Архив номеров


     1970-1990 годы для тверской земли были десятилетиями роста. Непосредственное участие в организации и руководстве областным хозяйством принимал заместитель председателя Калининского облисполкома (в течение 14 лет), заведующий промышленно-транспортным отделом обкома КПСС (6 лет) Николай Иосифович КУРОЧКИН.
    ВЫБОР СУДЬБЫ
    Родился Николай Курочкин в 1930 году в Белоруссии, в Витебской области. Его семья полной мерой хлебнула горя в оккупации. Школу Николаю удалось окончить лишь после войны.
    Как и многие сверстники, Коля Курочкин с детства мечтал стать летчиком. Он с двумя товарищами поехал в Челябинск, думая поступать в военное училище, но медкомиссия забраковала его по зрению.
    И встал вопрос - как быть? Решил поступать в институт народного хозяйства им. Куйбышева в Минске. «Мне надо было за один день сдать все семь экзаменов: физику, историю, математику письменно и устно, русский и белорусский языки», - вспоминает Николай Иосифович. Худой, истощенный, за день Николай сдал все экзамены, причем последний, математику, фактически не сдавал: преподаватель удивилась его геройству и поставила, не спрашивая, четверку.
    НАЧАЛО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
    Николай стал экономистом и получил направление в Орел, на хлебозавод. Работал неплохо, вскоре ему предложили повышение - должность инструктора в обкоме комсомола. Позднее он стал инженером-экономистом в Орловском совнархозе. Незадолго до этого Николай сыграл свадьбу, жена болела, и врачи посоветовали сменить климат. Так семья Курочкиных в 1960 году оказалась в Калинине, где жили родители жены.
    Николай отправился на вагонзавод. Ему предложили должность инженера по вопросам планирования. Вскоре Курочкина сделали старшим инженером, затем руководителем бюро, а через недолгое время он стал главным экономистом - заместителем директора вагонзавода по экономике. Начальники цехов зачастили к Курочкину, его авторитет рос быстро.
    ЗИГЗАГИ ПАРТИЙНОЙ РАБОТЫ
    Работа на заводе шла успешно, на него обратили внимание в райкоме. В 1961 году первый секретарь Заволжского райкома КПСС Иван Максимович Торбин дал Курочкину поручение - профессионально проверить работу хлебозавода №3, что на Горбатке. Николай вник в экономику предприятия и составил докладную записку с рекомендациями. В райкоме записку оценили высоко, Курочкина пригласили на должность второго секретаря райкома.
    Вскоре произошли хрущевские нововведения - обком разделили на промышленный и сельскохозяйственный. «Я делал доклад о новом тогда явлении - хозрасчете и материальном стимулировании за качественный труд», - вспоминает Николай Иосифович. Об этом говорил на сентябрьском пленуме ЦК (1961 г.) председатель Совмина Алексей Косыгин, но в последующем генсек Леонид Брежнев его не поддержал.
    Николаю Курочкину хотелось вернуться на завод. В райкоме грамотного специалиста не отпускали. Кончилось тем, что в 1965 году Курочкин вернулся на завод заместителем директора, но месяцев через семь партийные органы снова «вытащили его на свет». Его избирают секретарем парткома завода, который действовал на правах райкома. А спустя еще время Николай Курочкин становится первым секретарем Заволжского райкома КПСС.
    НА ВЫСОКИХ ПОСТАХ
    В 1970 году Николая Иосифовича Курочкина пригласил на беседу первый секретарь обкома Николай Гаврилович Корытков. Порасспрашивал и предложил перейти на работу в обком КПСС заведующим промышленно-транспортным отделом. Глаз на хороших специалистов у Корыткова был наметанный, в руководители ставил работящих способных людей.
    Новая работа была посложнее прежней. В круг его обязанностей входило курирование промышленности всей области: транспорта, связи, лесного хозяйства, обеспечение топливом предприятий и населения, строительство дорожной сети и множество более мелких проблем и вопросов, возникающих ежедневно. Пришлось поездить по районам области, помотаться в командировках. Николай Курочкин не был кабинетным начальником.
    В те годы областной власти подчинялась лишь местная промышленность, а крупные предприятия были в ведении министерств. Таким руководителям, как Николай Курочкин, досталась задача координации усилий всех структур и ведомств, включая взаимодействие с министерствами, отделами ЦК, Совмином, с руководящей прослойкой в столице.
    ДОРОГИ И ТЕПЛО
    В 1976 году Курочкин стал заместителем председателя облисполкома. Усиленного внимания нового зама требовали две вещи: дороги и тепло. Дорог в области катастрофически не хватало, а те, что были, находились далеко не в лучшем состоянии.
    Нет, сам Курочкин дороги не строил, в конце концов, он по образованию экономист, но он обязан был обеспечить организацию дорожного строительства. Сюда входят, например, контроль над изготовлением и подвозом стройматериалов, подбор кадров рабочих и специалистов, создание производственной базы, включая опорные пункты в районах, поиск денег, разработка экономических стимулов и прочее, и прочее - вплоть до всевозможных совещаний в областном центре и на местах. В итоге строители за 20 лет с 1970 по 1990 год ввели в эксплуатацию 2634 км новых дорог общего пользования, 5310 км внутрихозяйственных дорог, построили 570 мостов.
    Энергетика и тепло - второй фронт забот нового заместителя председателя облисполкома. При нем вступила в строй ТЭЦ-3, началось сооружение первых двух энергоблоков АЭС в Удомле. Но это стратегические свершения, а бывали критические моменты, когда не хватало прозаического торфа и мазута. Из-за морозов снабжение торфом из «Озерецкого» могло прекратиться. Василий Бельченко поручил Николаю Курочкину и директору объединения «Калининторф» Ивану Воронину разобраться и исправить положение. Оба выехали на «Озерецкое»: в сильный мороз техника отказывала, колеса вагонеток по рельсам не двигались, так как смазка замерзла; погрузки торфа практически не было. Тогда своей властью и авторитетом оба руководителя организовали и обеспечили сотню грузовых автомобилей и вывоз торфа на ТЭЦ-4 с другого торфопредприятия, «Оршинского». Это эпизод, но он характеризует специфику работы настоящих руководителей.
    В начале 1980-х годов в стране стали возникать перебои в подаче электроэнергии, остро стоял вопрос о ее экономии. Николай Иосифович вспоминает: «Я был приглашен в числе многих в Кремль на совещание к Гейдару Алиеву, члену Политбюро ЦК КПСС, по вопросу - что делается на местах по экономии электроэнергии. Сначала выступали двое моих коллег из других областей, потом наступил мой черед. Я рассказал о принимаемых мерах у нас в области. Министр энергетики Непорожний кивал мне одобрительно. В заключение Алиев сказал, что если то, о чем говорил Курочкин, соответствует действительности, то эти меры заслуживают одобрения и распространения на другие области». Такая вот специфика работы заместителя председателя облисполкома.
    Приходилось стучаться в верха и по другим поводам. Однажды депутаты Кивергинского сельского совета Рамешковского района написали жалобу на имя генсека Л. Брежнева о том, что газовики, прокладывая трубу Ухта - Торжок, разбили тяжелой техникой дорогу длиной около 30 км. Они просили оказать содействие в ее восстановлении. Брежнев поручил Кузнецову, первому заместителю председателя Верховного Совета СССР, рассмотреть просьбу. «Я и три депутата из Рамешек были приглашены в кремлевский кабинет, в котором когда-то принимал посетителей Михаил Иванович Калинин. Были там и министры: газовой промышленности и дорожного строительства, - вспоминает Николай Иосифович. - Я выступил жестко, перечисляя количество материалов и техники, необходимые для восстановления дороги. Все это выделили и за короткое время дорогу восстановили».
    НА ПЕНСИИ
    «К 1990 году я очень устал от большой нагрузки, перенапряжения, в работе возникло желание пожить для своей семьи, для себя. Да и возраст для пенсии подошел - 60 лет исполнилось. Решил уходить. Назначили мне пенсию союзного значения», - говорит Николай Иосифович. Но такие заряженные энергией люди на диване не сидят, им подавай активную жизнь. Точнее сказать - не подавай, а они сами ее инициируют. Вскоре Николай Иосифович возглавил клуб «За процветание Тверской области». Издали превосходную, уникальную подарочную книгу, в которой изложена история тверских дорог с седой древности до наших дней.
    Лет семь тому назад он занялся сбором материалов для написания книги «Тверской край. История и современность». Тогдашний губернатор Владимир Платов распорядился создать рабочую группу для подготовки к ее изданию. Утвердили содержание, редколлегию, коллектив авторов. Собрали около 200 статей и 1500 фотодокументов. Но в связи с выборами нового губернатора работа была приостановлена. А потом новый замгубернатора Н.М. Беленко сообщила Курочкину, что время для такой книги еще не наступило...
    В 2002 году Николая Иосифовича наградили золотой медалью Российского фонда мира за большой вклад в деле социально-экономического развития Тверской области. В прошлые годы были и другие награды: три ордена «Знак Почета», медали, почетный знак «Крест св. Михаила Тверского», знак «Почетный дорожник».
    «Главное - честность и ответственность управленца перед гражданами. Надо знать и понимать жизнь рядового человека, работе отдавать всю душу. Что касается нового поколения, то хорошо бы ему перенять от нас все хорошее, сделав скидку на наши ошибки», - таково мнение ветерана.
    А еще, полагает Николай Иосифович, нет у нас в обществе настоящих лидеров, за которыми народ пойдет без сомнений. Как только они начинают проявляться, их стараются убрать. Их вовремя покупают деньгами и постами, а затем задвигают в неизвестность.
    ...Прожита долгая большая жизнь, за которую не стыдно ветерану смотреть людям в глаза. Николай Иосифович многое сделал хорошего и полезного для людей, пусть его опыт перенимают другие. Об этом хорошо сказано в одном любительском стихотворном поздравлении:
    
    Познали ребята того поколенья
    И холод, и голод, и гибель родных.
    Жаль, это теперь предается забвенью, -
    Грядущему следует помнить о них.
    
    Ты той же породы, и той же закалки,
    Она и сейчас сохранилась в тебе,
    А если кому-то вдруг станет нас жалко,
    Пусть лучше завидуют нашей судьбе.
    
    Борис ЕРШОВ



     Наш сегодняшний герой - настоящий баловень военной судьбы. История жизни Александра Ивановича Авдошина напоминает захватывающий роман: простой деревенский мальчишка из Старицкого района стал командиром взвода ПТР, прошел через мясорубку Сталинграда, был трижды ранен, считался погибшим, но все-таки выжил.
    Война застала его в Москве. Александр Иванович прекрасно помнит тот день, когда он, подросток, услышал по радио объявление о нападении гитлеровской Германии. Вскоре над Москвой показались немецкие самолеты.
    Помимо работы Александр учился в аэроклубе на летчика. Тренировались в Москве в Вешняках. Ребят эвакуировали в Рязанскую область на станцию Кораблино. Там они продолжили практику. Но суровая военная действительность внесла свои коррективы. Авиашколу расформировали. Чтобы стать настоящим летчиком, Александру не хватило летных часов, и к тому же на тот момент он был несовершеннолетним.
    Все 120 курсантов попали на пересылочный пункт, откуда ровно половина были отправлены на передовую, остальные - на учебу на младших командиров. Наверное, именно тогда судьба решила выбрать Александра Авдошина одним из своих любимцев. Он оказался в числе тех, кто поехал учиться. Ребята три месяца учились на сержантов, а потом - на передовую. Александр попал в эпицентр войны - под Сталинград.
    Шел 42-й год - самый кровавый период в Великой Отечественной.
    - В 42-м пало очень много советских бойцов, - говорит Александр Иванович. - Когда мы шли, кругом были горы трупов, много замерзших и раненых солдат. Бойцы были совершенно неподготовлены. Их приходилось всему обучать с нуля. Воевать было практически нечем. Командование, отправляя солдат на фронт, говорило без обиняков: «Убьете немца, заберете у него винтовку и воюйте дальше».
    19-летнему Саше достался взвод ПТР (противотанковых ружей) - ни столько оружия, сколько средства психологической защиты личного состава. Действительно, сегодня трудно представить, как ружьями можно противостоять танкам. В подчинении у Александра оказались узбеки и казахи и 25-ПТРовских патронов впридачу. Новоиспеченные солдаты не умели ровным счетом ничего. Но Авдошин начал упорно готовить их. Было очень сложно. Кругом - пустыня и ни души, лишь изредка через десятки километров попадались спрятавшиеся деревеньки. Температура 25 градусов ниже нуля. А все в тоненьких шинельках и ботинках в обмотках. На удачу встретили машину с валенками, которые наших солдат буквально спасли. Кому валенок не досталось, попросту замерзли.
    На вопрос о том, что же помогало в борьбе с неприятелем, ветеран отвечает однозначно: «Это мысль о том, что мы защищаем свое - родную землю, свой народ. У нас многонациональное государство, но тогда все как один громили немца».
    Они шли все вперед и вперед, форсировали Волгу. Над головой кружили вражеские самолеты. Началось наступление. В этом бою принял участие и взвод ПТР Александра Авдошина. Свое первое ранение осколком в шею он получил именно здесь. Его сразу направили в госпиталь другой воинской части. Здесь молодой командир пролежал целый месяц. В своей части его сочли пропавшим без вести, и родители Саши получили похоронку.
    Генерал Паулюс, командующий немецкими войсками под Сталинградом, был окружен. Позже Александр видел его, уже поверженного, когда охранял пленных. Он до сих пор помнит, как по берегу Волги гнали захваченных немцев, а кругом море убитых и раненых. Все землянки были забиты пленными. Бледные, тощие немецкие солдаты по очереди выходили из землянки с котелком, и повар накладывал им пищу. Одновременно из землянки выносили мертвых и тут же закапывали. Позже генерал Паулюс вместе с другими главнокомандующими фашистских войск был отправлен в Москву.
    В 43-м Александр попал под Смоленск. Шли туда лесом, перебираясь через сплошные болота. Наши бойцы в этих сложнейших условиях сооружали дороги для прохождения танков, сутки напролет пилили, строгали. В бою под Смоленском Авдошин получил втрое ранение - на этот раз в ногу. Пролежал в госпитале в Горьком целых полгода. После выписки его направили в Иваново на дополнительное обучение, поскольку на передовой требовался офицерский состав - младшие лейтенанты.
    Спустя полтора года Александру было присвоено звание и его направили в Германию для изучения вражеского оружия. Шел уже 45-й год. Конец войны. Молодому офицеру дали взвод для уничтожения немецких группировок. В ходе одного из боев он вновь был ранен.
    Победу Александр Иванович встретил уже в Польше в санитарном вагоне. Миновав Польшу, ехали на Украину, в Волчанск. «Помню: лежу я на верхней полке, и вдруг заговорило радио. Нам сообщили, что во время поездки на наш поезд могут напасть бандеровцы в количестве ста человек, которые в то время лютовали на Украине». Всех раненых стали вооружать - кого чем, Александру досталась винтовка. Ехали и думали, вот так - всю войну прошли, а от рук каких-то бандитов можем жизнь потерять. Обидно. Бог миловал, нападения удалось миновать. Когда вышли из поезда в Волочанске, им навстречу высыпала ватага ребятишек. Они с большими букетами цветов встречали раненых советских солдат.
    После всех полученных ранений Авдошину дали третью группу инвалидности, и путь в офицерскую школу был закрыт.
    Война закончилась. Хромой, с палочкой, Александр вновь вернулся домой в родную деревню, где сменил своего отца на должности председателя колхоза. Время было очень тяжелое - ни лошадей, ни тем более техники. Пахали на двух быках. А заготовок требовали очень жестко. 3 тонны сухого зерна - умри, а сдай государству. А в деревне - одна лишь рига, в которой жили, и сушилка. Крутись как хочешь.
    Александр пошел учиться на комбайнера, потом работал по специальности. В 1973 году вместе со своей семьей перебрался в Тверь, тогда еще город Калинин, где и живет до сих пор, окруженный любящими детьми и внуками.
    Вера ПЕТРОВА


Наша газета выходит в городах:
  • Андреаполь
  • Бежецк
  • Белый
  • Бологое
  • Вышний Волочек
  • Весьегонск
  • Жарковский
  • Западная Двина
  • Зубцов
  • Калязин
  • Кашин
  • Кесова Гора
  • Кимры
  • Конаково
  • Красный Холм
  • Кувшиново
  • Лесное
  • Лихославль
  • Максатиха
  • Молоково
  • Нелидово
  • Оленино
  • Осташков
  • Пено
  • Рамешки
  • Ржев
  • Сандово
  • Селижарово
  • Сонково
  • Спирово
  • Старица
  • Торжок
  • Торопец
  • Удомля
  • Фирово
  • ЗАТО Озерный
  • ЗАТО Солнечный
  • Тверь
  • Селигер

 

Блоги пользователей

Геннадий Климов, главный редактор

Орлова Мария, первый зам. главного редактора

Блог газеты

Марина Гавришенко, зам. главного редактора

Любовь Кукушкина, журналист

"Тверия" - Граждане Тверской области и тверские Землячества


   
 
   

Контакты

Адрес редакции: 170100, г. Тверь, ул. Советская, 25, 2-й этаж.
Тел./факс 34-26-44, тел. (4822) 34-77-02
e-mail: karavan@tvcom.ru