Архив номеров


     За последние годы серия преступлений, связанных со стрельбой, буквальным «избиением младенцев», стала глобальной проблемой для жителей ряда стран. Необъяснимые по своему цинизму и жестокости убийства превратились в настоящее бедствие..
    События последних месяцев ужасают своими подробностями. Порой оружие применялось теми людьми, которые призваны защищать людей от посягательств. Что порождает эту жестокость и как от неё уберечься?
    За комментариями мы обратились к заведующему кафедрой психиатрии наркологии и психологии Тверской медицинской академии, академику РАЕН РФ, доктору медицинских наук, профессору Александру ЗИНЬКОВСКОМУ.
     - Александр Константинович, объясните, каковы основные причины неадекватного поведения людей (стрельба, избиения, убийства) с точки зрения психиатрии? Как сказывается нестабильность экономики в стране на психосоциальном состоянии общества?
    - Таких причин достаточно много. Каждый раз они индивидуальны. Преступления здоровых лиц и невменяемых различаются: в основе первых лежит умысел или неосторожность, в основе вторых - тяжёлое психическое расстройство. Если говорить о предпосылках, то нужно учитывать три ведущих фактора, которые приняты в судебной психиатрии: синдром - личность - ситуация.
    Когда в стране начинается кризис, у людей рушатся прежние морально-психологические ценности. А новые ценности не усвоены как общественным сознанием, так и индивидуальным.
    - Оказывают ли отрицательное влияние на поведение людей современные фильмы, где показаны сцены жестокости; компьютерные «стрелялки»? Каковы могут быть последствия такого досуга?
    - Жестокость формирует своеобразный аттитюд, то есть социальную установку, которая усваивается массовым сознанием. Она связана со становлением личности, но критическое стечение обстоятельств «вымывает» эту установку, «срывая» социальные тормоза, и приводит к агрессивному поведению. Различная игровая зависимость проникает не только в подростковую, но и во взрослую среду. Это также формирует стереотипы на подсознательном поведении. В этом нас убеждает не только мировая статистика, но и тверская.
    - Как общество и государственные структуры могут и должны противодействовать этим негативным процессам?
    - Психиатрия как наука возникла как медицинское направление, призванная решать проблемы охраны психического здоровья. Мировой опыт показывает, что чем больше государство вкладывает средств в охрану психического здоровья граждан, тем оно более устойчиво. Здесь можно выделить три аспекта:
    - «медицинский», то есть профилактика рецидивов психических расстройств душевнобольных и особенно у тех, кто совершает общественно-опасные деяния. Для этого создана целая система стационарной психиатрической помощи для тех психических больных, которые совершили общественно-опасные деяния и которые по решению суда признаны невменяемыми. Также принимаются меры (при совершении нетяжких преступлений) лечения их в амбулаторных условиях, под наблюдением врачей, в клинике, на базе Тверского областного клинического психоневрологического диспансера;
    - «охрана здоровья психически здоровых людей». Здесь затронуты широкие вопросы психогигиены и психопрофилактики. С этой целью развито звено внедиспансерной охраны здоровья: создаются центры и кабинеты социально-психиатрической помощи, психодиагностики, психокоррекции, психотерапии, различные формы клубной работы. Соответствующими приказами Минздравсоцразвития РФ выделяется достаточное количество кадров. В этой же связи стали шире работать с семьёй. Готовятся узкие специалисты по системной психокоррекции различных проблем в семье. Подобные центры существуют и в Тверском регионе при областных клинических психоневрологическом и наркологическом диспансерах. В этом же направлении работают сотрудники нашей кафедры;
    - направление, связанное со «снижением общесоциальной напряжённости в сфере социально-психологических проблем». Понятно, что жизнь постоянно создаёт основу для перенапряжения психической адаптации психически здоровых лиц и, тем более, душевнобольных. Здесь большое значение принадлежит формированию гражданского общества, взаимодействию социальных институтов и государства, а также налаживанию продуктивного диалога, позволяющих повысить социально-психологический комфорт в обществе.
    - Почему такой общественный резонанс получили последние уголовные дела, связанные с социальной агрессией лиц, имеющих право ношения оружия по долгу службы?
    - Общественное сознание традиционно связано с образом милиции как охраны гражданина (моя милиция меня бережёт). И внезапно в этом сознании сам образ «майора Евсюкова» оказался перевёрнутым на 180 градусов.
    Хочу пояснить, что все государственные структуры, чьи сотрудники имеют право владеть оружием, имеют высококвалифицированную службу охраны психического здоровья личного состава. Это касается и профотбора, и подготовки кадров в учебных заведениях. Регулярно проводится обследование личного состава, идёт обязательная оценка психического здоровья людей после прохождения службы в «горячих точках». Однако жизнь не стоит на месте и показывает необходимость постоянного усовершенствования этих служб. В том числе своевременным пополнением их врачами: психиатрами, наркологами и психотерапевтами.
    Нужно учитывать сложный характер работы личного состава МВД. Это и синдром эмоционального «выгорания» работника от интенсивности, социальной напряжённости труда, и хроническая усталость. А если человек даже в пределах нормы употребляет алкоголь, это может приводить к ослаблению барьера психической адаптации, механизмов торможения агрессии. Как следствие, формируется феномен профессиональной деформации.
    Всё вышесказанное напоминает слова Зигмунда Фрейда о том, что «средний психически здоровый человек средне психически здоров». Здесь уместно привести опыт работы московского психотерапевта Е.Ю. Соколова. Он показал, что применение «психотерапевтических приемов» - ускоренная прогрессирующая релаксация, самогипноз, аутогенная тренировка - приводит к стабилизации психического состояния. Кроме этого автор предлагает обучение этим простым психогигиеническим приёмам лиц из рядового состава, руководителей отделений, которые могли бы самостоятельно использовать это с целью укрепления своего психического здоровья.
    Всё это в целом заставляет усилить оптимизацию мер охраны психического здоровья в обществе. В том числе - и в соответствующих государственных структурах.
    Виктор БЕРГ



ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН - ЭТО СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕРКИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ИЛИ НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ СТРЕСС?
     15 июня выпускники школ России сдавали экзамены по физике и истории. Первый экзамен - по русскому языку - был сдан ещё 29 мая. Вот уже четыре года испытания для школьников проходят в форме единого государственного экзамена. Отношение к нему российского общества до сих пор неоднозначное. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов, выступая перед депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, заявил, что «ЕГЭ - это путь в дебилизацию нашего образования». Что о ЕГЭ думают тверитяне, мы решили спросить у тех, кому эта тема особенно близка, - учителей, преподавателей вузов, родителей старшеклассников.

    Денис КИЛЕЙНИКОВ, проректор по учебной работе ТГМА:
    - Моё отношение к ЕГЭ определено законодательно. Это всего лишь форма контроля знаний выпускников. Какой бы она ни была, уровень подготовки зависит не от неё, а от знаний, полученных в школе.
    Галина КОМЕЛОВА, директор МФЮА, тверской филиал:
    - Объективной оценки дать не могу, могу лишь сказать, что студенты, сдававшие ЕГЭ, ничем не выделяются на фоне тех, кто в своё время сдавал обычные экзамены. С другой стороны, я считаю традиционные испытания более ответственными - думаю, что и дети, и преподаватели готовятся к ним более тщательно, чем к ЕГЭ. Также вижу несомненный минус ЕГЭ - учителя могут уделять больше внимания тем дисциплинам, которые вынесены в ЕГЭ, в ущерб другим предметам...
    Евгений КОНКИН, учитель мировой художественной культуры средней школы №37:
    - Моё отношение к ЕГЭ диалектическое. Думаю, что вполне уместно так сдавать экзамены по каким-то техническим дисциплинам, где заглавную роль играют формулы. По гуманитарным предметам, где важно не столько знание, сколько понимание, - это нонсенс. Как отец, воспитывающий сына-восьмиклассника, могу сказать, что в будущем, для того чтобы сын сдал ЕГЭ, не вижу другого выхода, кроме как нанять ему репетитора...
    Елена КУЗИНА, библиотекарь Тверской областной специализированной библиотеки для слепых, мама одиннадцатиклассницы:
    - Особенно сложной показалась нам математика. Как написали, пока не знаем, результаты русского получили только на днях: 74 балла из 100. Конечно, это не очень хорошо, но, в принципе, сдать русский было ещё реально, математика же вообще оказалась чем-то из ряда вон выходящим. Задания были очень трудные, подготовка по прошлогодним вариантам ЕГЭ не помогла, потому что ничего из того, что было раньше, нам не попалось. Те, кто занимался с репетиторами, могли ещё хоть как-то справиться с заданиями, для остальных же это был тёмный лес. Многие сделали только самую лёгкую, первую часть, кто-то даже и не пытался что-либо сделать. Одна девочка, увидев задания, прямо на экзамене упала в обморок. Фактор везения тоже играет большую роль: когда у нас сдавали русский язык, мальчик, перебивавшийся весь год с двойки на тройку, написал ЕГЭ на 100 баллов - повезло: попался лёгкий билет...
    Елена ЛОБАНОВА, учитель математики средней школы №7:
    - Математика в этом году действительно была очень сложной. Результаты ЕГЭ плохие: средний балл - ниже 50, то есть в основном это «3». Пятёрок очень мало.
    Некоторые задания вообще далеки от школьной программы - в курсе математики средней школы их просто нет: чтобы подготовиться, необходимо использовать дополнительные источники. Все задания поделены на три части: первая, на «3», состоит из общих вопросов по школьному курсу, вторая, на «4», подразумевает хорошее знание школьной программы вплоть до определений и третья, на «5», предполагает такой высокий уровень знаний, который можно показать, лишь занимаясь с учителями дополнительно. Большинству последнюю часть было не решить. Конечно, ещё существуют книги для подготовки к ЕГЭ и пробные тесты, но они очень далеки от правды. Дети морально подготавливаются к одному, а на практике сталкиваются совсем с другим. Результаты теста учитель проверяет по ключам. Если выпускник случайно поставил запятую или галочку не там, то ответ ему засчитывается как неправильный. Черновики не проверяются, поэтому никто не видит хода мыслей ребёнка, стройности его суждений. Таким образом, проверить его реальные знания очень проблематично. Поэтому многие, у кого результат ЕГЭ, по их мнению, не соответствует их знаниям, подают на апелляцию.
    Михаил ЛОГУНОВ, декан филологического факультета ТвГУ:
    - Неоднозначное отношение. С одной стороны, интересна идея, которая упрощает прохождение испытаний - выпускники сдают экзамены один раз вместо двух. С другой - такая форма не позволяет адекватно оценить качество знаний наших абитуриентов. Всё-таки мы хотели бы видеть своих будущих студентов в лицо и предъявлять к ним свои требования, которые сложились у нас на факультете за долгие годы. А то тех, кто к нам поступил, мы узнаём только 1 сентября. То, что отсутствует взаимосвязь между абитуриентами и преподавателями, - это несомненный минус. Задания в ЕГЭ выстроены не совсем грамотно: они или излишне просты, или чрезвычайно сложны. Вообще всегда при применении тестирования существует элемент угадывания, что явно говорит не в пользу знаний. И само тестирование организовано не очень хорошо: результаты тестов, например, приходится ждать по две недели! Так что, в целом, идея ЕГЭ хорошая, но её надо дорабатывать.
    Надежда ШОДИКУЛОВА, завуч средней школы №18:
    - В 9-х классах ЕГЭ по математике и русскому языку были сложными. Русский язык состоял из трёх частей: изложения, тестирования и мини-сочинения. И всё это за четыре часа. Качественно свои работы выполнили только 20% учеников. По математике же и вовсе 22% - одни «двойки». Детей готовили хорошо, просто материал был практически неподъёмным. У многих выпускников перед экзаменами наблюдалось состояние повышенной тревожности. Тут, как, впрочем, и в 9-х классах, имел большое значение человеческий фактор - результат во многом зависел от того, как, к примеру, был продиктован текст для изложения. В заданиях по математике этого года было больше геометрических задач, а задачи по геометрии всегда сложнее задач по алгебре. Геометрию дети знают хуже. Причём как минимум одна из них необычайно сложная. Как математик, я могла бы, конечно, к этому подготовить, но форму экзамена точно нужно поменять.
    Алёна СВЕТЛОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru