Архив номеров



     Под Тверью в ночь с 19 на 20 августа 2009 года случилось чудесное событие. К сожалению, пока нет разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Виктора сообщать широкой общественности обо всех подробностях произошедшего. Но думаю, самое время готовиться к радостной вести. Подготовка это всегда работа, поэтому рекомендуем почитать настоящую статью, чтобы лучше понять значение того, что скоро будет объявлено церковными иерархами

     19 августа православные празднуют Преображение Господне. Религией Преображения нередко называют само православие. Христос, взяв трёх своих учеников, взошёл на гору Фавор и там преобразился: ученики ещё здесь, в этом мире, увидели его не как человека, а как Бога, узрели невещественное божественное сияние. Упоминание о фаворском свете есть в трёх Евангелиях: Евангелие от Матфея, от Марка и от Луки.
    Опыт апостолов показал, что ещё на земле можно сподобиться видению божественного света. Так появилось учение, названное греческим словом «исихазм».
    В XIV в. исихазм подвергся нападкам со стороны учёного монаха Варлаама из Калабрии. Он обвинил монахов-исихастов в суеверии. За исихастов вступился епископ города Фессалоники Григорий Палама. Спор варламитов с паламитами продолжался около тридцати лет, разбирался на нескольких соборах и закончился признанием учения исихазма официальной православной доктриной.
    В 1341 году Константинопольский Собор принял положение святого Григория Паламы о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на горе Фавор. В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил святого Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, Григорий был освобождён и возведён в сан архиепископа Солунского. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок. Святителя в течение года перепродавали в различных городах в рабство. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь. Преставился Богу 14 ноября 1359 года.
    По преданию, около 1390 года на Русь в город Тверь из святого града Иерусалима пришёл монах Савватий и принёс с собой деревянный крест, в котором была частица животворящего древа Креста Господня. В рукописном описании тверских святых сказано: «Преподобный Савватий, игумен пустыни, образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». По благословению святителя Арсения, епископа Тверского, старец поселился в 15 верстах от города.
    В Тверь преподобный Савватий мог попасть в свите Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (1390 - 1406), последователя св. Григория Паламы. В 1390 г. Киприан приехал в Тверь по приглашению великого князя Тверского Михаила Александровича. Здесь он поставил на епископскую кафедру инока Арсения, будущего святителя Арсения Тверского. Вместе с Арсением остались в Твери и другие сподвижники Киприана, в их числе мог быть и Савватий - в свите митрополита находилась целая группа иноков, принёсших в Москву в 1390 г. чудотворную икону Богоматери «Неопалимая Купина».
    
    К востоку от столицы Тверско-го княжества на берегу реки Орши Савватий выкопал себе пещеру и пруд рядом с ней. Здесь он и поселился. Эту реку, вероятно, он выбрал не случайно. Название реки - Орша - происходит от древнего слова Рши (или Риши) - это были легендарные святые, которые сочинили гимны к Ведам (древнейшие книги, сохранившиеся в Индии). В четырнадцатом веке люди ещё знали праисторию и помнили сакральные места из самых первобытных времён каменного и бронзового века.
    Слава об отшельнике, живущем в пустыни близ Твери, разлетелась по монастырям. Он был одним из зачинателей особой партии христианских отшельников Руси, получивших название «заволжские старцы». К Савватию приходили за духовным советом известные в то время подвижники: преподобный Савва Вишерский, Савва и Варсонофий Тверские, основатели и игумены Саввина монастыря; преподобный Нектарий Тверской, основатель Нектарьевой пустыни; преподобный Ксенофонт Тутанский, ученик Сергия Радонежского и основатель Тутанского монастыря на реке Тьме; преподобный Зосима Клинский, основатель Зосимовой пустыни, и многие другие.
    
    Уже после кончины Савватия в пустыни побывали такие ве-ликие русские святые, как преподобные Корнилий Комельский и Иосиф Волоцкий.
    Преп. Корнилий родился в 1457 году в боярской семье Крюковых из Ростова Великого. В 1497 году он поселился неподалеку от Вологды, где создал свой монастырь. Здесь были организованы книгописная и иконописная мастерские. В монастырском Уставе, составленном Корнилием, присутствуют требования абсолютного нестяжания для иноков и полной общности монастырского имущества. Эти требования носят ещё более аскетический характер, чем в Уставе Иосифа Волоцкого.
    Заволжские старцы, многие из которых являются учениками Савватия, - это иноки белозерских, тверских и вологодских монастырей, объединённых новой идеей гуманизма и нестяжательства. В конце XV века они на Руси приобретают известность как неформальная религиозная партия, по своим гуманным воззрениям - соперники Иосифа Волоцкого, основателя монастыря в Волоколамске.
    
    Первый храм в Саватьевой пу-стыни построили в честь ико-ны Божией Матери «Неопалимая Купина». Еще при жизни Савватия, этот храм сгорел, а на его месте новгородскими мастерами была воздвигнута церковь «Знамения» Богородицы. В конце апреля 1434 года здесь, в Знаменском храме, и было погребено тело преподобного старца Савватия, Оршинского чудотворца.
    Об образе жизни учителя можно судить по рассказам его учеников. После Савватия одно время управлял пустынью преподобный Евфросин. В его игуменство в обитель и приходил преподобный Иосиф Волоцкий, который записал: «Я видел в Савватиевой пустыни святого старца-отшельника по имени Евфросин. Он был родом из князей Тепринских. В пустыни он прожил безвыходно около 60 лет. К нему приходили за советом многие иноки, князья и бояре, прерывая его безмолвие… Властитель же той земли князь Борис Александрович прислал к нему юную дочь свою, тогда обручённую невесту великого князя Иоанна Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаженного Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна, и в пустынь к блаженному её принесли на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они со слезами умоляли святого, говоря: «Если останется жива по твоим молитвам, то умиришь ты, отче, два княжества». Увидав, что девица впала в тяжёлую болезнь, преподобный Евфросин приказал отнести её в церковь, сам стал молиться со слезами и рыданием перед иконой Пресвятой Богородицы. Потом велел петь молебен Пресвятой Богородице и святителю Николаю. Когда окончился молебен, девица открыла глаза и села. Принесшие подняли её здоровою и в тот же день отвели к отцу её, прославляя Бога, «дающего благодать угодникам Своим». Преподобный Евфросин был глубоко чтим народом, князьями и боярами.
    
    Первый храм Савватий поста-вил по особому откровению свыше, на том месте, где он увидел сияющий нетварным светом животворящий Крест Господень. То есть, Савватий был последователем Григория Паламы. Он занимался религиозными практиками, позволяющими видеть Фаворский свет! А само место на берегу Орши было местом Преображения.
    Как мы видим, учение исихии появилось на русской земле практически в то же время, что и в Византии. Ярче всего учение исихастов выразилось на Руси в поучениях преподобного Нила Сорского. Родился он около 1433 г. в крестьянской семье. Примерно в это время Савватий с реки Орши уже умирает (1434 год). То есть, справедливо считать Нила Сорского последователем преподобного Савватия.
    До поступления в монашество Нил был писцом. Постригся в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Нил Сорский совершал паломничество на монашеский греческий остров Афон. По возвращении на Русь (ориентировочно между 1473 и 1489 годами) Нил основывает, как и Савватий Оршинский, скит. Нила Сорского считают основателем течения «заволжских старцев». Нил Сорский принимает участие в двух важнейших спорах своего времени: об отношении к так называемым «новгородским еретикам» и о монастырских имениях. В деле о новгородских еретиках и Нил Сорский, и его ближайший «учитель» Паисий Ярославов держались более терпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.
    
    Старцы требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посла-ниях (1504 и 1505 гг.) гуманного отношения к еретикам, распространившимся в то время - жидовствующим. Они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся прощать.
    Жидовствующие (от слова «житель, или жид») - наименование сторонников религиозного движения, распространявшегося в землях Великого Новгорода, Твери и Москвы в конце XV начале XVII веков. Оно основывалось на попытках привить православию Руси элементы западноевропейского рационализма и протестантизма, упрощённого понимания религиозной философии, отрицании святой Троицы.
    Хотя это только предположение, ибо свою веру жидовствующие держали в тайне, поэтому письменных свидетельств, объяснявших их учение, практически не сохранилось. Я думаю, они позднее легли в основу уставов многих масонских орденов Руси и Европы. Реформаторов «жидовствующими» назвали последователи ортодоксальной русской церкви, полагавшие, что это учение продолжает традиции тайных иудейских сект первобытной Сарматии и насаждает на Руси иудейство.
    
    Это, скорее всего, так и было, - так как поклонники еврей-ской Торы проживали на юге Руси, на остатках разгромленной киевскими князьями Хазарии. Культурный обмен и торговля приводили к появлению течений, стремящихся объединить в одно целое различные верования бывшей Сарматии.
    Распространителем нового тайного учения на Руси был Схария (Захарья Евреин), приехавший в Новгород в 1471 из Литвы в свите князя Михаила Олельковича. Он привёз с собой «пособия по тайным наукам» - мистике, астрологии, кабалистике. Как я предполагаю, это были какие-то более поздние переработки трудов древнейшего учёного Руси Гермеса Трисмегиста. По словам идейных оппонентов Схария, он был «изучен всякому злодейства изобретению, чародейству и чернокнижию, звёздозаконению и колдовству». Схария и приехавшие вслед за ним Йосеф Шмойло Скарявый и Моисей Хануш сумели сделать своими единомышленниками новгородских священников Дениса и Алексея, а также протопопа Софийского собора Великого Новгорода Гавриилу.
    После отъезда Схарии в Крым эти православные священники стали проповедниками отчасти нового, отчасти забытого со времён бронзового века учения. Они отвергали церковную иерархию, посты, иконопочитание, службы и обряды. Хотя это опять предположение. Точных свидетельств о сути их учения не сохранилось, но считается, что они отрицали догмат Пресвятой Троицы. Они будто бы настаивали, как в своё время ариане - первые христиане южной Руси, - на том, что Иисус есть простой человек-пророк. Новое учение стремительно распространилось в среде духовенства и мирских людей, затронув скиты и монастыри.
    
    Старец Герман, из заволжских старцев, доказывал, что о ере-тиках нужно молиться, а не наказывать. Призывали старцы и к личной скромности в образе жизни служителей церкви. Это навлекло и на старцев обвинение в ереси. Так было истолковано заявление, сделанное старцами на соборе 1503 г. о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами.
    По мнению старцев, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, деморализировало монашество. Они считали такой порядок вещей не согласующимся с жизнью древних русских подвижников. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла и у них никакой роли. Их монастыри резко отличались своей простой обстановкой от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого. В это время во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский.
    Старцы энергично пропагандировали своё учение. Послания Вассиана Патрикеева, вышедшие из школы нестяжателей, распространяли гуманные начала этого учения, продолжали традиции гуманизма первобытного пророка Руси Заратуштры, давали религиозной жизни русского человека внутреннее содержание.
    В 1479 в. кн. Московский царь Иван III Васильевич побывал в Новгороде, познакомился с тайными религиозными диссидентами Алексием и Дионисием. Он отметил их образованность, мудрость, благочестивую жизнь и предложил переехать в Москву. В столице они были назначены протопопами: первый Успенского, второй Архангельского собора Кремля. Надо понимать, что это были главные храмы Русской церкви. Среди сторонников новой версии христианства были очень влиятельные люди. Например, глава посольского приказа Федор Курицын - человек европейских взглядов, ставший светским лидером русских жидовствующих, по существу - европейской партии Руси.
    
    Среди сторонниц но-вой идеологии была и невестка великого князя и царя всея Руси Елена Волошанка (дочь молдавского царя и жена московского принца - Ивана Молодого). Сочувствовали новому учению и часть придворных. Да и сам царь Иван III тоже на какое-то время к новой вере был благосклонен. В 1498 наследником престола был объявлен Дмитрий, внук Ивана III. Влияние и помощь церковным обновленцам от его матери Елены Волошанки возросла.
    С одной стороны, в новой вере присутствовали постулаты гуманизма, а с другой - содержались догматы, уходящие в самую древность, - во времена магов и астрологов, когда на Руси доминировала ведийская философия. Это не могло не вызывать интереса московской элиты, да и широких народных масс, которые не хотели забывать обряды древности.
    Первым активную борьбу пра-вославной церкви с жидов-ствующими начал в 1487 новгородский архиепископ Геннадий, которому донесли, что будто бы еретики совершили надругательство над иконами («бросали иконы в нечистые места, некоторые святые лики кусали они зубами, как бешеные псы, некоторые разбивали»).
    По приказу Геннадия за членами новой секты началась охота. Группа из них была «бита кнутом», часть сектантов бежала из Новгорода в Москву. В 1489 г. новгородский архиепископ Геннадий просит ростовского архиепископа посоветоваться с жившими в его епархии учёными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским по поводу его борьбы с ересью, которая разгорелась в русских землях.
    В 1489 Геннадий потребовал от митрополита Руси, Зосимы, созыва церковного собора. На соборе 1490 ересь сектантов подверглась осуждению, а её сторонники были названы «сущими прелестниками и отступниками веры Христовой». Не подверженными инквизиции они оказались лишь благодаря заступничеству заволжских старцев. Для борьбы с еретиками из церковных книг были изъяты многие куски текстов, вызывающих смущение православных.
    По указанию архиепископа Геннадия была полностью переведена на русский язык Библия.
    Гонениям над реформаторами церкви способствовали и события при дворе. В 1490 царь Иван III позвал врача-еврея из Венеции Леона Жидовина и «велел ему лечить сына своего князя Ивана». Однако царевич Иван Молодой умер. Лекарю-еврею отрубили голову. Расправа с ним стала началом наступления и на реформы в церкви. В темницу попала вместе с малолетним сыном Дмитрием и жена Ивана Молодого Елена Волошанка.
    Нарастало влияние второй жены Ивана III - Софьи Палеолог (племянницы последнего византийского императора Константина Палеолога, ревностной поборницы ортодоксального православия). Пользуясь поддержкой Софьи, Иосиф Волоцкий решился обвинить митрополита Зосиму в покровительстве еретикам и добился того, чтобы Зосима в 1504 отрёкся от митрополии. Иосиф Волоцкий потребовал репрессивных мер в отношении еретиков.
    Конец влияния европейских реформаторов совпал с церковным собором 1504 г., постановившим предать жидовствующих расправе. Практически все проповедники из числа жидовствующих были казнены. Они подверглись страшным пыточным дознаниям с вырыванием языков. Прилюдно в деревянных клетках были сожжены проповедники - Иван Курицын, Дмитрий Коноплёв, Иван Максимов. В Новгороде сожгли архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию «со всеми их поборниками и соумышленниками».
    Результатом осуждения на церковном соборе 1504 г. стал рост религиозной нетерпимости. Заодно это же послужило причиной забвения культов и событий совсем древней истории Руси. Тем не менее реформаторские идеи продолжали тайно распространяться в России вплоть до конца XVIII века и сохраняются в виде различных протестантских течений и масонских лож до сих пор. В современности многие идеи трансформировались в различные вполне официальные академические научные школы по логике, астрономии, астрологии, лингвистике и другим наукам. В советской историографии термин «жидовствующие» не употреблялся. Ересь жидовствующих именовалась «новгородско-московской ересью», затушёвывалась связь её с иудаизмом.
    Возвращаясь к заволжским старцам, следует сказать, что оба их теоретика присутствуют на соборе 1490 года, разбиравшем дело иудеев-реформаторов.
    Первоначально все иерархи «стали крепко» и единогласно заявили, что «вся сожещи достоить». Однако после выступления заволжских старцев собор смягчает решение и ограничивается лишь тем, что проклинает двух-трех попов и лишает их сана.
    
    Возвращаясь к самому началу нашей истории - дискуссии Григория Паламы с Варлаамом, следует признать, что именно она привела к последовательности обстоятельств, приведших к возникновению России в сегодняшнем виде и особой ментальности российского народа. Для теологии Паламы, как и для всей культуры Руси, Преображение есть наиважнейшее таинство.
    На горе Фавор с Иисусом не произошло никаких изменений - преображение совершилось в апостолах: они силой божественной благодати получили способность видеть Иисуса таким, каков он был, в ослепительном сиянии божественного света.
    Те, что окажутся достойными Царства Божьего, уже теперь на Земле могут приобрести возможность видеть несотворенный Свет, как апостолы на горе Фавор. С другой стороны, Палама утверждает, что видение несотворенного Света сопровождается объективным свечением святого. «Тот, кто участвует в божественной энергии, сам в некотором роде становится светом; он един со Светом и вместе со Светом видит воочию всё, что остаётся сокрыто от тех, кто лишён этой благодати».
    «Свет знания», - говорят в России. Но свет этот совершенно особого свойства. Возможность его видеть даётся Богом в момент Преображения, как награда.
    
    То, что случилось под Тверью на берегу реки Орши в ночь с 19 на 20 августа 2009 года, через час после праздника Преображения - это какой-то знак, понять который ещё предстоит. Очень жаль, что пока нет разрешения церковного руководства говорить об этом. Но готовиться к пониманию случившегося уже надо. Этому и посвящена статья, которую вы только что прочитали.

Геннадий Климов

Редакция благодарит протоирея Андрея Егорова, трудами которого на тверской земле возрождается память преподобного Савватия Оршинского. Его работы помогли в написании этой статьи.

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru