Архив номеров


     Сенсационные находки, сделанные археологами при реставрация Знаменского храма в тверском селе Савватьево, продолжают будоражить умы православных верующих, не оставляющих надежду на то, что мощи, обнаруженные в саркофаге, принадлежат преподобному Савватию Оршинскому

    Напомним нашим читателям, что в конце августа при реконструкции храма под алтарной частью был обнаружен саркофаг, изготовленный из белого старицкого камня, внутри которого находились останки мужчины, а также фрагменты его облачения и кожаной обуви. Длина саркофага составляет 210 см, а его крышка имела две характерные черты, указывающие на работу тверских мастеров: слабовыраженное изголовье и длинную продольную полосу посередине.
    Для более детального изучения захоронения по распоряжению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора образована комиссия по проведению археологических исследований гробницы. А экспертизу найденных останков доверено было провести антропологам Института археологии РАН. Они должны проанализировать образцы костной ткани, которые могут указать на то, откуда родом был этот человек - местный или пришлый. Если пришлый, то когда он появился на тверской земле.
    По преданию, около 1390 года на Русь в город Тверь из святого града Иерусалима пришёл монах Савватий и принёс с собой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В рукописном описании тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки у Иоанна Богослова». По благословению святителя Арсения, епископа Тверского, старец поселился в 15 верстах от города. К востоку от столицы Тверского княжества на берегу реки Орши Савватий выкопал себе пещеру и пруд рядом с ней. Слава об отшельнике, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по монастырям. Савватий считается одним из зачинателей особой партии христианских отшельников Руси, получивших название «заволжские старцы».
    В конце апреля 1434 года именно в Знаменском храме было погребено тело преподобного старца Савватия, Оршинского чудотворца. Всё это время его мощи находились «под спудом», было известно, что они - примерно там, где и были обнаружены в этом году.
    Недавно появились первые результаты экспертизы, проведённой в институте археологии РАН, которые подтвердили, что останки, захороненные в саркофаге, принадлежат мужчине европейского типа, примерно 70 лет, с крупной головой и значительной длиной тела с признаками тренированности и физического развития». Антропологи обнаружили также нарушение осанки и хромоту на левую ногу, а точнее «повреждение левой большой берцовой кости», что может быть свидетельством ранения.
    Вполне возможно, это может быть ученик и последователь Савватия Преподобный Ефросин, который был родом из князей Тепринских. С детства мальчиков готовили к сражениям, поэтому мужчины из княжеских семей были, как правило, мускулистыми и физически развитыми. А хромоту он мог получить в результате ранения.
    Версию о том, что в белокаменном саркофаге находились мощи не Савватия Оршинского, а его ученика Ефросина, ещё до получения первых результатов экспертизы выдвинул и главный реставратор приходской церкви в Савватьеве Леонид Лукьянов, мотивируя её тем, что под саркофагом были найдены останки ранее погребённых монахов. Для могилы преподобного Савватия наверняка выделили бы отдельное, почётное место.
    Тем не менее есть предположение, что мощи почитаемого святого Савватия, пусть не в белокаменном саркофаге, всё-таки найдены. Дело в том, что под этим саркофагом обнаружено ещё одно захоронение - в простой деревянной колоде. По словам протоиерея Андрея Егорова, похороненный в ней человек имел узкий продолговатый череп явно не европейского типа. Возможно, принадлежащий выходцу из Ближнего Востока, откуда к нам пришёл Савватий Оршинский. Но был ли он оттуда родом или просто совершал паломничество на Святую землю? Вопросов на сегодняшний день больше, чем ответов. Что ж, будем ждать окончательного вердикта учёных и продолжать верить в чудо обретения мощей преподобного Савватия Оршинского.
    Светлана АВДЕЕВА



     В Тверь прибыла чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

    Тысячи людей с 22 по 27 октября приходили в Воскресенский собор Твери, чтобы приложиться к чудотворной иконе и получить исцеление от скорбей и недугов.
    
    Среди прихожан - огромное количество молодых женщин. Они выстаивают в очередях по 2 - 3 часа. У многих на руках маленькие дети. Это и не удивительно: икона Феодоровской Божией Матери особо покровительствует семейному счастью, рождению и воспитанию детей, дарует благополучное разрешение от бремени.
    Предание связывает написание Феодоровской иконы Божией Матери с самим евангелистом Лукой. Как она попала на Русь – неизвестно. Но именно ею благословил на брак с полоцкой княжной Параскевой Александра Невского его отец князь Ярослав. После смерти князя Александра Невского (он умер, отравленный в Орде, по дороге домой) икона осталась в Нижегородских землях, в Городце. После того, как монастырь, где она хранилась, был разорён татарами, икона была чудным образом явлена на сосне 16 августа 1239 года князю Василию Юрьевичу Костромскому. За день до явления иконы князю костромские жители видели, что по городу ходил воин в древнем одеянии, похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата. Этот человек носил по городу святой образ Богородицы. В связи с этим икону начали называть «Феодоровской».
    В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери произошло великое чудо. Святой образ с молебным пением обнесли вокруг полков. И во время битвы он начал источать слепящий свет, который поверг татар в неописуемый ужас и обратил в бегство.
    В начале XVII века, когда русское государство переживало тяжёлое время Смуты, Феодоровской иконой Богоматери благословили избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Отъезжая в Москву, Михаил Фёдорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней дома Романовых. Российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Фёдоровна - в честь фамильной иконы.
    История иконы Феодоровской Пресвятой Богородицы в советское время сама по себе является чудом. Образ, который имел такую ясную духовную и историческую связь с домом Романовых, не только избежал поругания, но и находился на протяжении всего XX века в храмах.
    18 августа 1991 года чудотворная Феодоровская икона Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный костромской Богоявленско-Анастасиин собор. Рассказывают, что перевозят святыню в специальном бронированном киоте, изготовленном специально для её транспортировки. В Тверь подлинник (не список!) чудесной иконы привозят уже во второй раз, первый раз она участвовала несколько лет назад в Волжском крестном ходе. После первого посещения многие женщины, у которых не получалось родить ребёнка, благополучно родили малышей, и в этот раз приводили на поклон уже трёх-четырёхлетних малышей, прося Богородицу, чтобы выросли они здоровыми и послушными.
    
    Зоя ГЛАЗАЧЁВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru