Архив номеров


     Память митрополита Филиппа почтили патриарх Кирилл, Дмитрий Зеленин, Василий Толоко и Эмир Кустурица

    22 января, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. При этом присутствовала большая тверская делегация из представителей духовенства и руководства Твери и области.
    
    Митрополит Филипп, из знатного боярского рода Колычевых, был с юности дружен с Иваном Грозным, но потом удалился от мира, став сначала простым монахом, а потом - настоятелем северного Соловецкого монастыря. Когда встала проблема выбора нового митрополита, Грозный призвал Филиппа - надеясь найти в нем духовную опору своей политике. Но глава русского православия обличал зверства опричников - пользуясь древним правом русских митрополитов заступаться за невинно осужденных царем.
    За это он был отправлен в Тверь в ссылку. Митрополит Филипп был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроч монастыре в 1568 году - когда войска Ивана Грозного шли походом на непокорённые Псков и Новгород. Не прошло и ста лет, как митрополит Филипп в 1648 году был причислен к лику святых. Мощи святителя Филиппа покоятся в раке у иконостаса близ северных врат Успенского собора - они были перенесены из Твери сначала на Соловки, а потом, в 1652 году - сюда, в Москву.
    История отношений духовной и светской власти, тема возможности морального суда над высшей политической властью стала лейтмотивом фильма Павла Лунгина «Царь». Роль святителя Филиппа стала последней ролью великого актера Олега Янковского.
    К сожалению, сегодня для того, чтобы привлечь внимание к истории, к её урокам, к нравственному подвигу даже таких знаменитых святых, нужны масс-медиа. Митрополит Филипп оказался, так сказать, в центре современного дискурса. О нём вспомнили не только в Церкви.
    От Твери на богослужении в Успенском соборе присутствовала большая и представительная делегация. Наш архиерей, архиепископ Тверской и Кашинский Виктор сослужил патриарху вместе с архиепископом Волоколамским Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископом Орехово-Зуевским Алексием; епископом Солнечногорским Сергием, руководителем секретариата Московской Патриархии; архимандритом Закхеем (Вуд), представителем Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси; протоиереем Иоанном Бером, деканом Свято-Владимирской православной духовной семинарии в Нью-Йорке; настоятелями монастырей и священнослужителями Тверской епархии. За богослужением пели архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора Твери и хор хоровой школы мальчиков и юношей города Конаково Тверской области.
    А еще на службе у мощей святителя Филиппа были губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, глава города Твери Владимир Бабичев, глава администрации города Твери Василий Толоко; губернатор Брянской области Николай Денин, игумении женских монастырей Тверской епархии.
    Успенский собор Кремля посетили лауреаты премии Международного фонда единства православных народов имени патриарха Алексия II за 2009 год - верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II и сербский кинорежиссер Эмир Кустурица.
    
    После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь, посвященную духовному подвигу святителя Филиппа.
    Кстати, это знакомство с тверским духовенством и тверскими властями предваряло визит патриарха Кирилла в Тверскую область. 1 февраля главу Русской православной Церкви ждут в Старице: старицкий Успенский монастырь, одна из древнейших обителей России, место, откуда вышел первый русский патриарх Иов, в этом году готовится встретить свое 900-летие.
    
    Олеся Григорьева



     Во имя Отца и Сына и Святого Духа

    Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его мощи находятся в этом святом соборе, у правого клироса. Память о святителе бережно сохраняется не только в Москве, где он служил, но и по всей Руси. Эта память, в первую очередь, связана с обстоятельствами его смерти. Святитель Филипп был умерщвлен по приказу царя Ивана Грозного. Царю показалось, что митрополит участвует в некоем заговоре против него, что он может возглавить оппозицию, что он может поднять людей на борьбу с ним. Это впечатление усугубилось после того, как святитель Филипп отказался преподать царю свое благословение, укоряя его за многие жертвы, которые тот приносил, укрепляя свою единоличную власть.
    История эта хорошо известна: в день Благовещения в том самом соборе, где мы с вами находимся, к святителю подошел царь и попросил у него благословения. Но митрополит благословения не дал. Это было молчаливое, но очень ясное выражение осуждения Церковью всего того, что совершал царь неправедного. Ибо личность Ивана Грозного весьма противоречива - наравне с делами греховными он совершал и много полезного для Отечества и Церкви. Но не за доброе митрополит отказал в благословении царю, а за злое.
    Дальше события развивались стремительно. Царь собирает собор, и собор епископов - не царь, а собор епископов! - осуждает митрополита Филиппа и лишает его сана. С него снимаются архиерейские одежды, он заточается в Отрочь монастырь в Твери и живет там как государственный преступник, под неусыпной стражей.
    Но даже в заточении митрополит Филипп, который пользовался огромным авторитетом среди верующего народа и духовенства, представлял, по мнению Грозного, некую опасность. И тогда царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.
    Эта страшная история помогает нам очень многое понять - в первую очередь, то, каким должно быть отношение Церкви к внешнему миру, в том числе к власти. Церковь призвана хранить Божию правду и ее провозглашать. Не дело Церкви делить светскую власть, участвовать в политической борьбе; не ее дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело Церкви провозглашать Божию правду. Мы почитаем святителя Филиппа именно за то, что он эту правду провозгласил. Если бы святитель позволил вовлечь себя в борьбу бояр против царя, если бы он возглавил некое политическое сопротивление, то сегодня мы не поминали бы его имени. Пример святителя учит, что Церковь должна полагать в основу оценок, которые она простирает на внешний мир: единственным мерилом должна быть правда Божия, и ничто другое. Никакие политические учения, никакие новомодные, преходящие человеческие мудрования, никакие соображения политической целесообразности - ничто не должно и не может подвигать Церковь к тому, чтобы на основе этих человеческих представлений судить о мире, о человеке, о власти, об окружающем обществе. Церковь вообще не призвана выносить суд. Она предает людей суду Божиему: «Не судите, да не судимы будете». Церковь не судит: Церковь призвана со смирением оценивать все, что происходит в мире, на основе Божией правды.
    И еще чему-то очень важному учит нас сегодняшний день. Не только тому, чтобы Церковь всегда использовала лишь одно мерило для оценки происходящего, но еще и тому, как должна быть организована церковная жизнь, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах Церковь не разделялась. Ведь если бы созванные на тот самый нечестивый собор архиереи сказали со смирением царю: «Прав наш митрополит» и «Мы вместе с ним», конечно, никто не гарантировал бы тогда их избавление от насильственной смерти или от заточения, но зато какая сила была бы явлена в этом единомыслии всего епископата! Но этого не произошло...
    Мы уже не знаем даже имен тех, кто приговаривал митрополита к низвержению, но мы помним его святое имя. И мы должны почерпнуть из этой истории твердое убеждение, что только в единстве Церковь способна влиять на окружающий мир, распространяя на него свое нравственное воздействие. Именно поэтому буквально с самого начала христианской истории враг рода человеческого стремился разделить Церковь. Уже в апостольское время появляются ереси, а затем различного рода расколы, и практически вся история Церкви - это история борьбы за свое единство. Для чего же нужно это единство? Для того, чтобы свидетельство было ярким, сильным и убедительным, чтобы никто никогда не мог сказать: «Зачем вы говорите нам все это? Сами на себя посмотрите - ведь вы разделены».
    Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделение христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент, может быть, по молитвам Церкви, Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому. А пока мы должны зорко следить и стараться сохранять единство своей собственной Поместной Церкви. В этом отношении особая ответственность ложится на епископат Церкви во главе с Патриархом. Может быть, если бы в те времена, когда жил святитель Филипп, архиереи чаще собирались на соборы, если бы тогда был выработан навык постоянного соборного советования, то и не произошло бы то, что произошло. И сегодня, когда Церковь наша существует в условиях свободы, очень важно развивать это советование среди архиереев, соборное начало Церкви. Только через такое единомыслие Церковь становится сильной и способной остановить любые разделения. Только при таком единстве, которое преломляется в соборной мудрости, Церковь способна говорить языком, который может убеждать окружающий нас мир.
    Мы сегодня молимся святителю Филиппу о Церкви нашей, о стране нашей, о всей исторической Руси, чтобы Господь приклонил милость Свою к народу нашему, чтобы Церковь была всегда способной провозглашать Божию правду, не вовлекаясь в перипетии человеческих конфликтов и человеческой борьбы. Мы молимся также и о том, чтобы окружающий мир оказался способным воспринимать голос Церкви без ожесточения и злобы. Мы молимся и о том, чтобы Церковь наша всегда хранила единство, для того чтобы со смирением и силой нести свое пастырское служение народу. И мы молимся святителю Филиппу, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, приклонил к нам Его милость. Аминь.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru