Архив номеров

УНИЧТОЖАЕТСЯ ЛУЧШИЙ ПОЛК РОССИЙСКИХ ВВС. ЧТО ЭТО - ОСОЗНАННОЕ ВРЕДИТЕЛЬСТВО, ГЛУПОСТЬ ДИЛЕТАНТОВ ИЛИ ОДИН ИЗ ФАКТОВ «ПРОГИБАНИЯ» ПЕРЕД ЗАПАДОМ?

    Говорят, очередное сокращение российской армии под названием «военная реформа» (сколько их уже проводилось!) задумано с целью замены военных специалистов гражданскими. Но где их взять столько для разных родов войск? Может, разжаловать нынешних офицеров-профессионалов? Чтобы не платить им за воинское звание - снять с них погоны? Но разумно ли на этом экономить? Разве можно сравнивать профессионального военного, посвятившего свою жизнь служению Отечеству, и гражданского специалиста, работающего ради денег, изначально не понимающего психологии воинского коллектива?




    Чтобы подсластить горечь от «военной реформы», либеральные СМИ твердят: важнейший элемент её - поэтапный перевод воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Аргумент, конечно, весомый. Однако не лучше ли в этих целях просто не сокращать боевые полки? Возьмем в качестве примера 28-й Гвардейский, Ленинградский, ордена Кутузова III степени истребительный авиационный полк, базирующийся в Андреаполе (до него здесь базировались в течение десятилетий другие полки ВВС и ПВО). Как мне рассказали служащие в нем офицеры, на протяжении многих лет этот полк остаётся одним из лучших в ВВС и ПВО. После катастрофы на аэродроме «Домна», когда у самолёта в воздухе оторвался хвост и был наложен запрет на полеты МиГ-29, специалисты 28-го полка первыми среди полков ВВС, эксплуатирующих этот тип самолетов, выполнили необходимые осмотры и проверки и возобновили полеты. Вся страна отдыхала в новогодние праздники, а офицеры и прапорщики полка в двадцатиградусный мороз самоотверженно трудились, чтобы сразу после праздников уехать для выполнения подобных работ в соседнюю часть. Андреапольские лётчики имеют наибольший налёт в ВВС. Они готовы выполнить поставленную командованием задачу в любых погодных условиях, днём и ночью. Так, в сентябре прошлого года поступило указание провести лётно-тактические учения. Запланированный под перевозку людей и технического имущества транспортный борт не пришёл. Тогда, согласно поступившему приказу, погрузили необходимое наземное оборудование на грузовики, технический состав выпустил четыре самолета к месту проведения учений, сам же отправился следом на автотранспорте. Задачи, предусмотренные планом учений, были выполнены, и в намеченный срок полк вернулся на свой аэродром. Во время проведения учений стран СНГ в апреле 2008 года летчики 28-го полка несли боевое дежурство на территории Белоруссии. Самолеты этого полка принимали участие в военном параде 9 мая в небе Москвы. На них регулярно тренируются летчики пилотажной группы «Стрижи».
     По словам специалистов, аэродром в Андреаполе прекрасно технически оснащён. Кроме того, следует особо подчеркнуть, что накануне прибытия сюда 28-го полка в 1993 году из Восточной Германии немцами был возведён на окраине города большой стационарный городок (вдобавок к имеющемуся старому городку). Военнослужащие получили в нём комфортабельное жильё. Их жены работают в воинской части, а также в школе, детском саду, поликлинике и других организациях военного городка и города Андреаполя. Однако размеренное течение жизни гарнизона с недавних пор резко нарушилось. По каким-то неведомым причинам, принято решение о реорганизации 28-го истребительного полка и 14-го истребительного полка на базе последнего в городе Курске. Это вызвало крайнее недоумение людей в погонах, которые, в отличие от «мебельщика» Сердюкова, разбираются в военном деле и в состоянии объективно оценить абсурдность принятого решения.
     - В 14-м полку в Курске, - рассказывал мне знакомый офицер, - нет ни одного боеготового самолета. Значительная часть оборудования курского аэродрома неисправна. Взлетно-посадочная полоса используется совместно с гражданским аэропортом. В ближайшее время её собираются ремонтировать, чтобы сделать полосой международного значения, военным летчикам летать будет негде. Многие военнослужащие здесь не обеспечены жильём. По плану их лётчики должны были летать в Андреаполе на наших самолетах. Ни один полк в Военно-воздушных силах России сегодня не летает столько, сколько 28-й полк. Сейчас речь идёт о том, что когда лётчики 14 ИАП восстановятся и подтвердят своё мастерство, мы передадим им три самолёта, чтобы они могли заступить в Курске на боевое дежурство. Но надолго ли им хватит этих самолетов, если они не смогли сохранить ни одного своего? Вот показательный факт: им дали десять модернизированных МиГов-29СМТ, от которых отказался Алжир, так эти самолеты уже полгода стоят мёртвым грузом. Никто не может на них летать. С другой стороны, если бы их отдали в наш полк, они бы летали регулярно. Наши пилоты переучились и успешно освоили данную модификацию. Недавно поступила новая вводная. Для 28-го полка не выделили керосин, и наши лётчики и техники с частью самолётов перебазировались в Курск, чтобы обеспечить полёты на тамошнем аэродроме. Одним словом, создаётся впечатление, что это не реорганизация, а плановое уничтожение двух полков. Ведь у 14-го ИАПа нет будущего. Как можно предположить, он не просуществует и года. Нам очень обидно от такой несправедливости!
     Присутствует в начавшейся ликвидации 28-го полка несправедливость и другого рода. Одних только вольнонаёмных в нем до 500 человек. Где оставшимся не у дел людям искать работу, если квартирами они тесно привязаны к Андреаполю? Свободных рабочих мест для них в городе практически нет. Кроме того, после сокращения гарнизона детский сад, школу, поликлинику и другие объекты передадут в гражданское ведение, но местная власть вряд ли в состоянии их финансировать. Таким образом, постепенно начнёт разрушаться и придёт в убогое состояние вся инфраструктура военных городков (старого и нового). Впрочем, наиболее злачные объекты, скорее всего, приберут к рукам оборотистые дельцы местного розлива. Некоторые из них, как я слышал, потирают руки в предвкушении дележа очередного «пирога» собственности. Когда в недалеком будущем новое руководство министерства обороны поймёт, что полк в Андреаполе все-таки нужен, создавать его и строить объекты на аэродроме придётся, увы, заново. Успокоительные разговоры о якобы существующем договоре с Белоруссией - она, мол, будет прикрывать этот участок границы - лично меня не убеждают. Как быть, если к власти у соседей придёт оппозиция? Да и при «батьке» Лукашенко что-то не ладится в последнее время в наших отношениях (полагаю, не без участия либералов из структур российской власти). Нельзя исключать того, что недавние реверансы белорусского президента в сторону Запада могут обернуться конкретными действиями не в интересах России. Во всяком случае, учитывать такой вариант возможного развития событий необходимо. Остаётся лишь удивляться недальновидности нашего военного ведомства.
     Делились в разговоре со мной отставники и действующие офицеры полка и своим мнением о «военной реформе» в целом. По их словам, с самого основания РККА никто из внешних врагов не мог её победить, и теперь, видимо, решено развалить российскую армию изнутри. В частности, избавляются от самых грамотных и опытных специалистов, не подписывая контракт с теми, кто достиг предельного возраста. Между тем хорошо известно, что в армии практически нет среднего звена кадров в возрасте от 32 до 42 лет. От них избавились ещё в результате предыдущей реформы. На молодых же лейтенантов надежды пока мало. Немалая их часть заражена потребительской психологией и не рассматривает воинскую службу как служение Отечеству.
     - А как можно объяснить введение 400-го приказа, когда офицеры, служащие рядом, выполняющие одинаковую работу, имеют различное финансирование? - возмущались военные. - О каком товариществе и взаимовыручке может идти речь, если совершенно одинаковые специалисты находятся в разных условиях? Это - очередное яблоко раздора. В подразделениях, где здоровые коллективы, к этому вопросу подходят справедливо - честно делят деньги на всех. Но не везде такие коллективы, как в нашем полку. Отсюда вспышка суицидов и неуставных взаимоотношений среди военнослужащих. А взять так называемую ротацию вооружённых сил. Предполагается, что офицер не будет служить на одном месте более трех лет. А как же семьи? Представляете, что это такое - каждые три года искать жене работу на новом месте службы мужа? Регулярно перевозить личные вещи? В народе говорят, что три переезда равняются одному пожару. Но смогут ли дети хорошо учиться, если их периодически срывать с одной школы и переводить в другую, где совершенно другая программа и занимаются по другим учебникам? Ещё предполагается при необходимости переводить из одного рода войск - в другой. Например, был летчиком, а станешь танкистом или подводником. Разве можно за полгода переучиться и стать профессионалом? Опыт и мастерство приходит с годами работы.
     Актуальность этих мыслей дополнилась недавним моим разговором с матерью одного из молодых офицеров, служащего, правда, в другой части. Станислав Д., выпускник Андреапольской средней школы №2, с детства мечтал стать офицером и мечту исполнил, окончив одно из училищ ПВО. Помню, как его дед, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, одобрял выбор внука. Но пошёл всего второй год с тех пор, как Станиславу вручили лейтенантские погоны, а в душе его, по словам матери, уже проклюнулось разочарование. И вовсе не потому, что военная судьба забросила в отдалённый гарнизон, где приходится испытывать определённые бытовые трудности. Причина разочарования другая - отсутствие перспектив продвижения по службе. Молодых офицеров словно бы подталкивают к увольнению, заменяя офицерские должности должностями прапорщиков.
     Ну, разве можно так плевать в душу людям, осознанно выбравшим нелегкую стезю защитника Отечества?! «Армия первый и последний оплот государственности. Разложить армию, значит разложить государство», - писал выдающийся военный публицист Михаил Осипович Меньшиков. Он же называл армию «цитаделью» нации. С тем, что эта «цитадель» требует глубокого капитального ремонта никто, собственно, и не спорит. Однако качественно исполнить эту работу в состоянии осуществить лишь элита национальных интересов. Те же, кто занимается этим сегодня, по-моему, вместо ремонта занимаются реформациями, ввергнувшими армию в очередную разрушительную смуту. Один тот факт, что во главе военного ведомства стоит министр, по своему образованию и опыту далекий от понимания проблем армии, является для человека в погонах оскорбительным.
     Вернёмся, однако, к судьбе авиационного полка в Андреаполе. В этой истории не может не удивлять потусторонняя позиция региональных властей. Видимо, интересы чиновников находятся в другой плоскости - рыночной. Вызывает сожаление и позиция администрации Президента РФ. Оттуда, в ответ на свое обращение к Д.А. Медведеву от 4 апреля с.г., я получил цидульку из нескольких строк, в ней сообщалось о пересылке моего письма в Министерство обороны. Переслали тем, на кого я жаловался. Из Минобороны, как и ожидалось, - ни ответа, ни привета. А посему я вынужден во второй раз публично обратиться к президенту России Д.А. Медведеву с просьбой вмешаться в разрешение ситуации вокруг 28-го истребительного авиационного полка. Думается, не мешало бы заняться ею, как и многим другим из того, что предусмотрено «военной реформой», Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

    Валерий КИРИЛЛОВ, член Союза писателей РФ, заслуженный работник культуры РФ,
        почётный гражданин Андреапольского района Тверской области

Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru