Архив номеров


     НЫНЕШНИМ ЛЕТОМ ИСПОЛНИЛОСЬ ТРИ ГОДА С МОМЕНТА ОФИЦИАЛЬНОГО СТАРТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

    Эта дата, практически никем не замеченная и никак не отмеченная, могла бы стать формальным поводом для анализа тех причин, по которым Программа, призванная «объединить потенциал соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов», с треском провалилась. Но, увы, таким поводом она не стала, хотя простое сопоставление цифр (что планировалось и что мы имеем сегодня в сухом остатке) даёт серьезную пищу для размышлений.
    Напомним, что в соответствии с этой Программой в Россию из стран ближнего и дальнего зарубежья в период с 2007 по 2009 год должно было переселиться порядка 300 тысяч наших соотечественников. Реально к началу сентября 2009 года переехало только 6,4 тыс. непосредственных участников программы и 15, 3 тыс. членов их семей. Не менее красноречивы и другие цифры, касающиеся финансирования Программы: так, в 2007 г. на её реализацию было выделено 4,6 млрд рублей, в 2008 г. - 5,7 млрд рублей, а уже в 2009 г. - всего… 6,5 млн рублей. Эти данные приводились на прошедшем недавно в Московской области семинаре-совещании для редакторов и обозревателей СМИ ЦФО, организованном Представительством Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в РФ и Альянсом руководителей региональных СМИ. А его участники, эксперты и журналисты, в числе которых был и корреспондент «Каравана», попытались понять, какие факторы тормозят процесс переселения наших соотечественников и какие меры необходимо предпринять для реанимации этой Программы.
    
     ПОЧЕМУ ГОРА РОДИЛА МЫШЬ?
    Как известно, после распада СССР за пределами России осталось порядка 20 млн русских людей, ставших в одночасье «чужими среди своих», так и не став при этом «своими среди чужих». Почти 15 лет понадобилось нашему государству, чтобы, наконец, вспомнить о них и предложить переехать на историческую родину. По мнению некоторых экспертов, в силу слишком широкого толкования понятия «соотечественники», Программа по их переселению больше напоминает пресловутый «оргнабор» по обеспечению депрессивных регионов дешёвой рабочей силой. В Россию на постоянное место жительство, обещая при этом государственную поддержку, приглашали не только русских, карелов, татар, то есть представителей тех наций, чья историческая родина находится на территории РФ. Но и всех, «воспитанных в традициях российской культуры, владеющих русским языком и в наибольшей мере способных к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей российского сообщества». Под эту расплывчатую формулировку подпадали армяне, таджики, молдаване - словом, «титульные» нации большинства бывших республик Союза, у которых, как известно, есть своя «историческая родина», которая и обязана заботиться о своих гражданах. Сузив понятие «соотечественник», ограничив его только теми, кто действительно связан кровными и духовными узами с Россией, можно было бы решить сразу две важнейшие задачи. Первая - повысить авторитет России, вспомнившей, наконец, о своих детях, в глазах коренных граждан и руководителей стран СНГ, что, несомненно, отразилось бы на их отношении к русскоязычному населению. И вторая - более рационально расходовать на переселенцев выделенные финансовые потоки, увеличив материальную поддержку каждой конкретной семьи. А приглашение на постоянное место жительства в Россию остальных категорий «соотечественников» могло бы стать вторым этапом Программы.
    В попытке «объять необъятное» наши чиновники вновь просчитались. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константина Затулина, «условия программы годятся только для людей, которым надо бежать или некуда деваться, для всех остальных они непривлекательны». Почему? Попробуем в этом разобраться.
    
    РАЗ СТУПЕНЬКА, ДВА СТУПЕНЬКА, ГДЕ ЖЕ ЛЕСЕНКА?
    Непривлекательной программа оказалась ещё на своем начальном этапе, и прежде всего потому, что обставлена была множеством бюрократических барьеров. Вначале будущих переселенцев ждала процедура получения и заполнения анкеты в российском консульстве. Потом - её отправка и ожидание одобрительного отзыва из выбранного региона. После этого, заполнив заявления, претендент получал Свидетельство участника Программы, с которым можно было наконец отправляться в путь. Всё это растягивалось на долгие месяцы, если не на годы, поэтому те бюрократические ступеньки, которые многим людям пришлось преодолевать, так и не стали для них лестницей в новую жизнь. И только самые упорные кандидаты в переселенцы не сходили с дистанции. Даже наша, тверская региональная Программа переселения соотечественников в семь зон вселения, которыми стали Фировский, Селижаровский, Конаковский, Зубцовский, Торопецкий, Жарковский и Торжокский районы, утверждалась и проходила различные согласования на федеральном уровне больше года. В результате, «первая ласточка» из ближнего зарубежья долетела до нас только в январе 2008 года. Воодушевлённый тем, что «процесс пошёл», губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин поставил задачу увеличить приток соотечественников до 1,5 тысяч (без членов их семей) в год. Это означало, что к 2012 году на тверскую землю должны были переселиться не менее 10 тысяч человек. На сегодняшний день к нам переехало чуть более 400 участников программы.
    
    ПОНАЕХАЛИ ТУТ…
    Причины, по которым наши соотечественники не торопятся паковать чемоданы и возвращаться на свою историческую родину, не раз обсуждались на региональном уровне, в том числе и на совместных заседаниях Межведомственной комиссии по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников и Совета по привлечению в область иностранных граждан. Таких причин немало, причём все они характерны не только для Тверской области, но и для большинства регионов, участвующих в Программе. С одной стороны, это дефицит жилья, с другой стороны, уровень квалификации претендентов на въезд в область не всегда соответствовал требованиям работодателей. Что предлагала наша региональная власть? Создать систему переобучения специалистов, перераспределения их по территориям в зависимости от требований рынка труда, а также помочь в обустройстве семей с маленькими детьми. «Перераспределить» предлагалось за счёт увеличения зон вселения, включив в этот перечень все районы области, в том числе и областной центр. Предлагалось также рассмотреть возможность включения в Программу и тех иностранных граждан, которые уже трудятся в регионе по срочному соглашению. Но прежде чем принимать такие меры, необходимо подготовить для этого не только экономическую и правовую почву, но и провести определённую разъяснительную работу среди местного населения. Хотя бы для того, чтобы коренные жители не воспринимали переселенцев как своих конкурентов на их рабочие места и получение муниципального жилья. И неплохо было бы нашим чиновникам выделить малую толику из предусмотренных на реализацию Программы миллиардов на госзаказ по этой тематике для районных и региональных СМИ. Иначе первое, что услышат наши соотечественники, ступив на тверскую землю, это пресловутое «Понаехали тут»…
    
    У СЕМИ НЯНЕК ДИТЯ БЕЗ ГЛАЗУ
     В том, что для выполнения миграционной программы регионам нужны дополнительные полномочия, считают и в других областях. Нужны они, прежде всего, для решения пресловутого жилищного вопроса. Предлагается создавать специализированные финансовые институты - фонды-поручители, - которые позволят переселенцам ускоренно получить льготные ипотечные кредиты, в том числе с пониженной или нулевой ставкой. Свою лепту в обустройство соотечественников на новом месте могут внести и работодатели: скажем, взять переселенца на работу и построить для него дом на паритетных началах с региональным и федеральным бюджетами. А затем передать это жильё человеку в собственность с условием, что он отработает на этом предприятии определённый срок. Подобные программы по строительству жилья для привлечения квалифицированных кадров уже действуют в сельских районах регионов ЦФО, в том числе и в муниципальных образованиях нашей области. Тверская область подготовила и представила на экспертизу проект жилой застройки для предприятий, принимающих соотечественников при условии его софинансирования из федерального бюджета. Если этому проекту дадут «зелёный свет», то уже в ближайшее время можно будет построить целый городок для переселенцев. Эти и ряд других важных предложений вот уже много месяцев находятся на рассмотрении в соответствующих федеральных структурах. Программу курируют аж семь таких ведомств, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу.
    
    БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
    Участники семинара говорили и о том, что для успешной реализации Программы необходимо заинтересовать работодателей в приёме соотечественников на работу, поскольку сейчас, особенно в период экономического кризиса, такая мотивация у них отсутствует. Велосипеда здесь изобретать не надо, достаточно предоставить таким предприятиям определённые налоговые льготы. А переселенцам придать статус лиц, нуждающихся в особой социальной поддержке, что позволит квотировать для них рабочие места. Должна быть установлена и соответствующая норма в трудовом законодательстве, определяющая срок, на который работодатель обязан бронировать рабочие места для участников Программы, необходимо внести корректировки в Трудовой кодекс, которые содержали бы обязательства для работодателей при заключении контрактов на трудоустройство переселенцев. Надо также выработать механизм общероссийского реестра вакансий для участников Программы, причём заносить в него вакансии не только предприятий, внесённых в региональные программы, но и других организаций на территории вселения. А сведения об уже закрытых вакансиях должны оперативно направляться в представительства за рубежом, чтобы с этой информацией сразу же знакомились кандидаты на переселение. Кстати сказать, Тверская область - один из немногих регионов, который ежемесячно в базе данных Министерства иностранных дел обновляет информацию об имеющихся вакансиях.
    Главный вывод: для оперативного решения этих и других вопросов регионам должны быть даны дополнительные полномочия, чтобы они самостоятельно корректировали программы, внося в них необходимые изменения. И, возможно, тогда наши соотечественники перестанут сидеть на чемоданах и возьмут билет в один конец с пунктом назначения - Россия.
    Светлана АВДЕЕВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru