Архив номеров


    ФОРУМ НОВОГО ФОРМАТА СОВЕРШИЛ ПРОРЫВ В МАШИНОСТРОЕНИИ

    В минувшие выходные в Тверской области произошло событие, способное серьёзно повлиять на перспективы развития отечественного машиностроения. На базе ГлавУпДК при МИД России комплекса отдыха «Завидово прошел двухдневный форум «Умное производство-2010», в рамках которого состоялась Всероссийская конференция на тему «Инновационные технологии модернизации промышленных предприятий».
    В работе форума приняли участие около трёхсот ученых и руководителей производств, представляющие самые разные направления деятельности этой важнейшей для страны отрасли. География участников - самая широкая: Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Курск, Екатеринбург, Тверь и ряд других российских городов. Приглашение на форум получили и те, от кого зависит будущее нашей страны: молодые учёные и специалисты, аспиранты, выпускники и студенты российских вузов, многие из которых были недавно участниками молодежного инновационного форума «Селигер-2010». Для них был организован II Тверской молодежный инновационный конвент, организаторами которого стали федеральный журнал «Умное производство», Администрация Тверской области, Региональное представительство приоритетного направления Федерального агентства по делам молодежи «Зворыкинский проект» на территории Тверской области, НКО Центр социально-политических инноваций «Империум».
    Аудитория этого масштабного форума была многомиллионной, потому что его работа транслировалась в режиме он-лайн на сайте журнала «Умное производство». Его главные организаторы, администрация Тверской области и журнал «Умное производство», продумали всё до мелочей, и сумели создать идеальные условия как для эффективной работы участников форума, так и для отдыха, на который у них оставалось, увы, совсем немного времени. Впрочем, даже тогда не смолкали разговоры о том, что волнует всех - как вывести машиностроение из пропасти, сделать прибыльной эту ведущую отрасль страны и выпускать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
    В отличие от большинства других мероприятий подобного рода, конференция в Завидово отличалась конкретикой обсуждения обозначенных в программе проблем и была начисто лишенная пустословия. Модераторами форума были заместитель губернатора Тверской области, курирующий в областной администрации промышленность Анатолий Боченков, главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов и генеральный конструктор инженерно-консалтинговой компании «Солвер» (Москва) Радислав Бирбраер.
    Открывая конференцию, Геннадий Климов вкратце рассказал о её целях и задачах, после чего передал «эстафетную палочку», а точнее, микрофон, Анатолию Боченкову. В своем вступительном слове заместитель губернатора Тверской области пояснил, что организаторы, тщательно проанализировав работу аналогичных форумов, решили отказаться от теоретического уклона, которым грешат большинство из них, и призвал выступающих сделать упор на конкретных предложениях, направленных на выход отрасли из кризиса. В свою очередь Радислав Бирбраер, разработчик доктрины «Умного производства», напомнил, что даже наличие достаточно больших финансовых средств, предназначенных на создание инновационного продукта, не всегда является гарантией того, что он будет получен. По его мнению, денег на модернизацию страны выделяется даже слишком много. Только вот расходуются они не всегда по-умному. И пообещал, что в ходе работы форума его участники получат ответ на ключевой вопрос: как правильно потратить эти деньги, каким образом оптимизировать процесс техперевооружения так, чтобы сделать успешным свой бизнес. Этой теме он и посвятил своё выступление, которой открыло работу конференции.
    Ещё одна отличительная особенность тверского форума «Умное производство-2010» заключалась в том, что доклады его участников было интересно слушать не только специалистам в области машиностроения, но и нам, журналистам. Поверьте, такое случается нечасто. Вот и доклад Радислава Бирбраера зал прослушал, как говорится, на одном дыхании. Его часто называют человеком, определившим будущее отечественной промышленности, потому что он смог сформулировать такую методологию технического перевооружения предприятий, которая позволяет сбалансировать различные грани всей производственной системы: начиная от маркетинга и заканчивая оперативным планированием в цехах. А созданная им компания «Солвер» по существу явилась исследовательским центром по изучению проблем машиностроения и поиску их оптимального решения. Результатом многолетней исследовательской работы стало создание нового продукта мирового уровня. По сути это научно обоснованная настройка новых производственных процессов, связанных с техническим перевооружением, экономикой и управления персоналом на те или иные задачи бизнеса. О том, как получить инновационный продукт с оптимальными на него затратами на базе отечественных предприятий, наш отечественный «Билл Гейтс от машиностроения» и рассказал участникам форума.
    Аркадий Владимирцев, генеральный директор Ассоциации по сертификации «Русский регистр» из Санкт-Петербурга посвятил свое выступление современным технологиям менеджмента качества продукции машиностроительных предприятий. А Дмитрий Красносельских, директор департамента развития Уральской машиностроительной корпорации «Пумори-СИЗ», поделился опытом подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.
    Особо хотелось бы рассказать об атмосфере, царившей на форуме. Первое впечатление: как удалось организаторам собрать в одном месте и в одно время столько интеллектуалов, отличить которых даже внешне от обычных (тоже, заметим, непростых), отдыхающих этого престижного комплекса не составляло никакого труда.
    И второе впечатление: учёные, директора предприятий и президенты крупных фирм, что называется, солидные люди, вступая в дискуссии, менялись на глазах. Столько в них было молодой энергии, искреннего желания изменить жизнь нашей страны к лучшему, что своим юношеским задором и темпераментом они мало чем отличались от своих коллег из молодёжной секции форума.
    В рамках работы форума прошёл ряд очень содержательных круглых столов, с итогами работы которых мы будем вас знакомить и на страницах газеты «Караван», и на страницах журнала «Бизнес территория». Дискуссии шли по вопросам комплексной пожарной безопасности, перспективам создания в Тверской области мощного железнодорожного кластера, способного производить высокоскоростные поезда класса «Сапсана», а также перспективам торфяной промышленности России. Был подписан договор о комплексе мер по созданию на конаковской земле образцовой системы пожаротушения - силами торжокского ОАО «Пожтехника», при поддержке НИИ пожарной обороны МЧС России. Подробности - в следующем номере.
    «Умное производство-2010», несомненно, стал форумом нового формата, в рамках которого обсуждались пути решения проблем глобального для нашей страны характера. В перерывах между пленарными заседаниями и «круглыми столами» завязывались личные контакты по профессиональным интересам, их участники обменивались визитками и обговаривали возможные варианты будущего сотрудничества. Деловые разговоры не прекращались и в часы отдыха, - во время прогулки на катере по реке Шоше и даже на приёме, который дал губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин участникам форума.
    Успех форума - и этот факт был признан всеми - носил такой характер, что его проведение было решено сделать ежегодным.
    Итак, до свидания «Умное производство-2010», здравствуй «Умное производство-2011»!
    
    Светлана АВДЕЕВА



    КАК НАЧАЛО НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

    Наличие рыночной экономики совсем не является достаточным условием процветания страны.
    Джозеф Стиглиц, Нобелевский лауреат, в прошлом шеф-экономист Всемирного банка, фактически признал, что современная экономическая теория неверна. В своей статье в Financial Times он возложил вину за экономический кризис на ученых-экономистов. Говоря об экономических моделях, на которых базируется современная экономическая теория, Стиглиц заявил, что они «провалились полностью, и решения, на них основанные, оказались неверными». Пятнадцать лет назад тот же Стиглиц удивлялся «неожиданным» последствиям экономических реформ в России. Теперь Стиглиц разочаровался в фундаментальной экономической теории окончательно.
    Современная экономическая теория использует одни и те же подходы для разных по своей сути категорий товаров: природного сырья, продуктов обрабатывающей промышленности и услуг. Особенно плохие последствия это имеет для России. Современные методики международных сравнений сваливают все эти три группы в одну кучу под названием «валовой внутренний продукт».
    В результате политические власти оценивают эффективность своих экономик и своих экономических программ по объему и темпам роста ВВП! Применительно к России это абсолютно некорректно. Это приводит к иллюзиям и заблуждениям, а как результат - к стратегическим ошибкам в экономическом развитии. Валовой продукт, базирующийся на продаже сырой нефти, газа и металлов - это одно. И совсем другое - это реальная производительная экономика, создаваемая капиталом, как в Великобритании, или технологиями, как в Японии, или трудом, как в Китае.
    Современная экономическая теория фактически является разделом математики. Есть большая разница между её академическими правилами и действительно эффективными рецептами национальной экономической политики, которая бы вела страну к богатству и процветанию. Они очень разнятся. Мнение Стиглица ещё раз подтверждает тезис, что современная экономическая теория, которую слепо применяют в России, базируется на неверных допущениях. К сожалению, правящая элита в России ещё не осознала, что невозможно слепо перенять «секреты успеха» западного мира и перенести на российскую почву. Стране необходим гений, автор экономического чуда, который бы придал хаотическим реформам в России осмысленный вектор.
    В нашей стране уже был довольно успешный опыт создания национальной экономической доктрины. Имеется в виду экономическая реформа 1965-1971 годов. Тогда по решению ЦК КПСС была попытка реформ, получивших название «косыгинских» - по имени председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина.
    Эти реформы были результатом публичной дискуссии специалистов. В те годы академик Глушков предлагал развиваться по технократическому пути создания сверхмощных вычислительных машин и совершенствования планирования, а экономист Либерман предлагал ввести элементы хозяйственного расчета.
    Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Были введены принципы хозяйственного расчета на основе нормативов длительного действия. В реформе в 1965-1971 гг. рост экономики СССР отставал разве только от Японии, в несколько раз опережая США и Европу. Тогда это был рост промышленности, ибо эпоха нефтедолларов еще не наступила.
    Был осуществлен ряд крупнейших инфраструктурных проектов (например, создание единой энергосистемы). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счет средств предприятий. Однако после открытия залежей нефти и газа в Западной Сибири экономика стала скатываться к сырьевой модели. Советская бюрократия сделала всё, чтобы свернуть реформы. Это и привело впоследствии к краху СССР. Синтез подходов Либермана и Глушкова мог бы привести к созданию «русской модели» хозяйствования - более совершенной, чем современная либеральная западная модель. Однако этого не случилось.
    В своей статье Стиглиц упоминает несколько постулатов теории экономики, несовместимость которых с реальной жизнью просто очевидна.
    Прежде всего, это допущение об эффективности рынков в регулировании цен. В действительности владение информацией о тенденциях цен - это умение присуще далеко не всем, а только наиболее талантливым бизнесменам. Краеугольным камнем неоклассической экономической теории является модель «экономического человека». Основной целью поведения людей в данной модели якобы является достижение максимума полезности потребления. Однако в реальной жизни всё сложнее. И модель поведения человека в реальности далека от того, что принимают за догму современные либеральные экономисты.
    На блоге пермского губернатора Олега Чиркунова был пост, что, дескать, не понимает он, почему наш народ сетует на бедность? Ведь впервые за много тысячелетий никто у нас не голодает - даже бомжи, даже опойки на лавках у подъездов.
    Наесться сегодня может каждый. Правда, еды вредной, с массой неизвестных добавок - но до отвала. И что, это повод для того, чтобы быть всем довольными?
    Есть такая знаменитая «пирамида ценностей» американского психолога Абрахама Маслоу. Он разделил иерархию базовых потребностей человека на пять ступеней. Внизу, в основании пирамиды - потребности физические. Как раз утоление голода, жажды. Какое-никакое пристанище на ночь. Словом то, что надо и нам, и братьям нашим меньшим.
    По мере взросления человека и общества в целом появляются сущностные потребности - безопасность, комфорт, постоянство. Потом - социальные потребности (связи, сотрудничество, забота). После чего появляется необходимость уважения, успеха, реализации новых возможностей. На вершине пирамиды - потребности духовные (самопознание, ясная картина мира, понимание смысла жизни). На каждой новой ступени оказывается всё меньше людей. Но именно люди, находящиеся на высших ступенях пирамиды, определяют господствующую картину мира.
    Так вот. Невыносимое чувство бедности может возникнуть на любом уровне обеспеченности. Мы всей страной перешагнули потребность низового уровня. Честь и хвала за это современной биологии и химии, позволяющим завалить прилавки «едой». А так же торговым сетям, несущим эти продукты химии и биологии в жизнь. Но тут-то и начинаются проблемы.
    Современная неоклассическая экономическая теория, которую безуспешно пытаются применить для реформ в России, оказывается неадекватной реалиям жизни: рефлексивное поведение потребителей и бизнесменов в этой экономической модели не поддается прогнозированию. Тем не менее, мы упорно продолжает реформы, используя неверную теорию. Поэтому курс реформ в современной России напоминает движение корабля без руля и ветрил.
    Наши журналисты поставили любопытный эксперимент, опросив нескольких российских предпринимателей - людей, у которых есть свое дело, штат сотрудников, уровень жизни выше среднего - относят ли они себя к среднему классу? К нашему удивлению, опрашиваемые, сплошь генеральные директора, почти все сказали, что к среднему классу себя не относят.
    Как же так? Вроде машины хорошие, жилье неплохое, на отдых ездят за рубеж. А к среднему классу себя не относят.
    Согласно последнему соцопросу фонда «Общественное мнение», 39% россиян считают бедными себя и 45% уверены, что растет количество бедных вокруг них. Вероятно, это потому, что второй уровень пирамиды потребностей Маслоу не может перешагнуть практически никто. Нет в нашей жизни безопасности, комфорта, постоянства. Причём в жизни богатых этим необычайно важным качествам жизни человека ещё сложнее появиться, чем в жизни бедных.
    Безопасность, комфорт и постоянство становится ценностью, которые не могут учесть постулаты современной экономической теории.
    В современной неоклассической экономической теории допущение бесконечности функции полезности также является искажением: человек в состоянии потребить лишь ограниченное количество товаров. Допущение о мгновенности потребления - всё, что покупается, тут же потребляется - также неверно для огромного количества товаров. В постиндустриальном обществе у многих людей появляются другие ценности, которые не измеряются деньгами.
    Таким образом, в теории накапливаются роковые просчеты при прогнозировании экономики, что только усиливает кризисные явления. С ростом монополизации рынков и снижением темпов роста населения конечность величины спроса стала оказывать реальное влияние на функционирование экономик. Поэтому стало так важно добиваться доминирования на рынке - лидер всегда диктует правила игры. Не можешь стать лидером - занимай нишу. Различия стратегий игроков не учитываются классической экономической теорией. В конце своей статьи Стиглиц приходит к выводу, что экономической теории требуется полная смена парадигмы.
    Однако экономическая практика свидетельствует, что для победы над конкурентами очень часто оказывается достаточным, что называется, просто «задурить им голову». Особенно это актуально для стран, выделившихся из СССР, и третьего мира. В конкурентной борьбе могут создаваться некие экономические мифы. При этом ставка делается на особенности психологии обывателя, который в любой точке земного шара охотно верит в то, что «частная собственность всегда лучше общественной», «малый бизнес гибок, в то время как крупные предприятия неэффективны» и т.п. Как говорит белорусский профессор-экономист Валерий Байнев: «если волкам каким-либо образом удастся убедить овец в том, что «свобода всегда лучше несвободы» (демократия лучше авторитаризма) и во имя этой святой цели овцам следует просто прогнать строгого пастуха и злобных сторожевых собак, то это надёжно превратит овец в сытный обед для их кровожадных «освободителей».
    Возможно, в рамках конкурентной борьбы в России создаются несколько экономических мифов. Например, то, что грядет постиндустриальное (информационное) общество, где будет всецело доминировать экономика услуг, а роль реального сектора экономики и промышленности, индустрии постепенно сходит на нет. Однако при внимательном изучении вопроса вдруг со всей очевидностью становится понятным: человек употребляет реальные продукты, носит осязаемую одежду, ездит в материальном транспорте, живёт во вполне реальных домах. Более того: по мере «взросления» общества всё больше будет тяга к натуральным продуктам и одежде, созданных в естественных природных условиях и с помощью простых технологий.
    Экономическая и военная мощь страны всецело предопределяется состоянием её промышленности. Миф о постиндустриальном обществе предназначен для теоретического обоснования необходимости разрушения промышленности - чудовищной деиндустриализации, развернувшейся на просторах бывшего СССР. Воплощение этого мифа в жизнь означает для нас потерю глобальной конкурентоспособности, утрату экономического и политического суверенитета.
    Другое дело, что самой российской промышленности сегодня требуется коренная модернизация и перестройка на совершенно иных принципах.
    По существу необходимо осуществить казалось бы два взаимоисключающих процесса. С одной стороны, необходимо осуществить децентрализацию гигантских предприятий сохранивших в своей массе организационную структуру ещё с советской поры, когда в рамках одного предприятия замкнут весь технологический цикл. С другой стороны, необходимы усилия бизнеса и государства по углублению кооперативных связей и созданию различных механизмов координации усилий предприятий, которые могут относиться к различным собственникам, для решения глобальных проектов.
    Кроме этого, новые информационные технологии в проектировании новых изделий, новые способы организации производства, новые системы качества требуют внедрения и постоянного внимания со стороны собственников и высших руководителей российских компаний. Если в уровне применяемых технологий и оборудования наши производственные компании зачастую отстают от своих иностранных конкурентов на 15 лет, то в вопросах информатизации проектирования и организации производства на все 30 лет. Именно на этих направлениях наши предприятия отстают. Поэтому современное «Умное производство» - это целый комплекс производственных доктрин, компьютерных программ, технологий, станков и инструментов, методов контроля качества, методик обучения персонала и нормирования трудовых операций. Это целая система действий и улучшений, которая позволяет добиваться создания конкурентного производства, миссия которого - с наименьшими затратами в кротчайшие сроки выводить на рынки новые изделия. Главным принципом «умного производства» является его гибкость - способность создавать и выводить на рынки новые конкурентоспособные изделия.
    Человеческое общество переживает период, который некоторые называют «концом истории». Мир входит в некое новое состояние, которое получило название глобализация. И само общество, как коктейль, разделяется. Большинство «ворот в новый глобальный мир» расположены в ядрах старых промышленных регионов на периферии мира, в геополитическом смысле. Это - Лондон, Франкфурт, Милан, Нью-Йорк, Бостон, Токио, Шанхай и Гонконг. Москва и некоторые другие промышленные регионы также стремятся стать в первую шеренгу таких мировых центров. Новая экономика знаний, развитие которой приводит к становлению «ворот в глобальный мир», предъявляет совсем другие требования к качеству людей и уровню организации промышленных предприятий. Только что закончился форум «Умное производство-2010», который проходил в УПДК «Завидово» (Конаковский район, Тверская область). Эта площадка, где обсуждаются практические вопросы модернизации промышленных предприятий, устанавливаются личные связи промышленников из различных регионов страны. Тверской инновационный форум «Умное производство-2010» - форум нового формата. Здесь собираются «генералы бизнеса», ведущие технологи и конструкторы России и перспективная молодежь.
    Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин на форуме заявил: «Свобода предпринимательства является необходимым, но недостаточным условием экономического развития страны. В арсенале власти должна быть сложная система экономических и административных рычагов, обеспечивающих осмысленную экономическую политику».
    А депутат Государственной думы, руководитель комитета по безопасности Владимир Васильев привёл показательный пример: «Когда-то в отсталой Финляндии собрались 100 финских предпринимателей и завили, что они берут всю ответственность за развитие страны на себя и за несколько лет вывели Финляндию в лидеры высокотехнологичной промышленности. Сегодня необходимо, чтобы в России появились такие люди. И, кажется, именно они собрались здесь в Завидово».
    Неформальные встречи «без галстуков» - это всего лишь фон большой работы по возвращению России славы державы с глобальной высокотехнологичной экономикой.
    
    Геннадий КЛИМОВ



    В ОКТЯБРЕ ТВЕРСКИЕ АУДИТОРЫ ВОЙДУТ В ЕВРОРАИ

    В рамках проходившего в УПДК «Завидово» Всероссийского инновационного форума «Умное производство-2010» прошел международный круглый стол «Взаимодействие органов внешнего финансового контроля с государственными органами законодательной и исполнительной власти». В его работе приняли участие председатель контрольно-счетной палаты РФ, председатель Ассоциации контрольно-счетных органов РФ Сергей Степашин, депутат Государственной думы РФ, председатель комитета по госбезопасности Владимир Васильев, депутат Государственной Думы РФ Александр Тягунов, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин, главный Федеральный инспектор в тверской области Игорь Стрелецкий. Кроме того, своим первым официальным визитом наш регион посетили делегации Комитета Европейской организации региональных органов внешнего финансового контроля (EURORAI) во главе с председателем Кристианом Мели. Визит столь высоких иностранных гостей означал, что контрольно-счетную палату Тверской области пригласили стать членом ЕВРОРАИ. Всего в нее входит на сегодняшний день 72 счетные палаты из 17 стран. Тверская станет 11 и последним из российских органов контроля, вошедших в ассоциацию.
    Главные вопросы, обсуждаемые участниками дискуссии - эффективность взаимодействия органов внешнего финансового контроля с законодательной и исполнительной властью, перспективы международного сотрудничества в сфере внешнего финансового контроля.
    Открывая круглый стол, председатель контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области Людмила Желтова не только отчиталась о работе своего ведомства за истекший период времени, но и отметила: «Одним из направлений модернизации государственного аудита является внедрение в контрольную деятельность лучших мировых стандартов и повышение прозрачности контрольных процедур».
    В свою очередь Сергей Степашин очень высоко оценил работу КСП Тверской области, сказав, что она работает на твердую пятерку. И тот факт, что тверских аудиторов приняли в международную ассоциацию, по словам Степашина, означает, что органы финансового контроля нашего региона полностью соответствуют всем требованиям не только России, но и Европы.
    Выступая с ответным словом, губернатор Дмитрий Зеленин подчеркнул, что для Тверской области сотрудничество с ассоциацией «очень значимо»: «EURORAI накопила огромный опыт по обеспечению финансового контроля, который поможет повысить качество и эффективность работы счетных палат области, в том числе и муниципальных». Кроме того, по его словам, сегодня тверская КСП оказывает активную поддержку администрации региона в вопросах обеспечения правовой обоснованности и эффективности расходования средств бюджета, прозрачности финансовой, налоговой, инвестиционной политики.
    Однако главная задача региональной счетной палаты - контроль за бюджетными тратами. «На контрольно-счётные органы возложены важнейшие функции по организации надзора за целевым использованием бюджетных средств и использованием государственного имущества», - сказал Дмитрий Зеленин. «В Тверской области никто из чиновников, включая губернатора, не может повлиять на деятельность и решение органов внешнего контроля», - резюмировал Дмитрий Вадимович.
    «Интерес зарубежных коллег к нашему опыту мы расцениваем как высокую оценку работы Контрольно-счётной палаты Законодательного Собрания Тверской области и региональной бюджетно-финансовой политики в целом. - отметил в своем выступлении Председатель Законодательного Собрания Тверской области Андрей Епишин. - Мы готовы с интересом ознакомиться с опытом взаимодействия контрольно-финансовых органов и парламентариев в европейских странах, с мнением по данным вопросам экспертов ЕВРОРАИ. Для нас интересны также аспекты контроля бюджетного процесса, вопросы устранения предпосылок коррупции при подготовке нормативной базы, отдельные моменты формирования правил корпоративной этики».
    Президент ЕВРОРАИ Кристиан Мели поздравил тверских коллег цитатой из французского писателя прошлого века Эмиля Шартра: «Без контроля любая власть становится безумной». Я желаю, чтобы эта цитата сопровождала вас в ваших размышлениях с тем, чтобы орган контроля оставался на службе у правового государства».
    
    Марина ГАВРИШЕНКО



    КАК МОЛОДЕЖЬ СТРАНЫ РЕШАЛА ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИИ

    По уровню выдвигаемых идей Россия занимает чуть ли не первое место, порой опережая главных «генераторов» - США или Японию. Но вот внедрить свои идеи в производство у нас получается не всегда.
    Что происходит в государстве с инновациями, отчего мозги наших ученых уплывают в зарубежные страны, - все это обсуждали в минувшие выходные молодые специалисты страны в рамках Всероссийского промышленного форума «Умное производство-2010», проходившего на базе УПДК «Завидово» в Тверской области.
    В 2008 году президент Медведев объявил о курсе на инновационное развитие государства. С тех пор науке стало уделяться гораздо больше внимания: начали проводиться различные форумы и оказываться финансовая поддержка в виде грантов: например, «Умник» - для тех, кто только проявил себя, «Старт» - для тех, кто уже на пути к реализации идеи. И всё же этого явно недостаточно.
    На инновации в России уделяется в десятки раз меньше средств, чем, например, в США. Отсутствие должного финансирования и личностного роста - главные факторы оттока отечественных специалистов. Но ведь если нет кадров, нет новых идей, нет и развития государства. Через 20 лет промышленность страны просто остановится.
    Эта проблема на организованном молодежной секцией ток-шоу «Нужны ли России инноваторы?» прозвучала одной из первых. Ребята, ломая стереотип беспросветного будущего России, искали выход и предлагали решения.
    Чтобы молодой специалист остался на производстве, нужна четкая программа развития, нужны нормальные лаборатории с современным оборудованием, важна возможность приобретения жилья, необходима поддержка, хотя бы на первоначальном этапе.
    - А то получается, что государство пытается сразу же пустить молодого инноватора в самостоятельное плавание по бурлящему морю российской экономики, - уверены участники ток-шоу.
    Но участники передачи, организованной, кстати, в онлайн-режиме с 8 школами области (Удомля, Торжок, Тверь (школа №35), Нелидово, Зубцов, Осташков, Оленино, Кимры), не могли не отметить и положительной динамики в развитии инновационной политики государства. Только один «Селигер» подарил стране добрую сотню хороших идей. И пусть из них реализована будет, дай Бог, десятая часть, сдвиг в сознании власти и общества произошёл.
    Так, представленный на форуме проект «Автожир» - посвященный созданию сверхлегкого и дешевого летательного аппарата, получил поддержку на уровне президента РФ. Владимир Костобородько, автор идеи, написал письмо Дмитрию Медведеву, который с ответом не затянул. В ближайшее время состоится встреча юного Кулибина с представителями Минобороны. Планируется, что на гибрид самолета и вертолета поступит несколько заказов. А администрацией Тверской области поддержан и будет пущен в жизнь в качестве пилотного проект по охране окружающей среды.
    В ходе ток-шоу был задан верный вопрос от ученого из Хабаровска: что же конкретно необходимо нашим предприятиям? В ответ «коллеги по инновациям» посоветовали заняться самолетостроением. За 20 лет страна так и не смогла выработать технологии для этой отрасли. В результате комплектующие мы вынуждены покупать за рубежом.
    А в рамках тверского регионального конвента, вошедшего в программу форума, на федеральный уровень вышли идеи упрочнения вырубных штампов, позволяющих удешевить процесс металлообработки (автор - Михаил Разумов) и получение витамина К3, повышающего свертываемость крови, не в несколько стадий, как это происходит сейчас, а за одну (автор - Ольга Матвеева). Поедет в Иваново рассказывать о своем изобретении и Юрий Кошкидько. Он разработал высокоэффективные магнитные холодильники, использование которых способно уменьшить потребление энергии во всем мире на 5%.
    Можно сказать, что мы сейчас вступили в период идейной «перестройки», именуемой нынче модернизацией. Помня историю прошлых лет, хочется верить, что нового распада не произойдёт. Как не будет и ученой волны эмиграции. Уж очень обидно отпускать своих «Зворыкиных» за океаны, чтобы они перевернули мир науки там, а не у себя на родине.
    Екатерина НОВАКОВСКАЯ



    Россия занимает четвертое место в мире по пассажирообороту железнодорожного транспорта, поэтому проблема развития высокоскоростного движения в нашей стране стоит очень остро. Её решение позволило бы существенно улучшить ситуацию с организацией пассажирских перевозок на основных направлениях сети железных дорог, в результате поднять престиж отечественных железных дорог и государства на международном уровне.
    Наши вагоностроители производят устаревшую продукцию. Это стало особенно ясно после того, как мимо Твери стали мчаться высокоскоростные поезда «Сапсан». Заказ для ТВЗ в прошлом году сократился в половину. Дальше он будет только уменьшаться. Способны ли наши вагоностроители ответить на вызов времени?
    Возможностям и перспективам создания в России машиностроительного кластера железнодорожного вагоностроения и поездов для высокоскоростных железнодорожных магистралей был посвящен круглый стол, состоявшийся в рамках всероссийского инновационного форума «Умное производство», который прошел в УПДК «Завидово».
    По словам модератора круглого стола, заместителя губернатора области Анатолия Боченкова, в нашем регионе действует 19 предприятий машиностроительной отрасли, производящих комплектующие для железнодорожного транспорта. Кроме того, на территории Тверской области находятся два уникальных завода - ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ» и ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (ОАО «ТорВЗ» - занимающихся производством пассажирских вагонов, электропоездов, багажных, вагонов специального назначения. В нашем регионе действует система подготовки кадров для предприятий машиностроения. Все это позволяет говорить о создании в Тверской области кластера железнодорожного вагоностроения. Если же этот кластер не будет создан, возникнет серьёзная угроза для экономики региона и для социальной стабильности. Потому что в нынешнем виде предприятия вагоностроения неконкурентоспособны.
    - Несколько недель назад нашу область посетил премьер-министр Владимир Путин, - отметил Анатолий Алексеевич, - в ходе его визита губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин высказал главе правительства идею создания машиностроительного кластера в нашем регионе. Владимир Путин положительно отнесся к этой инициативе.
    (Напомним, в прошлом году Путин, посещая Тверской вагонзавод, воскликнул: «Беда только, что не нужны никому ваши вагоны»).
    Генеральный директор ОАО «ТВЗ» Александр Василенко сказал:
    - Тверской вагоностроительный завод может делать высокоскоростные составы, - сказал он. - Тем более что подобный опыт на предприятии уже есть. Именно ТВЗ первым в России выпустил поезд, достигающий скорости 200 км/ч, - «Невский экспресс». И хотя его движение основано на принципе локомотивной тяги, мы готовы заняться внедрением новых технологий, чтобы перейти на производство поездов нового поколения. В нашем регионе есть все возможности для этого. Есть целый ряд предприятий, единственных на территории России, которые производят комплектующие для железнодорожного транспорта: транспортные кондиционеры, био-туалеты, занимающится литьём.
    Однако без поддержки правительства этот проект осуществить практически невозможно. Должна быть заинтересованность наверху.
    - Создание кластера соответствует задаче, поставленной президентом, развивать отечественное производство, - отметил в своём выступлении председатель Совета директоров ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» Александр Панкратов. - Организация машиностроительного кластера в Тверской области позволит привлечь к нам внимание правительства РФ, создаст инвестиционную привлекательность региона, увеличит налоговые отчисления в бюджет. На мой взгляд, работа РЖД с иностранными партнёрами - вынужденная мера, и руководство российской железнодорожной компании поддерживает программу создания отечественного поезда с электрической тягой.
    По словам генерального директора Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения, в настоящий момент правительство имеет соглашение с компанией Siemens не только на поставку высокоскоростных составов «Сапсан», но и на локализацию производства. Поэтому большую перспективу для нашего региона в настоящий момент может иметь возможность привлечения в регион иностранного инвестора.
    - Для реализации этого проекта безусловно нужна помощь правительства, - отметил заместитель директора Тверского института вагоностроения. - В нашей области сосредоточен огромный потенциал машиностроительных предприятий, в Твери работают два мощных конструкторских бюро и два уникальных испытательных центра. Около 20% предприятий, занимающихся проблемами вагоностроения, сосредоточены на территории нашего региона.
    Генеральный директор московской компании «Покровка финанс» Алексей Лебедев высказал своё видение будущей промышленной группы:
    - Я вижу проблему в том, что компании, входящие в кластер, имеют разный масштаб. И если ТВЗ, например, имеет возможность общаться с Siemens напрямую, то более маленькие компании, этого сделать не могут. Я бы предложил на региональном уровне инициировать контакты между кластером и предприятиями машиностроительной отрасли, которые приходят из-за рубежа в поисках российских комплектаторов. То есть роль областной администрации, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создавать мост межгосударственного общения, способствовать вхождению в федерацию глобального игрока и развитию предприятий, которые находятся на территории региона. Только тогда можно будет найти правильное направление региональной политики и экономического развития.
    В ближайшее время, по словам Анатолия Боченкова, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин собирается в Германию и будет встречаться с руководством концерна Siemens. Этот концерн ищет сейчас площадки для размещения в России производства своих поездов, и конечно, хочет разместить его там, где есть кадры, ресурсы по энергетике, адекватная региональная власть. В этом отношении мы находимся в более выгодном положении, чем тот же Урал, где возможности по энергетике уже исчерпаны.
    - Надо нам тащить сюда «Сименс»? - прямо спросил Боченков вагоностроителей.
    Ответом ему была тишина.
    Елена ПАВЛОВА



    ТВЕРСКОЙ ФОРУМ "УМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО-2010", СОЗДАВШИЙ ПЛОЩАДКУ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ, СТАЛ СОБЫТИЕМ ВСЕРОССИЙСКОГО МАСШТАБА. ОСМЫСЛЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ЕГО ИТОГОВ ЕЩЁ ВПЕРЕДИ, НО СВОИМИ ПЕРВЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ РАБОТЫ ФОРУМА МЫ ПОПРОСИЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ НЕКОТОРЫХ ИЗ ЕГО УЧАСТНИКОВ. И ВОТ ЧТО ОНИ СКАЗАЛИ КОРРЕСПОНДЕНТУ ГАЗЕТЫ "КАРАВАН".

    Аркадий Владимирцев, генеральный директор Ассоциации по сертификации "Русский регистр", Санкт-Петербург:
    - Главный итог форума, на мой взгляд, это та возможность, которую он предоставил всем его участникам для обсуждения самых разных проблем в области высокотехнологичного производства и обмена наработанным в этом направлении опытом. Информация, информация, и ещё раз информация, - не надо в наши дни заново изобретать велосипед, многое уже придумано до нас и за нас. Главное - не утонуть в огромном море информации и выбрать то, что тебе нужно здесь и сейчас. Форум нам в этом помог, за что огромное спасибо его организаторам, и для кого-то он станет точкой отсчёта к новому подходу в решении задачи инновационного развития своего предприятия. Помогут в этом и личные контакты, которые нам удалось здесь завязать, что, несомненно, принесет пользу нашему бизнесу.
    
    Александр Мольгунов, заместитель начальника НТО Концерна "Созвездие", Воронеж:
    - В период технического перевооружения, необходимого для внедрения инновационных технологий, интересно узнать, какие подходы существуют для этого на сегодняшний день. Мы же все прекрасно понимаем, что успех дела определяет не выбор, пусть даже самой современной технологии, а системный подход, охватывающий всю производственную цепочку, от выбора проекта до переподготовки под него специалистов. Особенно важно это для космической отрасли машиностроения, которую я представляю. Многие выступления на форуме как раз и были посвящены этой тематике. Я думаю, что и другие участники конференции и круглых столов почерпнули для себя много нового и интересного. Спасибо за это организаторам, продумавшим всё до мелочей. Обязательно приеду сюда и в следующем году, чтобы получить новый импульс в своей работе.
    
    Гульнара Нурмухамедова, директор департамента стратегического развития ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение":
    - Меня очень интересовало, как решается вопрос финансирования на тех предприятиях, которые решили встать на инновационный путь развития. Где взять для этого инвестиции? Казалось бы, ответ очевиден - банковский кредит. Но не всё так просто. Банки с большой неохотой дают "длинные" деньги на достаточно большой срок, а если и дают, то под такие проценты, которые могут съесть всю будущую прибыль. И ещё один момент. Для того чтобы получить все необходимые для получения кредиты, надо пройти массу различных инстанции и получить огромное число заключений, причём инновационный путь развития приравнивается нашими чиновниками к реконструкции предприятия, а это далеко не одно и тоже. Порой для того, чтобы пройти весь этот путь, требуются годы. А в бизнесе, как известно, время - деньги. Сейчас государство создаёт отдельные инвестиционные фонды для будущих инноваций. Но не государственное это дело - деньги бизнесу раздавать. Не проще ли было создать специальную, совместно с банками программу для финансирования предприятий, вставших на инновационный путь развития, условия которой были бы приемлемыми для бизнеса? В таком подходе к вопросу инвестиций я нашла на форуме много единомышленников. Надеюсь, что наше мнение будет услышано на самом верху. Думаю, что гарантия тому - представительный состав форума, а также его трансляция в интернете в режиме он-лайн. Это организаторы здорово придумали.
    
    Генеральный директор ОАО "Спецтехника" (ЗАТО "Озерный", Тверская область) Олег Максенков:
    - У меня только положительные впечатления от прошедшей конференции. Особенно плодотворным оказался второй день, который был посвящён практическим вопросам деятельности машиностроительных предприятий. Я считаю большим плюсом этого форума то, что на нём присутствовали руководители предприятий, люди, понимающие основные нужды и проблемы отрасли. Мне приходилось бывать на подобных мероприятиях федерального уровня, и не всегда состав участников соответствовал заданной теме, то есть основными приглашенными были экономисты или юристы. В данном случае мы имели возможность напрямую обсудить с коллегами волнующие вопросы.
    Хочу отметить высокий уровень мероприятия. Отрадно, что конференции уделил внимание председатель Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин, депутат Государственной Думы, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Это говорит о внимании власти к отрасли. На конференции обсуждались темы, заслушивались доклады, максимально интересные для представителей машиностроительной отрасли, поднимались острые вопросы. Поэтому хотелось бы, чтобы эта информация была донесена до представителей власти и способствовали решению наиболее актуальных проблем.
    Кроме того, преимуществом форума стала возможность неформального общения руководителей машиностроительных предприятий, это позволило расширить круг знакомств, наладить контакты с потенциальными партнёрами.
    
    Дэвид Юхансон, шведская компания "SKF Group", завод в Твери:
    - Здесь, на форуме, мы нашли несколько потенциальных партнеров. Наша цель - перейти на локальных поставщиков. Закупать основные компоненты для нашей продукции за границей дорого, долго проходит процесс растомаживания. При этом мы не знаем о предприятиях, которые находятся буквально за углом.
    Сейчас мы заключили предварительный договор о сотрудничестве заводом "Нелидовские гидропресса". Для иностранной компании такие мероприятия необычайно полезны тем, что можно завязать нужные связи, понять, какова структура промышленности в России, в Тверском регионе.
    
    Светлана АВДЕЕВА
    Елена ПАВЛОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru