Архив номеров


     Сегодня в администрации города Твери снова заговорили о генеральном плане города. Хочется напомнить, что до сих пор мы продолжаем жить без такового, что в значительной степени тормозит экономическое и социальное развитие Твери. Однако, для того, чтобы технически наконец создать этот план, нам надо определиться с миссией нашего города - по какому пути мы хотим двигаться дальше и собственно каким мы хотим в будущем увидеть Тверь.

    Этому вопросу был посвящён круглый стол, прошедший в редакции «Каравана+Я», в котором приняли участие главный редактор еженедельника Геннадий Климов, заместитель главного редактора Мария Орлова, главный архитектор г. Твери Игорь Колесников, начальник департамента инвестиционных программ администрации г. Твери Александра Ильина, заместитель главы Калининского района Дмитрий Спиров, руководитель управления общественных связей при главе города Твери Владислав Белорусов.
    Геннадий Климов:
    - Наконец, по истечении многих лет, городская власть обратила внимание на тот факт, что создание генерального плана невозможно без определения миссии Твери, своеобразного бренда города. При этом нам надо учитывать, что этот план мы создаем не на год-два, а на более длительную перспективу - лет на 25. При этом из-за демографической ситуации население Твери сильно уменьшится. К тому же (и тенденция уже сегодня ощущается) многие предпочтут жизнь за городом в экологически чистой и спокойной среде. У города будут два варианта пути развития. Либо превратиться в пристанище асоциальных личностей, стать своеобразным гетто, примеров которому есть масса в Европе и Америке. Либо стать городом, который будет нести определенную миссию для тех, кто живет за городом: либо стать культурным центром для них или рабочим местом. Соответственно, невозможно разработать никакого плана без учета Калининского и других пограничных районов.
    Игорь Колесников:
    - Здесь важно сделать так, чтобы люди не уходили из города, а оставались в нём. А для этого надо создать комфортные условия именно здесь.
    Александра Ильина:
    - У нас есть пример Перми, которая идет по пути некоторых европейских старопромышленных городов. В испанском городке Бимбао был построен крупный центр, благодаря которому город стал культурной столицей Европы. Пермь сейчас пытается идти по этому же пути.
    Геннадий Климов:
    - Но при этом есть пример Афин в Греции. Это жемчужина, но буквально за несколько лет его центр превратился в клоаку, где опасно находиться. Причина в том, что муниципальная власть некоторое время была неадекватна и пассивна - не заметила миграционные процессы. Тоже самое мы наблюдаем в Твери. Некоторые кварталы в Затверечье, Пролетарке, улице Орджоникидзе превращаются в национальные гетто выходцев с Кавказа. Я думаю, мы должны использовать все оригинальные находки, какие только сегодня придуманы, чтобы не допустить худшего сценария. Наше главное преимущество - близость к Москве. Может быть, когда мы начинаем проектировать город, мы должны учитывать не только то, что у нас здесь, но и что происходит в Москве. А там транспортный коллапс и ухудшающееся с каждым днем качество жизни.
    Игорь Колесников:
    - Процесс стягивания в Москву пассионариев и всех ресурсов - вполне объясним. Это деньги. Но когда люди добиваются определенного уровня достатка, они начинают понимать, что на выходе они не получили того, чего хотели. Они не получили необходимого уровня комфорта и качества жизни. В этой связи преимущество Твери - в её недостатках. Тверь может стать точкой притяжения людей, уже добившихся материального благополучия, потому что в Твери спокойнее жить. Наша задача - поменять полярность миграции. Но для этого необходимо приложить опредёленные интеллектуальные усилия.
    Что такое качество жизни? В город идёт чуть больше денег, по дороге они не разворовываются, всё идёт населению, на благоустройство их жизни. Деньги есть, как говорилось выше, в Москве. Но у нас есть прямые конкуренты - Калуга, Тула, Ярославль. Если мы будем себя позиционировать так, что у нас лучше только потому, что мы между Москвой и Питером, то поверьте, это нам ничего не даст. Это всего лишь вопросы логистики. Географические преимущества у Калуги ничем не хуже наших. Природные ресурсы - тоже практически одинаковые. Таким образом, у нас три пути развития: или мы становимся промышленной площадкой для Москвы, или спальным районом, или превращаемся в некое интеллектуальное продолжение большой столицы. Для последнего у нас есть все предпосылки. Во-первых, Тверь - центр образования, и равных нам уже сейчас нет, второе - мы культурный город, и наконец, у нас есть всё, связанное с уровнем жизни, например, медицина (сегодня к нам ездят лечиться из столицы). Другими словами, мы должны зарабатывать на Москве.
    Геннадий Климов:
    - Это очень правильная мысль. Москва и Санкт-Петербург выкачивают ресурсы из тверского региона. Наиболее активная молодежь уезжает. Твери необходимо научиться «паразитировать» на столицах. Это искусство управления. Я уже предлагал в градостроительном плане предусмотреть возможность развития Твери в том числе и как мирового университетского центра. Но это надо решать комплексно: построить студенческий городок, поселок, таунхаусы для преподавателей, в том числе и профессорского уровня. К сожалению, сегодня ректоры многих тверских вузов - люди приземленные, без амбиций, и это жаль.
    Кроме этого у Твери есть свои исконные бренды, о которых мы даже зачастую не знаем. Например, Тверь в своё время была центром программирования Советского Союза, Теперь тверские специалисты работают по всему миру. А некоторые московские софт-компании уже тайком перевели обратно в Тверь свои бэк-офисы. Второе. У нас есть мировой бренд - Тверская медицинская академия. Вот почему бы не сделать, допустим, целый квартал стоматологов. Туристов туда водить, показывать такую нашу местную изюминку. Можно под такой квартал переоборудовать завод Штампов им. 1 мая на Беляковском переулке. Все равно там он не на месте.
    Следующее. У нас три мощнейших полиграфических комбината, профильное училище и свои традиции книгопечатания. Но что получается? Здесь книги только печатаются, сами издательства, а соответственно деньги - в той же Москве. Давайте на уровне города, региона сделаем им преференции и полностью весь издательский бизнес переведем в Тверь. А для туристов в Студенческом переулке создадим квартал книгопечатников. Переведём туда книжные магазины. Попросим полиграфкомбинаты открыть там фирменные книжные лавки. Это и есть практическая работа муниципалитета.
    Александра Ильина:
    - А как вам такая идея: сделать из Твери что-то вроде открытого города мира. У нас же очень много европейских городов-побратимов, каждый из них может что-то предложить свое Твери.
    Игорь Колесников:
    - Хорошая идея. Допустим, французская улица: там французские товары, кафе, магазины. То же - немецкая улица. Город-побратим двигает свои товары, наш город, в свою очередь, получает определенный бренд.
    Дмитрий Спиров:
    - Я очень рад, что к обсуждению данной темы вы пригласили Калининский район. Тема - очень актуальная. Идея открытого города просто изумительная. Единственная проблема - насколько наши жители лояльны к предлагаемым брендам, насколько они готовы их воспринимать. Я ещё помню программу по комплексному стратегическому планированию муниципальных образований. Приезжали к нам немцы - разрабатывались планы для различных территорий, проводились публичные обсуждения. Прошло время, но я почему-то не вижу ни одного реализованного плана. Тогда была идея создания некоего туристического центра. Было проведено социологическое исследование. Насколько оно было верное или не верное, мне сложно судить, но результатом стало полное неприятие жителями этой идеи.
    Сегодня действительно необходимо Тверь планировать одновременно с пригородами. Именно сюда будут переезжать многие состоятельные люди и здесь должна появляться соответствующая инфраструктура для комфортной жизни - население становится мобильным. Согласен я и с идеей создать новый деловой центр Твери на землях Калининского района у окружной дороги за микрорайоном Южный.
    Александра Ильина:
    - Я бы хотела отметить ещё один немаловажный фактор - фактор личности. Нам надо пригласить сюда каких-то брендовых архитекторов, дизайнеров. Пусть они нам построят что-то совсем маленькое, но это даст возможность пиариться на весь мир. Например, популярные московские блогеры регулярно ездят в ту же Пермь, а потом активно пиарят город в интернете.
    Геннадий Климов:
    - Была же когда-то очень грамотная идея для творческих людей, когда в город пригласили каменотесов и они тут создавали свои работы, которые хоть сначала и вызвали неоднозначную реакцию, теперь действительно украшают Тверь.
    Кроме того, мы должны заботиться комфорте в городе, в том числе и за счёт экологии, чистоты воздуха, порядка на наших улицах. Давайте решим вопрос не только с городской воняющей свалкой, но и с некоторыми промышленными предприятиями, которые занимают большие площадки в черте города. К примеру, мне кажется нелепым производить корма для животных практически в центре города. От Мелькомбината исходит неприятный запах. Почему это стало возможным. Почему это предприятие не вынесено за город? Эти вопросы муниципалитету и гражданам надо научиться ставить.
    А по поводу превращения Твери в открытый город - это очень верная идея. Это соответствует его древней истории, как части мира северных славян кривичей. Тверь должна проводить самостоятельную внешнюю европейскую политику в рамках процессов «Европы регионов».
    Игорь Колесников:
    - Наступила постиндустриальная эпоха. Во многих городах, той же Москве, промышленные площадки уже начали использоваться по совершенно другому назначению: либо как арт-студии, либо как бизнес-центры, даже как киносъемочные павильоны.
    Хотелось бы напомнить ещё исторический факт: почему при Екатерине II брендом Твери стал козел. Не потому что мы какие-то уж слишком схожи с этим животным, а потому, что у нас тут был центр сафьянового производства. Отсюда фактически пошло развитие сельского хозяйства и малого животноводства России. Следующий этап легкой промышленности - арт-промышленность, то есть мода. У нас в городе масса талантливых людей, им и в этом направлении найдется применение.
    Геннадий Климов:
    - Ну уж тверской козел, вернее коза, имеет более глубокие корни. Они уходят в каменный век в эру козерога. Но мы сегодня о другом.
    Владислав Белорусов, руководитель службы по связям с общественностью Тверской городской Думы:
    - Я хотел бы добавить, что нам необходимо сориентировать общество на определённый заказ: каким непосредственно жители хотят видеть свой город. Тогда общество будет требовать от власти выполнения этого заказа.
    Геннадий Климов:
    - Давайте попробуем сделать некий общественный неформальный совет, который бы взял бы на себя ответственность добиться выполнения всех задумок, которые мы сейчас с вами проговорили.

    Мария ГАВРИШЕНКО


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru