Архив номеров


     Алексей Каспржак сейчас возглавляет департамент финансов Тверской области. Но региону памятна деятельность его на посту руководителя департамента образования - деятельность, неоднозначно воспринятая общественным мнением, но, безусловно, искренняя и убеждённая.

    Каспржак остаётся советником по экономическим вопросам Министра образования и науки РФ, членом президентского совета по совершенствованию ЕГЭ, входит в научно-консультативный совет при Министерстве образования РФ, в президентский совет по модернизации - как эксперт по информатизации образования. Педагогика у него, можно сказать, в генах: отец, Анатолий Каспржак - заслуженный учитель России, основатель одной из первых в постсоветской России Московской городской педагогической гимназии, ректор Московской школы экономических и социальных наук. Сам Алексей Каспржак по первой специальности тоже учитель физики. Перед тем как приехать в Тверскую область, он работал в Национальном фонде подготовки кадров, в Министерстве образования и науки РФ.
    Мы часто заочно спорили с позициями Алексея Анатольевича в сфере образования. Сегодня наш спор перетёк в очную форму. О судьбе российской школы мы беседуем в начале весны, в преддверии окончания учебного года, выпускных экзаменов, начала поступления в вузы - когда в очередной раз будет оцениваться, как сработали педагоги в минувшем году.
    - Алексей Анатольевич, вы смотрите сериал «Школа»? Как вы относитесь к тому, как там изображается современная система образования?
    - Не хотелось бы обсуждать сейчас сериал «Школа» - об этом уже довольно много сказано. Хочу сказать лишь, что в демократическом государстве любое мнение должно иметь возможность быть высказанным, опубликованным. Ничего нового для себя лично я в этом сериале не увидел. Надо признать, что и такие школы тоже есть. Многие просто не хотели этого видеть.
    - И всё же: куда движется российская школа? Сегодня качеством образования, воспитания современных школьников пугают их родителей. Какие конечные цели преследует реформа школы?
    - Ещё в древности постоянно высказывалось недовольство школой и молодёжью. В Древнем Риме говорили, что когда современная молодёжь придёт к власти, мир рухнет. Школа традиционно не успевает за переменами в жизни. Но это не значит, что она не должна меняться вообще. Не бывает школы без «перемен» во всех смыслах этого слова.
    Цель реформы школы, в моём понимании, это сместить акцент с учителя на ученика.
    Кризис, который мы сейчас переживаем - явление не столько экономическое, сколько ментальное. И в значительной степени он является следствием школьного и даже дошкольного воспитания. Ведь основные поведенческие модели формируются в этом возрасте.
    Необходимо научить ребёнка выбирать. Сегодня российский школьник не умеет, не может брать на себя ответственность. Корни этого неумения лежат порой в сферах, которые наша отечественная педагогика традиционно не рассматривает.
    Вот наглядный пример. Недавно моя жена проходила курсы кулинарии в одном из тверских училищ. В целом услуга была оказана на очень достойном уровне. Но нас поразило устройство быта. Например то, что в женском туалете не было разделяющих кабинок. Причём мало того, что нет перегородок - напротив унитазов стояла длинная скамейка. Как в таких условиях может формироваться девушка, женщина, будущая мать? Понимаете, есть понятие частного, интимного - и именно этого лишено большинство российских детей. Отсюда, уже во взрослом возрасте - безответственность, бесхозяйственность.
    
    Все это происходило на фоне впечатлений моего отца, не так давно изучавшего в Шотландии тамошнюю систему дошкольного воспитания. Уже в детском саду, у трехлётних детей, туалет разделён на кабинки. Взрослый человек может увидеть, если там что-то не так, а другие дети - не могут.
    Второй пример. Детей в наших школах сажают так, что они смотрят друг другу в затылок. Всегда можно спрятаться, уйти от ответа. Хорошим уроком считается тот, на котором тебя не спросили. Только в российской школе есть «культура списывания». В других педагогических традициях этого нет - обучение строится на диалоге учителя и ученика.
    - По устоявшемуся мнению, вы выступали своего рода идеологом закрытия малокомплектных школ в Тверской области. Какая сейчас ваша позиция по этому поводу?
    - Я уже сказал, что научить выбирать - одна из основных задач образования. Невозможно выбирать в школе, где всё задано. В маленькой школе невозможно выбрать профиль обучения. Невозможно даже прогулять урок - а ведь это тоже очень ценный педагогический опыт.
    Уроки, вынесенные из обучения в маленькой школе, малоприменимы в большой жизни. Это оказывает деструктивное влияние. Для выпускника заведомо перечёркивается возможность поступления в институт.
    Бывает, приезжаешь в малокомплектную школу, а там в девятом классе - три девочки. Откуда у них выработается опыт общения с противоположным полом, который поможет им во взрослой жизни?
    - А что, лучше когда ребёнок проезжает на школьном «пазике» по 80 километров в день - в школу и обратно?
    - Нет таких расстояний «до школы и обратно». У нас и районов-то такой протяжённости нет. Хочу, чтобы вы поняли: цель - не закрыть школу. Цель - чтобы ребёнок чему-то научился в жизни.
    Противники закрытия малокомплектных школ рассуждают с позиции взрослых и их удобства. Порой, например, школа - единственное место на селе, где взрослые могут работать. Главы районов цепляются за школы.
    - И немудрено, закрывается школа - и село умирает. А ведь люди должны жить в этих сёлах…
    - Кто сказал, что должны? Это феодальный, крепостнически-колхозный способ расселения. А мы за него так ожесточенно цепляемся.
    - Но наш климат, природа традиционно сформировали обычай жить крупными сёлами - в отличие от западных стран, где мягче климат, нет снежных заносов… Там, конечно, селятся фермерскими хуторами и не обойтись без школьных автобусов.
    - Могу привести пример Канады, страны с таким же, если даже не более суровым, климатом. В Канаде очень хорошо отлажена система образования сельских детей - именно в больших школах, куда их привозят школьные автобусы.
    Я стою на позиции ребёнка. Это взрослый человек боится неизвестного, боится перестроить свою жизнь. Как-то в Нелидовском районе я сам возил родителей школьников смотреть новую школу: они были очень удивлены тем, как там хорошо.
    Просто закрытие школы никому не нужно. Надо создавать оптимальные для обучения и воспитания условия, а выбирать должны сами дети и их родители.
    Школа, помимо всего остального, ещё и институт социального перемешивания. В большой школе все разные. Здесь должны быть рядом бедные и богатые. Каждый должен увидеть и понять инвалида, сироту. Сегодня у детей нет привычки к пониманию тех, кто не такие, как они - и это транслируется во взрослую жизнь, создавая большие проблемы.
    Как-то я общался с директором маленькой школы в Тверской области, школы хорошей, выигрывавшей разного рода гранты. Он убеждал меня в том, как хорошо учиться в этой школе, но мне всё стало ясно, когда он обмолвился, что его собственный ребёнок учится в Твери.
    Есть проблема, например, как успевать к началу занятий. Если уроки начинаются в 8 утра, то дети из других сёл, чтобы успеть на них, должны просыпаться в 6 часов. Но это искусственные ограничения. Что стоит поменять расписание и начинать уроки позже? Это можно сделать, если во главу угла поставить главного человека в школе - ребёнка.
    Помню, когда меня только назначили на должность первого заместителя начальника департамента образования, я поехал инкогнито на 1-е сентября в одну малокомплектную школу в Калининском районе. Очень тягостное впечатление. В это село приехала семья переселенцев из Казахстана. Дети переселенцев, впервые пришедшие в эту школу, просто стояли и плакали. Ужасно даже не то, что они плакали. Ужасно, что все остальные привыкли. Привыкать надо к хорошему.
    - Вы член комиссии при президенте РФ по совершенствованию ЕГЭ. Как по-вашему - практика ЕГЭ себя оправдала?
    - Безусловно. Осознание проблем российской школы появилось именно благодаря ЕГЭ. Первый раз деятельность педагогов оценивается не ими самими. Оценка ставится за реальные знания, а не за совокупность впечатлений по итогам многих лет обучения.
    Кроме того, заметно увеличилось количество ребят из сельской местности, поступающих в вузы.
    - Но по итогам первого семестра 2009 - 2010 учебного года преподаватели тверских вузов говорят, что такого слабого набора просто не припомнят…
    - Вузы впервые столкнулись с демографическими проблемами нашей страны. Как следствие, они оказались в конкурентной среде. Сегодня количество выпускников школ меньше, чем мест в высших учебных заведениях. Спрос на услуги вузов уменьшился, и благодаря ЕГЭ лучшие выпускники могут поступить в Москву и Санкт-Петербург. Тверским высшим учебным заведениям приходится с ними конкурировать, а иногда иметь дело с оставшимися «за бортом» конкурсных процедур других ВУЗов.
    - И всё же, как будет совершенствоваться ЕГЭ?
    - Есть ряд предложений, с которыми мы вышли к президенту. Например, нужна открытая база заданий по ЕГЭ. Если человек прорешает все задания, он заведомо хорошо подготовится. Что в этом предосудительного?
    - Как эксперт по информатизации, как вы относитесь к тому, что школьники всё активнее осваивают технологии «копипаста» - т.е. попросту пользуются Интернетом в написании рефератов и сочинений?
    - Всё знать невозможно. За сообразительность и умение работать с информацией уже можно ставить «три».
    - А вообще что понимается под информатизацией в образовании?
    - Информатизация помогает решить главную задачу реформы образования - перенос акцента на ученика. Школьный класс имеет границы, интернет, или точнее, информационная среда, более свободны. В классе доминирует учитель, а в интернете школьник может на равных общаться с любыми, самыми авторитетными людьми.
    - Например, написать комментарий в блог президента Медведева про своё отношение к ЕГЭ. Да, сын моей подруги, подросток, на днях удивлялся - дескать, почему по «аське» все, несмотря на возраст, пишут так же, как он…
    - «Скайп» и другие интернет-ресурсы создают атмосферу равенства возможностей. А это и есть наша главная задача. На мой взгляд, хорошая школа - это школа, где первоклассник может подойти к директору и спросить: «Как у вас дела?»
    Информатизация - не цель, а средство решить основные задачи школы, научить делать выбор.
    - А что такое выбор? Выбор вещи на полке в магазине?
    - Прежде всего, выбор нравственный. Важно, чтобы у каждого была выстроена система ценностей, система приоритетов. Школа - место проб, место, где за твою ошибку тебе грозит максимум двойка. Во взрослой жизни стоимость ошибки гораздо выше.
    - Если говорить о нравственном выборе: чтобы делать его, нужна духовная основа. Тверская область одна из первых стала вводить в школах преподавание «Основ православной культуры». Но сразу же возникла проблема с педагогическими кадрами. Как сейчас обстоит дело?
    - Это очень интересный предмет. Но в неумелых руках он может превратиться в профанацию, вызвать отторжение. Однако всё равно пробовать надо.
    - Не много ли предметов в сегодняшней школе? В былые времена их было меньше, но знания, на мой взгляд, были более глубокие.
    - Предметное содержание образования вообще должно сильно поменяться. Сегодня, например, для ребенка интересующегося гуманитарным знанием, отдельно физика или, скажем, химия, не представляют предметного интереса. Это ни в коем случае не значит, что от них нужно отказаться. Но интегрировать их в одну предметную область – естествознание - возможно. На научном материале легче всего научиться решать задачи. В математике, в литературе, в жизни.

    Беседовала Мария ОРЛОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru