Архив номеров



    В МОНАСТЫРЕ ПОД МАКСАТИХОЙ ОБНОВЛЯЮТСЯ ФРЕСКИ, А ВОКРУГ МОНАСТЫРЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ ЖИЗНЬ
    МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАССКАЗ О ПРОЕКТЕ «МАКСАТИХА». МАКСАТИХИНСКИЙ РАЙОН - МЕСТО, НЕ «ИСПОРЧЕННОЕ ДАЧНИКОМ». ЗДЕСЬ СОХРАНИЛОСЬ ЗДОРОВОЕ КРЕСТЬЯНСКОЕ НАЧАЛО, СРЕДИ ПОЛЕЙ И ЛЕСОВ ПАШУТ ЗЕМЛЮ ФЕРМЕРЫ, НА ЛУГАХ ПАСУТСЯ КОРОВЫ, МОЛОКО КОТОРЫХ ОТ ЗДЕШНЕГО РАЗНОТРАВЬЯ СТАНОВИТСЯ ЦЕЛЕБНЫМ
    Подлинный духовный, а в скором времени и хозяйственный центр района - Николо-Теребинская пустынь. Это древняя почитаемая святыня не только тверского, но и всероссийского значения.
    Возрождение монашеской жизни началось недавно. Сначала здесь был настоятель отец Геннадий, но с 2004 года монастырь стал женским. Насельниц здесь всего две: игуменья матушка Ольга и мать Иоанна. Матушка Ольга в миру была аудитором. Матушка Иоанна - инженер-строитель. Эти две городские интеллигентные женщины живут среди большого русского села начала XXI века, со всеми его бедами и проблемами.
    Первые пару лет здесь вообще жила одна матушка Ольга - и на клиросе пела, и снег чистила, и еду для паломников готовила, и за скотиной ухаживала. В 2005 году она попала в серьёзную аварию, год пролежала, теперь с палочкой ходит, хромает. Но плотью немощна, а духом бодра.
    Помимо матушек, светлым лучиком надежды смотрится их добровольный помощник - молодой учитель истории, краеведения и основ православной культуры из соседнего села Николай. Он служит в храме иподьяконом, проводит экскурсии по монастырю, помогает матушкам с перепиской.
    Сегодня монастырь живёт и «подтягивает» за собой всю округу. Как в XV веке, когда русские общежительные монастыри, возникавшие вокруг землянок отшельников, становились оплотами передовой хозяйственной мысли, так и сегодня, спустя полтысячи лет, монастыри выполняют ту же роль.
    Мать игуменья - не только центр духовного притяжения. Эта умнейшая женщина по своей мирской специальности очень хорошо умеет просчитывать экономическую составляющую жизни обители. Сегодня она осваивает новую для себя профессию сельхозменеджера. Потихоньку собирает под своё крыло земли, когда-то принадлежавшие монастырю, пишет бизнес-планы.
    До революции Николо-Теребинский монастырь держал лавку в Москве. Здесь выпекалось 80 видов знаменитых на всю Россию пряников! Пекарня - в планах у матушки Ольги. А пока строится ферма на 20 коров - к весне их должно стать именно столько. Сейчас в монастыре шесть коров, телята и ослик Яша. Стоят в чистейшем коровнике, утром и вечером молитвы слушают. Одна корова страшно любит 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего» - так она строптивая, а как его услышит, так хоть что с ней делай...
    Здешние коровы начинают и заканчивают день под чтение молитв. Заезжий учёный из Тверской сельхозакадемии рассказал монахиням, что луга, на которых они пасут стадо, уникальны своим разнотравьем - из-за обилия целебных трав на пастбище молоко из Николо-Теребинской пустыни тоже получается целебным. Творог и молоко здесь, действительно, фантастические - мы попробовали.
    Конечно, самим матушкам нужно мало - они монахини, не для себя стараются. Но скоро здесь откроется детский приют. Дети, оставшиеся без попечения родителей, будут жить и учиться в монастыре.
    Архимандрит Адриан, наместник тверского Вознесенского собора, рассказала матушка Ольга, предупреждал её вроде как в шутку: мол, дети разные бывают, возьмите сначала двух или трёх.
    - Вы хотите сказать, что мне придётся ходить в каске и жить на колокольне? - спросила матушка Ольга, оценив шутку тверского архимандрита.
        У матушки есть опыт работы с трудными подростками. Ей ежегодно присылают на практику студентов из Максатихинского сельхозучилища. Присылают, а потом звонят по два раза в день: стоит ли ещё на месте монастырь?
    - Когда дети приезжают, у них глаз не видно. Знаете, когда душа человека спит, глаза на лице не различаются. Зато потом, когда ребята поживут в монастыре, они становятся совсем другими. Мы их не неволим - на службу ходить не заставляем. Главное - не курить и матом не ругаться. Но под конец они сами на службу ходить начинают. Просят - открывайте скорей своё хозяйство. Приедем к вам работать хоть кем, только бы тут жить.
    Матушка Ольга заложила в устав своего детского приюта образовательную деятельность. Сначала даже не поняла - зачем. А теперь в районе массово закрываются школы (школа, где работает иподьякон Коля, тоже обречена). Молодые семьи перебираются в Тверь или Максатиху: мыслимое ли дело, чтобы ребёнок по 100 километров в день трясся в выкрашенных в жёлтый цвет «ПАЗиках», именуемых «школьными автобусами»? В планах матушки, когда закроют школу, дать работу учителям и образование детям из окрестных сёл в монастырской школе.

    Но это только присказка, сказка впереди. Монастырь стоит здесь с XV века, что было до того - неведомо. Места эти, сейчас воспринимающиеся как глухомань, в былые годы находились на перекрёстке цивилизационных путей, народу здесь жило изрядно. Так что, что-то наверняка было.
    Через реку Мологу, прямо напротив монастыря, в деревне Кочки единственный житель её Геннадий проведёт вас к почитаемой здешней святыне - камню-следовику, где отпечаталась ножка примерно 35-го размера, такая же, как в Почаевской лавре. Своя особо почитаемая чудотворная икона в Николо-Теребинской пустыни - Богородица с Младенцем, который стоит на неком круглом возвышении, вроде как камне. Чья же это ножка отпечаталась на камне за Мологой? Богоматери? Господа? На этот вопрос ответа нет. Но место удивительное.
    Возможно, жили здесь отшельники - заволжские старцы. Пещерки, типичные обиталища отшельников, отчасти сохранились, есть подземная часовня в честь св. Александра Свирского. Да и на всей территории монастыря московские спелеологи своими приборами обнаружили подземные пустоты. А что в них - неведомо. Местные старики рассказывали, как мальчишками лазали в эти пещеры и видели мраморные (наверное, из старицкого камня) саркофаги, и даже мощи в них. Но сейчас никто туда не проникает, никто ничего не изучает.
    На территории монастыря - два храма. В одном, поменьше, сейчас идёт служба. Другой, построенный на месте того, первого деревянного храма, Никольский собор пока в запустении. Такие огромные соборы строились по нашим сёлам в конце XVIII - начале XIX века, но сейчас нет столько народа, чтобы в нём молиться. Да и не протопить его. Было в соборе и зернохранилище, и автомастерские - всё как положено в советское время.
    Сегодня в Никольском соборе сами собой обновляются фрески. Они проступают на обшарпанных, замызганных стенах бывшего зернохранилища. Обычные фрески, какие могли быть написаны каким-нибудь талантом из крепостных на рубеже XVIII - XIX веков. Евангельские сюжеты, орнамент, имитирующий лепнину. Можно было бы скептически предположить, что какой-нибудь художник приезжает и тайком работает. Но такой объём работ тайно не провернёшь. Надо леса поставить, художника в люльке под высоченный купол поднять. Да и зачем это нужно? Храм пока не восстанавливают, нет ни средств, ни надобности.
    Сейчас за такую роспись никто бы и не взялся. Тверитяне могут видеть, как, например, в кафедральном соборе Тверской епархии, храме Белая Троица, недавно подновили стенную роспись - так сразу виден новодел.
    Геннадий Быков, заведующий в максатихинской администрации туризмом, говорит, что ездит сюда с начала 2000-х и видит, как картины проступают там, где даже намёка на них не было.
    Как и любое чудо, это чудо в Максатихинском районе послано нам для вразумления. Возможно, так, как проступают из небытия фрески на стенах поруганного храма, проступит сквозь пелену сегодняшней шелухи и грязи нормальная честная русская крестьянская жизнь. Что показательно, в Максатихе она уже видна - как видны уже картины в Никольском храме.
    Мария ОРЛОВА

    Историческая справка:
    Основан монастырь был в 1492 году. В Смутное время его разорили поляки. Начал возрождаться он только в 1641 году, когда на заросших травой развалинах неожиданно обнаружили неведомо как сохранившуюся чудотворную икону святителя Николая Мирликийского. Она была цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. В честь образа Чудотворца был построен новый храм. Слава о чудотворном явленном образе стала быстро распространяться. В 1654 году с иконой Николая Чудотворца из Николо-Теребинской пустыни связано чудесное избавление Бежецка от страшной эпидемии чумы. (В 1995 году в Бежецке была возобновлена традиция большого крестного хода с иконой Николая Чудотворца из Николо-Теребинской пустыни).
    К XVIII веку Николо-Теребинский мужской монастырь стал одним из самых почитаемых в России. А в 1920 году обитель закрыли, а монахов, судя по некоторым данным, здесь же и расстреляли.


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru