Архив номеров


    ИВАНЬКОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ - ЭТО СЛОЖНЕЙШЕЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ, ПЛОТИНА КОТОРОГО РАБОТАЕТ ПОД НАПОРОМ КОЛОССАЛЬНЫХ ВОДНЫХ МАСС. ПОСЛЕ АВАРИИ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС НА ЕНИСЕЕ, НАСЕЛЕНИЕ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ ОЧЕНЬ НАСТОРОЖЕНО ВГЛЯДЫВАЕТСЯ В ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ. ТВЕРИТЯНЕ, И ОСОБЕННО КОНАКОВЦЫ, ВСТРЕВОЖЕНЫ НЕ НА ШУТКУ
    Игорь ГОРДИН - доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института программных систем РАН, председатель отделения экологии Международной академии системных исследований (IASS) много лет занимается проблемами комплексного использования и охраны Иваньковского водохранилища. В частности, он считает, что если разрушится плотина в Дубне, то и Иваньковского водохранилища просто не станет.
    - Игорь Викторович, может быть действительно правы те, кто считает строительство водохранилищ, в частности, Волжского каскада, ошибкой?
    - Да, если плотина рухнет, эти люди окажутся правы и дальновидны: не строили бы ничего, - и руин бы не имели. Но по большому счёту в 1930-е годы сделано великое дело. И не только для Москвы, превратившейся в порт пяти морей и надолго обеспеченной хозяйственно-бытовым и промышленным водоснабжением. Но и для тверитян, получивших изумительное море. Государство подарило нам, жителям Тверской области, уникальную природно-техническую систему, в которую страна вложила колоссальные средства, а, если вспомнить гулаговское строительство, то и столько жизней. На базе Иваньковского водохранилища сегодня создаётся небывалая социо-эколого-экономическая система с огромными государственными и частными капиталовложениями, с огромным потенциалом улучшения жизни местного населения. Можно, конечно, лёжа на печи, ещё 100 лет жалеть о затоплении Корчевы, но не правильнее ли засучить рукава на строительстве ландшафтно-архитектурного чуда России - Большого Завидова.
    - В каком состоянии плотина сегодня?
    - Это старейшая плотина Волжского каскада, ей 75 лет. Это уже говорит о многом. Московский бетонный метромост через Москву-реку простоял всего 26 лет. Саяно-Шушенская ГЭС дала стране электричество в 1979 г., и, перейдя под рыночное управление менеджеров РАО ЕЭС, получается, не продержалась и 30 лет. По мере старения Иваньковского гидроузла забота соответствующих государственных и инженерных служб о его здоровье должна нарастать, но она 20 лет падает. Самые больные вопросы сегодня - техническое состояние грунтовых дамб общей протяжённостью около 10 километров, бетонной части плотины протяжённостью 216 м, состояние и режим приплотинного шлюза и подшлюзового тоннеля, режим охраны объекта в условиях террористической опасности.
    - Какое внимание уделяется плотине, как основе Иваньковского водохранилища, администрациями Тверской области и Конаковскогорайона, на территории которого и находится водохранилище, за исключением самой плотины, административно-территориально отнесённой к Московской области - городу Дубне?
    - Позиция губернатора мне неизвестна, но надеюсь, что из Твери плотина «видна». А что касается Конаковского района, то до прихода В.Н. Крысова никакого внимания вообще не было. Было представление об Иваньковском водохранилище, как о лесном озере, берега которого можно дорого продать. На одном из совещаний у прошлого руководства района я поднял вопрос о состоянии плотины. Бывший глава района даже не понял о чём речь. Выручил его кто-то из замов, сказав, что разговор идёт о плотине, которая находится в Московской области, а районной власти хватает плотин и других забот и здесь. На том и порешили. В.Н. Крысов выразил тревогу за состояние плотины и судьбу водохранилища не в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 г., а сразу как возглавил район. Сразу стало понятно, что пришёл настоящий хозяин с широким кругозором.
    - Каково сегодня состояние самых слабых звеньев плотины?
    - Что касается дамб, то они достаточно массивны и построены с большим запасом прочности. Но слабеет основа этой прочности - набросная облицовка карельским гранитом. 60 лет гранит ежегодно завозили баржами, поддерживая дамбы в регламентном состоянии. Последние 10 лет завоз прекратился полностью. Более того, 20 лет идёт расхищение камня на строительные и дизайнерские нужды дачно-коттеджного строительства. Вывоз ведётся автомобилями, которые въезжают на дамбы прямо по откосам. Персонал гидроузла ведёт настоящую войну с расхитителями, то там, то здесь баррикадируя наезженные дороги бетонными блоками. Фильтрация воды через тело дамб пока в пределах допустимого. По мере утраты каменной наброски, фильтрационные и волновые размывы грунтовых слоёв неизбежны. Но эти процессы будут развиваться достаточно медленно, будут визуально фиксироваться, и, надо полагать, ремонтные мероприятия не опоздают. Резкие «сюрпризные» прорывы трёх основных дамб маловероятны.
    Бетонная плотина могла бы продержаться ещё как минимум 100 лет, если бы не динамические нагрузки от проезжающего по ней автотранспорта. Мост с пролётами, опирающимися на быки-опоры плотины, строился в расчёте на автогужевой транспорт с нагрузкой до 10 тонн, а если использовать вашу метафору из статьи «Прольётся ли Московское море?» - на дежурный НКВДшный «виллис». Сегодня по нему непрерывными потоками идёт современный тяжело гружёный транспорт. Мы упомянули метромост над Москвой-рекой, который продержался лишь 26 лет. Так это яркий пример коварной роли динамических транспортных нагрузок. Там, правда, решающую роль сыграли экспериментальные химические добавки в цемент. Здесь бетон попроще, честно дозированный и замешанный босыми ногами, но и это не гарантия. Ригели моста над машинным залом Иваньковской ГЭС уже имеют опасные трещины. Несомненно, что вибрационные нагрузки, неуклонно разрушающие бетон, передаются и непосредственно на опоры плотины. Проект прекрасного вантового моста, соединяющего левобережную и правобережную части Дубны в 500 метрах ниже от плотины, готов давно, в 2007 году прошёл государственную экспертизу. Здесь бы и задействовать ведомственные преимущества вхождения Иваньковского гидроузла в Минтранс России, но похоже получается наоборот - транспортникам бесплатный аварийный мост нужнее уникальной плотины. Риск нарастает, строительство откладывается, по последним данным до 2012 года.
    - Что случится, если мост рухнет?
    - Обрушение, если оно случится, вероятнее всего произойдёт над машинным залом ГЭС. Обвал перекрытий машинного зала создаёт примерно те же разрушения, которые мы видели на Саяно-Шушенской ГЭС, смасштабированные на размеры Иваньковской ГЭС. Но и здесь для энергетиков и транспортников ущерб будет колоссальный. Вместе с тем, также как и на Саяно-Шушенской ГЭС, эти обвалы не создадут условий для разрушения конструкций и затворов плотины, поскольку машинный зал вынесен на её передний фронт. Из-за деформаций может заклинить механизмы затворов, может быть нарушена устойчивость кранов подъёма затворов, что на значительное время выведет гидроузел из управляемого режима. Обобщая можно сказать, что в этой страшной ситуации море «вздрогнет», но устоит.
    - Каково состояние шлюза?
    - Шлюз и в своей железобетонной, и в стальной части ещё продержится долго, если не будут срываться плановые ремонты, как это происходит сейчас. Огромную роль играет человеческий фактор: водоизмещение судов огромное, ошибки капитанов и команд учащаются, а ошибка в манёвре может деформировать или даже снести ворота шлюза с прорывом водных масс равных ёмкости шлюза. Катастрофический для Московского моря срыв сразу и входных, и выходных ворот может произойти только неслучайно. Неуклонно нарастают фильтрационные потоки в подшлюзовой тоннель, его состояние давно уже признано аварийным.
    - Насколько велика террористическая угроза?
    - Охрана такого стратегического объекта должна быть надёжнее. И здесь опять ключевой является проблема автодорожного моста. Как мы знаем, большинство террористических актов последнего времени выполняется с применением автотранспорта.
    - Игорь Викторович, как вы в целом оцениваете перспективы Иваньковского водохранилища?
    - Внимание государства к объекту должно быть усилено, и гражданское общество, СМИ должны настойчиво влиять на этот процесс. Очень радует, что новая Конаковская власть заняла активную дальновидную позицию в деле сохранения и устойчивого развития этого бесценного водохозяйственного комплекса, ратуя за соблюдение ремонтного регламента гидротехнических сооружений, ускорение строительства моста в Дубне, усиление режима охраны дамб, плотины и шлюза.
    Олеся Григорьева



    Читателей нашей газеты продолжает консультировать по наиболее важным вопросам известный тверской адвокат Светлана РАХМАНОВА.
    В ближайшее время грядут большие новогодние каникулы. В данной статье мы расскажем о порядке выхода на работу в выходные дни и порядок оплаты труда в эти дни.
    Согласно ст. 107 Трудового кодекса, к отдыху относятся выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) и нерабочие праздничные дни. При этом по общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена (ст. 113 ТК РФ).
    Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели. Здесь речь может идти о следующих графиках: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, шестидневная рабочая неделя с одним выходным днём, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику и неполная рабочая неделя. При этом чередование рабочих и нерабочих дней прописывают в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре, соглашениях, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - в трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).
    Итак, при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. При этом общим выходным днём является воскресенье. Между тем второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором либо правилами внутреннего трудового распорядка. Как правило, оба выходных дня предоставляют подряд (ст. 111 ТК РФ).
    У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, еженедельный отдых предоставляется в различные дни недели поочерёдно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (ст. 111 ТК РФ).
    Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы сотрудникам, получающим оклад.
    В свою очередь, остальным работникам (за исключением лиц, получающих оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, должно быть выплачено дополнительное вознаграждение. При этом никаких обязательных норм относительно данной выплаты в трудовом законодательстве не содержится. Размер и порядок оплаты определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором (ст. 112 ТК РФ).
    В соответствии со ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, должна быть уменьшена на один час. Между тем в непрерывно действующих организациях, а также на отдельных видах работ, где невозможно сократить длительность смены в предпраздничный день, данная переработка компенсируется. В этом случае работникам предоставляется дополнительное время отдыха, либо с их согласия производится оплата по нормам, установленным для сверхурочной работы.
    Отметим, что при шестидневной рабочей неделе продолжительность работы накануне выходных дней не может превышать пяти часов.


К списку новостей
Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru