Архив номеров

     Если наша армия нуждается в хороших дорогах, они должны быть проложены, - говорил первый председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин в 1942-ом году. Исполнять это указание было предельно сложно, но крайне почётно - и дорожники, превозмогая все трудности войны, прокладывали Советской Армии дорогу к Великой Победе

    В годы Великой Отечественной войны невозможное становилось возможным: не щадя себя, фронтовики и труженики тыла совершали беспримерные подвиги во имя своей страны и своего народа. Совершали подвиги и тверские, тогда ещё калининские, дорожники. Спас из подбитого самолёта товарища-радиста Герой Советского Союза, лётчик Николай Андреевич Сальников, ушедший на фронт из дорожного хозяйства и после войны снова вернувшийся к любимой работе. Это лишь один из многих примеров, когда дорожники бесстрашно шли в бой с врагом, и порой ценой своей жизни защищали Родину.
     Но были и менее заметные, но не менее важные подвиги дорожников: они совершались в тылу, создавая условия для Победы. Руководство страны, понимая всю значимость дорожной сети для продвижения армии, ставило перед работниками отрасли задачи по моментальному восстановлению разрушаемых войной дорог. При этом на помощь дорожникам призывали выходить всех, кто остался в тылу: «…самая главная задача, стоящая перед активом и населением Калининской области, - говорил в 1942-ом году Михаил Иванович Калинин, - это всеми силами и способами непосредственно помогать нашей Красной Армии. Какие формы может принять эта помощь? Они напрашиваются сами собой. Ну, скажем, расчистка дорог. Командующий вашим фронтом Иван Степанович Конев говорит, что серьёзной причиной, затрудняющей на том или ином участке продвижение вперёд наших войск, является плохое состояние дорог. В этом случае вы должны принять все меры к тому, чтобы расчистка дорог была произведена незамедлительно. В таких делах мы часто допускаем либерализм, а сказать по-настоящему - расхлябанность. Вместо того чтобы заставить население выполнить необходимые работы, начинают думать о том, как оно это воспримет. Я считаю недопустимым такие рассуждения даже в мирное время, а в военное время эти рассуждения являются совершенно нетерпимыми».
     Словом, дорожникам должен был помогать каждый. И все действительно помогали. В июне 1942-го, например, к восстановлению и ремонту дорог и мостов оказалась привлечённой значительная часть населения области. В результате только за период с 5 по 20 июня капитальный и текущий ремонт был выполнен на отдельных участках дорог общей протяжённостью 5 241 километров и мостах общей длиной 883 погонных метра. Это притом, что вся протяжённость дорожной сети Калининской области в ту пору составляла 5 797 километров. Вот так, всего за 15 дней, силами дорожников, колхозников, рабочих и служащих почти все областные дороги были приведены в порядок, для того чтобы Советская Армия могла беспрепятственно продвигаться по этой территории.
     Для населения дорожные работы превратились в настоящее социалистическое соревнование, передовиками в котором оказались жители Лихославльского, Бологовского, Осташковского, Рамешковского и Кашинского районов. В личном первенстве тоже значился целый ряд имён - все эти люди перевыполняли полученные задания на 200%. Но тогда не было победителей и проигравших. Было лишь общее дело борьбы за свободу страны, в котором сделать больше, чем приказано, и даже больше, чем можешь, - не погоня за первым местом в неведомом зачёте, а стремление отдать все силы во имя высшей цели.
     А потому такой поистине всенародный ремонт калининских дорог проводился не раз, и поддержка населения, безусловно, очень помогала дорожникам. Тем более что во время войны остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров: многие мастера-дорожники ушли на фронт - Василий Иванович Суязов, Иван Семёнович Усин, Василий Григорьевич Ильин, Исаак Александрович Витенберг, Михаил Андреевич Усович, Владимир Семёнович Левенец, Борис Алексеевич Гнидин, Раиса Павловна Чагина, Павел Харитонович Брусенцов, Мария Александровна Неупокоева, Александр Дмитриевич Деригин и другие. Штаты дорожных организаций, как правило, полностью укомплектовать не удавалось, даже на руководящие должности не всегда ставили специалистов: половину должностей начальников дорожных отделов западных районов области заместили председатели сельсоветов, выдвиженцы райпартактива и так далее. Более того, профессия дорожника стала в военную эпоху женской: к примеру, в Зубцовском райдоротделе из 49 дорожных рабочих, набранных в 1944-ом году, было 47 женщин. А в условиях, когда согласно воспоминаниям бывшего командира взвода 1028-го артполка 52-й стрелковой дивизии 30-й армии Петра Алексеевича Михина, даже «природа была против» и «июльские проливные дожди вконец сломали дороги», а болота «вспухли и поднялись на метр», что и говорить: не то что хрупким женщинам, но даже сильным мужчинам-дорожникам народная помощь была очень кстати.
     Впрочем, на фронт ушли не все дорожники. Были и те, кто ни на день не оставил своего рабочего места, облегчая своим самоотверженным трудом положение фронтовиков, - Владимир Иванович Харичев, Иван Иванович Соловьёв, Александр Васильевич Симонов. Их знания и навыки были бесконечно ценны в это нелёгкое время: они позволили не только «латать» разрушенные дороги, но и качественно их восстанавливать. В 1945 году по Калининскому облдоротделу было построено 4,14 км новых булыжно-мостовых дорог, 4,2 км гравийных, 22,9 км грунтовых, капитально отремонтировано 73 км дорог и произведён текущий ремонт 1 764 км дорог, а также построено 2 380 погонных метров новых мостов против плана 1 850 погонных метров.
     Но это было только начало новой эпохи и нового этапа не менее самоотверженного труда: Победа Советской Армии принесла долгожданный мир, а вместе с ним и потребность в восстановлении разрушенного хозяйства. В партийных и советских органах в апреле 1946 года был рассмотрен и утверждён план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 годы, в том числе и по дорожному строительству. За эти годы планом предусматривалось построить и реконструировать 418 км дорог республиканского и местного значения, капитально отремонтировать 560 км и произвести текущий ремонт на дорогах общей протяжённостью 1 810 км. Истерзанные войной, вернулись фронтовики-дорожники и снова взялись за любимое дело. Восстановительные работы шли тяжело, по-прежнему катастрофически не хватало специалистов-мужчин, а из-за нехватки техники многие работы приходилось выполнять вручную. Но сомневаться не приходилось: они и здесь победят, превратив в послевоенные годы дорожную сеть нашей области в одну из самых больших по протяжённости в стране.
     Сегодняшние дорожники хорошо помнят, как работали и что совершили их предшественники в трудные для страны годы. Уже нет с нами доблестно прошедших дорогами войны и посвятивших свою нелёгкую жизнь делу развития дорожной отрасли Алексея Петровича Суязова, Алексея Степановича Принцева, Ивана Алексеевича Соколова, Галины Николаевны Богатовой, Валентина Алексеевича Ерофеева, Фёдора Никитовича Никитина, Михаила Алексеевича Афанасьева, Василия Семёновича Долбова, Иосифа Михайловича Бараховского, Арона Залмановича Храпкова, Ивана Корнеевича Бруя, Ивана Самойловича Харченко, Андрея Александровича Смирнова, Михаила Давидовича Мерзона, Василия Сергеевича Иванова. Но светла и вечна память об этих и других героях отрасли.


    
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Дорогие ветераны!

     Примите самые тёплые и искренние поздравления с главным праздником страны, который подарили нам вы!
     С каждым годом всё дальше во времени тот памятный день победной весны 1945 года, но с каждым годом он всё ближе к нашем сердцу. Не меркнет с годами величие подвига, совершённого фронтовиками и тружениками тыла, отстоявших право на будущее как для своей страны, так и для многих государств мира. Мы низко преклоняемся и отдаём глубокую сыновью дань уважения тем, кто героически прошёл долгими тернистыми боевыми дорогами и возродил родную землю из пепелища после Великой Победы. Наш долг перед поколением победителей - быть достойными их подвига. Мы учимся у своих отцов и дедов тому, как нужно преодолевать трудности, любить свою страну, защищать и оберегать её свободу. И мы передадим эту память последующим поколениям.
     От всего сердца желаю вам крепкого здоровья, бодрости, благополучия, добра, теплоты и внимания близких и родных людей!

     С уважением, президент Дорожно-строительной ассоциации В.Г. Шеин.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru