Архив номеров

     В понедельник, 12 апреля, скоростной поезд «Сапсан», курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, подвергся в Тверской области очередному нападению. Злоумышленники подложили некий предмет на контактный рельс, из-за чего у поезда был поврежден токоприемник. Движение составов было прервано на час.

    Инцидент произошел в 21:32 рядом со станцией Леонтьево.
    - На контрактном проводе находился посторонний предмет, - сообщила начальник сектора по работе со СМИ Октябрьской железной дороги Юлия Минеева. - Поезд №166 «Сапсан», двигавшийся из Москвы в Санкт-Петербург, столкнулся с этим предметом, после чего провод контактного пути оборвался.
    Обрывок провода ударил по лобовому стеклу поезда, которое треснуло. Кроме того, сломался токоприемник состава.
    Из-за разрыва провода пропало напряжение на этом участке пути. Остановился поезд №166, а также №165, следовавший из Санкт-Петербурга в Москву.
    - Кроме того, были задержаны поезда, следовавшие из Санкт-Петербурга в Таллинн и Петрозаводск, - добавила Минеева. - Поломка была быстро устранена. Задержка поезда №166 составила один час 10 минут, поезд №165 опоздал на 54 минуты. Насколько в итоге задержались два других поезда, представитель РЖД не смогла уточнить, но добавила, что вряд ли больше, чем на один час.
    Создана специальная комиссия РЖД для расследования инцидента.
    Представители железной дороги выразили сомнение, что предмет мог попасть на рельсы случайно. «Скорее всего, это сделали местные хулиганы», - сказала Минеева. По её словам, последнее время «Сапсан» стал объектом для регулярных нападений.
    Всего за три месяца работы скоростного поезда - «Сапсан» был запущен 17 декабря 2009 года - с его составами произошли как минимум девять подобных происшествий. Чтобы защитить рельсы от проникновения злоумышленников, железнодорожное полотно закрывается с двух сторон ограждением.
    В чем причина таких агрессивных нападений, в РЖД затруднились сказать, выдвинув предположение о низком уровне воспитания у хулиганов.
    12 января пьяный 35-летний безработный житель села Леонтьево Тверской области Михаил Самарцев бросил в поезд кусок льда. Бросок оказался точным - в поезде было выбито стекло. Свои действия Самарцев объяснил желанием отомстить за то, что накануне его сшибло в сугроб воздушной волной от скоростного поезда. Железнодорожники потребовали взыскать с него за это 100 тыс. рублей, а правоохранительные органы оштрафовали еще на 40 тыс. Сейчас уголовное дело о факте вандализма рассматривается в суде Вышнего Волочка Тверской области. А 6 апреля милиционеры задержали двух 47-летних жителей Санкт-Петербурга, которые пили спиртные напитки и стреляли по мишеням. Однако мишени были установлены так, что пули могли попасть в «Сапсан», что и произошло. Одна пуля попала в стекло пассажирского вагона, из-за чего на стекле появились сильные трещины.
    Судя по всему, ненависть к «Сапсанам» в ближайшее время обострится: с 5 апреля количество скоростных рейсов между двумя столицами выросло с трех до пяти, а до конца года первый «Сапсан» будет пущен между Москвой и Нижним Новгородом. Почему «поезда будущего» вызывают такую острую неприязнь у тех, кто живет возле железной дороги? Заместитель редактора журнала «Русский репортер», хороший друг «Каравана» Дмитрий Соколов-Митрич отправился в Тверскую область и узнал, что виной всему вовсе не классовая ненависть.
    
    Ахтунг! Ахтунг!

    Сапсан - это крупный сокол, одинокий хищник, самое быстрое живое существо в мире. Во время атаки он развивает скорость до 322 км/ч. Его тезка-поезд разбегается лишь до 250 км/ч, но и при такой скорости нет уже никакого смысла смотреть в окно. Люди, дома, названия станций - все это сливается в общую серую вихревую массу. Зато радует глаз интерьер вагона. Строгий европейский комфорт, флюиды высоких технологий, пассажиры - обычные на вид люди: в джинсах и свитерах, иногда в костюмах и галстуках, попадаются даже пенсионерки. Одна из них - бухгалтер Маргарита Павловна едет в Питер по билету, купленному дочерью за 6800 рублей. Она пристально смотрит в окно, пытается поймать глазами родную Чуприяновку. Не получается.
    Хотя если бы картинку за окном можно было повторить в замедленном режиме, пассажиры увидели бы много интересного. Например, барахтающихся в снегу людей. Они в ужасе прыгают с платформ, боясь, что вихревым потоком их затянет под колеса. Или «прижавшиеся к обочине» электрички, которые уже полчаса стоят, пропуская скоростной. Переезды с огромными пробками, как в той же Чуприяновке. А главное - злые глаза. Много злых глаз.
    Но поезд сбавлять скорость не собирается. Поэтому придется с него слезть.
    Чуприяновка - это поселок в окрестностях Твери, чуть меньше двух тысяч жителей, средняя зарплата не превышает стоимости одного билета на «Сапсан». Доминанта местного пейзажа - непролазная весенняя слякоть и горы мусора - его на помойках уже столько, что не видно самих помоек. И над всем этим благолепием вдруг раздаются первые такты песни «Слушай, Ленинград, я тебе спою» и строгий голос: «Внимание! На Санкт-Петербург проследует скоростной поезд! Отойдите от края платформы!» Эту железнодорожную шарманку местным жителям приходится слушать пятнадцать минут подряд шесть раз в день. Песню чуприяновцы уже ненавидят, а строгий голос воспринимают как цитату из фильмов про Великую Отечественную войну: «Ахтунг! Ахтунг! Дольче зольдатен нихт цап-царап!»
    - Нет у нас никакой зависти, - с ходу взрывается глава поселения Любовь Арбузова. - Пусть хоть в золотых поездах ездят, главное - чтобы нас не трогали. Но ведь тронули! Еще как тронули!
    Днём в поселке только пенсионеры и алкоголики. Всё работоспособное население разъезжается в Тверь и Москву. Детского сада и старших классов здесь тоже нет, поэтому дошкольники и подростки следуют за взрослыми. Самый удобный транспорт - электричка: 12 рублей, 10 минут - и ты в центре города. Но с появлением «Сапсана» расписание поменяли. И не в пользу местных жителей.
    - Теперь в Тверь на работу, в школу, в детский сад приходится либо опаздывать, либо выезжать на полтора часа раньше и потом сидеть на вокзале, - продолжает Арбузова. - А с Москвой ещё хуже. В любой момент электричка может встать на полчаса, а то и на час, чтобы пропустить «Сапсан». Люди злятся, опаздывают, теряют работу
    Любовь Арбузова в прошлом году пошла на второй срок. Теперь жалеет. Потому что подписывалась управлять поселком по законам мирного времени, а пришлось - как на войне.
    - Мы попытались выправить ситуацию, ввели три дополнительных рейсовых автобуса. Но это - слабое утешение. Во-первых, они идут до Твери в два раза дольше. Во-вторых, билет на них стоит в два раза дороже. А в-третьих, пущены они за счёт средств Калининского района, бюджет которого и без того скудный. Получается, что мы несём убытки, причина которых - РЖД. Представьте себе: сосед сверху вас затопил и еще при этом говорит: «Ничего не знаю, ваша квартира - вы и ремонтируйте».
    Но про электрички Арбузова мне рассказывает так, для затравки. Главная причина здешней «сапсанофобии» - это переезд, который теперь вечно закрыт. Движение скоростных поездов как ножом разрезало село надвое.
    - Мы тут уже как полицаи, нас все ненавидят, а приезжие так и вовсе с кулаками бросаются, - жаловался мне полчаса назад командир шлагбаума, человек с красным лицом - то ли от холода, то ли от напряжения. Называть свое имя он не стал, но и молчать не захотел, потому что сам местный. - А что мы можем сделать? Ничего! По инструкции перед обычными поездами шлагбаум закрывается за три минуты, а перед «Сапсаном» - за пятнадцать. С каждым таким поездом скапливается несколько электричек, в итоге время ожидания порой растягивается на полчаса и больше.
    Переезд и платформа Чуприяновка стоят на изгибе железнодорожного пути. В обе стороны видимость - метров 500. Это расстояние поезд пролетает за миг. Поэтому человек с красным лицом уверен, что появление трупов - вопрос ближайшего времени. И никакой «ахтунг» не поможет.
    А в кабинете Арбузовой уже стихийный митинг. Представители местной элиты, узнав, по какому поводу приехал журналист, энергично выкрикивают претензии:
    - «Скорая» нам теперь так отвечает: «Чуприяновка? Не поедем! Сколько людей мы не успеем спасти, пока будем в пробке стоять!»
    - С пожарными то же самое! Вот сейчас начнется весенний пал травы - и по ту сторону всё сгорит на фиг. А у нас там школа, кладбище, горнолыжный спуск, полторы тысячи дачных участков.
    Ещё год назад областные чиновники собирались развивать в окрестностях Чуприяновки горнолыжную рекреационную зону, вели переговоры с инвесторами. Пока не возникли обстоятельства непреодолимой силы.
    - Этот поезд мне всех инвесторов разогнал! - чуть не плачет Арбузова. - После того, что творилось на переезде в новогодние каникулы, наши туристы говорят: «Мы до Яхромы быстрее доберемся!» Кто нам возместит эти убытки? Почему нельзя было заранее просчитать и минимизировать экономический ущерб прилегающих территорий, вложить для этого дополнительные средства в модернизацию инфраструктуры? Ежу ведь понятно, что прежде чем запускать «Сапсана», здесь нужно было построить мост. Нет, они сделали ставку на наше терпение. И мы терпим. Пока.
    
    Интерес - выжить!
    
    В РЖД считают опыт первых трех месяцев эксплуатации «Сапсанов» удачным, спрос на билеты растет бешеными темпами, рынок требует: «Ещё!» Но достаточно проехаться вдоль железнодорожного полотна и поговорить с людьми, чтобы убедиться: эксплуатация поездов нового поколения в нынешнем режиме, без учета проблем прилегающих территорий, имеет сильнейший побочный политический эффект. В сущности, «Сапсаны» стали мощнейшим разжигателем социальной ненависти. Нет, это не зависть бедных к богатым. Это - нормальное чувство обиды у людей, интересами которых пренебрегли. Притом что интересы эти - последний рубеж: выжить!
    - Из-за того что отменили электрички, у нас очень многие жители потеряли работу, - говорит Виталий Шишков, глава администрации поселка Спирово. В отличие от Чуприяновки этот райцентр - не ближний свет: на электричке до Твери полтора часа, на автобусе, который ходит кое-как, все два с половиной. Раньше спировцев спасал «народный» поезд «Юность»: цены там были минимальными, количество остановок - максимальным. Но с пуском «Сапсана» «Юность» отправили на пенсию. Теперь прямого ежедневного железнодорожного сообщения с Москвой у местных жителей нет, только на перекладных электричках. На 300 километров пути уходит почти целый день.
    Переезда в Спирово нет. Даже мост имеется. Но поселок всё равно парализован.
    - Вот, полюбуйтесь, - Шишков подвозит меня к путепроводу, на котором вообще нет тротуаров, только проезжая часть. - Чтобы здесь ходили люди, его надо реконструировать. Но кто это будет делать? Железнодорожники этот мост со своего баланса скинули, но мы его принимать не собираемся, потому что содержать этого инвалида - выше наших сил. Его ремонт уже сейчас требует минимум сорока миллионов рублей, а у нас годовой бюджет - десять миллионов.
    Кроме этого моста в Спирово есть ещё надземный переход на вокзале, но зимой он превращается в ледяную горку, подниматься на него можно только с ледорубом. Причина - станционным дворникам платят копейки, да и те задерживают. Как объяснили мне сами работники, РЖД заключило договор на обслуживание станционных территорий с отдельной компанией и никак её не контролирует, а та «что хотит, то и воротит». В итоге на бумаге Спирово не пострадало, а на деле попасть «на ту сторону», где больница, работа, родственники, может лишь тот, у кого есть машина.
    - Раньше все ходили через легальный наземный переход, - Шишков подводит меня к высокому железному забору. - Но как только пустили «Сапсан», переход ликвидировали, подступы к путям перегородили. Ну и что? Вот, видите, забор снова сломали. А если они огородят пути намертво, то люди все-таки вскарабкаются на переход и закидают поезд арматурой.
    5 апреля все четыре попавшие под «Сапсан» региона ждут с содроганием. К трём уже имеющимся рейсам в этот день добавляется ещё два. А до конца года, возможно, их количество дорастет до восьми.
    
    Тормозной путь

    Руководителя департамента транспорта и связи Тверской области зовут Церен Церенов.
    - Внедрение высокоскоростных поездов, безусловно, необходимо, - говорит Церен. - Но с появлением «Сапсана» поток жалоб увеличился на порядок. Причём очень часто это даже не жалобы, а угрозы. Причина недовольства понятна: скоростные поезда пустили по одной ветке с обычными, инфраструктура стоящих на их пути городов и поселков не совсем готова к этим переменам. Эксплуатация такого транспорта требует строительства новых путепроводов, пешеходных переходов, расширения платформ, ремонта старых инженерных сооружений, в чьей бы собственности они ни находились. Мы тут прикинули: только по Тверской области на это требуется несколько миллиардов рублей, а у нас на все дороги в области бюджет - полтора миллиарда. Этих денег катастрофически не хватает. Возможно, такие инвестиции неподъёмны и для РЖД, но тогда надо ставить этот вопрос на государственном уровне. Сейчас область уже готовит обращение в правительство.
    - В последнее время много говорили о реанимации проекта «Высокоскоростные магистрали», но безрезультатно. Может, действительно нужно просто строить для «Сапсанов» отдельные трассы?
    - ВСМ - не единственный выход. В Европе, например, где-то действуют отдельные трассы, а где-то просто строят дополнительные отрезки пути, чтобы поезда могли безболезненно расходиться. В любом случае пуск такого поезда требует серьезных усилий по части логистики, а с нами даже расписание электричек не согласовали. Просто поставили перед фактом. Это притом что из 36 районов области 32 соединены железной дорогой, и других дорог там просто нет.
    - И вы это стерпели?
    - Нам удалось собрать в Твери круглый стол с участием представителей РЖД и широкой общественности. Мы постарались объяснить, что так нельзя. Транспортная сфера неизбежно несет серьезную социальную функцию, она по определению не может ориентироваться только на извлечение прибыли. По проблемам с электричками мы нашли понимание, многие отмененные остановки удалось восстановить, но ликвидированные рейсы так и не вернули. Нас заверили, что после пуска дополнительных «Сапсанов» проблем не прибавится. Хочется в это верить. Что же касается переходов, переездов, путепроводов, то здесь все гораздо сложнее. В неофициальных беседах местные чиновники говорят, что такая программа если и будет принята, то разве что после того, как какой-нибудь бесхозный мост грохнется на проезжающий под ним поезд. В самом ОАО «РЖД» драматизировать ситуацию пока не склонны. Там утверждают, что интересы граждан при запуске «Сапсана» были максимально учтены, и недовольство людей воспринимают как ничем не объяснимое недоразумение.
    
    Пролетающие мимо

    Стою на полустанке Левошинка, жду «Сапсана», хочу посмотреть в его глаза. На вокзале в Твери этот поселок в списке остановок, которым количество электричек сократили до минимума. Вместе с соседними селами более тысячи человек оказались отрезанными от ближайших городов, а значит - от школ, от больниц, от работы. Со мной - Раиса Арсеньева, староста поселка.
    - Я сама всю жизнь проработала на железной дороге, муж покойный у меня почетный железнодорожник, оба сына машинисты, да и вообще вся Левошинка - это бывший поселок путевых обходчиков и ремонтников. И вот теперь мы остались без электрички. Не заслужили.
    Раиса Дмитриевна говорит громко, пытаясь перекричать «ахтунг», поэтому в её интонации возникает иллюзия оптимизма.
    - О! Вон церберы наши идут.
    «Цербер» - это не только пес, охраняющий царство мертвых. Это еще и ЧОП, который после подрыва «Невского экспресса» занимается охраной путей. Впрочем, пока на всех станциях, где я был, обходчики мне говорили, что перетруждаться эти люди не любят, и увидеть их - большая удача. Но в Левошинке, по словам Арсеньевой, они появляются регулярно. Это - два мужика с тусклыми глазами и потрепанными лицами, один помоложе, другой повзрослей. Говорят, что на их 10-километровом участке пока все спокойно. Отношение к «Сапсану» - хорошо скрываемое раздражение. Скрываемое - потому что за его охрану им все-таки платят. А раздражение - потому что они из соседнего села.
    - А вот и он, - хихикает тот, что помоложе. - Больной зуб!
    На горизонте появляется моргающая белая точка. Сегодня безоблачное небо, но точка ещё ярче, чем дневной свет. Этот птичий глаз стремительно приближается, увеличивается в размерах, перестает моргать. Во мне просыпается кролик, я начинаю понимать тех людей, которые прыгают с платформы в снег. Я хватаюсь за перила, но не для того, чтобы меня не унесло вихрем, а чтобы заставить себя не убежать. Раиса Дмитриевна уже отскочила к зданию вокзала, один из церберов остался посреди платформы, демонстративно повернувшись к поезду спиной. В его глазах смесь восхищения и презрения.
    Поезд за доли секунды бесшумно проносится сквозь Левошинку, сверкнув своим невидящим глазом. Больше всего это похоже на сцену из голливудского фильма, когда некто или нечто прорывается из одной реальности в другую, сотрясая пространство. Еще несколько секунд после «Сапсана» в воздухе висит его хрустальный силуэт из мелких мокрых льдинок. Потом этот призрак с мелодичным шорохом осыпается на рельсы. У Раисы Дмитриевны глаза горят, как будто она только что прыгнула с парашютом. У меня тоже. Заставить людей ненавидеть такой красивый поезд - очень сложная задача. Но на свете нет ничего невозможного.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru