Архив номеров


     Загадочные события, случившиеся 15 июля 1015 года, привели к почти мгновенному распространению по Руси христианства - отмене архаичных традиций жертвоприношений людей и кровной мести. С этими событиями плотно связан город Торжок Тверской области.

    Сейчас прошло масштабное празднование 900-летия Старицкого Свято-Успенского монастыря, на которое приезжал патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Во время праздников несколько православных священников спросили меня: почему ни СМИ, ни власти не говорят о грядущем празднике тысячелетия создания на Руси первого православного монастыря - Борисоглебского монастыря в Торжке?
    Преподобный Ефрем Новоторжский в 1015 году на берегу реки Тверца создал обитель, место вокруг которой называется в летописях Новый Торг. Впоследствии это название трансформировалось в Торжок, но сами жители этого города до сих пор называют себя новоторами.
    Возникновение Торжка непосредственным образом связано с историей русской православной церкви и принятием Русью христианства. Торжок расположен на реке Тверца, которая была судоходной и являлась одной из самых оживленных дорог древнего мира. По ней пролегал путь, через Поволжье связывающий Иран с Балтикой. Здесь же начинался варяжский путь в Боспорское царство в Азовском море, откуда можно было достичь античного мира, Палестины и Египта. Торжок располагался на границе древнего мира кривичей (балтийских славян) и граничил с миром вятичей.
    Ефрема Новоторжского в древних книгах называют «угром» и ошибочно считают венгром. Скорее всего он был коренным жителем окрестностей Торжка, так как здесь всегда жили финно-угорские племена, сохранявшие веру в древнейшего арийского бога Мокошь. Культура и верования этих народов уходит в саму древность, когда здесь ещё было подножие гигантского Валдайского ледника, покрывавшего весь север Европы. Венгры же - одно из племен угров, переселившееся на юг.
    Ефрем Новоторжский доводился родным братом Моисею и Георгию, преданному отроку русского князя Бориса. Ефрем вместе с братьями поступил на службу к князю. Борис был сыном князя Владимира Красно Солнышко, крестившего свою дружину
    Год рождения Владимира неизвестен. Его отца Святослава княжна Ольга родила в 942. Владимир Святославич родился под Псковом, куда Ольга отослала неугодную сноху Малушу, планируя женить Святослава на византийской принцессе.
    Когда сын вырос, при уходе на войну с Византией в 970 году, Святослав оставил Новгород сыну Владимиру. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
    Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства.
    В те времена Скандинавия и русские окрестности Валдая ещё представляли собой единую культурную общность, которая происходила от народа кривичей.
    После гибели в 972 году великого русского князя-воина Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями.
    Древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми, а Владимир при этом известии бежал к королю Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич. Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и вернулся в Новгород. Затем с большим варяжским войском осадил Киев. Ярополк бежал в маленький городок Родня. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир насильно взял в жены. Это случилось 11 июня 978 года.
    Новый князь Киевский воздвиг в Киеве арийское капище с идолами шести главных богов славянского пантеона (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, но без Велеса). В Киеве вновь, вернулась традиция человеческих жертвоприношений богам, которая искоренялась княгиней Ольгой, принявшей христианство после убийства древлянами её мужа Игоря (вероятно, для того чтобы избежать своего сожжения вместе с убитым мужем согласно традициям того времени).
    «Повесть временных лет» так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
    «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны 20, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
    В 988 году Владимир захватил город Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны Анну, сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII.
    Император находился в трудном положении. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока. Византийцам требовалась помощь Руси и они соглашаются с требованием Владимира, но в свою очередь хотят крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Византийцы присылают в Корсунь принцессу Анну с попами. Там же в Крыму Владимир со многими дружинниками принял крещение от епископа Корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания с Анной.
    О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:
    «Тогда весь народ Рузов [русов], бывший там [в Армении, ок. 1000 г.] поднялся на бой; их было 6 000 человек пеших, вооружённых копьями и щитами, которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа».
    В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле вятичей христиане оставались меньшинством вплоть до XIII века.
    Владимир имел до крещения несколько сот наложниц в Киеве и в загородных резиденциях. Он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с Рогнедой, с «чехиней» (на союз с Чехией он опирался в борьбе с Ярополком, союзником германского императора) и «булгарыней». По одной из версий, это была дочь царя дунайских булгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё. Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Православная монашка была беременна. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, вероятно, считал себя сыном Ярополка.
    У Владимира только официально было 12 или 13 сыновей и не менее 10 дочерей. Но именно Борису он доверил дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей - Святополк Туровский и Ярослав Новгородский - восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, но внезапно заболел и умер 15 июля 1015.
    Смерть князя Владимира застает Бориса в походе на печенегов. Он возвращается к Киеву и дорогой узнает о намерении Святополка убить его.
    Хотя до конца в этой загадочной истории быть уверенным ни в чём нельзя. Возможно на Святополка, как часто бывает, был совершен наговор. В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Осип Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной для убийства Бориса был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается, как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом, причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Некоторые исследователи предполагают под именем «Бурислейфа» Бориса. Но думаем, что истинных убийц Бориса и Глеба мы не узнаем уже никогда.
    По официальной версии «Повести временных лет» убийц послал Святополк.
    Борис решает не противиться брату, несмотря на уговоры дружины, которая после этого его оставляет. На реке Альте его находят убийцы. В своем шатре князь проводит ночь и утро в молитве. Убийцы врываются в палатку и пронзают его копьями. Это случается 24 июля. Верный слуга Бориса, «угр» Георгий, пытавшийся прикрыть своим телом господина, убит на его груди. После первых ударов, Борис находит в себе силы «в оторопи» выйти из шатра. И тут умоляет убийц - «братия моя милая и любимая, мало ми время отдайте, до помолюся Богу моему». Лишь после этой последней жертвенной молитвы («вменишамя, яко овна на снедь», он находит в себе силы сказать палачам: «братие, приступивше скончайте службу вашу и буди мир брату моему и вам, братие».
    Тело Бориса везут на телеге в Киев. Под городом видят, что он ещё дышит, и два варяга приканчивают его мечами. Погребают его в Вышгороде у церкви св. Василия.
    Второго брата, Глеба, убийцы настигают на Днепре у Смоленска, в устье Медыни. Глеб находился в Киеве во время смерти отца и бежал на север, спасаясь от Святополка. Ладья убийц встречается с ладьей Глеба, умоляющего о сострадании. По приказу Горясера, собственный повар Глеба перерезает ножом его горло. Это случилось 5 сентября.
    Почему они стали первыми святыми Руси? Подвиг святых Бориса и Глеба создал прецедент нравственного подвига в спорах князей, не урегулированных правом. Это задавало новый алгоритм социального поведения князей. Подвиг Бориса и Глеба прекращал тысячелетнюю архаичную традицию кровной мести, изнуряющую Русь, Они были первыми, кто преодолел устоявшие архаичные комплексы, и современники почти сразу стали считать их святыми людьми.
    Когда 24 июля 1015 года князь Борис был умерщвлён, а его слуга Георгий - обезглавлен, Ефрем Новоторжский находился в отсутствии. Он пришёл на берег реки Альты и искал тело брата. Но нашёл он лишь одну голову Георгия и взял её - с тем, чтобы завещать потом положить с собою в одну гробницу.
    После этого Ефрем поселился на берегу реки Тверцы. Он построил здесь странноприимный дом и принял на себя подвиг страннолюбия, распространенный среди благочестивых и нищелюбивых людей Древней Руси. Когда в 1038 году были открыты мощи святых Бориса и Глеба и установлено им общецерковное празднование, в Торжке был построен храм во имя мучеников Христовых, в котором подвизался Ефрем до глубокой старости. Скончался преподобный 28 января 1053 года.
    Годом образования в Торжке первого на Руси православного монастыря - Борисогбеского - следует считать 1015 год. Именно тогда Ефрем Новоторжский пришел на берега Тверцы, чтобы заложить здесь основы иноческого жития.
    Прославленная древнерусскими летописцами Киево-Печерская лавра была основана в 1051 году, во времена князя Ярослава Владимировича (Мудрого) монахом Антонием. Борисоглебский монастырь в Торжке возник на 34 года раньше.
    Был ли Торжок раньше прихода Ефрема? В одной старинной книге, которую дал мне священник Алексей Расев, упоминается, что в свите княгини Ольги, бабки Владимира, упоминается блаженный Константин, юродивый Новторжский, Это дает основание думать, что Торжок существовал ещё до прихода Ефрема, во времена княгини Ольги.
    Жители Торжка отпраздновали тысячелетие свого города еще в 1999 году, опираясь на некоторые данные, которые предоставили московские историки. Точно можно сказать, что название Новый Торг не имеет никакого отношения к современному слову «торговать». В древности в словах были зашифрованы разные загадки. Торг - Грот - обратите внимание на это обратное чтение. У скандинавов был бог Тор, сын бога Одина. Скорее всего Новый Торг - это новая вера в Тора, предтече христианских верований, новая Тора или Новый завет - главная книга христиан. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
    
    Геннадий КЛИМОВ


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru