, не будет рынка скоростных вагонов и нет смысла его развивать.
    Я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет.
    - Но надо ж смотреть в перспективу, - терпеливо возразил представитель власти, который сам еще два года назад был директором большого завода. - Сегодня спроса нет, завтра будет. Создать вагон - не пирожок испечь. Что вы предложите рынку, если сейчас не озаботитесь этой проблемой?
    - Развивать такое сложное производство можно только на государственные деньги.
    - Государство может дать денег, но под перспективный бизнес-проект. И мы готовы его пролоббировать.
    - Да куда уж лоббировать, если Путин несколько раз приезжал, а дело не сдвинулось?
    - Путин в прошлом году пустил на заказы вашему заводу 3 миллиарда рублей. Но нельзя бесконечно покупать морально устаревшие вагоны только потому, что вам их надо производить. Вы хотите, чтобы государство подменяло собой бизнес-процессы? Но РЖД давно уже частная компания. Вы же не будете покупать у поставщика в десять раз больше стеклопакетов только потому, что он может столько произвести. Надо находить новые рынки сбыта. Если мы не примем какого-то конструктивного решения, высокоскоростные вагоны просто уйдут от нас в другую степь. Потому что не мы одни такие умные.
    - В 2008 году правительство приняло "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года", - начал свое опять двадцать-пять представитель бизнеса. - Все эти годы мы жили по ней неукоснительно. В этом году нам должны были заказать 1500 вагонов. А заказали 600. Зачем тогда было принимать этот документ?
    - Но это же "Стратегия", - в голосе чиновника появились нотки отчаяния. - Предполагаемый план действий без жестких обязательств по выполнению. И принят он был еще до кризиса. Если вам кто-то скажет: езжайте прямо, вы ведь не поедете строго по азимуту, не обращая внимания на изгибы дороги.
    В какой-то момент я перестал понимать, где в этом зале бизнесмены, а где чиновники. Бизнесмены вели себя как чиновники, а чиновники - как бизнесмены. Чиновники взывали: давайте что-нибудь предпримем, придумаем! А бизнесмены отвечали: чего тут думать, если все равно денег нет.
    И эта ситуация типична для многих регионов, где власть хоть на что-то способна. Потому что власть много чего боится: плохих бюджетных показателей, социального взрыва, транспортного коллапса. Потому что может приехать Путин и сделать больно. А бизнес, если он настолько велик, что может спекулировать фактором социальной напряженности, не боится - потому что у него в руках есть то, чего больше всего боится власть: взрыватель от социального взрыва.
    Человек, который сам создал свой бизнес, всегда будет что-нибудь предпринимать для его развития. А тот, кто получил огромные производства даром (будь то приватизация 90-х или политическая целесообразность 2000-х), очень быстро научится рассматривать свои активы не как инструмент бизнеса, а как финансовый инструмент. Мой завод - это такая бриллиантовая акция, такой неразменный рубль, который государство всегда будет оплачивать, иначе вон сколько людей останутся без работы. Мой завод - не локомотив, мой завод - прицепной вагон, который кто-то обязан тянуть, потому что колея одна, и если я здесь встану - другие не проедут.
    - Ну, так что мне сказать губернатору? - простонал Боченков, когда "круглый стол" уже перевалил за второй час. - Я так и не услышал голоса большого бизнеса.
    Тишина. Пять секунд. Пятнадцать. Двадцать...
    - Надо нарастить рабочие места и увеличить производство, - неуверенно пролепетал кто-то с задней парты.
    И снова пауза - на этот раз не прерванная никем.
    - В сентябре губернатор поедет в Германию на выставку, там будут первые лица из Siemens. На днях у нас уже были представители Deutsche Bahn - главного железнодорожного оператора Германии. Судя по всему, шансы на сотрудничество очень неплохие. Вот только темы для разговора пока нет и, похоже, не будет, - резюмировал Боченков.
    - Ну а что нам может предложить Siemens?! - снова возбудился представитель бизнеса. - Нет, ну вот что конкретно они нам могут предложить?!
    Тут я понял, что пора спасаться бегством. Вечером Анатолий Боченков спрашивал меня: "Вот как с таким бизнесом проводить модернизацию?!" И у меня был только один ответ: "Никак. Пусть загибаются".

     Дмитрий СОКОЛОВ-МИТРИЧ «Известия»


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru